Нетрадиционные формы и методы работы в развитии мелкой моторики и формирования речевых функций у детей дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Саблина Светлана Николаевна

Методический материал по использованию нетрадиционных методик в работе с детьми дошкольного возраста для развития мелкой моторики и формирования речевых функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya.docx789.56 КБ

Предварительный просмотр:

Областное методическое объединение воспитателей по теме:

«Современные подходы к развитию познавательной сферы несовершеннолетних»

Тема выступления: «Нетрадиционные формы и методы работы

в развитии мелкой моторики и формированию речевых функций

у детей дошкольного возраста»

Подготовила: Саблина Светлана Николаевна, воспитатель отделения дневного пребывания ГБУ СО «Балаковский центр помощи семье и детям «Семья»

Цель: Повышение уровня профессионального мастерства  через обмен педагогическим опытом.

Ход выступления.

Здравствуйте!

Зовут меня Саблина Светлана Николаевна, воспитатель группы дневного пребывания «Балаковского центра социальной помощи «Семья». На базе нашего отделения мы реализуем комплексную программу «Островок счастья». Цель программы: способствовать всестороннему развитию детей дошкольного возраста. Наши задачи:

- способствовать развитию навыков общения и нормализации эмоционального самочувствия в группе сверстников;

- способствовать развитию восприятия сенсомоторной сферы;

- способствовать развитию мелкой моторики и формированию речевых функций у детей.

С основными блоками комплексной программы предлагаю ознакомиться, посмотрев небольшие видео-зарисовки. (Видео «Островок счастья»)

В группе дневного пребывания я занимаюсь реализацией мини-программы  «Дружная семейка», цель которой: способствовать развитию мелкой моторики и формированию речевых функций у детей дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики, самомассажа, пальчиковых игр, графических упражнений и продуктивных видов деятельности и т.д.  Учеными давно установлена взаимосвязь между умственным развитием и  развитием  мелкой моторики
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. 

        Таким образом, развитие мелкой моторики играет важную роль во всестороннем развитии ребенка.

        Группу дневного пребывания посещают дети в возрасте от 3 до 7 лет. Часто  они имеют отклонения в психо-речевом развитии по причине педагогической запущенности, отклонениями в состоянии здоровья, связанными с пониженным иммунитетом, а так же наблюдаются нарушение эмоциональной сферы,  слабое развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Поэтому приоритетной задачей воспитателя является сохранение и укрепление здоровья детей.

    В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. В нашем  центре в комплексе реабилитационного процесса успешно применяется здоровье сберегающие технологии.

    Наряду с традиционными формами работы были подобраны и адаптированы  различные методы самомассажа. Самомассаж - нетрадиционное, но эффективное направление по развитию межполушарных связей головного мозга, повышению иммунитета, мелкой моторики, и подготовке руки к письму. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также развитие речевой функции. Массаж кисти и пальцев обеих рук способствует также развитию мышления, памяти,  внимания, произвольному переключению движений, улучшает координацию, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение, нормализует эмоциональное состояние детей.

В своей работе я использую такой нетрадиционный метод как:

- самомассаж биологически-активных точек по системе профессора Уманской А. А.

Суть метода заключается в воздействии пальцами на 9 биоактивных точечных зон на теле малыша. Эти точки – как кнопки на пульте, управляющем всем организмом. Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон), которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Точка 1 – область всей грудины, которая связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

Точка 2 - связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, а также тимусом (вилочковой железой), регулирующим иммунные функции организма.  

Точка 3 - связана с особыми образованиями, контролирующими химический состав крови и одновременно повышающими защитные свойства слизистой оболочки глотки и гортани. Массаж этой точки улучшает кровообращение, обмен веществ, выработку гормонов. 

Точка 4 - связана со слизистой оболочкой задней стенки глотки, гортани и верхним шейным симпатическим нервным узлом. Массаж этой точки активизирует кровоснабжение головы, шеи, туловища.  

Точка 5 - расположена в области 7 шейного и 1 грудного позвонка. Она связана со слизистой оболочкой трахеи, глотки, пищевода, а главное - с нижним шейным симпатическим нервным узлом. Массаж этой точки способствует нормализации деятельности сосудов, сердца, бронхов, легких.

Точка 6 - связана с передней и средней долями гипофиза. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа, гайморовых полостей, а главное гипофиза. Дыхание через нос становиться свободным, насморк проходит.  

Точка 7 - связана со слизистой оболочкой решетчатых образований полости носа и лобных пазух, а также с лобными отделами головного мозга. Массаж этой точки улучшает кровообращение слизистой оболочки верхних отделов полости носа, а также области глазного яблока и лобных отделов головного мозга. Улучшается зрение, стимулируется умственное развитие.

Точка 8 - массаж этой точки, расположенной в районе ушных козелков, положительно воздействует на орган слуха и вестибулярный аппарат.  

Точка 9 - массаж этой зоны на кистях рук  нормализует многие функции организма, т.к. руки человека через шейные отделы спинного мозга и определенные области коры больших полушарий связаны со всеми вышеперечисленными точками. 

-японская методика пальцевого массажа.

    Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа. Японский ученый НАМИКОШИ ТОКУХИРО считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

массаж большого пальца – повышает активность мозга,

массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу,

массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника,

массаж безымянного пальца – стимулирует печень,

 массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

 

    Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом - работа рук способствует психическому успокоению, предотвращает развитие утомления в мозговых центрах.

    Японский ученый ЙОСИРО ЦУЦУМИ разработал систему упражнений для самомассажа:

 

1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками

2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно - вертеть в руках, - щелкать по ним пальцами, - «стрелять», - направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания

3. Массаж грецкими орехами: - катать два ореха между ладонями, - один орех прокатывать между пальцами - удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук

4. Массаж шестигранными карандашами: - пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами - удерживать в определенном положении в правой и левой руке

5. Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

-настоящей находкой стал метод, основанный на элементах «су-джок» терапии.

    Этот корейский метод лечения открыл миру профессор восточной медицины Пак Чже Ву. Сейчас его имя с благодарностью повторяют многие люди в разных концах планеты. Некоторые даже считают профессора Пака изобретателем этого метода – однако, это не совсем так. На самом деле Су-Джок уходит корнями в далекое прошлое. Но, как это принято на Востоке, он был клановым искусством – его передавали в строгой секретности только «посвящённым», от учителя к ученику. Профессор Пак открыл эти секреты всему миру. А также значительно развил Су-Джок и адаптировал к восприятию современного человека, воспитанного в традициях западной культуры.

    В Су-джок  воздействие оказывается только через кисти и стопы. Собственно говоря, Су-Джок по-корейски и означает «Кисть – стопа».

    На кистях и стопах располагается система высокоактивных точек, которые соответствуют всем органам и участкам тела. Стимуляция этих точек оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма.

     К преимуществам этого метода относят не только его эффективность, но и безопасность. Противопоказанием может являться только наличие болезненных ранок.

    В аптеках свободно продаются специальные массажёры, которые состоят из пластмассового колючего шарика (они бывают разных цветов) и металлического пружинного колечка. Действия с этими предметами вызывают приятные тактильные ощущения, создают благоприятный эмоциональный настрой. Для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в тоже время воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и следовательно достигается дополнительный благотворный эффект от массажа. Поэтому массажировать следует, не только кончики пальцев, а всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д..
   В основу своей работы я положила игру. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром. Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышается, если упражнения сопровождались чтением стихов. Можно использовать  небольшие произведения Михалкова, Маршака, Чуковского, устное народное творчество. Слушая, дети одновременно «инсценируют» содержание, с помощью пальцевых движений изображают персонажей и их действия. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать.

    Таком образом, в работу одновременно включаются зрительный, слуховой и двигательный анализаторы. Для удобства была составлена картотека игр на развитие мелкой моторики с использованием элементов «су-джок» терапии. Могу показать вам наглядный пример упражнений на развитие мелкой моторики:

  1. Пред началом массажа необходимо предварительно разогреть мышцы рук, для этого подойдут такие приемы, как поглаживание, похлопывание, растирание и т. п.    

Мальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел!                                    

  1.  Затем используем сам шарик:

Вот колючий мячик-ёжик,

У него нет рук, нет ножек

По тропинке покатился,

На пенёчке покрутился

И в ладошках очутился.

  1.  Массаж пальцев эластичным кольцом.

Раз – два – три – четыре – пять.

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

    Такие 5-минутные упражнения можно комбинировать с другими видами деятельности: лепка, рисование, аппликация, дидактическими играми  и др., так как этот массаж способствует активизации деятельности у заторможенных детей и наоборот успокаивает гиперактивных.

    Таким образом, результаты своей работы по применению нетрадиционных методов я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности,  положительном влиянии систематичной, комплексной работы по развитию мелкой моторики и формированию речевых функций, мотивации родителей к занятиям с детьми в домашних условиях.

    А вам я желаю успехов  в активном творческом поиске.

   Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеразвивающая программа «Развитие мелкой моторики и подготовка к письму детей дошкольного возраста»

Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики руки у детей 5-7 лет не теряет своей актуальности. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овлад...

«Развитие мелкой моторики для незрячих и слабовидящих детей дошкольного возраста методом "песочного" рисования»

«Развитие мелкой моторики для незрячих и слабовидящих детей дошкольного возраста методом "песочного" рисования»...

Развитие мелкой моторики через различные виды деятельности детей дошкольного возраста

        Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Вопрос развития мелкой моторики детей довольно ак...

Влияние развития мелкой моторикирук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста

Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь....

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

В статье говорится о развитии мелкой моторики и графомоторных навыков у детей дошкольного возраста...

Развитие мелкой моторики, пальцев и кистей рук, детей дошкольного возраста

        Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение и расценивается как один из показателей психичес...