Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
консультация (средняя группа) по теме

Столярова Марина Николаевна

         Многим из нас приходилось обращаться к ребенку со словами: «Посиди, пожалуйста, спокойно», «Постарайся выполнить работу аккуратно», но не проходит и минуты, как ребенок оказывается в другом месте или делает не то, о чем его просили. Ребенка можно попросить еще раз и увидеть в его глазах огромное желание послушаться взрослого, но у него опять ничего не получается. В связи с этим у взрослых часто возникает вопрос: как же помочь ребенку делать то, что мы считаем для него нужным и полезным. Ответ один: мы должны научить его управлять своим поведением сознательно.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.

           В беседах с родителями и в процессе работы часто возникает такая проблема как поведение ребенка. Многим из нас приходилось обращаться к ребенку со словами: «Посиди, пожалуйста, спокойно», «Постарайся выполнить работу аккуратно», но не проходит и минуты, как ребенок оказывается в другом месте или делает не то, о чем его просили. Ребенка можно попросить еще раз и увидеть в его глазах огромное желание послушаться взрослого, но у него опять ничего не получается. Вот поэтому у взрослых и возникает вопрос: что с этим делать и как с этим быть?

           Например, трехлетнему ребенку очень трудно преодолеть зависимость от окружающей предметной среды, его действиями могут управлять любые попавшиеся ему под руку предметы. А вот у дошкольника может получиться преодолеть эту зависимость. Например, не побежать за кошкой, не потянуться за конфеткой, не греметь и играть карандашами на занятии по рисованию, а сразу приступить к работе.

           У взрослых часто возникает вопрос, как же все-таки помочь ребенку делать то, что мы считаем для него нужным и полезным. Ответ один: мы должны научить его управлять своим поведением сознательно.

           В работе с детьми я стараюсь создать для них такие ориентиры или «точки опоры», которые помогут им в различных ситуациях. Это может быть правило поведения, обещание кому-то, представление о хорошем и плохом, и это должно стать в нужный момент более значимым и важным. В группе у меня есть мальчик Максим Моргунов, который часто обижает девочек и очень любит играть в рыцарей. Беседуя с ребенком о рыцарях как о храбрых, смелых и волевых людях, я советую ему вести себя в определенных ситуациях как рыцарь. А вот девочек, Леру и Вику Карповых, приходится ориентировать на поведение принцесс, особенно, во время обеда.

           Вот это преодоление непосредственного ситуативного поведения воспитывает умение владеть собой, т.е. способствует формированию произвольного поведения.

           Хотелось бы выделить еще одно средство саморегуляции -  это речь, умение ребенка воспринимать адресованные ему указания взрослого и подчинять им свое поведение. Именно такое, казалось бы простое выполнение речевых инструкций открывает возможность управлять своим поведением. Из опыта работы могу сказать, что если с детьми младшего дошкольного возраста часто приходится беседовать на познавательные темы, то в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать на личностные, касающиеся жизни людей, темы. Цель этих бесед -  создать условия для обсуждения и обдумывания интересующих их вопросов не только со мной, но и со сверстниками и с членами  своих семей. В этом контексте в группе проводились беседы на следующие темы: «Познай себя», «Уроки вежливости», «Все мы разные». В этих беседах я старалась помочь детям учиться осознавать свою жизнь во времени, преодолевать сиюминутные ситуации, управлять своим поведением.

           И конечно, хотелось бы подчеркнуть, что важную роль в формировании личностных качеств ребенка и его умения управлять своим поведением может стать игра по правилам.   Я часто беседую с детьми о том, что многое в нашей жизни происходит по правилам. Мы говорим с детьми  о правилах гиены, о правилах общения, о правилах поведения. Например, несмотря на внешнюю простоту игры «Светофор», я не только закрепляла у детей правила дорожного движения и поведения на улице, но и учила правильно реагировать на различные чрезвычайные ситуации.

          И еще очень важно научить ребенка не только правильно действовать, но и захотеть действовать правильно. Наиболее ярко это проявляется в замечаниях, которые они делают друг другу. Они ревностно следят друг за другом, а именно, хорошо ли дежурили ребята по столовой, на занятиях, аккуратно ли сложена одежда в раздевальном шкафу. Ведь данные скучные действия могут стать привлекательными, если направлены на достижение привлекательной цели. И моя задача состоит в том, чтобы удержать привлекательность мотива. Например, желание быть взрослыми и вести себя соответственно.

           Конечно, в дошкольном возрасте формирование произвольного поведения не заканчивается, а только начинается, и если мы поможем ребенку понять, чего он хочет, поможем сделать ему осознанный выбор, научим его отвечать за свои поступки – это будет серьезным шагом на пути в формировании его личностных качеств. Но ребенок должен делать это не под нажимом и давлением, а по собственному желанию, и взрослые должны ему в этом помочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через совместную и самостоятельную деятельность

Многочисленные исследования по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, показали что внимание, является важнейшей характеристикой личности и развивать его н...

Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к обучению в школе.

Изучение особенностей формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к школе....

Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к обучению в школе.

Изучение особенностей формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к школе. ...

Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста

особенности формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста...

Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

Тема: «Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития».

     Цель проекта: формирование у детей группы компенсирующей направленности с ЗПР произвольного внимания посредством использования технологий развивающего обучения  (логиче...