Обобщение опыта по теме самообразования «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру на тему

 

Определяя  тему по самообразованию, я  остановилась на проблеме экологического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizuya_ekskursiyu_po_teme.docx53.79 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель структурного подразделения

«Детский сад «Мишутка»

МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа»

Сухих Евгения Валентиновна

Обобщение опыта по теме самообразования

«Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Определяя  тему по самообразованию, я  остановилась на проблеме экологического воспитания.

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства - рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы. Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе - главные направления стратегии выживания человечества.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое воспитание.

Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом,

Я  считаю, что нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей.

Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.

Любовь к природе у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Дети дошкольного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное.

Я стараюсь  сделать воспитательно-образовательную работу интересной  и привлекательной для детей.

В группе организовала кружок «Почемучки», где дети знакомятся с природой.

Цель этого кружка состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам:

-        о единстве и разнообразии природы,

-о связях и взаимосвязях между разными объектами природы,

 о постоянных изменениях в природе и ее развитии,

 о целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе,

о рациональном использовании природы и охране ее.

Разработала перспективное планирование по экологическому воспитанию в разновозрастных группах. (Приложение №1)

Для формирования начал экологической культуры у детей сделала панно «Опушка леса» на каждое время года, дети закрепляют знания о насекомых, животных, изменениях в природе.

Использую в работе с детьми доступные средства по формированию интереса к природе:

-прогулки и экскурсии на природу: (экскурсия «Елочкина сестричка») (Приложение №2)

Необходимо помочь детям приоткрыть завесу прекрасного, научить видеть красивое, неповторимое в самой маленькой частице природы. И начинать эту работу надо с выделения для наблюдения объектов, которые обладают наибольшей выразительностью, максимально концентрируют в себе те или иные признаки эстетического совершенства,

Организуя экскурсию по теме «Осенние изменения в природе», сначала выбирались такие деревья и кустарники, у которых золотое убранство осени наиболее ярко выражено. Например, клен отличается удивительным разноцветьем - от зелено-желтого до багрово-красного. Весной на экскурсии в природу можно показать детям ажурность кроны березы, плакучесть ивы; летом подчеркнуть зеркальность глади реки, легкость полета стрекозы, голубизну неба и т.д.)

В работе использую цикл наблюдений «Белая береза под моим окном...».

Цель: формировать представления о цикличности явлений, взаимосвязи окружающего мира. (Приложение №3)

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего в сюжетных и  и дидактических: («Колобок учит детей выпекать пряники», «Найди такой листик», «Беги к тому, что назову»)

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра: «Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире» (Т.С. Комарова). Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их я ориентируюсь на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных.

Чтобы игра прошла успешно и цель была достигнута,  я стараюсь использовать красочный наглядный материал, с которым дети будут непосредственно работать, выполняя задание той или иной игры.

В своей работе я придерживаюсь китайской пословицы

«Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму»

Для  повышения знаний об окружающем мире использую элементы исследовательской работы: («Игры с песком», «Этот удивительный воздух», «Хитрые семена»)

Провожу  плановые и ситуационные  беседы о природе и бережном отношении к ней: («Откуда хлеб пришел?») (Приложение №4)

Средствами развития познавательного интереса к природе у детей также являются и прослушивание музыкальных произведений, посвященных природным явлениям, сезонам, и рассматривание полотен великих художников-пейзажистов, а также знакомство со сказками, стихами, рассказами о природе.

.

Считаю, что выбранное мной  экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная, наиважнейшая задача.

В условиях  экологического состояния нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует воспитывать у детей культуру поведения  в природе, учить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины, по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Приложение №1

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в разновозрастных группах.

Месяц Неделя

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

I

Беседа

«Воспоминание о лете»

Беседа «Откуда хлеб пришел?» (ст. и под. Гр)

В осеннем царстве -лесном государстве.

 Наблюдение «Как береза готовиться к зиме?»

НОД «Деревья и кустарники».

НОД «О животных, которых не любят». (ст. и под. гр.)

Дид.игра «Игрушечный мишка и бурый медведь» (мл. и ср. гр.)

II

НОД «Что нам осень припасла» (мл. и ср. гр.) Наблюдение «Что есть у березы»

Наблюдение «Падают-падают листья с березы» НОД: «Колобок учит детей выпекать пряники» (мл. и ср. гр.)

Развлечение «Осенние посиделки» (мл. и ср. гр.). НОД «Кора деревьев» (ст. и под. гр.)

Наблюдение «Береза принакрылась снегом»

В голубом царстве -воздушном государстве Беседа «Что мы знаем о птицах»

III

Беседа о труде людей осенью. (ст. и под. гр.) «Рассматривание с детьми бархатцев и пересадка их из грунта» (мл. и ср. гр.)

Труд в уголке природы: «Посадка лука на зелень» Наблюдение «Чем питается береза»

НОД «Как дикие животные готовятся к зиме».

Эксперименты:

 «Воздух».

 «Как дует ветер»

IV

Наблюдение. «Кора березы»

Экскурсия

«Елочкина сестричка» (ст. и под. гр.)

Дид. игра: «Грибы на поляне» (мл. и ср. гр.) Развлечение

«Путешествие на грибную полянку» (ст. и под. гр.)

Наблюдение «Из истории использования березы». НОД «Полезные и вредные животные» (ст. и под. гр.)

Дид. игра «Почему скрипит снег?»

Месяц Неделя

Январь

Февраль.

март

апрель

май

I

Багровое царство -огненное государство. НОД «Электричество   в нашей жизни» (ст. и под. гр.)

В зеленом царстве -царстве растений. Цветы:  (полевые, садовые, комнатные). Наблюдение  «Что нужно нашей березе?»

НОД «Какие   разные птицы»  (младшая и средняя группы)

Д/игра «Мир насекомых»

II

Знакомство с луной, звездным    ночным небом.

Наблюдение «Почему  нет листьев на березе?»

Наблюдение «Береза в метель»

«Береза в оттепель»

Мир деревьев и кустарников.

«Беседа о картофеле» (ст. гр. и под. гр.)

Наблюдение «Березовые почки»

НОД «Как животные спасаются от врагов?» Наблюдение «Береза цветет»

III

Знакомство  с солнцем, землей и другими планетами.

Пестрое     царство-земное государство. «Тайга» «Тундра» «Степь»

Мир трав.

Народные названия растений.

Наблюдение   «Еще  в полях белеет снег...»

В желто-черно-

бело- красном

царстве - людском

государстве.

«Чем  люди

отличаются друг от

друга»

Развлечение «Времена года»

IV

НОД «Как дикие животные   живут зимой»

НОД «Фаза луны» (под. гр.)

«Пустыня» «Горы»

«Землетрясения      и вулканы»

Синее     царство -морское государство.

24   марта  всемирный день воды.

«Как   узнать   птиц» (старшая     и     под. группы)

Наблюдение «Березовый сок»

Наблюдение «Лист    зеленеет молодой»


Приложение №2.

Экскурсия

Ёлочкина  сестричка (старшая группа) Время проведения - осень, начало октября. Оборудование - лупы, фотоаппараты (игрушечные).

Цели:

Ознакомление с объектами и явлениями природы в естественной обстановке, поддержание интереса детей к природе.

Развитие наблюдательности и памяти.

Воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе.

Задачи:

Научить детей отличать по внешнему виду ель, сосну, лиственницу.

познакомить с увеличительным стеклом – лупой, правилами её использования.

Ход занятия.

Дети, отгадайте загадку «Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок».Лиственница. Какое это дерево? Хвойное или лиственное? Как вы догадались? Скажите, где у нас в Никольске растет лиственница. Сейчас мы пойдем к ней в гости.

Беседа с детьми по вопросам

Давайте полюбуемся ею. Нравится вам она? Чем?

Какой у нее ствол? (Прямой, ровный.) Вам пришлось голову запрокинуть? Почему? (Лиственница высокая.)

Потрогайте ствол. Чем он покрыт? (Корой) Какая она на ощупь? (Шершавая.) Какого она цвета? (Серая) Чем пахнет? У лиственницы очень толстая кора. Для чего она нужна дереву? (Она защищает внутреннюю часть дерева от высыхания, вредителей, разных повреждений: она образуется в течение всей жизни дерева) Может дерево жить и расти без коры? Почему? Как можно помочь дереву, если часть коры сорвана или порезана? (Замазать краской или глиной)

А теперь немного отойдите от дерева и посмотрите на ветки. Все ли они одинаковые? Чем отличаются? Как вы думаете, где расположены молодые ветки, а где старые?

Закройте глаза. Давайте послушаем, как разговаривают ветки. О чем они говорят? Что растет на ветках? Возьмите в руки опавшие иголки, потрогайте их. Какие они на ощупь? (Мягкие) По цвету? (Желтые) По длине - как у елки или сосны? (Средние) А чем они пахнут? Почему у лиственницы опадают иголки? А этой лиственнице хорошо, удобно здесь расти? Почему?

Лиственница может жить до 500 лет. Это очень светолюбивое дерево, но к характеру почвы и климату приспосабливается легко. Она мало затеняет почву около себя.

Посмотрите, что-нибудь растет под ней? Где больше растительности: в тени или на свету? Давайте еще раз полюбуемся на нашу красавицу: какая она стройная, высокая, пушистая, в какое красивое золотое платье она нарядилась! Ей здесь хорошо и удобно расти. На память сделайте снимок своими фотоаппаратами. Вечером в группе вы «проявите» пленку своих фотоаппаратов и сделаете снимки. А потом мы составим альбом.

А сейчас посмотрите вокруг.

С лупой понаблюдайте за насекомыми: что они делают, как передвигаются, их внешний вид. Муравьи одного муравейника за день съедают столько вредных насекомых, сколько синица за два месяца. Божья коровка за один день съедает 270 тлей. Давайте сфотографируем разных насекомых, а в группе вы их нарисуете. Сейчас я чуть покопаю землю. Что вы видите? (Корешки растений.) Верхний слой земли называется почвой. На ней растут растения, деревья, кустарник. Почва образуется долго (для 1 см требуется 100 лет), а разрушается быстро.

Ветер и вода за несколько часов могут смыть и развеять почву на больших площадях. Для того чтобы предохранить почву от выдувания и смыва, сажают лесозащитные полосы.

А если много людей будут ходить по одному месту, почва останется рыхлой? На ней будет что-то расти? Почему?

Сколько сегодня нового и интересного мы узнали!


Приложение № 3.

Перспективный план наблюдений  с детьми младшего и старшего дошкольного возраста: «Белая береза под моим окном...»

ОСЕНЬ

Наблюдение 1. Что есть у березы? Младшая группа

Программное содержание. Показать, что у березы есть ствол и ветви (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие), что береза очень стройное дерево.

Воспитатель предлагает детям подойти к березке, потрогать ее ствол, показать ветви, изобразить руками их величину, обойти березу кругом, полюбоваться ее стройностью и красотой.

Отойдя от детей, воспитатель руками изображает форму дерева, говорит, что оно похоже на игрушечную пирамидку (показывает заранее приготовленную игрушку). После прогулки воспитатель и дети на обложке дневника наблюдений рисуют «портрет» березы и ставят под ним подпись-. «Наша любимая береза Беляночка».

Старшая группа

Программное содержание. Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о березе в частности. Углубить интерес к березе, подвести к мысли, что березе хочется дружить с людьми.

Повторить наблюдение для детей младшего возраста. Старшим дошкольникам можно задать следующие вопросы.

1.        Чем деревья отличаются от других растений?

2.        Какие деревья вы знаете?

Деревья - живые? Почему вы так считаете?

Много ли деревьев растет около детского сада? Как они называются?

5.        Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?

Кто сажает деревья в городе (поселке)? Для чего?

Кто из вас видел деревья в лесу? А там кто их сажает?

Где деревьям лучше - в лесу или в городе? Почему?

Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично?

Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.

Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдет на Земле? В нашей деревне? Возле детского сада? У вашего дома? В нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?

После беседы обратить внимание детей на листву березы: она день ото дня тускнеет, вянет.

Наблюдение 2.

Кора березы Младшая группа Программное содержание. Продолжать формировать любовь к деревьям и заботливое отношение к ним, уточнить представление о коре и ее назначении, учить узнавать березу по внешнему виду.

Береза - единственное в мире дерево с белой корой. Обратите внимание детей на это, расскажите о том, что кора защищает от солнца, мороза, ветра.


Старшая группа

Программное содержание. Учить определять возраст березы по коре дать представление о том, что старое дерево тоже растет, т.е. появляются молодые веточки, кора у них молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличие от коры старого дерева. Как вы думаете: кора защищает только ствол дерева? (Нет, и ветки.) По коре можно определить возраст дерева: чем оно старше, тем кора толще, тверже. Как определить, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается.) А от чего деревья болеют? (На коре поселились вредные насекомые) Посмотрите на обратную сторону коры, найдите ходы, проделанные вредителями.

На Руси всегда любили белоствольную красавицу березу. Ее называли деревом счастья.

Наблюдение 3. Падают-падают листья... Младшая группа Программное содержание. Показать, что осенью листья меняют цвет и опадают. Рассмотреть листья березы.

Понаблюдать с детьми, как листья падают на землю, рассмотреть опавшие листья (дети трогают их, определяют цвет, запах, форму). Они похожи на треугольник с зазубринами на концах.

Старшая группа Программное содержание. Показать связь деревьев с окружающей средой.

Осенью дни становятся короче и холоднее - происходят изменения в жизни дерева: желтеют листья, сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу. Порывистый ветер, налетая на дерево, гнет его, треплет ветви, срывает листья (золотыми монетками блестят на голых сучьях последние листья берез).

Наблюдение 4. Чем питается береза? Младшая группа Программное содержание. Наблюдение за березой в ветреную погоду.

Понаблюдать вместе с детьми за тем, как под действием сильного ветра деревья качаются все сильнее и сильнее

(имитируют указанные движения руками), листья опадают, они покрыли всю землю вокруг. Дети идут по листьям, которые шелестят у них под ногами (идут, подбрасывая листья ногами). После прогулки в альбоме наблюдений нарисовать «портрет» березы осенью, сделать панно из ткани с изображением дерева (зимой оно будет стоять голым, весной на нем появятся листья, прилетят птицы и тд.).

Старшая группа

Программное содержание. Дать представление о том, что в природе все взаимосвязано.

Листья растут на дереве, которое «добывает еду» из почвы. Осенью листья опадают, снова возвращаются в почву и уже сами «кормят» ее: листья перегнивают - почва становится богаче и весной снова может кормить растения, на которых появятся новые листья, и т.д. Помогают превращению листьев в почву подземные жители, например дождевые черви, В группе сделать модель дерева из «трубы», на которую намотан линолеум, и сухих веток

Наблюдение 5.

Как береза готовится к зиме? Младшая группа

Программное содержание. Показать детям, что береза помогает себе сама утеплять корни опавшей листвой и сохранять воздух для различных обитателей почвы.

Сбрасывая листья, деревья готовятся к холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет и под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранив воздух, что очень важно для подземных обитателей, которые рыхлят почву и делают ее плодородной. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни.

Старшая группа Программное содержание. Углублять представление о природе как системе, в которой все «продумано до мелочей».

Как вы думаете: у березы могут быть тайны? Какое у нее сегодня настроение? Наверно, ей грустно, ведь скоро зима. Давайте обнимем ее, погладим и скажем: «Не грусти, Беляночка! Мы тебе сказку расскажем».

Помните, в известной вам сказке «Как коза избушку построила» березка качнула веткой и сказала: «Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою, строй подо мной избушку» (дети по аналогии сочиняют сказку).

Наблюдение 6. Из истории использования березы Младшая группа Программное содержание. Рассказать о том, что из древесины делают бумагу.

Бумагу делают из древесины. Значит, чем дольше будут служить человеку бумажные вещи, тем больше деревьев останется в лесах. Что для этого можно сделать?

(Надо бережно относиться к книгам. Старые книжки нужно аккуратно заклеить, подшить.)

Старшая группа Программное содержание. Познакомить с тем, как березу использовали в древности.

Воспитатель рассказывает о том, что наши предки березовой лучиной освещали дома, соком березы лечили больных, колеса телеги смазывали дегтем, который делали из березы, из нее же мастерили игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов, на бересте писали.

Ныне березу используют в строительстве, из нее делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев - желтую и зеленую краску, из почек - лекарства.

ЗИМА

Наблюдение 1.

Первый снег! Младшая группа Программное содержание. Вместе с детьми выразить восхищение первым снегом и заметить, как изменилась береза.

Первый снег! Как приятно вдыхать запах первого снега! Как красиво зимой! Деревья уже не кажутся голыми: ведь на ветках лежит снег.

После прогулки внесите необходимые изменения в модель дерева: чтобы березе было тепло, надо нарисовать много снежинок.

Старшая группа Программное содержание. Учить видеть красоту в засыпанных снегом березах.

Бывают зимой такие дни: выйдешь на улицу и замрешь от восхищения - березки в белоснежных шубах, ветви под их тяжестью гнутся, стволы напомина-ют сказочных животных, человечков... Настоящая снежная сказка! В такие мгновения вспоминаются стихи С. Есенина:

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом

словно серебром.

На пушистых ветках

снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине.

И горят снежинки в золотом огне.

А заря лениво, обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром

В снежных уборах можно увидеть медведя, черепаху, гнома, сказочных птиц, дома. Нарисуйте их, расскажите о них папе и маме. Внесите изменения в модели березы.

Наблюдение 2.

Новый год Младшая группа Программное содержание. Украсить березу ледяными игрушками: ведь она самая красивая, самая лучшая, самая необыкновенная.

Давайте поблагодарим березу, украсим ее ледяными игрушками и прочитаем ей стихи.

Старшая группа

Программное содержание. Продолжать воспитывать чувство ответственности за «тех, кого приручили», в нашем случае - за березу, учить передавать свои впечатления о природе в рассказах и рисунках.

Предложите детям придумать рассказ и нарисовать в альбоме наблюдений «портрет» Беляночки зимой.

Наблюдение 3.

Оттепель Младшая группа Программное содержание. Понаблюдать за березой в оттепель (как прекрасна береза с заледеневшими ветками, как она мелодично звенит ими).

Во время оттепели на ветках образуется тонкий слой льда. Когда ветки закачаются от ветра и заденут друг друга, послышится тихий мелодичный звон.

Старшая группа

Программное содержание. Продолжать учить определять настроение березы, развивать воображение.

Какое настроение у березки? Она шепчет: «Как бы мне хотелось станцевать для вас». Как вы думаете: как могла бы ходить березка - тяжелой поступью или легким шагом? (Дети изображают и объясняют.)

Наблюдение 4. Ясная, солнечная погода Младшая группа Программное содержание. Показать, что зимой - в ясную солнечную погоду - кора дерева теплая.

В светлый зимний день, когда ярко светит солнце, а небо чистое, голубое, стволы у деревьев теплые (потрогать кору березы рукой).

Старшая группа Программное содержание. Показать детям, что художники широко используют образ березы в своем творчестве.

Покажите детям картины И. Левитана («Весна. Большая вода», «Золотая осень»), К. Юона («Мартовское солнце»), И. Грабаря («Февральская лазурь»), И. Шишкина («Лесная глушь»), А. Рылова («Осень на реке Тесна») и др. Обратите их внимание на то, что «героем» многих пейзажей является «наша родная и любимая Беляночка».

Наблюдение 5. Почему нет листьев зимой?

Младшая группа Программное содержание. Рассказать детям, что зимой (когда холодно, мало света и влаги) лисгьев на деревьях не может быть.

Зимой деревья сгоят голые, без лисгьев: мы знаем, что осенью они опали. Могут ли листья появиться зимой? Конечно, нет: холодно, мало света (очень рано темнеет).

Старшая группа

Программное содержание. Дать представление о взаимосвязи дерева с объектами живой и неживой природы: воздухом, водой, светом, теплом, почвой, ночными животными, птицами.

Зимой деревья не питаются, не растут - они погружаются в глубокий сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань - она не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.

Летом деревья откладывают слой пробки под кожицей ствола и веток чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

Наблюдение 6.

Метель Младшая группа Программное содержание. Показать зависимость состояния березы от погодных явлений.

Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку; утепляет ствол березы. После метели деревья стоят все белые, занесенные снегом.

Старшая группа

Программное содержание. Углублять представление о взаимосвязи дерева и объектов живой природы, в том числе птиц.

Дети вместе с взрослыми делают кормушку и вешают ее на березу. К ней то и дело подлетают птицы: зимой им голодно, а весной и летом они помогут дереву спастись от вредителей.

После прогулки в альбоме наблюдений нарисовать кормушку и прилетевших к ней птиц, а также изобразить березу в метель.

Детей можно спросить: что помогает дереву устоять во время урагана? Правильно, корни. Они находятся в земле и удерживают дерево от падения.

ВЕСНА

Наблюдение 1. Что нужно нашему дереву? Младшая группа

Программное содержание. Углу бить представление о том, без чего береза не может жить.

На панно, где изображено дерево, нарисовать солнце (дереву нужен свет и тепло - в марте солнце греет сильнее), воду (капельку воды или облако), комочек земли (почва), дождевого червя (он рыхлит почву), ветер (он разносит семена), пчелу или шмеля. Необходим и воздух, но как его изобразить? Он ведь прозрачный.

Старшая группа Программное содержание. Углубить представление о взаимосвязи живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность березы.

В беседах с детьми уточнить следующее.

Дерево не может жить без света. Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет. Любит ли наша береза свет? Она растет на открытом или затененном месте?

Дерево не может жить и без тепла. От количества тепла зависит начало появления листьев на дереве. Зимой холодно, поэтому листьев нет.

Деревья пьют воду, как и люди. Воду дерево получает с дождем, с талой водой, «пьет» ее из земли - почвы.

Деревья, как и мы, должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.

Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.

Птицы тоже нужны дереву: они поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.

Ветер переносит семена березы.

Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

Наблюдение 2. «Еще в полях белеет снег...» Младшая группа Программное содержание. Показать, что с потеплением начинается постепенное пробуждение природы.

Снег еще лежит под деревьями. Но около стволов появились воронки - это нижняя часть ствола нагрелась от солнца и растопила снег. У деревьев начинается сокодвижение.

Старшая группа

Программное содержание. Учить замечать малейшие изменения в природе и их влияние на состояние березы.

Рассказать историю Беляночки и предложить детям сочинить рассказ о ней, о том, какие изменения происходят с ней в начале весны.

В альбоме наблюдений целесообразно нарисовать инструменты ухода за деревом:- лопату, лейку, грабли.

Наблюдение 3. Березовые почки Младшая группа

Программное содержание. Показать набухшие березовые почки - «домики листьев».

Аккуратно наклоните ветку и покажите каждому ребенку набухшие почки: всю зиму листья спали в этих домиках, теперь солнце пригревает, посылает свои лучи - когда они станут совсем теплыми, листочки проснутся.

Предложите детям нарисовать в альбоме наблюдений березу с набухшими почками.

Старшая группа Программное содержание. Дать представление о том, что у каждого дерева почки особые, отличаются от других.

Оживают деревья. Их соки, согретые теплым весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам.

У одних деревьев они круглые, у других - продолговатые; у одних - мелкие, у других - крупные. У всех деревьев есть почки, и все они разные. У березы почки мелкие и продолговатые (сравнить березовые почки с почками других деревьев).

Наблюдение 4. Березовый сок Младшая группа

Программное содержание. Продолжать формировать бережное и заботливое отношение к березе, рассказать о пользе березового сока для здоровья, научить после сокосбора замазывать ранки на стволе глиной.

Ранней весной многие люди собирают березовый сок.- делают надрез на коре - и сок стекает.

Березовый сок очень полезен, он богат витаминами. После сокосбора ранку на стволе березы необходимо замазать глиной или землей, чтобы дерево не болело, не погибло.

Не зря в русской пословице говорится: «Береза плачет кровавыми слезами».

Старшая группа Программное содержание. Формировать представления о сходстве процессов в организме человека и растения. Углублять бережное отношение к растительному миру. Продолжать учить делать простейшие умозаключения, имитировать характерные движения деревьев.

У людей по сосудам движется кровь, помогает ей в этом сердце. У деревьев есть что-то вроде крови - это сок- он движется по стволу и помогает дереву расти, быть здоровым.

Приходилось ли детям наблюдать весенний сбор сока? Что будет с человеком, если вся кровь вытечет? Значит, нельзя отбирать у дерева весь сок: оно может погибнуть.

Летом, когда солнышко пригревает, сок в дереве течет быстро-быстро. (Несколько минут дети активно двигаются - сердцебиение учащается.) Так же быстро течет и кровь по венам.

Наступает осень: деревья меняют наряд, а люди - одежду. Солнышко греет все меньше и меньше - сок движется по стволу березы все медленнее и медленнее.

Наступает зима, береза сбрасывает листья и засыпает (под спокойную музыку дети 1 -2 минуты сидят с закрытыми глазами, дышит глубоко и спокойно - сердце бьется тихо, спокойно). И сок в березе течет медленно.

Наблюдение 5. Береза цветет Младшая группа Программное содержание. Показать, как цветет береза.

В мае береза цветет: на кончиках березовых ветвей появляются длинные сережки. Это значит, что береза проснулась от зимней спячки. Давайте подойдем к Беляночке, скажем ей, как нас зовут, обнимем, погладим кору, послушаем, что дерево прошелестит в ответ.

Старшая группа

Программное содержание. Дать представление о том, что такое семена: показать, как береза цветет, сказать, что в конце лета у нее появятся семена, из которых впоследствии вырастут молодые березки.

В мае береза зацветает: на одних деревьях появляются сережки желтые, а на других - зеленоватые. Ветер подхватывает золотистую пыльцу с желтых сережек и переносит ее на зеленые. К концу лета появляются крылатые семена. Они падают на землю, и впоследствии из них вырастают молоденькие березы.

Наблюдение 6. Лист зеленеет молодой Младшая группа Программное содержание. Обратить внимание на красоту весенней березы.

Появились первые листья (пусть дети потрогают их клейкую поверхность, понюхают). Вон какая красавица Беляноч-ка! Ствол у нее белый, гладкий, как шелковый, тонкий и высокий. Листья маленькие, нежные, блестящие. Майские жуки загудели возле зеленых березовых веток

В дневнике наблюдений нарисовать «портрет» весенней березы. Внести соответствующие изменения на панно с изображением дерева.

Старшая группа

Программное содержание. Обратить внимание на весенние ароматы (пахнет корою березы), на яркое солнечное освещение, на свежую зелень молодой листвы.

Светло и празднично весной около берез. Они нарядились в белые атласные сарафаны: сбросили потрескавшийся за зиму верхний слой бересты, побелели, кора их стала гладкой, шелковистой. На белой бересте четко выделяются темные черточки и полоски, через которые береза дышит, в жару они открываются и пропускают воздух к корням. Старые березы -высокие, стволы у них внизу темные, покрытые толстой, грубой, морщинистой корой, а вверху более светлые, серебристо-белые. Зеленые ветви струятся по ветру, словно девичьи косы. Едва повеет теплом, как береза окутается легким прозрачным изумрудно-зеленым облачком.

ЛЕТО

Наблюдение 1. Нагревается ли ствол березы в жаркую погоду? Младшая группа Программное содержание. Показать, что в жаркую погоду ствол березы не нагревается.

Если в жаркий день дотронешься до ствола березы, то заметишь: даже на солнце ствол березы остается прохладным (дети трогают его руками). Белый цвет отражает солнечные лучи (провести эксперимент «Что нагреется быстрее - черная или белая ткань?").

Старшая группа

Программное содержание. Побудить детей найти ответ на вопрос: «Почему ствол березы не нагревается в жаркую погоду?».

В коре березы есть особое вещество -бетулин. Он окрашивает кору в белый цвет. Он отражает солнечные лучи. Вот и остается ствол березы прохладным.

Наблюдение 2. Какие животные и насекомые живут рядом с березой? Младшая группа Программное содержание. Понаблюдать за насекомыми и птицами, живущими около березы.

Муравьи и жуки ползают не только около березы, но и по ее стволу: они любят сладкий березовый сок.

Старшая группа Программное содержание. Обсудить с детьми, кто живет под березой и на березе.

Лесные обитатели с удовольствием пьют березовый сок. Так, дятел, пробив отверстие в коре крепким клювом, лакомится живительной влагой. Улетит дятел - слетятся к березе синицы, зяблики, малиновки. Любят сладкий березовый сок медведь, глухарь, муравьи, бабочки - лимонницы и крапивницы.

Наблюдение 3. Какие грибы растут под березой? Младшая группа Программное содержание. Дать

представление о грибах.

Сейчас мы с вами находимся в березовой роще. Давайте попробуем найти гриб. Как называются грибы с серыми ножками и коричневыми шляпками? (Подберезовики.) А называют их так потому, что они растут под березой (если грибов еще нет, можно заранее положить под дерево искусственный гриб).

Старшая группа

Программное содержание. Дать представление о березовой роще и подберезовике, об их взаимосвязи.

Как называется место, где растет много берез? (Березовая роща.) Давайте попробуем поискать здесь грибы. Как вы думаете, как называется этот гриб? (Подберезовик) Этот гриб можно 1шйти не только под березами, но чаще он растет именно под этим деревом.

Наблюдение 4.

Развитие семейных традиций Младшая группа

Программное содержание. Провести совместное с родителями наблюдение.

Дети, поздоровавшись с Беляночкой, гладят ее кору, вдыхают аромат, прикасаются к ней щекой, обнимают дерево Дети эмоционально делятся своими впечатлениями с березой. Затем вместе с родителями водят хоровод.

Старшая группа

Программное содержание. Развивать семейные традиции, совместную деятельность детей и родителей.

Поздоровавшись и поговорив с березкой, дети делятся с родителями своими знаниями о березе, о том, что она нуждается в уходе. Родители рассказывают о том, что у них тоже есть деревья, которые имеют большое значение в их жизни (например, посадили в чесгь каких-то семейных событий. Можно подготовить семейные альбомы наблюдений за деревом.

Наблюдение 5.

Семена Младшая группа Программное содержание. Показать детям созревшие семена березы, рассказать о том, как ветер разносит их.

К концу лета у березы на месте цветков образуются семена. Когда они созревают, то падают на землю (дать детям созревшие семена), а ветер и птицы разносят их. Весной там, где упало семечко, вырастет новое дерево.

Старшая группа

Программное содержание. Рассказать о взаимосвязи всех процессов, происходящих с березой.

Обобщить имеющиеся у детей знания о жизненном цикле дерева. Побудить к разговору о березе, используя ласковые слова.

Наблюдение 6. Листья начинают желтеть...

Младшая группа Программное содержание. Понаблюдать за цветом листьев.

Скоро осень: дни становятся короче, тепла меньше. Поэтому листья березы начинают желтеть.

Старшая группа

Программное содержание. Полюбоваться красотой березы после дождя; понаблюдать за цветом листьев (начинают желтеть).

Приложение

Почитайте детям на досуге

«Выходишь в лес и гладишь ладонью деревья, будто старых друзей похлопываешь по спине. Стволы теплые, как тело живое: чуть покачиваются, будто дышат... А вершины гудят то грозно, то ласково. Листья лопочут зелеными язычками. К стволу прислонишься, как к плечу друга, плечо гладкое, скользкое - молодая березка... А то все в пупырышках - это осина. Или изборожденное, изморщиненное, как кожа слона. Это кора дуба.

Всю жизнь с деревьями плечом к плечу и хочется стиснуть ладонями их руки-ветви и крепко пожать» (Н. Сладкое).

«Когда старые березы цветут и золотистые сережки скрывают от нас наверху уже раскрытые маленькие листья, внизу на молодых везде видишь ярко-зеленые листики величиной с дождевую каплю, но все-таки весь лес еще серый или шоколадный - вот тогда встречается черемуха, и поражает: до чего же листья ее на сером кажутся большими и яркими. Бутоны черемухи уже готовы. Кукушка поет самым сочным голосом. Соловей учится, настраивается. Чертова теща и та в это время очаровательна, потому что не поднялась еще со своими колючками, а лежит на земле большой, красивой звездой. Из-под черной лесной воды выбиваются и тут же над водой раскрываются ядовито-желтые цветы» (М. Пришвин).

Оформление дневника наблюдений

Обложка. «Наше дерево».

1 -я страница. Портрет дерева, его название и имя, например «береза Беляночка». Можно нарисовать себя рядом с деревом и написать свое имя. Можно приклеить коллективную фотографию «Мы и наше дерево».

2-я страница. «Что нужно нашему дереву?». Солнце, вода, комочек земли (почва), дождевой червь, ветер, пчела или шмель, воздух (условные обозначения). Предметы ухода за деревом: лопата, лейка, грабли (рисунки).

3-я супраница. «Паспорт нашего дерева»: возраст (старое, молодое); высота, ширина (диаметр ствола); «соседи», наличие молодых деревьев того же вида или его отростков («деток»); гнезда на дереве.

Другие страницы.

«Наше дерево под снегом».

«Земля - почва».

«Кто с деревом дружит?».

«Портреты дерева в разное время года».

Загадки, пословицы, поговорки, стихи о березе.


Приложение № 4.

Беседа «Откуда хлеб пришел».

(старшая группа)

Цель: закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле. Рассказать детям, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим. Познакомить с зерновыми культурами: овес, ячмень, пшеница, рожь. Учить определять из каких злаков получается какая мука и крупы. Закрепить названия профессий людей , растивших и изготавливающих хлеб. Воспитывать уважительное отношение к хлебу.

Материал: колосья овса, ячменя, пшеницы, ржи и емкости с различными крупами. Иллюстрации сельскохозяйственной техники, хлебо-булочных и кондитерских изделий.

Ход беседы:

Дети, я хочу вам рассказать, какой длинньш путь проходит хлеб, прежде чем появиться у нас на столах.

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченной

Шел к тебе издалека... .   * * *

Вот он - хлебушко душистый С хрусткой корочкой витой, Вот он - теплый, золотистый, Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал - пришел. В нем - здоровье наше, сила, В нем - чудесное тепло; Сколько рук его растило, Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна Хлебом - тем, что на столе, Люди долго и упорно Потрудились на земле.

С. Погореловский

Осенью в землю нужно внести удобрения, чтобы вырос хороший урожай. Трактористы в любую погоду выезжают в поля, чтобы весной взошли дружные всходы.

Но что бы был хороший урожай, нужны не только удобрения. Весной растениям нужна влага. Для этого еще зимой на полях проводят снегозадержание - сгребают снег в кучи, в валки.

Почему люди заботятся о том, чтобы на поле было много снега? Когда придет весна, солнце согреет землю, снег растает, будет много влаги, в которой нуждаются растения. В феврале часто метут метели, выпадает много снега, поэтому хлеборобы в это время проводят на полях снегозадержание.

Но задержать на полях снег - это еще полдела. Весной, когда пригреет солнце и талая вода может испариться, ее также стараются задержать. Для этого к трактору прицепляют бороны. Они рыхлят землю, и вода с поверхности проникает в более глубокие слои земли. Так сохраняется влага в почве.

Ранней весной начинается пахота. Пашут какие трактора - гусеничные. Потому что они мощные и не оседают в землю, его удерживают гусеницы.

Вот и ожило поле, задышало. Ждет сева. Но пока весеннее солнце не согреет землю, сеять нельзя, погибнут в холодной земле зерна. За этим следят агрономы. И настает пора сева. На поля выезжают трактора с сеялками. На сеялках работают сеяльщики и сеяльщицы. Они внимательно следят, чтобы сеялки не засорялись и на поле не оставались незасеянные участки. Если же случалось, что сеялки забиваются зерном, то сеяльщица нажимает на кнопку-сигнал, трактор останавливается, и тогда с помощью специального устройства прочищают механизмы. Работа сеяльщиков очень ответственная: если вовремя не прочистить сеялку, поле будет засеяно неровно, и урожай станет меньше. Поэтому ставят на такую работу самых внимательных, быстрых, находчивых и добросовестных людей.

Вот и зазеленели хлебные поля, а вместе с ними и сорняки, которые мешают расти злакам. Помощь людям в борьбе с сорняками оказывает авиация: с самолета посевы опрыскивают такой жидкостью, от которой погибают только сорняки. А когда колосья заколосятся, им угрожают насекомые-вредители; и снова у людей забота - как их уничтожить. И опять помогает авиация: на вертолете распыляют ядовитые вещества, уничтожают вредителей. Наконец наступила радостная пора: созрела пшеница. Первый день жатвы всегда праздник. Будет богатый урожай, собранный без потерь. Считалось, что если в доме есть хлеб, значит голод не страшен.

Как называются машины, которые убирают зерно - комбайн. А профессия - комбайнер. Посмотрите, как в густую золотую пшеницу медленно и плавно входит комбайн. Словно большой корабль по морю, плывет комбайн по золотистому хлебному полю. Удаляясь все дальше и дальше, он оставляет за собой узкие дорожки (валки) из колосьев как будто волны, бегущие за кораблем.

Вот и полный бункер зерна. К комбайну подъезжает грузовая машина. Зерно из бункера шнеком выгружается в машину. Шофера увозят зерно на зерноток, где его сушат на зерносушилках. Важно хлеб не только вырастить, но его и сохранить: уберечь от дождя. Если зерно намокнет, оно будет прорастать, погибнет, заплесневеть, загнить. Но путь хлеба еще не окончен. Очистив от пыли и просушив в электрических сушилках зерно, его отправляют на элеватор. С элеваторов оно поступает на мукомольные комбинаты, где превращается в муку.

Так дети вы узнали путь хлеба до того, как он ляжет на стол караваем, булочкой, печеньем и другими хлебными изделиями.

Из разных зерновых культур делают разную муку: из пшеницы - пшеничную муку и пшеничный хлеб - это белый, булочки....

Из ржи - ржаная мука и ржаной хлеб - черный. Еще из зерна делают крупы: манка из

твердых сортов пшеницы.

Ячневая из ячменя. Геркулес из овса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования.Презентация  на тему «Формирование начал экологической культуры  у детей дошкольного возраста»...

Тема:ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА План по самообразованию Воспитателя первой квалификационной категории Гильмутдиновой Рауфы Миншакировны

Пояснительная записка В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей...

План по самообразованию. Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

План по самообразованию. Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»...

План самообразования «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Светлячок»       План самообразования«Формирование начал экологичес...