Формирование навыков сочинения сказок у детей дошкольного возраста
проект (старшая группа) по теме

Лебедева Татьяна Витальевна

Результаты проектной деятельности "Сказка учит говорить"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков сочинения сказок у детей дошкольного возраста

(в рамках реализации проекта «Сказка учит говорить»)

Лебедева Т.В.,

воспитатель СПДС № 6 «Солнышко» г.о. Жигулвск

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии.
Без этого он засушенный цветок.

В.А. Сухомлинский

В связи с утверждением федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования выпускник детского сада должен обладать интегративными качествами, среди которых:

  • способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту; применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем); уметь воплотить собственный замысел в рисунке, постройке, рассказе;
  • владеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения;
  • быть эмоционально отзывчивым и реагировать на произведения изобразительного искусства, музыкального и художественного произведения, мир природы; сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов.

Однако, для формирования таких качеств необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности дошкольника.

Изучены уникальные возможности старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц (Л.И.Божович, А.М.Бородич, М.М.Рыбакова, А.Е.Шибицкая и др.). Огромную роль в этом призваны сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в сказках, а также высший психический процесс нервной деятельности – воображение.

Народная сказка – благотворный источник для детского творчества. Сказка обогащает чувство и мысль ребенка, будит его воображение. В процессе обучения дошкольников сочинению сказок возможно развивать речевое творчество. На решением данной задачи направлен проект «Сказка учит говорить».

Цель проекта: формирование у дошкольников навыков самостоятельного словесного творчества посредством использования сказочного материала и сочинение собственных сказок.

Задачи проекта.

1. Формировать умение создавать сочинения на основе соединения разных сказок с включением новых персонажей и их характеристик.

2. Развивать словесное творчество на основе художественного воображения ребенка с использованием всех компонентов речевой системы (лексической, грамматической, фонетической).

3. Развивать способности изображать художественный образ сказочных персонажей через использование выразительных средств языка (вербальных и невербальных).

4. Воспитывать у дошкольников познавательный интерес и любовь к художественному слову, произведениям детской литературы и народного творчества.

Основные мероприятия проекта

1. Создание «Мини-музея книги».

Цель: познакомить детей с историей возникновения письменности, историей создания книги; воспитывать интерес к книгам.

2. Создание мини-библиотеки в группе.

Цель: расширять знания детей о книгах (жанрах литературных произведений); вызывать желание читать их, умение пользоваться библиотекой; воспитывать интерес к чтению.

3. Организация литературной гостиной.

Цель: познакомить с классификацией сказок (по В.Я.Проппу: сказки о животных, сказки о людях и др.), композицией сказки (завязка, кульминация, развязка); формировать навыки самостоятельного сочинения сказок с использованием различных средств (модели, схемы, герои разных сказок, коллажи, сюжетные картинки, заданное начало или концовка, картинные планы и т.д.).

4. Выпуск альбома загадок по сказкам.

Цель: формировать представление о жанре загадки, учить отгадывать их; закреплять знания детей о сказках, сказочных героях и волшебных предметах.

5. Проведение литературных досугов.

Цель: развивать творческие способности в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх и других видах исполнительской деятельности по знакомым сказкам.

6. Литературная мастерская.

Цель: формировать интерес к созданию «Книги сказок», ее художественному оформлению.

Основные этапы проекта

На первом этапе дети знакомились с новыми, ранее не слышанными ими сказками, стишками, потешками, прибаутками, загадками, закрепляли прежний запас произведений фольклора. Детская деятельность на этом этапе выражается в активном восприятии и усвоении фольклора, в возрастании интереса к нему, желании исполнять, выразительно читать народные стишки, потешки, рассказывать знакомые сказки.

На втором этапе вся работа была направлена на то, чтобы дети осознали характерные особенности жанра сказки (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др.), традиционности приемов развития и построения сказочного сюжета (присказка, зачин, концовка), повторности, троекратности эпизодов, приемов «от большого к малому», «от малого к большому». Детская деятельность на втором этапе состоит в активном взаимодействии с материалом: в анализе средств художественного изображения народной сказки и использовании этих средств в собственном творчестве.

Осознание детьми закономерностей этого жанра позволил перейти к следующему (третьему) этапу работы – сочинению сказок.

Используемые методы и приемы

  • Использование музейной педагогики

Мы рассмотрели историю возникновения не только книги, но и самой письменности; дети узнали, на чём и чем писали в древности; как создавались первые книги и как делают книги сегодня.

В уголке «В гостях у сказки» подбирали сказочные предметы (волшебная палочка, ковер-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ступа и метла, волшебный горшок, чудесная лампа, музыкальная табакерка), решали, кто там будет жить (Красная шапочка, Дюймовочка, коровушка, лягушка-царевна и др.), даже задумывались, чем будут их кормить (молодильные яблоки, репка, каша из топора, хлеб, пирожок).

  • Использование моделирования и символики при обучении сочинению сказок.

Вначале мы учились «записывать» сказку, составлять ее модель. Дети приобретали очень важное умение – умение выделить в произведении самое главное, изобразить такие опорные сигналы, по которым можно воспроизвести знакомую сказку или придумать новую.

Методы работы по обучению детей сочинению сказок тарший дошкольный возраст).

Проанализировав опыт педагогов и психологов (Э.П.Короткова, А.Е.Шибицкая, О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш, Е.Б.Танникова и др.) мы отобрали и систематизировали разнообразные методы работы со старшими дошкольниками по обучению сочинению сказок:

  • моделирование сказок,
  • сказки с новым концом,
  • знакомые герои в новых обстоятельствах,
  • коллаж из сказок,
  • сказки по-новому, «перевирание» сказок,
  • сериал в сказках,
  • сказки по смешанным образам,
  • сказки из загадочных объявлений,
  • эксперименты в сказках,
  • цветные сказки,
  • сказки от превращений,
  • случайные сказки,
  • музыкальные сказки,
  • экологические сказки,
  • сказки из загадок, пословиц, считалок, стихов.

Таблица 1. Формы работы в рамках реализации проекта

Совместная деятельность детей

с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Работа

с родителями

Взаимодействие со специалистами

  • досуги (викторины, тематические недели и т.д.)
  • литературные гостиные;
  • театрализованные игры;
  • продуктивные виды деятельности.

  • слушание в грамзаписи чтения сказок мастерами художественного слова,
  • рассматривание и чтение книг,
  • игры-драматизации;
  • продуктивная деятельность и др.

  • совместное творчество в продуктивных видах деятельности (подбор и создание музейных экспонатов, сборники сказок, загадок, книжки-малышки, коллажи, оформление мини-библиотеки и др.);
  • «Родительский университет»;
  • мастер-класс «Новая сказка за 15 минут» и др.

  • мастер-класс «Изготовление глиняной (восковой) таблички», «Книга-свиток»;
  • консультация «Что мы знаем о сказках?»;
  • медиапрезента ция «Методы работы по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок».

Таким образом, внедряя данный проект, получили следующие результаты:

– расширение знаний воспитанников о книгах, классификации и композиции сказок;

– развитие воображения;

– умения создавать собственные сочинения на основе предложенного или самостоятельно составленного сюжета, соединения разных сказок с включением новых персонажей и их характеристик;

– активное включение родителей в образовательный процесс.

Литература

  1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] /                    М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М. : Академия, 1998.
  2. Большева, Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Учебно-методическое пособие [Текст] /                           Т.В. Большева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  3. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э.П. Короткова. – М. : Просвещение, 1982.
  4. Сказка как источник творчества детей [Текст] / под ред. Ю.А. Лебедева – М. : Владос, 2001.
  5. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л.Б. Фесюкова. – Харьков : Фолио, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста.

В статье описана профилактика, условия предупреждения искривления позвоночника и формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста. Статья предназначена педагогам, родителям....

Картотека игр, способствующих формированию навыков социального поведения у детей дошкольного возраста

Игра – упражнение «Ласковый мелок» Педагог. Рисунок наш будет необычным: рисовать будем волшебным невидимым  мелом друг другу на спине. Посмотрите, как нужно рисовать этим мелком.Педаг...

Формирование навыков сочинения сказок у детей дошкольного возраста

Представлен опыт работы реализации проекта "Сказка учит говорить"...

Дополнительная образовательная программа Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. «Береги себя» для детей от 3 до 7 лет

Совершенствование дошкольного воспитания в области безопасности жизнедеятельности является весьма актуальным. Что подтверждается:-социальным заказом семьи и школы, государства на формирование личности...

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных организаций «Ярмарки педагогического мастерства» по формированию навыков творческой деятельности у детей дошкольного возраста посредством техники «скрапбукинг»

Техника «скрапбукинг» оказывает большое влияние не только на повышение интереса у современных детей к ручному творчеству, но и на всестороннее развитие, социализацию детей дошкольного возр...

Методическая разработка мастер-класса для педагогических работников «Карты Проппа как средство формирования навыка пересказа сказок у детей дошкольного возраста»

Представленная методическая разработка мастер-класса для педагогических работников направлена на расширение представлений педагогов об использовании карт Проппа как средства формирования навыка переск...