Главные вкладки

    Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность.
    статья по теме

    Долинина Светлана Николаевна

           Предлагаемая статья посвящена рассмотрению экспериментально-познавательной деятельности детей, адресованная педагогам ДОУ, родителям, студентам и всем интересующимся данной темой. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_2.doc42.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность.

    Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Им всё интересно, каждый новый день несёт с собой интересные открытия, познания, которые играют большую роль в развитии детей.

    Особая роль в исследовательской деятельности ребёнка отведена опытам и экспериментам. Эксперимент – это способ материального или мысленного воздействия человека на реальный или мыслимый объект с целью его исследования, познания свойств, связей и т.д. Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать, изменять его в том или ином направлении. Все эти основные особенности эксперимента, правда еще в зачаточной форме, можно обнаружить в детском экспериментировании ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

    Мощная потребность в новых впечатлениях придает деятельности экспериментирования высокий энергетический потенциал, сопровождаемый эмоциональным подъемом. Поэтому именно в этой деятельности очень рано, и наиболее ярко проявляется общее психологическое развитие детей, формирование способностей. Данная способность является универсальной, поскольку решение, фактически любой более или менее сложной задачи требует мысленной постановки определенной последовательности целей, их иерархизации, отражая в плане представлений всей динамики изменения условий, в которых эти цели даны. Получение новых знаний и сведений как основной мотив деятельности.

    Основные задачи экспериментирования, способствующие полноценному развитию ребёнка,  – это

    1) расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

    • развитие у детей представлений о химических свойствах веществ (выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования);
    • развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражения и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды);
    • развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня;
    • развитие элементарных математических представлений (о мерке – как способе измерения объема, массы, длины);
    • познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра;

    2) развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль);

    3) развитие у детей умственных способностей:

    • развитие мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение);
    • формирование способов путём сенсорного анализа;

    4) социально-личностное развитие каждого ребёнка:

    • развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

           Как известно, любой материал легко усваивается детьми через игру. Поэтому лучше всего исследование окружающего мира с детьми проводить через игры-эксперименты.

       Структура проведения игры-экспериментирования заключается в правильной постановки познавательной задачи, выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми, проверка самих гипотез, подведение итогов и фиксация результатов.

         Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы. Это, прежде всего, новизна, необычность исследуемого объекта; некая тайна, сюрприз; познавательный мотив (почему так?).

         Игры-экспериментирования лучше всего проводить в специальных лабораториях, которые оснащены необходимым оборудованием и материалами для реализации предполагаемой работы.

       Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

         Детская лаборатория должна быть оснащена необходимым оборудованием и материалами:

    • приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стёкла, песочные часы, разнообразные магниты и т. д.;
    • прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема;
    • природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, скорлупа орехов, семена фруктов и овощей, кусочки коры деревьев и т. д.;
    • бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, ткани, пробки и т. д.;
    • технические материалы: гайки, винты, гвозди;
    • разные виды бумаги;
    • красители: ягодный сироп, акварельные краски;
    • медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, вата, мензурки и т. д.;
    • прочие материалы: зеркала, формочки, поддоны, плоское блюдо, пуговицы разного размера, соломинки для коктейля и т. д.;
    • 10)игровое оборудование.

       Сыпучие и мелкие предметы должны храниться в специальных контейнерах. Для создания игровой мотивации можно использовать детские халаты, клеёнчатые передники. Результаты опытов должны фиксироваться детьми в журнале исследований.

         После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Воспитателю не следует торопиться с ответом, необходимо дать возможность детям найти его самостоятельно.

         Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать следующей темой для эксперимента. В результате чего, у ребёнка развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе, где он самостоятельно пытается найти ответы на интересующие его вопросы.

         Отсюда следует, что овладение дошкольниками разными способами исследования способствует развитию у них познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что является необходимым условием для развития активной и творческой личности ребёнка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность"

    Развитие исследовательских способностей ребенка-одна из важнейших задач современного образования.Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у младших дошкольников.Эксперименты дома...

    Консультация для родителей "Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность"

    Развитие исследовательских способностей ребенка-одна из важнейших задач современного образования.Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у младших дошкольников.Эксперименты дома...

    Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность в младшем дошкольном возрасте

    Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельностьв младшем дошкольном возрасте.Подготовила воспитатель Кузьмина Оксана Викторовна        ...

    Консультация для родителей "Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность в младшем дошкольном возрасте

    Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска зна...

    Консультация для педагогов "Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность в младшем дошкольном возрасте"

    Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность в младшем дошкольном возрасте...

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «Формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание»

    laquo;Формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание»...