Реализация ФГОС ДО. «Организация образовательного пространства и развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста».
методическая разработка (старшая группа)

Балина Ирина Николаевна

Представлен опыт работы по созданию адаптивной среды в групповом пространстве с учетом возраста и уровнем развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализуем ФГОС ДО.  

Проект «Организация образовательного пространства и развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста».

Введение

Современная образовательная среда неотделима от инновационных форм и методов работы, требует от педагога кардинально иной профессиональной компетентности. Обусловлено это не только социальным заказом, обращенным к ДОУ, предполагающим максимальное раскрытие личностных качеств каждого дошкольника, но и необходимостью развития у педагога ДОУ соответствующего педагогического мышления. Во многом это связано с тем, что в психологии возникают новые представления об онтогенезе, источниках и механизмах развития дошкольников, о роли и месте взрослого как посредника между миром культуры и формирующимся  у ребенка восприятием себя и окружающей действительности.

Одно из наиболее острых противоречий в современном дошкольном образовании заключается в несоответствии высоких требований потребителей образовательных услуг (родителей) к фактическому состоянию образовательного процесса. Основная причина этого – сложные социально-экономические условия, приводящие к возникновению таких негативных факторов, как низкая материальная обеспеченность, неготовность педагогов и руководителей к инновационной деятельности. В таких условиях основой обеспечения качества образования может служить внутренняя образовательная среда ДОУ, обладающая способностью содействовать влиянию положительных факторов, обеспечивая таким образом повышение качества дошкольного образования.

Любая социальная среда, в том числе и образовательная, влияет на протекание в ней жизнедеятельности человека, т.к. представляет собой совокупность материальных средств, духовных ценностей, межличностных отношений. Вместе с тем она является продуктом деятельности человека и поддается целенаправленному формированию. Следовательно, образовательная среда ДОУ – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования; а так же на деятельность всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Теоретическое обоснование проблемы.

        Начиная работу над проблемой «Организация образовательной и предметно-развивающей среды в ДОУ» я изучила ее в нескольких ракурсах: через публикации в журнале «Дошкольное образование», через Концепцию построения развивающей среды в ДОУ, через методические рекомендации программы Т.Дороновой «Радуга».

        Вопросам формирования образовательной среды в ДОУ посвящены статьи Н.Н.Шаховской, Р.Р.Денисовой, Е.В.Рылеевой, И.О. Пастуховой. Теоретические выкладки авторы подкрепляют собственным практическим опытом.

        Профессиональная компетентность педагогов в вопросах организации образовательного пространства, методическое сопровождение образовательного процесса нашли отражения в статьях Г.Г.Григорьевой, О.В. Кочергиной, З.И.Бересневой, М.Ю. Парамоновой. Авторы этих статей подчеркивают, что характер педагогической подготовки напрямую связан с процессом решения педагогических задач.

        Созданию образовательной среды через освоение игрового пространства посвящены статьи Т.П.Андреевой, М.В.Архипенко, С.В. Козиной. Авторы обращаются к педагогическим технологиям воздействия на детей-дошкольников через организацию образовательного процесса в ДОУ.

        В.А.Ясвин , рассматривая образовательную среду учреждения, определил ее как систему влияний и условий формирования  личности и возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Принципиальным показателем высокого качества образовательной среды, по мнению автора, является ее способность обеспечивать весь комплекс потребностей всех субъектов образовательного процесса, создавать мотивацию их активной деятельности.

         Помочь в укреплении дошкольной образовательной среды в контексте образовательного пространства, призваны государственные документы, определяющие перспективы его дальнейшего развития и функционирования. Среди них Концепция дошкольного воспитания, созданная авторским коллективом под руководством  профессора В.А.Петровского.

         В названном документе отражены основные принципы построения развивающей среды в ДОУ, предполагающие реализацию личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей. Основа этого – общедоступность дошкольного образования, его адаптивность к особенностям развития воспитанников через создание условий для их самореализации.

         Образовательная среда состоит из нескольких компонентов:

- взаимодействие участников педагогического процесса;

- предметная среда;

- освоение содержание дошкольного образования.

        Каждый из названных компонентов обладает различными свойствами, которые в образовательном процессе получают конкретное выражение и определяют влияние среды на формирование качества образования.

         Компоненты и их свойства, способствующие повышению качества образования, отражены в модели образовательной среды ДОУ.

        В развитии и образовании ребенка-дошкольника особую роль играет его общение с окружающими взрослыми и детьми. При этом очень велико значение личностных и профессиональных качеств педагога, направленность его стиля общения на сохранение индивидуальных особенностей и своеобразия личности, развитие способностей и удовлетворение образовательных потребностей каждого ребенка. Другой не менее важной чертой дошкольного образования является активная роль родителей в этом процессе.

        Большое значение в структуре образовательной среды придается взаимодействию участников педагогического процесса. Творчески использовать весь арсенал педагогических средств, формировать субъективную позицию каждого участника процесса в наибольшей мере позволяет личностно-ориентированная модель взаимодействия.

        Особенности развития ребенка-дошкольника делают его средством образования окружающий предметный мир. Как компонент образовательной среды предметная среда включает все, что доступно его непосредственному восприятию и использованию в практической деятельности. В Концепции В.А. Петровского раскрыты и научно обоснованы принципы построения предметной среды, соответствующей личностно-ориентированной модели воспитания дошкольников:

- дистанции и, позиции при взаимодействии;

- активности, самостоятельности, творчества;

- стабильности, динамичности;

- комплексирования и гибкого зонирования;

- индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

- открытости-закрытости;

- учета половых и возрастных различий детей.

Такая предметная среда позволяет воспитателю решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процессе познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

                Влияние предметного окружения на развитие ребенка в детском саду многогранно. Прежде всего необходимо отметить, что его соответствие санитарно-гигиеническим нормам, является непременным условиям безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья, т.е. условием решения первостепенных задач дошкольного воспитания. Санитарные правила и нормы предъявляют определенные требования к мебели, предметам быта, игровому оборудованию, учебным пособиям. Не менее важно и эмоциональное состояние ребенка в данной среде. Для нормального развития предметное окружение должно быть со масштабно его росту, действиям его рук и предметному миру взрослых.

                Давая ребенку определенные знания и представления об окружающем, побуждая его к деятельности и творческому применению знаний и умений, предметная среда становится ведущим средством социального опыта, всестороннего развития ребенка.

                Предметная среда каждой возрастной группы должна носить специфические черты, отражающие общие и индивидуальные потребности детей. В средней группе она должна учитывать высокую подвижность детей 4-5 лет, в группе старшего возраста – потребность детей в творчестве и самоутверждении.

Практическая часть работы по данной проблеме.

Цель: создать адаптивную среду в групповом пространстве с учетом возраста и уровнем развития детей.

Задачи: 

  1. ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА;
  2. ВЫЯВИТЬ СТЕПЕНЬ КОМФОРТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ;
  3. ВЫЯВИТЬ СПЕЦИФИКУ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  И ИНТЕГРИРОВАННОСТЬ В НЕГО ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

Работая по новым педагогическим технологиям в связи с переходом на программу «Радуга», я пришла к выводу о том: чтобы  полноценно развивать ребенка необходимо в первую очередь организовать пространство и создать предметно-развивающую среду, в которой он находится. Она должна быть :

  • Безопасной:
  • Информативной;
  • Многофункциональной;
  • Мобильной;
  • Трансформируемой;
  • Комфортной (эмоциональная, психологическая)
  • Эстетичной.

Реализацию этих задач на первом этапе проводила:

  • через совместную деятельность педагога с детьми по развитию социальных навыков, творческого потенциала, культуры мышления и эстетического восприятия;
  • через организованное обучение детей в форме занятий;
  • через самостоятельную деятельность детей в соответствии с их интересами.

Мною составлен проект развивающей среды для детей старшего возраста. Проект был представлен на районный смотр-конкурс.

В проекте дан анализ предметно-развивающей среды по четырем основным блокам работы. Это:

  1. БЛОК – ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
  2. БЛОК -  ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ    ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
  3. БЛОК -  ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В РАЗВИТИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ.
  4. БЛОК - ИГРОВАЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ГРУППЕ.

Проведенный анализ помог выявить уже имеющийся потенциал  и определить задачи на дальнейшую работу по  созданию развивающей среды. Анализ недостающего оборудования, инвентаря и пособий проводила согласно рекомендациям СанПина  и программы «Радуга».

Подробнее остановлюсь на самом важном  БЛОКЕ:  ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ    ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Чем богаче, разнообразнее, занимательнее мы будем предлагать ребенку содержание, тем интенсивнее и осознаннее у него будет протекать развитие его познавательной сферы. Здесь я широко использую принципы мобильности, трансформируемости, интегрированности, информированости т.е. используемые пособия и материалы в самостоятельной и совместной с воспитателем  деятельности одновременно используются и в организованной учебной деятельности в соответствии с перспективным планированием работы с детьми. Так, например, уголок опытно-экспериментальной деятельности обновляется по мере изучения познавательных блоков – астрономия, зоология, ботаника, археология, география, анатомия, физика и т.д.

На 2 этапе работы проводила диагностику детей по определению их способности моделирования среды.

Уровни развития

Показатели

Низкий уровень

Видит образец для зрительного, слухового и речевого эталона

Средний уровень

Самостоятельно выбирает способы действия, пробует незнакомые прежде

Высокий уровень

Создает интересные модели, разворачивает их в творческую импровизацию

Результаты диагностики на начало этого учебного года показали, что с низким уровнем развития нет детей: в прошлом году было 3% (это в основном вновь прибывшие дети)

Средний уровень за год  вырос  на 3%:  с 85 до 88%

Высокий уровень вырос  на 2%: с 10 %  до 12%.

Проводимая диагностика помогает запланировать индивидуальную работу с детьми как в совместной работе воспитателя с детьми так и в организованных формах обучения.

На  3-ем этапе работы выявила  испытываемые трудности при работе над темой и определила перспективы на дальнейшую деятельность  по преобразованию предметно-развивающей среды в группе.

Трудности:

- Ограниченность пространства из-за совмещенности игровой и спальной комнат не всегда позволяет разместить оборудование доступно и на уровне глаз ребенка (вы видите, что развивающие пособия частично размещены на стенах)

- Нет многофункционального оборудования

И все-таки, преодолевая все трудности, я стараюсь создать адаптивную среду с учетом возраста и уровнем развития детей, стараюсь предупредить возникновение негативных эмоций, оградить ребенка от неуспеха и самостоятельно преодолеть незнание.

Перспективы:

  1. Изготовить нестандартное физкультурное оборудование (батут из автомобильных покрышек, «апельсиновую» дорожку – на клеенке прикреплены крышки от пластиковых бутылок, лыжи из пластиковых бутылок  для скольжения ногами, пополнить самодельные тренажеры и массажеры и др.).
  2. Изготовить карточки-схемы по опытно-экспериментальной деятельности, больше использовать в работе с детьми схем, чертежей, карт для развития мыслительных способностей. Сделать напольные шашки.
  3. Пополнять атрибуты для сюжетно-ролевых игр, создать «библиотечку для игры».

В заключении хочу отметить, что мой труд по развитию предметно-развивающей среды в группе не напрасен. Так как эта работа способствует творческому саморазвитию личности ребенка, является показателем профессионализма педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно – пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста

Предметно-развивающая среда группы обеспечивает возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность детей, а также  возможность для уединенияПРС обеспечивает р...

Организация развивающей среды в группах старшего дошкольного возраста в области художественно-эстетического развития

Данный материал поможет педагогам организовать развивающую предметно-пространственную среду для детей старшего дошкольного возраста в области художетсенно-эстетического развития....

«Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста в соответствии с примерной основной образовательной программой, выбранной дошкольной организацией»

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста, осваивающих примерную основную образовательную программу дошкольного образования "От рождения до шк...

Организация предметно-развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста в связи с введением ФГОС

  Правильная организация предметно-развивающей среды – это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ в условиях ФГОС. С связи с этим мы поставили перед собой цель -...

Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста

Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста Цель: сконструировать многофункциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой активности на каж...

Предметно – пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста.

Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ре...

Организация предметно-развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения.

С каждым годом в нашей стране растет число дорожно-транспортных происшествий. Всё чаще их жертвами становятся дети… Поэтому с правилами дорожного движения надо знакомить детей с детского сада....