Использование фольклора в коррекционной работе логопеда.
материал (старшая группа) по теме

Нафикова Резеда Ракыйповна

Для логопедов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сообщение52 КБ

Предварительный просмотр:

   

Статья на тему:

«Использование фольклора в коррекционной работе логопеда.»

 В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскуднение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания, в самом положительном смысле, для подрастающего поколения.

    Известно, что количество детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития (А.Г. Арушанов, А.Н. Корнев, А.Н. Гвоздев, Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова и др.) Проблемы развития речи в раннем детстве отражены в работах А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной , С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других авторов. В настоящее время проблемой применения фольклора в обучении и воспитании детей занимались А.П. Илькова, Н.И. Политова, Н.П. Кузьмина, А.В. Соболева и др. Гармоничному развитию личности ребенка с отклоняющимся развитием способствует активное применение фольклора. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с отклоняющимся речевым развитием. Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование аффективного воображения и речи. Народные песенки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности. Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи преодоления задержки речевого развития. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен.

   Фольклор –  прекрасное средство для развития у ребёнка всех сторон речи. Учёными ИКП РАО ( Разенковой Ю.А., Дунаевой И.Г.,Баенской Н.Н.) доказано, что дети в семьях которых с периода беременности, младенческого и раннего возраста использовалась фольклорная педагогика ( звучали колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки и т.д.) практически не имеют отставаний в развитии, у таких детей значительно меньше % речевых патологий, речь выразительна, богата, такие дети имеют цепкую память, развитое мышление.

   Фольклор – это история народа, его духовное богатство. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Простые русские люди, которым давным-давно спели песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели не читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось из уст в уста, от родителей к детям. Фольклор появился задолго до литературы и создавался на базе живого разговорного языка, который невозможен без речевых интонаций и жестов.

Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют нас простотой слова, заражают своим весельем, волнуют глубиной мысли.

Поэтичны и красивы наши народные песни: задушевные и нежные колыбельные, которыми женщины убаюкивают своих детей; веселые, шуточные песенки. Остроумны и разнообразны народные загадки: о природе, о доме, о людях, о животных, о предметах, которые окружают человека, одним словом, обо всем, что мы видим, слышим, знаем.

Совершенству в использовании изобразительных средств языка фольклорные произведения обязаны творческой работе сотен великих людей.

Где же, как не в народном фольклоре нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову?

Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонацией. Для этого можно обратиться к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.

Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре, в непринужденной обстановке, в привычной им среде.

Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики можно использовать народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик-дедушка», «У нашей бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил». Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.

Чтобы успешно научить детей различать звонкие и глухие согласные можно использовать русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Предварительно разобрав с детьми свойства дерева и льда. Выяснить, что дерево звучит глухо, а лед при ударе звенит. Отсюда прием:«Кто в какой избушке живет?» Дети расселяют звонкие согласные в ледяной домик, а глухие в лубяной.

Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, т.к. сама звуковая ориентация стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

Фольклор – незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где как не в сказках, играх-драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?

       Поэтому я, как логопед, поставила своей целью познакомить детей с народным языком, литературным наследием и включить его во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи, используя разные жанры фольклора: потешки, пословицы, поговорки, частушки, небылицы, попевки, сказки, народные подвижные игры, пальчиковые игры.

      Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук.

      Основными формами организации обучения детей, на которых используется фольклорный материал, являются   индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:  

- занятия по развитию лексико-грамматических средств языка при изучении тем, например, “Дикие животные”, “Домашние животные”, “Посуда”, “Дом”, “Инструменты” и т.д.,

- занятия по формированию навыков связного рассказывания;

-занятия по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации звуков в связной речи);

-  логоритмические  занятия.    

      Использую  фольклорные произведения на разных этапах образовательной деятельности: в организационном моменте (при введении детей в тему занятия), в основной части (при изучении темы), во время динамических пауз, пальчиковой гимнастики; в работе по формированию правильного звукопроизношения (на этапе  автоматизации звуков в связной речи).

     Воспитатели группы также в коррекционной работе используют  фольклор в разных видах деятельности:
- при организации и проведении режимных моментов;
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в приобщении детей к национальной культуре;
- в беседах;
- в наблюдениях;
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках.

      Для дошкольников с  тяжелыми нарушениями речи 5ти–летнего возраста доступными являются «малые фольклорные формы» такие как:  потешки,  чистоговорки, считалки,  большое место уделяем народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам,  загадкам; детей  6 — 7 лет знакомим с небылицами, частушками, былинами.

      В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей,  а неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок — перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь.

     Потешки –  песенки-приговорки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок».  Потешки удобно использовать при проведении пальчиковой гимнастики.

     Чистоговорки — малый жанр фольклора; народно-поэтические  шутки, заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.  Они нам помогают вводить поставленные звуки в речь.
По определению В.И.Даля,   чистоговорка – это: «Род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения».

     Пословицы – изречения, суждения о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях.  Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

     Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре.     Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм. Он, в свою очередь, развивает темпо – ритмическую сторону речи. Считалки используем при выборе водящего перед игрой.

     Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.  С помощью загадок развиваем не только речь, но и мышление. Загадки используем при ознакомлении с новой лексической темой в образовательной деятельности  и в игре.
Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

     Скороговорки — это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.  Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.

     Народные сказки - вымысел, произведение народной фантазии — "складное", яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

Сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, она приобщает к  культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. Наши дети очень любят слушать сказки, пытаются их обыгрывать и инсценировать.

      Использование в логопедической  работе     фольклорных  произведений позволяет:

  •  расширять  детские представления об окружающем их мире;
  •  сформировать  первоначальные знания о национальной культуре своего народа;
  •  обогащать  лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями;
  •  речь детей становится  более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной;
  •  усиливается  самоконтроль за правильным звукопроизношением;
  •  улучшаются  разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.

       Таким образом,  фольклор способствует  познавательному,  речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Литература:

•    Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.

•    Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках,      пословицах, загадках на родном языке. М., 1982.

•    Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. М.,1972.

      •   Фомичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у дошкольников: Практ.пособие. М.,2004

•    Материалы Интернет порталов «Солнышко», «Всё для детского сада».

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование элементов фольклора в  коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи...

Консультация «Использование физкультминуток в коррекционной работе логопеда, воспитателя»."

Консультация для родителей"Физкультминутки в работе логопеда"...

Семинар-практикум "Использование биоэнергопластики в коррекционной работе логопеда ".

Цель: развитие арктикуляционного праксиса с помощью биоэнергопластики....

«Использование фольклора в коррекционной работе логопеда»

Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скорог...

Использование нейроигр в коррекционной работе логопеда

Использование нейроигр в коррекционной работе логопеда...