Формы работы с родителями
статья по теме

Существуют разнообразные формы работы с родителями, но все они основаны на взаимном доверии и уважении между родителями и педагогом. Каждый вы бирает наилучшию форму общения, для того чтобы воспитать крепкого и всесторонне развитого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_s_roditelyami.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы с родителями.

        Привлечение родителей к участию в работе происходит непрерывно и постоянно. С течением времени взаимопонимание между воспитателями и родителями растет и крепнет. По мере того как растут навыки родителей и увеличиваются возможности педагогического коллектива, возникают и развиваются новые разнообразные интересы. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

Выделяется пять уровней участия родителей:

  1. Оказание разовой помощи,
  2. Способности родителей рассматриваются в качестве средства проведения занятий и используются через определенные промежутки времени,
  3. Родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе. Профессиональные воспитатели направляют и моделируют для родителей процесс обучения,
  4. Родители помогают определять основные направления работы в группе,
  5. Родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразится на работе детского сада и жизни микрорайона в целом.

      На каждом из перечисленных уровней для родителей существует возможность обмениваться опытом, обучаясь друг друга определенным навыкам. По мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться.  Некоторые родители считают, что они обладаю меньшими навыками и играют пассивную роль в процессе занятий, другие же готовы к активному участию с того самого момента, как только их ребенок начинает посещать детский сад.  Воспитатель  должен быть всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, на каком этапе они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в процессе работы группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволит родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно.  Для тех же, кто не столь уверен в своих силах, она даст возможность для дальнейшего роста и совершенствования.

        Специалисты по детскому образованию могут формировать желание семьи участвовать в работе группы, а также всячески поощрять такое участие, если будут учитывать индивидуальные особенности как разных семей, так и членов одной семьи. Для этого надо хорошо знать всех родителей. Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. Шаг за шагом отношения углубляются, родители больше доверяют и приобретают определенные полномочия. Доверие – это признание и использование тех возможностей и средств родителей, которые необходимы для воспитания ребенка и его защиты.

       Создайте возможности для непосредственного общения. Используйте разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей и делитесь информацией друг с другом. Создавайте возможности и отводите время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Научитесь хорошо слушать. Ниже приведены некоторые мероприятия, которые успешно используются в программе «Шаг за шагом».

  1. Первые визиты в детский сад.  Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти и познакомиться с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.
  2. Вводные собрания. После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать о ежедневных мероприятиях и другую полезную информацию.
  3. Посещения на дому.  Воспитатель может посетить ребенка на дому, чтобы узнать ребенка и его семью в домашней обстановке.
  4. Когда приводить и забирать ребенка.   Расписание может быть составлено так, чтобы время, когда детей приводят в детский сад и забирают домой, использовалось для общения с семьями.
  5. Телефонные звонки. Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всем родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с ними.
  6. Конференции родителей и воспитателей. Конференции – это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делится своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.

Используйте письменные формы общения. Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.

  1. Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
  2. Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течении всего года.
  3. Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
  4. Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
  5. Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь, здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.
  6. Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
  7. Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный дисплей, который информирует родителей о собраниях, мероприятиях детского сада, расписаниях на день и др.
  8. Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делится своими мыслями с группой воспитателей.
  9. Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

        Создайте множество ролей для родителей. Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них:

  1. Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми  и игры с ними.
  2. Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в группе, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения, обеспечивать транспортом и пр.
  3. Член родительского совета. Это родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.

Разбивайте работу, направленную на родителей.

  1. Сотрудничество родителей друг с другом. Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения и оказания поддержки.
  2. Информация для родителей и их обучение. Детский сад предоставляет информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.
  3. Неформальные встречи родителей и воспитателей. Это тематические встречи, вечера.
  4. Использование коммуникативных ресурсов.
  5. Обмен литературой. Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, сайтов, которыми родители могли бы пользоваться.

      Предложения для работы с родителями. Советы предлагаемые ниже могут помочь активизировать участие родителей:

  1. Уважение к роли родителей. Укрепляйте взаимное уважение между воспитателями и родителями.
  2. Поощряйте участие родителей, содействуйте им. Подсказывайте родителям, как они могут участвовать в программе детского сада.
  3. Старайтесь разнообразить виды участия родителей, проявляйте гибкость и творчество. У разных семей разные интересы, ресурсы, образ жизни. Что подходит одной семье, может не подходить второй.
  4. Позволяйте семьям самим решать как они могут помогать детскому саду наилучшим образом. Добейтесь того, чтобы семьи понимали, что их участие в программе ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется.
  5. Будьте терпеливыми. Участие родителей возможно, новая область для воспитателей и семей и для развития новых контактов требуется время. Программа, в которой активно участвуют родители, строится на маленьких поэтапных достижениях.
  6. Делайте акцент на сильных сторонах ребенка, семьи и давайте положительное подкрепление. Родители и воспитатели ждут друг от друга взаимного одобрения, что они хорошо делают свое дело. Сосредоточьте внимание и подчеркивайте сильные стороны ребенка и семьи. «… даже опытные родители и воспитатели нуждаются в позитивном подкреплении друг друга относительно их уникального вклада в развитие ребенка».
  7. Поддерживайте тесные контакты. Необходимо, чтобы каждый воспитатель разговаривал с родителями каждого ребенка по крайней мере раз в неделю.
  8. Выражайте свою признательность. Давайте родителям знать, что вы цените их участие в программе.
  9. Постарайтесь вовлекать всю семью. Отцы часто исключаются из дошкольных программ. Подумайте о том как творчески привлекать отцов, братьев, сестер и других членов семьи.
  10. Поощряйте посещаемость родительских собраний. Проводите собрания в удобное для родителей время. Помогайте семьям найти дополнительные ресурсы по воспитанию детей.
  11. Сохраняйте конфиденциальность. Доверие – неотъемлемая часть контактов, основанных на сотрудничестве. Обеспечивайте полную конфиденциальность каждой семье.

       Формы работы с родителями могут быть самые разные, но все они основаны на взаимопонимании и уважении. Только так можно воспитать здорового, крепкого и всесторонне развитого ребенка.

Resource id #1126

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охарактеризуйте традиционные формы работы ДОУ с родителями. Требования к организации и проведению. Представьте конспект одной из форм работы с родителями.

Нормативно-правовые документы:«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ  № 1155 от 17.10.2013).Федеральный закон от  29.12.2012 №273-Ф...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Дебаты, как одна из форм работы с родителями (интерактивные формы работы с родителями)

В настоящее время работа с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Включение семьи как партнера...

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...

«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении. Эффективные формы сотрудничества с родителями» (обобщение опытом)

Цель работы с родителями – профессионально помочь семье в воспитании и развитии детей, обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций....