Обобщение опыта по теме "Организация самообразования педагогов"
статья по теме

Леонтьева Ирина Владимировна

Как показала практика, далеко не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Они нуждаются в помощи по вопросу формулирования темы, составления плана, определения перспективности своей деятельности.
Многие  трудности свидетельствуют о том, что в учреждении  необходимо создать благоприятные условия для развития самообразования педагогов с целью формирования высокого профессионального мышления, организационной культуры, устойчивой потребности в самосовершенствовании, непрерывного стремления к изучению опыта самостоятельного приобретения знаний. Ведущая роль в организации самообразования принадлежит методической службе.
Системная работа по организации самообразования начинается с аналитической работы, то есть с мониторинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_leontevoy.odt36.59 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме:

«Организация самообразования педагогов».

                                                           Старший воспитатель МБДОУ

                                                        «Детский сад №43 компенсирующего вида»

                                                       И.В. Леонтьева

ЭПИГРАФ:

Я чувствую себя вправе сказать:
да здравствует самообразование во всех областях!..
Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами,
побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…
К.И. Чуковский

Содержание:

1.Пояснительная записка

2.Причины выявленных недостатков

3.Актуальность темы

4.Ожидаемый результат

5.Направления работы

6. Этапы и содержание деятельности по самообразованию

7.  Примерный план работы по самообразованию

8.Факторы, влияющие на выбор темы по самообразованию

9. Рекомендации по опыту и стажу

10. Формы и методы руководства самообразованием педагогов со стороны администрации ДОУ

11.Формы контроля за самообразовательной деятельностью педагогических работников учреждения образования

12.Алгоритм написания плана по самообразованию

13. Примерные темы самообразования педагогов

14. Формы подведения итогов по самообразованию

15. Результаты самообразования

16.  Результаты анкетирования

17. Список используемой литературы

18. Приложение

                           

1.Пояснительная записка

Как показала практика, далеко не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Они нуждаются в помощи по вопросу формулирования темы, составления плана, определения перспективности своей деятельности.

Многие  трудности свидетельствуют о том, что в учреждении  необходимо создать благоприятные условия для развития самообразования педагогов с целью формирования высокого профессионального мышления, организационной культуры, устойчивой потребности в самосовершенствовании, непрерывного стремления к изучению опыта самостоятельного приобретения знаний. Ведущая роль в организации самообразования принадлежит методической службе.

Системная работа по организации самообразования начинается с аналитической работы, то есть с мониторинга.

2. Причины выявленных недостатков :

- Невысокий уровень анализа своей деятельности педагогов образовательного процесса, а именно преобладают констатирующие факты, отсутствуют проблемные стороны и коррекция (изучение деятельности, самоанализ занятия,  самоанализ работы по самообразованию и т.д.).

 - Ослаблено руководство самообразовательной деятельностью.

  •  -Ценностью данного процесса продолжают оставаться обезличенные знания, умения и навыки, а не развитие и саморазвитие личности, востребованное современной ситуацией.

 -  Преобладающей остается «просвещенческая» модель образования взрослых, основанное на передаче и воспроизводстве информации, в то время как условиями общества востребованная модель, «запускающая» процессы самоорганизации, саморазвития.

Проблема: Формирование готовности педагогов к профессиональному самосовершенствованию.

Цель: Определение системного подхода в управлении развитием профессиональной компетенции педагогов.

3.Актуальность темы

  1. Задача методиста - оказать помощь конкретному педагогу в решении тех проблем,которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов.

Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятель-

ной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над

совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогичес-

кой деятельности, направленной на развитие и воспитание ребенка. Педагогу

не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ

обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетент-

ности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах.

Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему

мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствова-

нию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Самообразование — это целенаправленная работа педагога по расшире-

нию и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имею-

щихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете

современных требований педагогической и психологической наук. Педагог

должен в течение учебного года или другого периода времени углубленно

заниматься проблемой, решение которой вызывает определенные затрудне-

ния или которая является предметом его особого интереса.

4.Ожидаемый результат:

  1. компетентный профессионал
  2. способность к активной деятельности, на самообразование
  3. способность на самосовершенствование
  4. ответственный, коммуникабельный
  5. достижения высоких результатов педагогов в воспитательно- образовательной деятельности.

5. Направления работы

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и мно-

гопланово. Основными направлениями в системе самообразования педаго-

гов дошкольного учреждения могут быть:

• ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам

дошкольного воспитания;

• изучение учебной и научно-методической литературы;

• ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии,

анатомии, физиологии;

• изучение новых программ и педагогических технологий;

• ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

• повышение общекультурного уровня.

Педагогической самообразование должно быть направлено на изучение

таких проблем, тем, которые для современной системы дошкольного образо-

вания являются наиболее актуальными. Назовем некоторые из них:

• педагогическое общение и коммуникативная компетентность;

• индивидуализация и дифференциация воспитания и обучения;

• развивающее обучение;

• особенности организации воспитательно-образовательного процес-

са в учреждениях нового типа и в условиях вариативных форм образования;

• педагогическая диагностика и мониторинг качества дошкольного обра-

зования;

• духовное и идеологическое воспитание и др.

               6. Этапы и содержание деятельности по самообразованию.

Этапы работы по

самообразованию

Деятельность

педагога

методиста

I

 Формирование потребности в самообразовании,самооценка под-

готовленности,осознание необхо-

димости в знаниях,постановка целей и задач

Педагогическая диагностика и

всесторонний анализ деятельности педагога.

Выявление желания педагога работать над

той или иной проблемой: индивидуальные

беседы,анкетирование

II

Планирование работы по

самообразованию

Консультирование и методические

рекомендации по разработке темы:

• в определении содержания работы по

самообразованию;

• в выборе вопросов для

самостоятельного углубленного изучения;

• в составлении плана в зависимости от

уровня профессионализма педагога

II

Теоретическое

изучение проблемы(знакомство

с предметом,выборочное

изучение, анализ и самооценка

результатов)

Создание условий для работы воспитателя

по самообразованию:

• тематическая подборка и составление

картотеки научной, научно-популярной,

методической и художественной

литературы;

• тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей;

• видеозаписи;

• оформление выставки «В помощь

занимающимся самообразованием»;

• материалы из опыта работы;

• тематические стенды «Посетите

занятие», «Советуем поучиться у коллег», "Лучшее от каждого- коллективу»

IV

Практическая деятельность

(применение полученных знаний,

навыков и умений на практике:

изготовление пособий и

атрибутов,организация

и проведение практической

работы с детьми)

Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-

образовательного процесса, изучение

практических материалов

V

 Подведение итогов

самообразования

Привлечение к проведению индивидуаль-

ной или групповой консультации;

выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого

просмотра.

Помощь в оформлении результатов

самообразования:

• выступление по итогам работы и обмену

опытом;

• составление картотеки по проблеме;

• игры и пособия;

• советы и рекомендации по проведению

воспитательно-образовательной работы;

• составление перспективного плана

работы с детьми;

• организация выставки работ детей или

педагога по теме самообразования;

• оформление передового

педагогического опыта

              7. Примерный план работы по самообразованию.

Воспитатель _____________________группы № ____ МБДОУ №  __________

Тема:_________________________________________________________________________

Цель, задачи:___________________________________________________________________

Литература:____________________________________________________________________

Радел

плана

сроки

Форма работы

Практические выводы(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ)

Выводы:

8. Факторы, влияющие на выбор темы по самообразованию

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятиям, выступлению, родительскому собранию,  общему мероприятию,  и др. у  педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего, когда работа будет интересной и доставит удовольствие.

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на воспитанниках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека».

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, просятся в группу к конкретному педагогу.

Общественное мнение. Педагогу небезразлично, считают его хорошим или плохим. Плохим быть обидно.

Материальное стимулирование. Категория педагогов, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» 

                                 9. Рекомендации по опыту и стажу

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений

профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую

тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

• осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания,

обучения и развития;

• формирование основ педагогического мастерства;

• развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

• овладение способами проектирования воспитательно-образовательно-

го процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях

вариативного образования;

• формирование умения анализировать научно-методическую литерату-

ру, применение полученных знаний на практике, активизация творческих

способностей.

Для опытных, творчески работающих воспитателей:

• развитие способностей к перепроектированию собственной деятель-

ности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и

социального заказа общества;

• проявление творческого потенциала педагога;

• пропаганда своих достижений;

• развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

• овладение методикой работы с детьми;

• адаптация к педагогической деятельности.

10.Формы и методы руководства самообразованием педагогов со стороны администрации ДОУ:

1. Вынесение на педагогические советы, заседания методических объединений вопросы, связанные с самообразованием. Систематическое разъяснение роли самообразовательной работы, организация выступлений педагогов по вопросам обмена опытом.

2. Индивидуальные беседы руководителей ДОУ с педагогами об основных направлениях самообразования.

3. Совместное обсуждение руководителями  и педагогами методов изучения трудных разделов и тем программы. Разработка отдельных рекомендаций с целью повышения педагогической эффективности воспитательно-образовательного процесса.

4.Оказание помощи педагогам в обобщении своего опыта, подготовке докладов по проблемам педагогики, стимулирование наиболее подготовленных педагогов к научно-исследовательской работе.

6. Проведение циклов лекций, групповых и индивидуальных консультаций, семинаров.

7. Систематическое подведение итогов самообразовательной деятельности  педагогов (собеседование, отчеты на педсоветах, заседаниях МО, обобщение опыта, презентация перед педагогическим коллективом и т.д.).

11.Формы контроля за самообразовательной деятельностью педагогических работников учреждения образования:

семинары (где подводятся итоги самостоятельной работы педагога);

собеседования;

отчеты по самообразованию;

ведение карт индивидуального развития (портфолио);

участие в методической работе учреждения, города;

мониторинг результативности педагогической деятельности;

аттестация и другие;

заседания методических объединений и творческих групп;

посещение занятий и других форм работы с детьми с целью проверки эффективности самостоятельной работы педагогов (теоретический уровень, педагогическое мастерство);

коллективные просмотры и др.

 12.Алгоритм написания плана по самообразованию

1.Выбор темы. Выбор темы по самообразованию происходит на основании той проблемы, над изучением которой работает педагогический коллектив ДОУ.

2. Постановка целей и задач, соответствующих целям воспитательной деятельности в учреждении.

3. Содержание деятельности по выбранной теме с указанием сроков исполнения.

4. Повышение научно-теоретического и методического уровня педагогов-организаторов;

5. Изучение нормативных документов по воспитательной работе;

6.Изучение методических материалов по теме самообразования;

7.Выбор, освоение инновационных технологий, авторских проектов и программ;

8. Посещение семинаров, методических объединений;

9. Изучение передового педагогического опыта и практики работы своих коллег.

10. Прохождения курсов повышения квалификации.

11. Участие в работе методических объединений, творческих группах с использованием активных форм занятий.

12. Апробация и внедрение инновационных технологий, авторских проектов и программ.

13. Выступление на семинарах, методических объединениях, конференциях;

14. Выявление затруднений в процессе внедрения инноваций;

15. Пути решения проблем;

16.Развитие взаимодействия и взаимосотрудничества с внесадовыми учреждениями воспитания и обучения.

17. Самоанализ и самоконтроль.

18. Отчеты по самообразованию.

19. Наличие наглядной демонстрации продуктов труда педагогов-организаторов (доклады, разработки мероприятий, создание авторских проектов или программ и др.);

20. Создание портфолио педагога.

13. Примерные темы самообразования

педагогов

1. «Развитие коммуникативных навыков через экологическое воспитание дошкольников»

2.Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

3.Устранение заикания через развитие диалога у детей-логопатов

  1. Использование сказкотерапии в работе с детьми с нарушениями речи
  2. Развитие движения рук и ручной умелости через продуктивные виды деятельности
  3. Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи
  4. Народные игры Владимирской области
  5. Роль развивающих пальчиковых игр в жизни детей
  6. Развитие связной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи подготовительной к школе  группы
  7. Система взаимодействия учителя-логопеда ДОУ и родителей в целях эффективного решения коррекционных задач
  8. Роль классической музыки в работе с детьми
  9. Игротерапия как средство психокоррекционной работы с заикающимися детьми
  10. Использование зрительных символов в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
  11. Развитие творческих способностей при помощи развивающих игр
  12. Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики у детей.
  13. Этический диалог как форма нравственного воспитания
  14. Воспитательный потенциал средств массовой информации и коммуникации.
  15. Активные формы работы с воспитанниками.
  16. Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников.

 14. Формы подведения итогов по самообразованию

  1. Наблюдение  и контроль образовательного процесса, с целью оценки применения на практике полученных знаний путем самообразования
  2. Распространение педагогического опыта педагогами  в СМИ
  3. Презентация по темам самообразования  на муниципальном уровне.

                        15.   Результаты самообразования

Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизиовать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогическихх и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.



                 

   16.  Результаты анкетирования

1.Положительные стороны:

 в ходе анкетирования 72% педагогов отдали предпочтение стимулирующим факторам (методическая работа, пример и влияние коллег, обучение на курсах, новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментировать, возрастающая ответственность, интерес к работе),

- 35% однозначно утверждают, что они получают удовольствие от освоения нового, управляют своим профессиональным развитием и получают положительные результаты;

 обработка данных микроисследования позволила выявить 3 категории педагогов в зависимости от степени их готовности к саморазвитию;

 определены причины снижения активности педагогов.

2.Отрицательные стороны:

 в ходе анкетирования 28% считают, что в их деятельности препятствующие факторы преобладают (разочарование в результате имевших ранее неудач, недостаток времени, собственная инерция и т.д.);

 проведенное исследование позволяет сделать следующий вывод: у 18 % педагогов не сложившееся саморазвитие, зависящее от условий и

у 7 % остановившееся развитие.

                          Список используемой литературы:

1.
Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом / К.Ю. Белая. - М., 1996.

2.Голицына Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: Издательство: Скрипторий, 2003.


3. Львова Л.Т.. Держим на контроле / Л.Т. Львова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 11. - С. 10-17.

4. Мартина, Н. Формирование готовности к профессиональному самоопределению/ Н.Мартина// Директор школы .- 2006.- №3.- С.65

5. Бабкина, Т.А. Самообразовательная деятельность как проблема образования взрослых/ Т.А.Бабкина// Кіраванне ў адукацыі .- 2006.-№12

6.Смоляк, В.С. Управление самроразвитием професситональных компетенций учителей/ В.С.Смоляк// Кіраванне ў адукацыі.-2006.- №6.-С.42

7. Лапицкая, В.Н. Системный подход в управлении развитием профессиональной компетентности учителя/ В.Н.  Кіраванне ў адукацыі №5.-2005.-С.44

8. Селевко, Г.К. Научи себя учиться/ Г.К.Селевко //Центр “Педагогический поиск”.-2006.-С. 20

9. Сам себе инспектор: самооценка качества // Библиотека журнала “Директор школы”.-2005.-№7

10. Лизинский, В.М.// Центр “Педагогический поиск”.-С.126

11. Самигуллин, Г.Х. Педагогические требования к открытым урокам/ Г.Х.Самигуллин// Методист.-2007.-№6.-С.52

12. Побережная, О.Е. Самоанализ деятельности методического объединения учителей// О.Е.Побережная.-2007.-№8.-С.66

13. Зверева, В.И. Как сделать управление школой успешным/ В.И.Зверева.-М.: Центр “Педагогический поиск”.-2004.-160с.

14.Гречихо, Е. В. Механизм включения педагогов в систему непрерывного образования / Е. В. Гречихо // Народная асвета. – 2009. - № 1. – С. 43-49.

15.Гужавина, Н. А. Организация деятельности образовательного учреждения по повышению квалификации педагогов. Проблемы внутришкольного обучения / Н. А. Гужавина // Управление современной школой. Завуч. – 2008.   №3. – С.24-32.

16. Зуев, А. М. Портфолио преподавателя – инструмент самопознания и самообразования / А. М. Зуев // Основы. Безопасности. Жизни. – 2009. - № 8. – С. 35-40.

17. Ковалева, Т. А. План самообразования / Т. А. Ковалева // Научно-методический журнал заместителя директора по ВР. – 2009. -№ 2. – С.55-56.

Приложение

АНКЕТА

для выявления способности педагога к саморазвитию

Отвечая на «опросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы, соот ветствующие вашему мнению: 5 - да: 4 — скорее да, чем нет: 3 - и да, и нет: 2 - скорее нет: I - нет.

1. Я стремлюсь изучить себя.

2. Я оставляю время для своего развития.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

6. Я анализирую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свои возможности.

10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.

11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12.Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

13. Я получаю удовольствие от освоения нового.

14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

15. Я положительно отношусь к продвижению по службе.

16. Я выписываю газеты.

17. Я выписываю методическую литературу.

Препятствующие факторы

1. Собственная инерция.

2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.

3. Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей.

4.Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к лучшему.

5. Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, т.е. отсутствие  информации о себе.

6. Состояние здоровья.

7. Недостаток времени.

8. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.


                                                     
АНКЕТА
                                     "Самообразование педагогов"

                    

Инструкция: Уважаемые коллеги! Ответьте на предложенные вопросы:

1.
Нужен ли педагогу ДОУ план самообразования? Почему? Обоснуйте свое мнение.

2.
Как сочетается ваша индивидуальная тема самообразования с проблемами образовательного учреждения?

3.
Планируете ли вы исследовательскую работу? В чем она заключается? 

4.
Какую литературу (психологическую, педагогическую, по содержанию предмета) вы изучали в соответствии с индивидуальной темой самообразования? Порекомендуйте своим коллегам наиболее интересные работы.

5.
Как вы планируете этапы работы над своей темой самообразования? 

6.
Какие трудности вы испытываете при работе над индивидуальной темой самообразования? Как преодолеваете их? Какая и чья помощь вам необходима?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Организация экспериментальной деятельности на занятиях по обучению грамоте детей с ОНР"

Обобщение опыта по теме: "Организация экспериментальной деятельности на занятия по обучению грамоте детей с ОНР."...

Обобщение опыта по теме самообразования «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Определяя  тему по самообразованию, я  остановилась на проблеме экологического воспитания....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Самоанализ деятельности педагога ДОУ как средство профессиональной компетентности педагога".

В настоящее время проблема физического воспитания детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, правильного физичес...

Обобщение опыта по теме самообразования.

quot;Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей дошкольного возраста" - тема обобщенного опыта....

Обобщение опыта по теме самообразования: «Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников»

В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психолингвистического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии...

Обобщение опыта по теме самообразования «Обогащение словаря детей в процессе ознакомление с окружающим миром»

Хорошая, развитая речь – это основа успешного обучения в школе. Одной из составляющих речи, является словарный запас, недоразвитие которого делает речь неполноценной, затрудняет речевое развитие...