Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада.
статья на тему

Палагина Оксана Викторовна

Данная статья содержит информацию об основных функциях, видах и структуре дидактической игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Дидактическая  игра в педагогическом  процессе детского сада

 Воспитатель: Палагина О.В. , МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Семицветик» г. Тамбов.

Дидактическая  игра  представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым  методом обучения детей дошкольного возраста, и формой  обучения, и средством всестороннего воспитания  личности ребёнка.                                                                    Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические, или автодидактические, игры.                                                                                                            В первом  случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые  приёмы, создаёт игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и творчества.                                                                                        Использование разнообразных компонентов игровой деятельности необходимо сочетать с вопросами, указаниями, объяснениями и  показом.                                                                                                   С помощью игр-занятий воспитатель имеет возможность не только передать определённые знания, сформировать  представления, но и научить  детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами.                                                                                                                                            Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес  которых должен быть в  жизни ребёнка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры-занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием  разнообразных игровых приёмов.                                                            Дидактические игры целесообразно использовать  при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.     Дидактическая игра как форма обучения  детей  содержит два начала: учебное  (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем и участником  игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях  расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх-занятиях, собственно  дидактических играх) детям предлагаю задания в виде загадок, предложений, вопросов.                                          Дидактическую игру как самостоятельную игровую деятельность основываю на осознанности этого процесса. Самостоятельную игровую деятельность необходимо осуществлять  лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если  эти правила ими усвоены. Дети любят  игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением  этому  могут служить народные игры, правила  которые детям известны.                                      Воспитателю необходимо  заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у детей угасает интерес к игре, необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.   Самостоятельная  игровая деятельность не исключает  управления со стороны взрослого. Участие  взрослого носит косвенный характер.                                                                                                Самостоятельно дети могут играть в  дидактические  игры как на занятиях, так и вне  их.                     На занятиях необходимо использовать  те дидактические игры, которые можно проводить  фронтально со всеми детьми. Они закрепляют, систематизируют знания.                                                 Но более широкий простор  для воспитания самостоятельности в дидактической игре представляется  детям в отведённые часы игр. Здесь дети самостоятельны не только  в выполнении правил и действий, но и в выборе игры, партнёра, в создании новых игровых вариантов, в выборе водящего.

Дидактические игры, особенно в младшей возрастной группе, в своей практике, рассматриваю как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет.                                                                                   Дидактическая игра  выступает и как средство  всестороннего воспитания личности ребёнка. Содержание  дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира,  систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий, представление о трудовой деятельности. С помощью  дидактических игр  приучаю детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.                                                               Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твёрдых, глубоких знаний, установления  разумных отношений в коллективе. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, развивают речь детей.  Процессы  ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Дидактические задачи многих игр составляю так, чтобы научить детей составлять  самостоятельные рассказы о предметах, явлениях  в природе и в общественной жизни.                                                                                   У дошкольников формирую нравственные  представления  о бережном  отношении к окружающим их предметам, игрушкам, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности, о культурно-гигиенических навыках, о любви к Родине, родному краю, уважения к людям труда. В ходе игр дети приобретают некоторые навыки труда.                                                                                       Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим  и эстетическим требованиям.                 В ходе игр  создаю: положительный эмоциональный подъём ,развивающий хорошее самочувствие у ребёнка; развиваю мелкую моторику рук у детей, укрепляю их коллективные эмоции, коллективные переживания. Но, чтобы успешно проводить всю воспитательную работу с детьми, надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого воспитанника. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные, так и отрицательные, это позволяет воспитателю влиять на формирование характера ребёнка. В ходе игр необходимо формировать  социальную активность дошкольников. Структура дидактической игры, её задачи, игровые  правила   и игровые действия  объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности. В дидактической игре ребёнок имеет возможность конструировать своё поведение и действия.                                Актуальной проблемой в настоящее время является нахождение оптимальных связей преемственности в  работе детского сада и школы, так как возрастные особенности дошкольников и учеников  первых классов школы имеют большое сходство. В работе по формированию личности в детском саду и школе важно устанавливать преемственность не только по содержанию  обучения и воспитания, но и по формам, методам и приёмам обучения. Широкое использование  игрового метода, в частности различных видов дидактических игр, в обучении и воспитании  как в детском саду, так и в начальных классах школы, по сравнению с другими методами, имеет ряд преимуществ. Игра  занимает значительное место в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью  детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровой метод  даёт  наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Все дидактические игры для дошкольников можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и  словесные игры. В играх с предметами использую игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. В этих играх формирую такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к  творческому поиску в создании необходимого образа. Словесные игры  строю на словах и действиях играющих. В младших и средних  группах  игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного произношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентации в пространстве. В старшем дошкольном возрасте словесные игры чаще используются для формирования  мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. С помощью словесных игр у детей воспитывается  желание заниматься умственным  трудом. В игре  сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат.                                                                                      Игра становится дидактической в том случае, если имеются её основные компоненты: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия.                                                          Продуманное содержание дидактических игр, целенаправленное определение  дидактической задачи, игровых правил и действий будут способствовать воспитанию детей дошкольного возраста.

                                                                            Воспитание - великое  дело: им решается участь  человека.

                                                                                                                                                       (В.Г.Белинский)

 



Предварительный просмотр:

  Дидактическая  игра в педагогическом  процессе детского сада

 Воспитатель: Палагина О.В. , МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Семицветик» г. Тамбов.

Дидактическая  игра  представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым  методом обучения детей дошкольного возраста, и формой  обучения, и средством всестороннего воспитания  личности ребёнка.                                                                    Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические, или автодидактические, игры.                                                                                                            В первом  случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые  приёмы, создаёт игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и творчества.                                                                                        Использование разнообразных компонентов игровой деятельности необходимо сочетать с вопросами, указаниями, объяснениями и  показом.                                                                                                   С помощью игр-занятий воспитатель имеет возможность не только передать определённые знания, сформировать  представления, но и научить  детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами.                                                                                                                                            Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес  которых должен быть в  жизни ребёнка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры-занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием  разнообразных игровых приёмов.                                                            Дидактические игры целесообразно использовать  при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.     Дидактическая игра как форма обучения  детей  содержит два начала: учебное  (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем и участником  игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях  расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх-занятиях, собственно  дидактических играх) детям предлагаю задания в виде загадок, предложений, вопросов.                                          Дидактическую игру как самостоятельную игровую деятельность основываю на осознанности этого процесса. Самостоятельную игровую деятельность необходимо осуществлять  лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если  эти правила ими усвоены. Дети любят  игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением  этому  могут служить народные игры, правила  которые детям известны.                                      Воспитателю необходимо  заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у детей угасает интерес к игре, необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.   Самостоятельная  игровая деятельность не исключает  управления со стороны взрослого. Участие  взрослого носит косвенный характер.                                                                                                Самостоятельно дети могут играть в  дидактические  игры как на занятиях, так и вне  их.                     На занятиях необходимо использовать  те дидактические игры, которые можно проводить  фронтально со всеми детьми. Они закрепляют, систематизируют знания.                                                 Но более широкий простор  для воспитания самостоятельности в дидактической игре представляется  детям в отведённые часы игр. Здесь дети самостоятельны не только  в выполнении правил и действий, но и в выборе игры, партнёра, в создании новых игровых вариантов, в выборе водящего.

Дидактические игры, особенно в младшей возрастной группе, в своей практике, рассматриваю как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет.                                                                                   Дидактическая игра  выступает и как средство  всестороннего воспитания личности ребёнка. Содержание  дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира,  систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий, представление о трудовой деятельности. С помощью  дидактических игр  приучаю детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.                                                               Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твёрдых, глубоких знаний, установления  разумных отношений в коллективе. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, развивают речь детей.  Процессы  ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Дидактические задачи многих игр составляю так, чтобы научить детей составлять  самостоятельные рассказы о предметах, явлениях  в природе и в общественной жизни.                                                                                   У дошкольников формирую нравственные  представления  о бережном  отношении к окружающим их предметам, игрушкам, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности, о культурно-гигиенических навыках, о любви к Родине, родному краю, уважения к людям труда. В ходе игр дети приобретают некоторые навыки труда.                                                                                       Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим  и эстетическим требованиям.                 В ходе игр  создаю: положительный эмоциональный подъём ,развивающий хорошее самочувствие у ребёнка; развиваю мелкую моторику рук у детей, укрепляю их коллективные эмоции, коллективные переживания. Но, чтобы успешно проводить всю воспитательную работу с детьми, надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого воспитанника. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные, так и отрицательные, это позволяет воспитателю влиять на формирование характера ребёнка. В ходе игр необходимо формировать  социальную активность дошкольников. Структура дидактической игры, её задачи, игровые  правила   и игровые действия  объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности. В дидактической игре ребёнок имеет возможность конструировать своё поведение и действия.                                Актуальной проблемой в настоящее время является нахождение оптимальных связей преемственности в  работе детского сада и школы, так как возрастные особенности дошкольников и учеников  первых классов школы имеют большое сходство. В работе по формированию личности в детском саду и школе важно устанавливать преемственность не только по содержанию  обучения и воспитания, но и по формам, методам и приёмам обучения. Широкое использование  игрового метода, в частности различных видов дидактических игр, в обучении и воспитании  как в детском саду, так и в начальных классах школы, по сравнению с другими методами, имеет ряд преимуществ. Игра  занимает значительное место в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью  детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровой метод  даёт  наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Все дидактические игры для дошкольников можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и  словесные игры. В играх с предметами использую игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. В этих играх формирую такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к  творческому поиску в создании необходимого образа. Словесные игры  строю на словах и действиях играющих. В младших и средних  группах  игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного произношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентации в пространстве. В старшем дошкольном возрасте словесные игры чаще используются для формирования  мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. С помощью словесных игр у детей воспитывается  желание заниматься умственным  трудом. В игре  сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат.                                                                                      Игра становится дидактической в том случае, если имеются её основные компоненты: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия.                                                          Продуманное содержание дидактических игр, целенаправленное определение  дидактической задачи, игровых правил и действий будут способствовать воспитанию детей дошкольного возраста.

                                                                            Воспитание - великое  дело: им решается участь  человека.

                                                                                                                                                       (В.Г.Белинский)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада.

В данном разделе описываются основные функции, структура дидактической игры; основные виды игр; методика организации дидактических игр....

Консультация для воспитателей «Игра в педагогическом процессе детского сада»

Актуальность Широко известны слова А. В. Запорожца о том, что если ребенок не наигрался до школы, он будет доигрывать в школе. В аспекте проблемы преемственности ступеней в системе развивающего и...

Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада.

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные ...

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА

Как игровой метод обучения дидактическая игра рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры....

Презентация "Дидактические игры в педагогическом процессе детского сада"

О роли игры в жизни ребенка писали великие педагоги прошлого: Ж. – Ж.Руссо, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко. Один из выдающихся русских психологов Л.С. Выготский подчёркивал неповторимую специфику...

Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада

Детство – это период усиленного развития, воспитания и обучения. Современные  дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. Поэтому от современных дошкольников требуетс...