План самообразования «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя, старшая группа)

Лаптева Айсель Матлабовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 12 «Светлячок»

 

 

 

 

 

 

 

План самообразования

«Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Срок реализации

2021-2024 учебный год

 

 

Подготовила: Лаптева А.М.

 

 

г.о.г.Бор

2021г.

 

Актуальность темы:

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!»

Н. Луконин.

 

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Основным содержанием нашей работы по экологическому воспитанию является формирование осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.  Обучать детей любви и пониманию природы, формирование начал экологической культуры.

Задачи:

- пополнить педагогическую копилку новой информацией;

- изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;

- создание экологически-развивающей среды в ДОУ;

- экологическое просвещение.

Форма самообразования: индивидуальная

Теоретический этап:

Изучение литературы по теме самообразования:

  1. Нормативные документы по проблеме «Что должны знать о ФГОС, каждый педагог ДОУ». Слепцова И. Ф.
  2. САНПИН

Методическая литература:

1.С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду». 2002г.

2.Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры:Л.С.Журавлёва «Солнечная тропинка». (Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим). 2006г.

3. Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.

4. А.И.Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников».2007г.

5. Т.А.Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе». 2006г.

6. Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».

7. О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»

Форма отчётности: (практический этап)

1.Консультации для воспитателей и родителей по экологическому воспитанию;

2. Анкетирование родителей;

3. Изготовление экологических игр, пособий, картотеки прогулок;

4. Составление конспектов занятий, развлечений;

5. Создание развивающей экологической среды в группе, соответствующей возрасту и уровню развития детей и программным задачам;

6. Творческий отчет по данной теме в форме презентации на педагогическом совете.

Предполагаемый результат:

- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;

- воспитание защитников экологии;

- творческая активность воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План повышения квалификации педагога ДОУ

 

Содержание деятельности

Форма представления результата

Диагностико-прогностический этап (2017-2018г. г.)

  • Изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность педагога ДОУ.
  • Изучение состояния работы по направлению самообразования в собственном ДОУ, ДОУ района и города, опыта работы, размещенного в сети интернет
  • Посещение семинаров, конференций по теме самообразования
  • Обучение на внебюджетной основе по теме самообразования

Отчет по теме самообразования

  • Анализ соответствия предметно-развивающей среды группы требованиям ФГОС
  • Разработка плана мероприятий по работе с детьми
  • Разработка плана мероприятий по работе по работе с родителями

План развития развивающей  предметно-пространственной среды

  • Выступления на педсоветах, семинарах-практикумах в ДОУ с анализом собственной деятельности в рамках реализации темы самообразования, с анализом успехов и затруднений.
  • Публикации опыта работы на образовательных порталах

 

 

 

 

Отчет по теме самообразования

  • Мониторинг детского развития на начало и конец учебного года, анализ эффективности работы
  • Создание условий для участия воспитанников в интеллектуальных и творческих конкурсах по направлению темы самообразования
  • Анализ эффективности работы с родителями

 

Консультации

Содержание деятельности

Форма представления результата

Организационно-практический этап (2022-2023 г.г.)

  • Реализация мероприятий плана работы по самообразованию на текущий год,
  • Апробация новых методов и приемов, использование собственных разработок, методик, технологий

Отчет на педагогическом совете

 

  • Пополнение предметно-развивающей среды в соответствии с требованиям ФГОС ДО на основе анализа за предыдущий год.
  • Анализ соответствия предметно-развивающей среды группы требованиям ФГОС по итогам работы за 2 год

Карта анализа предметно-развивающей среды

  • Прохождение профильных курсов повышения квалификации
  • Посещение внебюджетных курсов, семинаров по теме самообразования

Свидетельство о прохождении КПК

  • Посещение семинаров, конференций по теме самообразования
  • Участие в инновационной работе ДОУ, в работе творческих групп по реализации образовательной области или одной из годовых задач

Отчет по теме самообразования

  • Участие в конкурсе методических разработок (конспект занятия)
  • Создание условий для участия воспитанников в интеллектуальных и творческих конкурсах по направлению темы самообразования
  • Публикации на образовательных сайтах

Отчет по теме самообразования

  • Аналитическая деятельность:
  • мониторинг детского развития на начало и конец учебного года, сравнительный анализ с предыдущим годом,
  • анализ собственной деятельности в рамках реализации темы самообразования, анализ успехов и затруднений.
  • анализ работы с родителями

Выступление на педагогическом совете

  •  Определение уровня развития педагогических компетенций, внесение изменений в план работы на следующий год

Результаты мониторинга

Содержание деятельности

Форма представления результата

Итоговый  (2023-2024 г.г.)

  • Реализация мероприятий программы самообразования на текущий год с учетом внесения корректив за предыдущий год работы
  • Внесение корректировки в деятельности педагога

Отчет

 

  • Посещение семинаров, конференций по теме самообразования

Отчет по теме самообразования

  • Участие в инновационной работе в ДОУ, в работе творческих групп по реализации образовательной области или одной из годовых задач

Отчет по теме самообразования

  • Открытые занятия
  • На уровне ДОУ,
  • На уровне районных МО воспитателей ДОУ,
  • На уровне практических семинарах, организованных ИРО РТ, К(П)ФУ в рамках курсов повышения квалификации педагогов ДОУ
  • Публикации
  • На образовательных сайтах,
  • В методических сборниках научно-практических конференций, издаваемых педагогическими учреждениями высшего образования
  • Участие в профессиональных конкурсах
  • На уровне ДОУ
  • На уровне района
  • На уровне города
  • На уровне республики
  • Участие в конкурсе методических разработок (методические рекомендации, методические пособия)
  • Активное распространение опыта работы, технологии, методики при наличии запроса на неё
  • На уровне ДОУ,
  • На уровне района,
  • На уровне города,
  • На уровне республики.
  • Публикации
  • На образовательных порталах,
  • В методических сборниках.
  • Участие в профессиональных конкурсах
  • «воспитатель года»
  • методических пособий, дидактического материала, разработки методических рекомендаций, перспективных планов и др.
  • Создание условий для участия воспитанников в интеллектуальных и творческих конкурсах по направлению темы самообразования

Портфолио,

Сборник электронных дидактических и методических материалов,

Рецензирование программ, методических разработок

Презентация итогов.

  • Аналитическая деятельность:
  • мониторинг детского развития на начало и конец учебного года, сравнительный анализ за 2 года работы;
  • анализ собственной деятельности в рамках реализации темы самообразования, анализ успехов и затруднений
  • анализ работы с родителями
  • анализ соответствия предметно-развивающей среды группы требованиям ФГОС

Аналитические справки, отчеты по итогам работы за год

  • Создание условий для участия воспитанников в интеллектуальных и творческих конкурсах по направлению темы самообразования

Карта методической активности

 

 

 

Перспективный план по самообразованию

Срок реализации 2021-2022 учебный год

Теоретический этап

Содержание деятельности

Формы представления результата

Диагностико-прогностический этап (2021-2022 г.г.)

1

Изучение методической литературы по данной проблеме

Приобретение пособий и дидактического материала.

2

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

Применение в практической деятельности

3

Разработать карты мониторинга.

Разработать анкеты опроса родителей.

Обобщение опыта работы по организации экологического воспитания дошкольников.

 

Практический этап

4

Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ

Перспективный план работы

5

Выставка-конкурс поделок из природного материала «Осенние фантазии»

Творческая работа детей с родителями

6

Долгосрочный проект «Как хлеб на стол пришел»

Оформление проекта с привлечением социальных партнеров (магазин, хлебозавод)

7

Подбор дидактических игр и упражнений, сюжетных картин

Картотека

8

 

Изготовление лепбука на тему «Что растет в огороде?»

Оформить зону наблюдений за растениями «Мини огород».

Творческая работа совместно с родителями

-создание в группе огорода на подоконнике.

9

Консультации для родителей

Папки – передвижки на тему: «Ребенок и природа», стенд «Теперь мы знаем…»

10

Пополнение  развивающей предметно-пространственной среды области «Познание». Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, обновление мини лаборатории с объектами неживой природы.

Приобретение наглядного материала, игр, пособий для ознакомления с окружающим миром. Проведение экспериментов с объектами неживой природы.

Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

11

Разработка проекта для старшей подготовительной группы «Поможем птицам перезимовать»

Долгосрочный проект,  участие родителейи детской районной библиотеки

12

Выставка творческих работ «Елочка-красавица, всем ребятам нравится»

 

Выставка работ

13

Разработка проектирования экологической тропы с Дедом Правоведом в старшей подготовительной группе

Составление конспектов с использованием ИКТ

14

Проект «Луковичные растения»

Оформление проекта, размещение в социальной сети для работников образования

14

Консультации на педагогическом совете для воспитателей «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника», «Игры по экологии в детском саду».

Выступление с докладом на педагогическом совете.

15

Самоанализ проделанной работы.

Проведение открытого мероприятия для анализа со стороны коллег  на тему «Лучше нет родного края»

Размещение данного занятия в социальной сети для работников образования.

16

Советы и  рекомендации для родителей о важности активного отдыха, участии родителей в играх.

Консультация для родителей

«Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!»

17

Отчет о проделанной работе

Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ.

18

"Осенние фантазии".

Организовать вместе с родителями выставку поделок из природных материалов, овощей и фруктов.

 

 

 

Перспективный план по самообразованию

Срок реализации 2022-2023 учебный год

Теоретический этап

Содержание работы

Сроки выполнения

Форма отчётности

1

Изучение методической литературы по данной проблеме.

В течение года

Приобретение пособий.

2

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

В течение года

Подписка на печатные издания.

 

Практический этап

3

Разработать перспективный план работы по экологическому воспитанию.

Сентябрь

Календарно – тематическое планирование

4

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду.

Акция «Наши меньшие  друзья!»

 5

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности.

В течение года

Демонстрационный и раздаточный материал.

6

Показ открытого занятия для педагогов по ознакомлению с окружающим миром.

Ноябрь

Конспект образовательной деятельности

7

Совместное творчество родителей и детей из бросового материал «Береги природу»

Ноябрь

Выставка работ

8

Организация выставки «Добро пожаловать, пернатые друзья!»

Декабрь

Привлечение родителей к выполнению кормушек для выставки.

9

«Природа и люди в русских волшебных сказках»

Январь

Консультация для родителей.

10

Экологическое мероприятие совместно с родителями «Профессия-эколог»

Февраль

Оформление фотоколлажа. Фотоотчёт.

11

Проект « Животные на земле»- природоохранная деятельность (краткосрочный).

Март

Творческая работа детей совместно с родителями.

13

Проведение викторины «Что? Где? Когда?»

Апрель

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста.

14

Отчет о проделанной работе.

Май

Самоанализ и подведение итогов.

15

Фотоколлаж на тему «Отдыхаем, не навредя!»

Май

Выставка семейных фотографий.

     

 

 

 

Перспективный план по самообразованию

Срок реализации 2023-2024 учебный год

Теоретический этап

 

Содержание работы

Сроки выполнения

Форма отчетности

1

Изучение методической литературы по данной проблеме

В течение года

Приобретение пособий и дидактического материала.

2

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

В течение года

Подписка на печатные издания.

 

Практический этап

3

Консультация «Занимательная прогулка с ребёнком»

Сентябрь

Беседа с родителями, памятка.

4

Игры и упражнения для экологического развития детей  младшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений.

5

«Люби и охраняй родную природу».

Октябрь

Оформление папки-передвижки.

6

Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей.

Октябрь

«Осень золотая»

7

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам

Ноябрь

Развлечение «Мой осенний сад»

8

Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

В течение года

Наглядный материал

9

Консультация для педагогов на тему «Экологическое воспитание как развитие познавательных способностей и нравственных качеств личности»

Декабрь

Наглядный материал

10

Взаимодействие с родителями.

Январь

Конкурс «Самая красивая кормушка»

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»

11

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»

Февраль

Выступление с сообщением на родительском собрании.

12

Конкурс: стихов, придуманных загадок и экологических сказок

Март

Выступление на конкурсе чтецов

11

Акция «Необычное семечко».

Март

Подготовка семян и высадка рассады.

13

Проведение образовательной деятельности на тему: «Маленький цветочек»

Апрель

Конспект образовательной деятельности, самоанализ.

14

Отчет о проделанной работе за год.

Май

Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ

 

 

 

 

 

Отчет по самообразованию «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Наблюдая за детьми, я заметила снижение у них познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них. Уровень знаний не соответствует отношению детей к природе. Это нашло свое подтверждение в комплексной диагностике детей, где выявился целый ряд проблем по экологическому воспитанию. Проведя дополнительное анкетирование родителей, я пришла к выводу, что и родители детей некомпетентны в данном вопросе, поэтому не могут дать детям полноценные знания об окружающем их мире.

На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность, я смогла реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения детей с природой: ведь экология - простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).

На основе выше сказанного, я сделала вывод, что разработка четкой системы работы по экологическому воспитанию с внесением в неё других видов деятельности (изобразительная, речевая, экспериментальная и д. р., предполагающая использование разработанных, специально отобранных и авторских разработок, методов и приёмов, способствующих разностороннему развитию детей – залог успешности и результативности моей работы.

ЦельСформировать у детей познавательный интерес к природе, как источнику жизни, здоровья и радости, интерес к открытию удивительного в природе, способность восхищаться ею, воспитывать бережное отношение к природе, выработать первоначальные практические навыки гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами окружающего мира.

Задачи:

- развитие способностей детей и реализация природного потенциала ребенка через общение с природой;

формирование экологического мировоззрения;

- накопление знаний о взаимозависимости животных, растений, птиц, насекомых с внешним миром и развитие познавательных способностей детей;

формирование знаний о росте и развитии живых существ; умение делать выводы и умозаключения;

формирование доброжелательного отношения детей к живой природе;

- развитие ответственного и бережного отношения к объектам неживой природы;

- воспитание любви к природе родного края;

- координирование усилий ДОУ и семьи в решении вопроса экологического воспитания дошкольников.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную. Взрослым необходимо выработать у детей чувства сострадания, сопереживания, которые определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д., кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и по этому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей: сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять антигуманным и безнравственным действиям.

Исходя из Программы развития, я выбрала для самообразовании тему«Формирование экологической культуры у дошкольников». По этой теме я работаю с детьми средней группы, опираясь на программу С. Н. Николаевой «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».

Для своей работы я составила перспективный план на учебный год.

вопрос Форма исполнения литература Срок исполнения

Теория и методика экологического образования детей ознакомление СН. НИКОЛАЕВА «теория и методика экологического образования детей сентябрь

диагностика Диагностические карты журналы Октябрь, ноябрь

Разработка наглядно-информационных памяток для родителей Папки -раскладушки М. В. Коробова «Малыш в мире природы» декабрь

Разработка картотек прогулок по временам года Картотека прогулок (конспекты)январь

Разработка журналов «божья коровка», насекомые» и тд журналы февраль

Подборка опытов (воздух, вода) журналы март

Разработка конспектов конспекты по экологии апрель

Диагностика детей Отчет на педсовете май

Новизна моего опыта состоит в усовершенствовании существующих технологий подготовки дошкольников к формированию начал экологической культуры. Передача экологических знаний — это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Я думаю, что ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы. На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность, развитие речи я могу реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология - простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).

На основе вышесказанного, я сделала вывод, что разработка четкой системы работы по экологическому воспитанию с внесением в неё других видов деятельности (изобразительная, речевая, экспериментальная и д. р., предполагающая использование разработанных, специально отобранных и авторских разработок, методов и приёмов, способствующих разностороннему развитию детей – залог успешности и результативности моей работы.

Свою работу по знакомству детей с окружающим миром, я начала с создания развивающей экологической среды.

• Природный уголок в группе;

• учебно-наглядных пособий- альбомов «Времена года»«Божья коровка»Кто такие насекомые?»«все о птицах»«вода»«комнатные растения», «Экологические сказки», «части растения»«правила поведения в лесу»«в царстве грибов»«цветы»«экологические ситуации»«опыты с воздухом»«как растет цветок?».

Еще я составила картотеку прогулок по временам года.

Картотека подвижных игр.

подборка дисков о животных.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Для совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществлялось формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру, я использовала следующие методы:

• наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ);

• словесные (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос и т. д.);

• практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т. д.);

• собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование);

• игровые (дидактические игры, игровые ситуации, действия с игрушками, имитации действий, прятанье, поиск, подвижные игры, эпизодические игровые приемы, загадки);

Все группы методов использовались мною на протяжении всей работы по проблеме экологического воспитания детей.

При организации работы с детьми, я ориентировалась на возрастные, индивидуальные особенности детей. Моя работа была организована по таким направлениям, как

1) работа с детьми,

2) работа с родителями.

Работа с детьми. Занятия по экологическому образованию строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний«Что такое природа»«Мой родной край»«Живая и неживая природа»«Царица-водица»«С днем рождения Земля» - знания о неживой природе; знания о временах года и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. «Дары Земли –матушки и Осени-красавицы»«В гости к лесовичку»«Жалоба елочки»- знания о мире животных; знания о растительном мире. (конспекты занятий по экологии в средней группе).

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого я считаю - частые, непосредственные наблюдения.

В процессе наблюдения за окружающим, я учила понимать детей, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживать доброе и злое; учиться чувствовать красивое и некрасивое, учиться "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Большое значение придавалось исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращалось внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.

Особое значение мною придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Во время физкультминуток и игровых занятий, проводилось игры в виде имитационно-подражательных движений, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т. д. Учитывая первичные эмоциональные связи человека с природой, которые возникают посредством чувственного восприятия, организовывали наблюдение и игры с максимальным привлечением органов чувств («Мир звуков»«Наши помощники»«Узнай по запаху»«Чудесный мешочек», «Какой овощ (фрукт)ты съел?»). Это позволило решить следующие задачи: «Каждое животное (растение)– живое (оно двигается, дышит, питается, растет, дает потомство); устанавливается степень «похожести» на человека (есть глаза, уши, рот, сердце); вызвать чувство радости от общения с живым существом». Знакомили дошкольников с живыми объектами в такой последовательности:

«Человек – живое существо» (игры «Кто ты, человек?»«Моя семья»«Тепло – холодно»«Помоги Хрюше» (уход за собственным телом, «Нужно ли человеку готовиться к зиме»«Кому нужна вода?»);

«Человек и животное – живые существа» («Угадай, кто это?»«Найди детеныша»«Чей след?»«Кто не спрячется в лесу?»«Где спряталась рыбка?»«Кто где живет?»«Угадай, чей хвост» и др.);

«Растение – живое существо» («Где растет?»«Овощи – фрукты», «Какое дерево выше (ниже?», «Что сначала, что потом?»«Как дерево растет?»(знакомство с частями растений, «Угадай по описанию» и др.).

На протяжении всего периода работы с детьми организовывалась работа с родителями, с целью повышения их профессиональной компетенции в области экологического образования. С родителями организовывалось консультирование, беседы, родительское собрание на тему «Воспитание любви к природе». Проводились совместные экологические акции«Лучшая поделка из природного материала»«кормушка для птиц»«дары осени», консультации для родителей по экологии.

В результате работы я заметила, что родители чаще стали обращаться с вопросами о формах и методах работы по формированию у детей экологических представлений, предлагали свою помощь в организации образовательного процесса детей.

Дети стали более бережно относиться к природному окружению, стали задавать больше вопросов. В самостоятельной деятельности детей появились игры экологического содержания. Все это послужило поводом сделать вывод о том, что проделанная мною работа принесла положительные результаты.

Работа по экологическому воспитанию, проводимая мною в детском саду подарила воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений, знаний и умений. Радостные переживания поднимали жизненный тонус, поддерживали бодрое настроение детей. Дети, чувствуя уважение к себе, как равным, постепенно начинали раскрепощаться и творить, приобрели навыки по уходу за живыми организмами, узнали, как нужно вести себя в природе. Дети начали познавать окружающий мир через чтение стихотворений, рассказов о природе. У них появилось желание беречь природные объекты, делать новые открытия, покорять новые вершины в познании окружающего мира.

Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволил мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях дети стали более внимательными. Они с интересом слушали рассказы о животных и растениях, задавали много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети «проверяли» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делились со своими родителями и с другими детьми, вводя их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества я добилась доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.

Результаты диагностики показали, что высокий уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников составляет 75 %, средний 23 %.

(диагностические задания по программе «от рождения до школы»)

Что является показателем достаточной сформированности экологической культуры дошкольников нашего детского сада в результате экологического воспитания.

Дошкольники:

• радуются встрече с природой,

• по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами,

• видят разнообразие природного мира,

• признают ценность жизни,

• имеют представления о правилах поведения в природе,

• сформировано начало экологической культуры.

Родители:

• участвуют в совместных акциях,

• в приобщении детей к миру природы.

 

Таким образом, видно, что разработанная мною система экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

2. Консультация для родителей «Безопасность Вашего ребёнка»«о чем говорят растения»«весенние прогулки» и тд.

3. Памятка для родителей «»фрукты и овощи-источник здоровья».

4. Свидетельство о публикации методической разработки на международном образовательном портале Маам. «экологическое воспитание в детском саду-это актуально!

5. Свидетельство о публикации методической разработки на международном образовательном портале Маам. «педагогический опыт. экологическое воспитание дошкольников».

6. Результаты диагностики на начало и конец учебного года

 

Список использованной литературы:

1. «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой и др.)

2. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. // М.: Мозаика – Синтез, 2002.

3. Дерягина Л. Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» // СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

4. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. //М: Мозаика – Синтез, 2005.

5.О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». //М: Мозаика – Синтез, 2016

6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с. 3-8.

7. Казакова Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с. 31-36.

8. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 52-54.

9. Л. С. Журавлёва «Солнечная тропинка» (Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим).2006г.

10. Ю. А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.

11. А. И. Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников).2007г.

12. Т. А. Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе».2006г.

13. Т. А. Шорыгина серия «Развивающие сказки для малышей» //Москва. Прометей Книголюб. 2003г.

14. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников //М:. Издательский центр «Академии», 2001.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovanie_ekologiya_21-24.docx61.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 12 «Светлячок»

План самообразования

«Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Срок реализации

2021-2024 учебный год

Подготовила: Лаптева А.М.

г.о.г.Бор

2021г.


Актуальность темы:

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!»

Н. Луконин.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Основным содержанием нашей работы по экологическому воспитанию является формирование осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.  Обучать детей любви и пониманию природы, формирование начал экологической культуры.

Задачи:

- пополнить педагогическую копилку новой информацией;

- изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;

- создание экологически-развивающей среды в ДОУ;

- экологическое просвещение.

Форма самообразования: индивидуальная

Теоретический этап:

Изучение литературы по теме самообразования:

  • Нормативные документы по проблеме «Что должны знать о ФГОС, каждый педагог ДОУ». Слепцова И. Ф.
  • САНПИН

Методическая литература:

1.С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду». 2002г.

2.Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры:Л.С.Журавлёва «Солнечная тропинка». (Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим). 2006г.

3. Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.

4. А.И.Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников».2007г.

5. Т.А.Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе». 2006г.

6. Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».

7. О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»

Форма отчётности: (практический этап)

1.Консультации для воспитателей и родителей по экологическому воспитанию;

2. Анкетирование родителей;

3. Изготовление экологических игр, пособий, картотеки прогулок;

4. Составление конспектов занятий, развлечений;

5. Создание развивающей экологической среды в группе, соответствующей возрасту и уровню развития детей и программным задачам;

6. Творческий отчет по данной теме в форме презентации на педагогическом совете.

Предполагаемый результат:

- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;

- воспитание защитников экологии;

- творческая активность воспитанников.

План повышения квалификации педагога ДОУ

Содержание деятельности

Форма представления результата

Диагностико-прогностический этап (2017-2018г. г.)

  • Изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность педагога ДОУ.
  • Изучение состояния работы по направлению самообразования в собственном ДОУ, ДОУ района и города, опыта работы, размещенного в сети интернет
  • Посещение семинаров, конференций по теме самообразования
  • Обучение на внебюджетной основе по теме самообразования

Отчет по теме самообразования

  • Анализ соответствия предметно-развивающей среды группы требованиям ФГОС
  • Разработка плана мероприятий по работе с детьми
  • Разработка плана мероприятий по работе по работе с родителями

План развития развивающей  предметно-пространственной среды

  • Выступления на педсоветах, семинарах-практикумах в ДОУ с анализом собственной деятельности в рамках реализации темы самообразования, с анализом успехов и затруднений.
  • Публикации опыта работы на образовательных порталах

Отчет по теме самообразования

  • Мониторинг детского развития на начало и конец учебного года, анализ эффективности работы
  • Создание условий для участия воспитанников в интеллектуальных и творческих конкурсах по направлению темы самообразования
  • Анализ эффективности работы с родителями

Консультации

Содержание деятельности

Форма представления результата

Организационно-практический этап (2022-2023 г.г.)

  • Реализация мероприятий плана работы по самообразованию на текущий год,
  • Апробация новых методов и приемов, использование собственных разработок, методик, технологий

Отчет на педагогическом совете

  • Пополнение предметно-развивающей среды в соответствии с требованиям ФГОС ДО на основе анализа за предыдущий год.
  • Анализ соответствия предметно-развивающей среды группы требованиям ФГОС по итогам работы за 2 год

Карта анализа предметно-развивающей среды

  • Прохождение профильных курсов повышения квалификации
  • Посещение внебюджетных курсов, семинаров по теме самообразования

Свидетельство о прохождении КПК

  • Посещение семинаров, конференций по теме самообразования
  • Участие в инновационной работе ДОУ, в работе творческих групп по реализации образовательной области или одной из годовых задач

Отчет по теме самообразования

  • Участие в конкурсе методических разработок (конспект занятия)
  • Создание условий для участия воспитанников в интеллектуальных и творческих конкурсах по направлению темы самообразования
  • Публикации на образовательных сайтах

Отчет по теме самообразования

  • Аналитическая деятельность:
  • мониторинг детского развития на начало и конец учебного года, сравнительный анализ с предыдущим годом,
  • анализ собственной деятельности в рамках реализации темы самообразования, анализ успехов и затруднений.
  • анализ работы с родителями

Выступление на педагогическом совете

  •  Определение уровня развития педагогических компетенций, внесение изменений в план работы на следующий год

Результаты мониторинга

Содержание деятельности

Форма представления результата

Итоговый  (2023-2024 г.г.)

  • Реализация мероприятий программы самообразования на текущий год с учетом внесения корректив за предыдущий год работы
  • Внесение корректировки в деятельности педагога

Отчет

  • Посещение семинаров, конференций по теме самообразования

Отчет по теме самообразования

  • Участие в инновационной работе в ДОУ, в работе творческих групп по реализации образовательной области или одной из годовых задач

Отчет по теме самообразования

  • Открытые занятия
  • На уровне ДОУ,
  • На уровне районных МО воспитателей ДОУ,
  • На уровне практических семинарах, организованных ИРО РТ, К(П)ФУ в рамках курсов повышения квалификации педагогов ДОУ
  • Публикации
  • На образовательных сайтах,
  • В методических сборниках научно-практических конференций, издаваемых педагогическими учреждениями высшего образования
  • Участие в профессиональных конкурсах
  • На уровне ДОУ
  • На уровне района
  • На уровне города
  • На уровне республики
  • Участие в конкурсе методических разработок (методические рекомендации, методические пособия)
  • Активное распространение опыта работы, технологии, методики при наличии запроса на неё
  • На уровне ДОУ,
  • На уровне района,
  • На уровне города,
  • На уровне республики.
  • Публикации
  • На образовательных порталах,
  • В методических сборниках.
  • Участие в профессиональных конкурсах
  • «воспитатель года»
  • методических пособий, дидактического материала, разработки методических рекомендаций, перспективных планов и др.
  • Создание условий для участия воспитанников в интеллектуальных и творческих конкурсах по направлению темы самообразования

Портфолио,

Сборник электронных дидактических и методических материалов,

Рецензирование программ, методических разработок

Презентация итогов.

  • Аналитическая деятельность:
  • мониторинг детского развития на начало и конец учебного года, сравнительный анализ за 2 года работы;
  • анализ собственной деятельности в рамках реализации темы самообразования, анализ успехов и затруднений
  • анализ работы с родителями
  • анализ соответствия предметно-развивающей среды группы требованиям ФГОС

Аналитические справки, отчеты по итогам работы за год

  • Создание условий для участия воспитанников в интеллектуальных и творческих конкурсах по направлению темы самообразования

Карта методической активности

Перспективный план по самообразованию

Срок реализации 2021-2022 учебный год

Теоретический этап

Содержание деятельности

Формы представления результата

Диагностико-прогностический этап (2021-2022 г.г.)

1

Изучение методической литературы по данной проблеме

Приобретение пособий и дидактического материала.

2

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

Применение в практической деятельности

3

Разработать карты мониторинга.

Разработать анкеты опроса родителей.

Обобщение опыта работы по организации экологического воспитания дошкольников.

Практический этап

4

Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ

Перспективный план работы

5

Выставка-конкурс поделок из природного материала «Осенние фантазии»

Творческая работа детей с родителями

6

Долгосрочный проект «Как хлеб на стол пришел»

Оформление проекта с привлечением социальных партнеров (магазин, хлебозавод)

7

Подбор дидактических игр и упражнений, сюжетных картин

Картотека

8

Изготовление лепбука на тему «Что растет в огороде?»

Оформить зону наблюдений за растениями «Мини огород».

Творческая работа совместно с родителями

-создание в группе огорода на подоконнике.

9

Консультации для родителей

Папки – передвижки на тему: «Ребенок и природа», стенд «Теперь мы знаем…»

10

Пополнение  развивающей предметно-пространственной среды области «Познание». Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, обновление мини лаборатории с объектами неживой природы.

Приобретение наглядного материала, игр, пособий для ознакомления с окружающим миром. Проведение экспериментов с объектами неживой природы.

Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

11

Разработка проекта для старшей подготовительной группы «Поможем птицам перезимовать»

Долгосрочный проект,  участие родителейи детской районной библиотеки

12

Выставка творческих работ «Елочка-красавица, всем ребятам нравится»

Выставка работ

13

Разработка проектирования экологической тропы с Дедом Правоведом в старшей подготовительной группе

Составление конспектов с использованием ИКТ

14

Проект «Луковичные растения»

Оформление проекта, размещение в социальной сети для работников образования

14

Консультации на педагогическом совете для воспитателей «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника», «Игры по экологии в детском саду».

Выступление с докладом на педагогическом совете.

15

Самоанализ проделанной работы.

Проведение открытого мероприятия для анализа со стороны коллег  на тему «Лучше нет родного края»

Размещение данного занятия в социальной сети для работников образования.

16

Советы и  рекомендации для родителей о важности активного отдыха, участии родителей в играх.

Консультация для родителей

«Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!»

17

Отчет о проделанной работе

Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ.

18

"Осенние фантазии".

Организовать вместе с родителями выставку поделок из природных материалов, овощей и фруктов.


Перспективный план по самообразованию

Срок реализации 2022-2023 учебный год

Теоретический этап

Содержание работы

Сроки выполнения

Форма отчётности

1

Изучение методической литературы по данной проблеме.

В течение года

Приобретение пособий.

2

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

3

Разработать перспективный план работы по экологическому воспитанию.

Сентябрь

Календарно – тематическое планирование

4

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду.

Акция «Наши меньшие  друзья!»

 5

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности.

В течение года

Демонстрационный и раздаточный материал.

6

Показ открытого занятия для педагогов по ознакомлению с окружающим миром.

Ноябрь

Конспект образовательной деятельности

7

Совместное творчество родителей и детей из бросового материал «Береги природу»

Ноябрь

Выставка работ

8

Организация выставки «Добро пожаловать, пернатые друзья!»

Декабрь

Привлечение родителей к выполнению кормушек для выставки.

9

«Природа и люди в русских волшебных сказках»

Январь

Консультация для родителей.

10

Экологическое мероприятие совместно с родителями «Профессия-эколог»

Февраль

Оформление фотоколлажа. Фотоотчёт.

11

Проект « Животные на земле»- природоохранная деятельность (краткосрочный).

Март

Творческая работа детей совместно с родителями.

13

Проведение викторины «Что? Где? Когда?»

Апрель

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста.

14

Отчет о проделанной работе.

Май

Самоанализ и подведение итогов.

15

Фотоколлаж на тему «Отдыхаем, не навредя!»

Май

Выставка семейных фотографий.


Перспективный план по самообразованию

Срок реализации 2023-2024 учебный год

Теоретический этап

Содержание работы

Сроки выполнения

Форма отчетности

1

Изучение методической литературы по данной проблеме

В течение года

Приобретение пособий и дидактического материала.

2

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

3

Консультация «Занимательная прогулка с ребёнком»

Сентябрь

Беседа с родителями, памятка.

4

Игры и упражнения для экологического развития детей  младшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений.

5

«Люби и охраняй родную природу».

Октябрь

Оформление папки-передвижки.

6

Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей.

Октябрь

«Осень золотая»

7

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам

Ноябрь

Развлечение «Мой осенний сад»

8

Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

В течение года

Наглядный материал

9

Консультация для педагогов на тему «Экологическое воспитание как развитие познавательных способностей и нравственных качеств личности»

Декабрь

Наглядный материал

10

Взаимодействие с родителями.

Январь

Конкурс «Самая красивая кормушка»

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»

11

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»

Февраль

Выступление с сообщением на родительском собрании.

12

Конкурс: стихов, придуманных загадок и экологических сказок

Март

Выступление на конкурсе чтецов

11

Акция «Необычное семечко».

Март

Подготовка семян и высадка рассады.

13

Проведение образовательной деятельности на тему: «Маленький цветочек»

Апрель

Конспект образовательной деятельности, самоанализ.

14

Отчет о проделанной работе за год.

Май

Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ


Отчет по самообразованию «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Наблюдая за детьми, я заметила снижение у них познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них. Уровень знаний не соответствует отношению детей к природе. Это нашло свое подтверждение в комплексной диагностике детей, где выявился целый ряд проблем по экологическому воспитанию. Проведя дополнительное анкетирование родителей, я пришла к выводу, что и родители детей некомпетентны в данном вопросе, поэтому не могут дать детям полноценные знания об окружающем их мире.

На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность, я смогла реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения детей с природой: ведь экология - простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).

На основе выше сказанного, я сделала вывод, что разработка четкой системы работы по экологическому воспитанию с внесением в неё других видов деятельности (изобразительная, речевая, экспериментальная и д. р., предполагающая использование разработанных, специально отобранных и авторских разработок, методов и приёмов, способствующих разностороннему развитию детей – залог успешности и результативности моей работы.

ЦельСформировать у детей познавательный интерес к природе, как источнику жизни, здоровья и радости, интерес к открытию удивительного в природе, способность восхищаться ею, воспитывать бережное отношение к природе, выработать первоначальные практические навыки гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами окружающего мира.

Задачи:

- развитие способностей детей и реализация природного потенциала ребенка через общение с природой;

формирование экологического мировоззрения;

- накопление знаний о взаимозависимости животных, растений, птиц, насекомых с внешним миром и развитие познавательных способностей детей;

формирование знаний о росте и развитии живых существ; умение делать выводы и умозаключения;

формирование доброжелательного отношения детей к живой природе;

- развитие ответственного и бережного отношения к объектам неживой природы;

- воспитание любви к природе родного края;

- координирование усилий ДОУ и семьи в решении вопроса экологического воспитания дошкольников.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную. Взрослым необходимо выработать у детей чувства сострадания, сопереживания, которые определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д., кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и по этому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей: сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять антигуманным и безнравственным действиям.

Исходя из Программы развития, я выбрала для самообразовании тему«Формирование экологической культуры у дошкольников». По этой теме я работаю с детьми средней группы, опираясь на программу С. Н. Николаевой «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».

Для своей работы я составила перспективный план на учебный год.

вопрос Форма исполнения литература Срок исполнения

Теория и методика экологического образования детей ознакомление СН. НИКОЛАЕВА «теория и методика экологического образования детей сентябрь

диагностика Диагностические карты журналы Октябрь, ноябрь

Разработка наглядно-информационных памяток для родителей Папки -раскладушки М. В. Коробова «Малыш в мире природы» декабрь

Разработка картотек прогулок по временам года Картотека прогулок (конспекты)январь

Разработка журналов «божья коровка», насекомые» и тд журналы февраль

Подборка опытов (воздух, вода) журналы март

Разработка конспектов конспекты по экологии апрель

Диагностика детей Отчет на педсовете май

Новизна моего опыта состоит в усовершенствовании существующих технологий подготовки дошкольников к формированию начал экологической культуры. Передача экологических знаний — это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Я думаю, что ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы. На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность, развитие речи я могу реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология - простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).

На основе вышесказанного, я сделала вывод, что разработка четкой системы работы по экологическому воспитанию с внесением в неё других видов деятельности (изобразительная, речевая, экспериментальная и д. р., предполагающая использование разработанных, специально отобранных и авторских разработок, методов и приёмов, способствующих разностороннему развитию детей – залог успешности и результативности моей работы.

Свою работу по знакомству детей с окружающим миром, я начала с создания развивающей экологической среды.

• Природный уголок в группе;

• учебно-наглядных пособий- альбомов «Времена года»«Божья коровка»Кто такие насекомые?»«все о птицах»«вода»«комнатные растения», «Экологические сказки», «части растения»«правила поведения в лесу»«в царстве грибов»«цветы»«экологические ситуации»«опыты с воздухом»«как растет цветок?».

Еще я составила картотеку прогулок по временам года.

Картотека подвижных игр.

подборка дисков о животных.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Для совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществлялось формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру, я использовала следующие методы:

• наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ);

• словесные (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос и т. д.);

• практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т. д.);

• собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование);

• игровые (дидактические игры, игровые ситуации, действия с игрушками, имитации действий, прятанье, поиск, подвижные игры, эпизодические игровые приемы, загадки);

Все группы методов использовались мною на протяжении всей работы по проблеме экологического воспитания детей.

При организации работы с детьми, я ориентировалась на возрастные, индивидуальные особенности детей. Моя работа была организована по таким направлениям, как

1) работа с детьми,

2) работа с родителями.

Работа с детьми. Занятия по экологическому образованию строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний«Что такое природа»«Мой родной край»«Живая и неживая природа»«Царица-водица»«С днем рождения Земля» - знания о неживой природе; знания о временах года и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. «Дары Земли –матушки и Осени-красавицы»«В гости к лесовичку»«Жалоба елочки»- знания о мире животных; знания о растительном мире. (конспекты занятий по экологии в средней группе).

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого я считаю - частые, непосредственные наблюдения.

В процессе наблюдения за окружающим, я учила понимать детей, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживать доброе и злое; учиться чувствовать красивое и некрасивое, учиться "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Большое значение придавалось исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращалось внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.

Особое значение мною придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Во время физкультминуток и игровых занятий, проводилось игры в виде имитационно-подражательных движений, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т. д. Учитывая первичные эмоциональные связи человека с природой, которые возникают посредством чувственного восприятия, организовывали наблюдение и игры с максимальным привлечением органов чувств («Мир звуков»«Наши помощники»«Узнай по запаху»«Чудесный мешочек», «Какой овощ (фрукт)ты съел?»). Это позволило решить следующие задачи: «Каждое животное (растение)– живое (оно двигается, дышит, питается, растет, дает потомство); устанавливается степень «похожести» на человека (есть глаза, уши, рот, сердце); вызвать чувство радости от общения с живым существом». Знакомили дошкольников с живыми объектами в такой последовательности:

«Человек – живое существо» (игры «Кто ты, человек?»«Моя семья»«Тепло – холодно»«Помоги Хрюше» (уход за собственным телом, «Нужно ли человеку готовиться к зиме»«Кому нужна вода?»);

«Человек и животное – живые существа» («Угадай, кто это?»«Найди детеныша»«Чей след?»«Кто не спрячется в лесу?»«Где спряталась рыбка?»«Кто где живет?»«Угадай, чей хвост» и др.);

«Растение – живое существо» («Где растет?»«Овощи – фрукты», «Какое дерево выше (ниже?», «Что сначала, что потом?»«Как дерево растет?»(знакомство с частями растений, «Угадай по описанию» и др.).

На протяжении всего периода работы с детьми организовывалась работа с родителями, с целью повышения их профессиональной компетенции в области экологического образования. С родителями организовывалось консультирование, беседы, родительское собрание на тему «Воспитание любви к природе». Проводились совместные экологические акции«Лучшая поделка из природного материала»«кормушка для птиц»«дары осени», консультации для родителей по экологии.

В результате работы я заметила, что родители чаще стали обращаться с вопросами о формах и методах работы по формированию у детей экологических представлений, предлагали свою помощь в организации образовательного процесса детей.

Дети стали более бережно относиться к природному окружению, стали задавать больше вопросов. В самостоятельной деятельности детей появились игры экологического содержания. Все это послужило поводом сделать вывод о том, что проделанная мною работа принесла положительные результаты.

Работа по экологическому воспитанию, проводимая мною в детском саду подарила воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений, знаний и умений. Радостные переживания поднимали жизненный тонус, поддерживали бодрое настроение детей. Дети, чувствуя уважение к себе, как равным, постепенно начинали раскрепощаться и творить, приобрели навыки по уходу за живыми организмами, узнали, как нужно вести себя в природе. Дети начали познавать окружающий мир через чтение стихотворений, рассказов о природе. У них появилось желание беречь природные объекты, делать новые открытия, покорять новые вершины в познании окружающего мира.

Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволил мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях дети стали более внимательными. Они с интересом слушали рассказы о животных и растениях, задавали много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети «проверяли» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делились со своими родителями и с другими детьми, вводя их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества я добилась доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.

Результаты диагностики показали, что высокий уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников составляет 75 %, средний 23 %.

(диагностические задания по программе «от рождения до школы»)

Что является показателем достаточной сформированности экологической культуры дошкольников нашего детского сада в результате экологического воспитания.

Дошкольники:

• радуются встрече с природой,

• по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами,

• видят разнообразие природного мира,

• признают ценность жизни,

• имеют представления о правилах поведения в природе,

• сформировано начало экологической культуры.

Родители:

• участвуют в совместных акциях,

• в приобщении детей к миру природы.

Таким образом, видно, что разработанная мною система экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

2. Консультация для родителей «Безопасность Вашего ребёнка»«о чем говорят растения»«весенние прогулки» и тд.

3. Памятка для родителей «»фрукты и овощи-источник здоровья».

4. Свидетельство о публикации методической разработки на международном образовательном портале Маам. «экологическое воспитание в детском саду-это актуально!

5. Свидетельство о публикации методической разработки на международном образовательном портале Маам. «педагогический опыт. экологическое воспитание дошкольников».

6. Результаты диагностики на начало и конец учебного года

Список использованной литературы:

1. «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой и др.)

2. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. // М.: Мозаика – Синтез, 2002.

3. Дерягина Л. Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» // СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

4. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. //М: Мозаика – Синтез, 2005.

5.О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». //М: Мозаика – Синтез, 2016

6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с. 3-8.

7. Казакова Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с. 31-36.

8. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 52-54.

9. Л. С. Журавлёва «Солнечная тропинка» (Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим).2006г.

10. Ю. А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.

11. А. И. Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников).2007г.

12. Т. А. Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе».2006г.

13. Т. А. Шорыгина серия «Развивающие сказки для малышей» //Москва. Прометей Книголюб. 2003г.

14. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников //М:. Издательский центр «Академии», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме самообразования «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Определяя  тему по самообразованию, я  остановилась на проблеме экологического воспитания....

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования.Презентация  на тему «Формирование начал экологической культуры  у детей дошкольного возраста»...

Тема:ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА План по самообразованию Воспитателя первой квалификационной категории Гильмутдиновой Рауфы Миншакировны

Пояснительная записка В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей...

План по самообразованию. Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

План по самообразованию. Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»...

Консультация по экологическому воспитанию «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Представленная консультация, поможет родителям показать своим детям- ничем незаменимую ценность и красоту природы. И понять, что природа есть основа жизни и существования всего живого на Земле....