Методическая разработка мастер-класса для педагогических работников «Карты Проппа как средство формирования навыка пересказа сказок у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Середа Олеся Юрьевна

Представленная методическая разработка мастер-класса для педагогических работников направлена на расширение представлений педагогов об использовании карт Проппа как средства формирования навыка пересказа сказок у детей дошкольного возраста. Также  в данной разработке обосновывается актуальность использования карт Проппа, особенности методики, а также примерные практические задания, которые рекомендуется предлагать дошкольникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_sereda.doc506.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка мастер-класса для педагогических работников

Аннотация. Представленная методическая разработка мастер-класса для педагогических работников направлена на расширение представлений педагогов об использовании карт Проппа как средства формирования навыка пересказа сказок у детей дошкольного возраста. Также  в данной разработке обосновывается актуальность использования карт Проппа, особенности методики, а также примерные практические задания, которые рекомендуется предлагать дошкольникам.

Тема мастер-класса: «Карты Проппа как средство формирования навыка пересказа сказок у детей дошкольного возраста» (слайд 1)

Цель: расширить представление педагогов об использовании карт Проппа в формировании навыка пересказа сказок у детей дошкольного возраста.

Задачи мастер-класса:

  • показать возможности использования карт Проппа в формировании навыка пересказа сказок у дошкольников;
  • продемонстрировать использование карт Проппа для формирования навыка пересказа сказок в практической деятельности.

Техническое оснащение: ноутбук, проектор.

Методическое оснащение: мультимедийная презентация, два набора карт Проппа, два листа А4, несколько ручек, анкеты по числу участников.

Содержание мастер-класса:

Педагог-мастер: Уважаемые педагоги, я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе. Сегодня мы выясним возможности использования карт Проппа в формировании навыка пересказа сказок у детей дошкольного возраста.

 Слайд 2 В контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования находит отражение проблема развития «связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи».  Одним из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст, является пересказ.

В настоящее время практикующие педагоги занимаются поиском различных методов и средств, способствующих активизации деятельности детей. Одним из эффективных средств развития связной речи у детей дошкольного возраста, в частности навыка пересказа, является сказка.

Обычное прочтение произведения, кроме как хорошего время препровождения, может ничего не дать. Поэтому необходимо заинтересовать ребенка. Помогут в этом карты Проппа, которые представляют собой  своего рода сказочный конструктор,  пазлами или деталями его служат функции или сказочные ситуации сказки (схематичные изображения структурных элементов сказки).

Слайд 3 Педагог-мастер: Кратко познакомимся с ними. Они представлены на экране.

Слайд 4 Педагог-мастер: Как и любое занятие, занятие по обучению пересказу сказок имеет определенную структуру. Я предлагаю определить последовательность этапов занятия и соединить их с соответствующей целью.

Для этого каждый возьмет карточку, на которой написан этап, выстроятся все в определенной последовательности, согласно этапам. Можно обсуждать. После этого сравним с экраном.

Педагоги-участники определяют структуру занятия, выстраиваются согласно этапам.

Педагог-мастер: Итак, сравниваем с экраном. (если этапы не в той последовательности, значит, перестроиться педагогам-участниками в нужной последовательности, согласно экрану)

Педагог-мастер: А сейчас определим цель каждого этапа. В соответствии со своим этапом каждый берет цель. По очереди подходит. Если потом вы поняли, что взяли не ту цель, в конце можно пообщаться с коллегами и сделать правильный выбор.

Педагоги-участники определяют цель в соответствии с этапом. Сравнивают с экраном.

Сначала 1 щелчок – отроются этапы, затем второй – откроются цели

Этап

Цель

Организационный момент

Развитие произвольного зрительного внимания, создание мотивации.

Подготовка к восприятию текста сказки

Уточнение и активизация словаря по теме, развитие логического мышления.

Чтение сказки, показ иллюстраций.

Развитие слухового внимания и памяти

Выстраивание графического плана рассказа

Формирование логической, цельности рассказа.

Беседа по содержанию

Развитие диалогической речи

Физкультпауза

Снятие усталости и напряжения

Повторное чтение сказки, с установкой на пересказ

Развитие слухового, зрительного внимания и долговременной памяти.

Пересказ по графическому плану

Развитие связной речи, памяти.

Лексические упражнения

Активизация словаря, развитие грамматического строя речи.

Итог занятия

Оценка работы детей.

 Педагог-мастер: Итак, мы познакомились со структурой занятия, которая рекомендуется для работы с дошкольниками при использовании карт Проппа  для формирования навыка пересказа сказок.

Сейчас я предлагаю понять на практике, как работать с картами Проппа.

Для примера рассмотрим сказку «Красная Шапочка». Мне нужно 11 человек (если столько человек нет, тогда по две карты берут).

Я буду читать отрывок из сказки, а каждый из вас по очереди будет брать нужную карточку для этого отрывка.

Педагоги-участники определяют нужную карточку, соответствующую отрывку сказки.

Слайд 5-16

Педагог-мастер:

Жила-была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной Шапочкой.

Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла.

 «Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай»,– наказывала ей мама. «Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно».

Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни.

Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку.

Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку.

Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие большие руки (получила ответ: «чтобы обнимать»), уши (чтобы лучше слышать), глаза (чтобы лучше видеть)…Ответив на последний вопрос «Почему у тебя такие большие зубы» — «чтобы съесть», волк проглотил девочку.

Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник.

Охотник вбежал в дом и убил волка.

Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом.

 А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.

Педагог-мастер:  Вот такая сказка у нас получилась! Отлично! Молодцы! Присаживайтесь!

Сейчас я предлагаю разделиться на две группы, каждая выбирает одну любую известную всем сказку. Составляет графическую схему с помощью карт Проппа для этой сказки. А дальше я расскажу, что будем делать.

Также вы можете набросать кратко содержание сказки.

Педагоги-участники в группах составляют схему с помощью карт Проппа.

Каждой команде дается по набору карточек.

Педагог-мастер:  Сейчас я предлагаю выйти первой группе со своей схемой. Станьте последовательно. И один из вас перескажет сказку с помощью карт Проппа, останавливаясь на каждой из них.

Педагоги-участники по группам пересказывают свои сказки.

Педагог-мастер:  Замечательно справились с заданием! Если это интересно взрослым, то дети тоже оценят эти карты. Поэтому считаю, что карты Проппа являются интересным и эффективным средством работы с детьми, в том числе при формировании навыка пересказа сказок.

Спасибо за внимание и за активное участие! С вами было приятно работать!

И в конце я бы хотела провести небольшое анкетирование. Анонимное. Что позволит мне узнать эффективность проведенного мастер-класса.

Педагоги-участники заполняют анкеты. Отдают педагогу-мастеру.

Педагог-мастер: Спасибо, до свидания!

Слайд 17

Список использованных литературных источников

  1. Пропп, В.Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В.Я. Проппа) / В.Я. Пропп. – М., 2012. – 322 с.
  2. Пропп, В.Я. Русская сказка. (Собрание трудов В.Я. Проппа)/ В.Я. Пропп. – М., 2010. – 290 с.
  3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2013.

Приложение 1

Карточки «Структура занятия»

ЭТАП

Организационный момент

Подготовка к восприятию текста сказки

Чтение сказки, показ иллюстраций.

Выстраивание графического плана рассказа

Беседа по содержанию

Физкультпауза

Повторное чтение сказки, с установкой на пересказ

Пересказ по графическому плану

Лексические упражнения

Итог занятия

ЦЕЛЬ

Развитие произвольного зрительного внимания, создание мотивации.

Уточнение и активизация словаря по теме, развитие логического мышления.

Развитие слухового внимания и памяти

Формирование логической, цельности рассказа.

Развитие диалогической речи

Снятие усталости и напряжения

Развитие слухового, зрительного внимания и долговременной памяти.

Развитие связной речи, памяти.

Активизация словаря, развитие грамматического строя речи.

Оценка работы детей.

Приложение 2

Анкета

Анкета

Уважаемые педагоги! Прошу ответить на несколько вопросов. Анонимно. Это поможет мне определить эффективность деятельности проведенного мастер-класса.

  1. Оцените по 10-балльной шкале актуальность мастер-класса.
  2. Оцените по 10-балльной шкале – насколько Вы были заинтересованы и увлечены процессом проведения мастер-класса.
  3. Оцените по 10-балльной шкале работу мастера-педагога.

Спасибо за участие!

Анкета

Уважаемые педагоги! Прошу ответить на несколько вопросов. Анонимно. Это поможет мне определить эффективность деятельности проведенного мастер-класса.

  1. Оцените по 10-балльной шкале актуальность мастер-класса.
  2. Оцените по 10-балльной шкале – насколько Вы были заинтересованы и увлечены процессом проведения мастер-класса.
  3. Оцените по 10-балльной шкале работу педагога-мастера.

Спасибо за участие!

Анкета

Уважаемые педагоги! Прошу ответить на несколько вопросов. Анонимно. Это поможет мне определить эффективность деятельности проведенного мастер-класса.

  1. Оцените по 10-балльной шкале актуальность мастер-класса.
  2. Оцените по 10-балльной шкале – насколько Вы были заинтересованы и увлечены процессом проведения мастер-класса.
  3. Оцените по 10-балльной шкале работу педагога-мастера.

Спасибо за участие!

Анкета

Уважаемые педагоги! Прошу ответить на несколько вопросов. Анонимно. Это поможет мне определить эффективность деятельности проведенного мастер-класса.

  1. Оцените по 10-балльной шкале актуальность мастер-класса.
  2. Оцените по 10-балльной шкале – насколько Вы были заинтересованы и увлечены процессом проведения мастер-класса.
  3. Оцените по 10-балльной шкале работу педагога-мастера.

Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков сочинения сказок у детей дошкольного возраста

Представлен опыт работы реализации проекта "Сказка учит говорить"...

Формирование навыков сочинения сказок у детей дошкольного возраста

Результаты проектной деятельности "Сказка учит говорить"...

Средства формирования навыков общения со сверстниками детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Краткий анализ основных средств коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР по формированию и развитию навыков общения...

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных организаций «Ярмарки педагогического мастерства» по формированию навыков творческой деятельности у детей дошкольного возраста посредством техники «скрапбукинг»

Техника «скрапбукинг» оказывает большое влияние не только на повышение интереса у современных детей к ручному творчеству, но и на всестороннее развитие, социализацию детей дошкольного возр...

Консультация «Формирование пересказа сказок у детей дошкольного возраста посредством карт Проппа»

В контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования находит отражение проблема развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи....

«Методическая разработка по формированию навыков личной безопасности у детей дошкольного возраста»

laquo;Методическая разработка по формированию навыков личной безопасностиу детей дошкольного возраста»...