Воспитательно - интеллектуальная игра «Сказ от сердца и души о том, как мамы хороши» (Активный метод обучения воспитателей ДОУ)
методическая разработка по теме

активный метод обучения воспитателей ДОУ - по формированию у детей любви к матери

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v-_i_igra.docx63.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26

Воспитательно - интеллектуальная игра  

«Сказ от сердца и души о том, как мамы хороши»

(Активный метод обучения воспитателей ДОУ)

Составитель:

Жукова Наталья Григорьевна

старший воспитатель

2013 год


Пояснительная записка

                                                                                                                  Любите своих матерей!

                                                                                                                         Любите красивых и добрых

                                                                                                                         И просто родных, без затей

          Любите и строгих, суровых.

                                                                                                                        Любите их просто так,

                                                                                                             Без всякого оправдания

                                                                                                                        Без матери жизнь – пустяк,

          А мама для нас – мироздание!

         Дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. В сложных современных условиях, приведших к упадку духовных ценностей, в том числе и к членам семьи, особое значение приобретает работа в детском саду по формированию у детей нравственных качеств  к самым близким и родным людям, а в особенности к своей маме. Ведь близкие отношения между ребенком дошкольного возраста и мамой имеют огромное значение для развития личности ребенка, ребенок дошкольник особенно испытывает потребность в любви самого близкого человека – его матери.   Недолюбленные дети вырастают во взрослых с нездоровой психикой, подорванным здоровьем и искаженным взглядом на жизнь.                

          Материнство и материнская любовь  неразделимые понятия. Женщина является главной движущей силой любви в нашем мире, но как часто мы забываем об этом. Главная и самая приятная миссия женщины  быть матерью, хранительницей домашнего уюта и тепла, мудрости и памяти поколений, об этом надо помнить, и если кто-то забыл – напоминать…    

          В последнее время мало внимания родители уделяют детям, а дети в свою очередь, забывают это делать по отношению к родителям. Мамы избегают разговоров с детьми о жизни, о счастье, не вникают в детские проблемы, не делятся с ними впечатлениями. Дети же не ценят родителей, их труд и терпение. И, к сожалению, часто свою любовь к маме дети связывают с материальными ценностями, а не с духовными.

         Мама – самый родной и близкий каждому ребенку человек. Это человек, перед которым мы в вечном долгу.

       Актуальность формирования любви к матери у дошкольников заключается в следующем:  укрепить близкие, доверительные отношения между ребенком и  мамой.  Существует мнение, что ребенок изначально любит свою мать, и нет необходимости развивать это чувство в нем. Но если ребенок не приобретает в дошкольном возрасте опыта сопереживания, заботы о самом близком человеке, вряд ли он вырастет чутким и внимательным.  Народная мудрость гласит:  «Три беды у человека – смерть, старость, плохие дети». Старость - неизбежна, смерть – неумолима, перед ней нельзя закрыть дверь, а от плохих детей можно дом сохранить. И это зависит не только от родителей, но и от самих детей. Мне очень хочется, чтобы детки были более чуткими, добрыми, отзывчивыми, послушными, воспитанными, беспокоились о своих матерях и не приносили им неприятности, поэтому я считаю, что необходимо сформировать у них ценностное отношение, любовь, привязанность  к самому родному и близкому человеку – МАМЕ.

            Почитание матери – одно из самых святых обязанностей человека и неоплатных долгов детей. Она нас растила, воспитывала, научила добру, лелеяла и любила… И как же не отблагодарить ее уважением, любовью, лаской и помощью. Чем больше наша  любовь к матери, тем светлее и радостнее жизнь.

       С позиции раскрытых выше представлений предлагается конспект воспитательно - интеллектуальной игры (АМО), который   составлен и проведен старшим воспитателем Жуковой Н. Г.  для воспитателей  МБДОУ д/с № 26.

 


Воспитательно - интеллектуальная игра  (АМО)

«Сказ от сердца и души о том, как мамы хороши»

 

Цель: Обновить знания воспитателей о умении формировать у дошкольников уважительное отношение к женщине; воспитывать любовь, чуткое, отзывчивое и доброе отношение к матерям, бабушкам и всем женщинам;

Углубленная работа  по данной теме ставит перед педагогами следующие задачи:

  1. Дать детям представление о женщине – матери, как великой ценностью каждого человека.
  2. Познакомить  детей, с тем, что существуют общие качества, свойственные всем матерям, которые необходимо ценить и уважать  (нежность, ласковость, любовь к детям, терпение и т.д.).
  3. Укрепить детско-материнские отношения, на примерах внимания матери к детям и детей к матери.
  4. Воспитывать культуру в уважительном и внимательном отношении к матери, бабушке, женщине вообще.

       Уважаемые коллеги сегодня мы с вами проведем необычную игру  по обновлению знаний о формировании уважительного отношения к маме у дошкольников. Вы тоже мамы, дочки  и кто же, как не вы знаете ценность слову «Мама». С утра до вечера порхаете  в заботах. На кого ни взгляни — все достойны звания «Супермама».

      Есть такая миссия на земле, которая целиком принадлежит женщине: стоять у колыбели, бороться с любыми напастями, защищая огонек новой жизни, вводить маленького человека в мир, помогать ему сделать первые шаги.

      Посмотрите вокруг – мы живем на удивительной планете заботливых мам. На ней всегда светит солнце, на ней живут добрые, ласковые и веселые мамы. Самое великое предназначение женщины – быть матерью. Слова «Мама, мать – одни из самых древних на Земле». Все люди уважают и любят матерей. Словом «Мать» называют и свою Родину, чтобы подчеркнуть, что она по-матерински относится к своим детям.

                    Всевышнем одаренные богини

                    Способностью в младенца жизнь вдохнуть,

                    Меж небом и землей посередине

                   Лежит ваш светлый и нетленный путь.

                   На вас всю жизнь готовы все молиться

                   Любовь и нежность, благодарность Вам!

                   И до земли до самой поклониться

                   Должны мы всем великим матерям.

       Существует мнение, что ребенок изначально любит свою мать и нет необходимости развивать это чувство в нем. Но если ребенок не приобретет в первые годы своей жизни опыта сопереживания, заботы о самом близком человеке, вряд ли он вырастет чутким и внимательным. Недаром народная мудрость гласит: "Сердце матери — в детях, а сердце ребенка — в игрушках и камешках". Наша  задача и заключается в воспитании любви к матери.

        Предлагаю вам вернуться в детство и ощутить себя детьми….

1.Упражнение «Возвращение в свое детство» (грамзаписи песни о детстве)

Цель: Активизация уровня подсознательной памяти, вхождение взрослого в «детский мир», рефлексия детского восприятия взрослого.

Задание. Постарайтесь увидеть себя в ситуации общения с мамой в детском возрасте, описать свои ощущения и настроения. Мысленно увидеть себя как бы со стороны, но взглядом педагога, проанализировать возникшие ощущения.

Рекомендации. Послушайте исполнение песни, настройтесь на детские воспоминания, сядьте удобно, закройте глаза, припомните какую-либо ситуацию общения с мамой в детском возрасте, акцентируйте память на тех ощущениях или настроении в тот момент. Постарайтесь с позиции педагога проанализировать возникшие детские переживания.

Вот сейчас попробуем на себе прочувствовать как же детям понять и ценить главную в жизни любовь – любовь к матери! Как  нежно следует ее любить, уважать, беречь, не причиняя боли своими словами и поступками. Благодарите её за труды и заботу о вас, быть  добрыми и чуткими, отзывчивыми к ней. Мама ждёт от вас внимания, сердечности, сочувствия, доброго слова.

2.Вспомните те Колыбельные песни, которые пела вам мама, качая вас в детстве. (ответы воспитателей)

Колыбельная песня.Спит Тамарушка

Колыбельная песня. Как у нашего кота.

Колыбельная песня. Спит Дружок.

Колыбельная песня. Бай-бай лю-лю.

Колыбельная песня. Баю-бай мое дитятко.

Колыбельная песня. Байки-побайки.

Колыбельная песня. Баю-баюшки

Колыбельная песня. Барин

Колыбельная песня. Качи-каченьки и другие

3. Многие века уделяется большое внимание высказыванию  мыслей  чувствах к маме – сочиняют стихи, песни и конечно же много пословиц. Попробуйте вспомнить их.

  • Все купишь, а отца и матери не купишь.
  • Всякой матери свое дитя мило.
  • У дитя заболит пальчик, а у матери – сердце
  • Сыр калача белее, а мать всех друзей милее
  • При солнышке тепло, при матери добро.
  • Сердце матери лучше солнца греет.
  • Материнская рука на ласку, что пух, мягка.
  • Материнская забота на дне моря спасет.
  • Кто матери не послушает, тот в беду попадет.
  • Береги отца и мать – других не сыщешь.
  • Нет милее дружка, чем родима матушка.
  • При солнышке тепло, при матери добро.
  • Мать кормит детей, а земля людей.
  • Птица радуется весне, а младенец матери.
  • У детины заболит пальчик, а матери сердце.

4. Предлагаю вам поиграть

 «Найди ошибку»

Цель: закреплять умение подбирать нравственно-ценную лексику, адекватную смысловому содержанию предложения.

Правило игры: кто быстрее найдёт ошибку.

Примерные варианты заданий:

вежливая девочка грубо разговаривала с мамой;

мама обрадовалась, так как дочка не хотела ей помогать;

я буду любить маму только за то, что она мне покупает конфеты и др.

«Угадай слово»

Цель: активизировать использование в речи слов, характеризующих нравственные качества человека («честность, «доброта», скромность»).

Правило игры: дети называют пропущенное слово.

Речевой материал для игры:

…..(Правда) светлее солнца.

Вчера солгал, а сегодня…(лгуном) обзывают.

За … (правду) не судись, скинь шапку да поклонись.

Нет большего позора, как не выполнить … (уговора).

Без добрых дел нет … доброго имени.

Жизнь дана на .... (добрые дела)

…(Скромность) каждому к лицу

5. Беседы- обсуждения бытовых ситуаций на тему:

«Почему мама грустит?»

«Чем я порадовал маму?»

«Как сказать о том, что я натворил?»

«Я поступаю хорошо»

6.Творческое задание «Сокровища материнского сердца»

На доске большое сердце, а рядом маленькие сердца.

- Это материнское сердце. А эти меленькие сердца – сокровища, которые хранятся в материнском сердце.

- Перечислите, пожалуйста, на каждом сердечке те сокровища, которые живут в сердце матери, как считают дети.

Например:

Воспитатели  прикрепляют свои сердечки называя сокровища.

Чудесное время детство, но неумолимо проносятся года, и детство наше позади. Пусть ваши сердечки  - сокровища сопровождают ваши души на протяжении всей вашей жизни, пусть это стихотворение вам подарит ощущение тепла и волнению по отношению к вашим мамам…

Когда взрослеем мы с годами,

                                           Когда становимся умней,

Все чаще мы грустим о маме,

                                           Все больше думаем о ней.

  Её любовь нам в жизни светит,

                                           Она для счастья нам дана

Друзей не много есть на свете,

                                           А мама все-таки одна.

                                           Любите мать!

                                           Любите как святыню!

                                           Любите крепче самого себя!

    Она нам жизнь дала и воспитала.

                                           Любите мать, она у нас одна!

 Уважаемые коллеги, милые женщины передайте ваши чувства по отношению к матери вашим воспитанникам. Позвольте вам напомнить и предложить следующее:

*Следите,  чтоб ваши воспитанники  никогда не подвергались насилию в семье, пусть  их окружают только добрые, заботливые мамы. (Приложение №1)

* Одним из средств воспитания любви и уважения к матери является художественное слово: сказки, рассказы, повести. По мнению педагогов и психологов все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов. Обращаясь к детской художественной литературе, почувствовав поступки героев на эмоциональном уровне, ребенок сначала с помощью взрослого, а позже самостоятельно может соотнести свое поведение с поведением героев без лишних нравоучений принять душой нравственные основы человеческого общества.

(Для педагогов был предложен список произведений художественной литературы, рекомендуемый для формирования начал нравственного сознания детей. Приложение №2)

       Знания и представления будут формальными, если не будут находить выхода в реальных поступках детей, в их деятельности и взаимоотношениях с окружающими. В ходе наблюдений за детьми, по итогам проводимых мероприятий, которые провели мы сегодня, будет отмечаться  желание дошкольников проявить волевое усилие и сдержать свои капризы, желание помочь маме и близким, сделать что-то приятное для мам. Тем самым дети приобщатся  к духовному. Духовность означает приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями. Становление духовности длительный и кропотливый процесс, и если мы  вместе будем идти  к поставленной цели, то наверняка цель будет реализована. Желаю вам  успехов!

         


Приложение №2

Список произведений художественной литературы, рекомендуемый для формирования начал нравственного сознания детей.

 Человеколюбие – человеконенавистничество

Катаев В. Цветик-семицветик.

Зеленая Р., Иванов С. Рассказ взрослого человека.

Осеева В. Отомстила.

Житков Б. Борода. Дым. Как тонул один мальчик. На льдине. Почта. Пожар. Обвал. Наводнение.

Куприн А. Слон.

Пермяк Е. Надежный человек.

Баруздин С. Морской котик.

Взаимная поддержка, взаимовыручка, взаимопомощь – себялюбие (индивидуализм)

Толстой Л. Рассказы для маленьких детей.

Неверов А. Жучка. Коллектив.

Баруздин С. Морской котик.

Русская народная сказка «Зимовье».

Берг Л. Рассказы о маленьком автомобильчике.

Скупость (жадность) – щедрость

Ушинский К. Вместе тесно, а врозь скучно.

Андерсен Г.Х. Дюймовочка.

Осеева В. Три товарища.

Вежливость (тактичность) – грубость.

Осеева В. Волшебное слово.

Зеленая Р., Иванов С. В каменном веке. Ха-ха-ха! Взрослые. Осторожнее, локти! Кастрюля.

Русская народная сказка «Привередница».

Ладонщиков Г. Дикарь в лесу.

Честность (правдивость) – лживость.

Братья Гримм. Заяц и еж.

Толстой Л. Лгун.

Ушинский К. Страшная коза.

Осеева В. Почему?

Даль В. Ворона.

Справедливость – несправедливость.

Осеева В. Печенье.

Погорельский А. Черная курица или подземные жители.

Аксаков С. Аленький цветочек.

Заходер Б. Лисицин суд.

Скромность – нескромность

Корейская сказка «Братья».

Зеленая Р., Иванов С. Опасная парочка.

Итальянская сказка «Как осел петь перестал».

Наршин В. Лягушка-путешественница.

Толстой Л. Павлин. Павлин и журавль.

Маршак С. Рассказ о неизвестном герое.

Бережливость – расточительность.

Успенский Э. Трое из Простоквашино.

Медведев В. Сберегательная кошка.

Михалков С. Булка.

Прямодушие (открытость) – хитрость

Русская народная сказка «волк и семеро козлят».

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка».

Перо Ш. Красная Шапочка.

Баруздин С. Лиса.

Смелость – трусость

Ушинский К. Орел и кошка.

Толстой Л. Котенок.

Сказка народов Аляски «Большое путешествие маленького мышонка».

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Сострадание (милосердие) – бездушие.

Пришвин М. Глоток молока.

Гюго В. Отверженные (глава «Козетта»).

Сутеев В. Под грибом.

Чарушин Е. Про зайчат.

Зеленая Р., Иванов С. Ворона.

Гарин-Михайловский Н. Тема и жучка

Неверов А. Жучки. Короленко В. Дети подземелья (глава «Кукла»)

Смирение – строптивость.

Русская народная сказка «Морозко».

Перо Ш. Золушка.

Пушкин А. Сказка о рыбаке и рыбке

Яниковская Е. Я хожу в детский сад

Зеленая Р., Иванов С. Ну и пускай.

Добро – зло.

Ушинский К. Худо тому, кто добра не делает никому.

Осеева В. Хорошее. На катке. Плохо.

Толстой Л. Птичка. Солдат. Собака и вор. Белка и волк. Сколько людей?

Неверов А. Детский дом. Коллектив.

Удмурская народная сказка «Охотник и змея».

Барто А. Жарко.

Емельянов Б. Мамино горе.


(Приложение №1)

Права ребёнка – соблюдение их в семье

•        Ребенок  -  не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и сознав условия для их реализации.

•        Ваш ребёнок  далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт присутствия  в семье.

•        Ребёнок ни в чём не виноват перед Вами. Ни в том,  что появился на свет. Ни в том, что не оправдал Ваши ожидания. И Вы не вправе требовать,  чтобы  он разрешил Ваши проблемы.

•        Во многих капризах и шалостях  ребёнка повинны Вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может Вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.  

•        Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребёнке. В то лучшее, что в нём ещё будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

темитическое мероприятие в рамках социокультурного проекта"От сердца к душе" по теме "День инвалида" с показом видеопрезентации

Цель: познакомить детей с понятием "люди с ограниченными способностями"; рассказать что делают в городах для улучшения качества жизни этих людей ( пандусы, спецприспособления в автобусах и метро) ; по...

Социокультурный проект "От сердца - к душе". Международный день "Спасибо". 12.01.2016г.

В рамках социокультурного проекта "От сердца к душе" в детском саду прошли темотические дни "спасибо". Игровые упражнения: "Кому я могу сказать" спасибо", "За что, мы говорим "спасибо", "Кто мне говор...

Социокультурный проект "От сердца к душе"

Педагогический опыт реализации социокультурного проекта  "От сердца к душе"  по формированию нравственных понятий и общечеловеческих ценностей...

"О том, что сердцу дорого, душой повествовать..."

мастер-класс для воспитателей...

«Сказ от сердца и души о том, как мамы хороши!»

Ведущий.                              «Добры...

Конспект воспитательно – интеллектуальной квест – игры для детей подготовительной группы «Моя мама лучше всех»

Конспект воспитательно – интеллектуальной квест – игры для детей подготовительной группы    «Моя мама лучше всех»Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой го...

22.11.2023. Сценарий ко Дню матери в старшей группе " Сказ от сердца и души, о том, как мамы хороши!"

22.11.2023. Сценарий  ко Дню матери в старшей группе " Сказ от сердца и души, о том, как мамы хороши!"Цель: Создание доброжелательных детско-родительских отношений; воспитание любви и н...