Игровой массаж в детском саду
учебно-методический материал по теме

Вегерина Оксана Георгиевна

 

Здоровье складывается из мелочей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon massaj.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой массаж

в детском саду в течение дня

(технология здоровьесбережения по М.Ю.Картушиной)

Здоровье складывается из мелочей.

Из здоровых привычек: с удовольствием ложиться спать и бодро просыпаться, зарядки , готовности мыть руки и умываться с удовольствием , тщательного пережёвывания пищи и полоскания рта после еды.

Из ритуалов здоровья : режима дня, завтраков и обедов, уборки помещения.

Ребёнку интересно быть здоровым. Но для этого должен существовать принцип – всё здоровое делается с удовольствием. А что может вызвать этот эффект? Приятные ощущения, красота, азарт, а вместе с тем, чувство того, что становишься сильнее, умнее, вызываешь уважение у близких, чувство собственной значимости – «Я уже большой».

А ещё интересно - когда незнакомо, таинственно, загадочно. Сюрприз, игра!!!

Интересно, когда о здоровых привычках говорят не пафосно, когда слышишь не нотации, а всевозможные прибаутки.

Здоровье складывается из умения оценить своё самочувствие , из особых форм внушения («Я могу! Я хочу стать сильнее!») , из внимания к образу здорового человека и стремления быть таким.

Есть одно золотое правило организации жизнедеятельности в детском сообществе: «можно делать всё, если это не мешает окружающим и не опасно для здоровья».

Выбирая технологии здоровьесбережения для работы с детьми в старшей группе и основываясь на медицинских показаниях и диагностике по физическому развитию детей, мы пришли к выводу, что игровой массаж более подходит для наших детей.

Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили, что на ладони рук и подошвы ног выходят своеобразные сигнальные точки почти всех органов.

Именно поэтому нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком – бессознательно посылать положительные сигналы сердцу, легким, печени, почкам, желудку, другим органам.

Приемы массажа, разработанные врачами древности, полезны не только больному, но и здоровому человеку. И если взрослый человек сам понимает, что массаж и самомассаж необходимы для здоровья, то ребенок может этому научиться благодаря опытному воспитателю, педагогу.

Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. Дети выполняют массаж, сами одновременно являются персонажа сказки, развлечения, путешествия. Они могут быть  и Лисонькой, и снеговиком, Петушком или веселым лягушонком. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают  мелкую мускулатуру пальцев рук.

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а  массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.). При массаже пальцев рук следует использовать следующие приемы:

  1. вытягивание каждого пальца и надавливание на него;
  2. растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.

       При массаже других частей тела используем приемы:

  • поглаживание,
  • растирание,
  • разминание,
  • поколачивание.

Ожидаемые результаты применения массажа:

в образовательном направлении:

  • усвоение правил (знание того, что движения необходимо производить по ходу тока крови, не массировать лимфатические узлы)
  • умение овладеть простейшими приемами;

в оздоровительном направлении:

  • расширение капилляров кожи;
  • ускорение циркуляции крови и лимфы;
  • усиление функций потовых и сальных желез;
  • влияние на обменные процессы;
  • улучшение подвижности связочного аппарата;
  • побуждение к активности;

в воспитательном направлении:

  • тонизирующее влияние на центральную нервную систему;
  • развитие положительных эмоций.

Начиная со второй младшей группы, мы используем следующие виды массажа:

  • массаж стоп:
  • ходьба по массажным коврикам, по камешкам, по ребристым дорожкам;
  • самомассаж стоп (после сна в игровой форме «Поиграем с ножками», «Пальчики на ножках как на ладошках», см. Приложение);
  • катание стопами различных предметов (гимнастическая палка, массажный мяч, орехи, специальные тренажеры, самодельные тренажеры).

К сведению! Для снятия усталости ног нужно сто    раз ударить кулаком по подошвам ног – японское упражнение «Стократное ударение по подошвам ног».

  • массаж рук и пальцев рук:
  • самомассаж в игровой форме «Строим дом», «Прогулка», «Рукавицы», «Мышка»;
  • многочисленные пальчиковые гимнастики;
  • массаж рук и пальцев рук с помощью специальных тренажеров, с помощью одного и двух грецких орехов;
  • ходьба по массажным коврикам и дорожкам (упор на руки).

             К сведению! Связь пальцев с органами:

  •  большой палец – легкие и печень;
  • указательный – пищеварительный тракт, печень,    толстая кишка;
  •  средний – сердце, кровообращение, секс;
  • безымянный – нервная система, здоровье в целом;
  • мизинец – сердце, секс, тонкий кишечник;
  • ладонь – в центре точка повышения активности.

Скорая помощь:

  • при сердечном приступе рекомендуется надавить большим пальцем в центр ладони;
  • утоление нервной усталости – массаж мизинцев до полного расслабления;
  • сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем – улучшает запоминание важных вещей;
  • устранение психической напряженности – круговые движения орехами в каждой ладони; сцепить руки над головой, наклонять тело в обе стороны попеременно;
  • проверка функции печени – при напряженных разогнутых пальцах руки согнуть указательный в виде крючка;
  • активизация функции печени – растягивать зацепленные друг с другом указательные пальцы в противоположные стороны перед грудью;
  • простуда, зубная боль, переутомление глаз, желудок, кишечник, красивая кожа – точка между большим и указательным пальцем, нажимать большим пальцем другой руки или орехом делать круговые движения (30 раз для точки каждой руки).
  • массаж спины:
  • игровой взаимомассаж «Дождь», «Поезд», «Барабан»;
  • массаж специальными и самодельными массажерами;
  • массаж гимнастическими палками;
  • массаж при выполнении перекатов на спине «Качалочка» вперед – назад, в стороны;
  • упражнения на мяче (большом)
  • массаж лица и биологически активных точек (профилактика простуды):
  • игровой самомассаж «Бурундук», «Наступили холода», «Пчела», «Нарисуем лицо», «Снеговик» и др.;
  • массаж тела и ног:
  • игровой самомассаж «Лисонька», «Лягушата», «Мочалочка»;
  • массаж специальными и самодельными массажерами;
  • растирание массажными рукавичками;
  • выполнение упражнений «Бревнышко», «Змея».

К сведению! Упражнения для красивых глаз.

  1. Массируют все пальцы рук до расслабления (мизинцы и указательные – 3минуты, остальные – по одной минуте).
  2. Массируют все пальцы ног до расслабления (указательные – 2 минуты, остальные – по одной минуте).
  3. Точка в центре ладони – сильное нажатие 50 секунд 3 раза (точка жизненной энергии).
  4. Внутренние уголки глаз нажать большим и указательным пальцами 2-3 раза, одноминутное нажатие.
  5. Наружные уголки глаз нажать большими пальцами 2-3 раза, одноминутное нажатие.

Примерная схема проведения массажа в старшей группе МДОУ

 в течение дня

№ п.п.

Режимные моменты

Выполняемые виды массажа

1.

Утро

Массаж рук «Мышка», «Рукавицы», пальчиковая гимнастика

2.

Утренняя гимнастика

Массаж биологически активных зон «Наступили холода», «Снеговик», ходьба по массажным дорожкам.

3.

Время после завтрака

Это время для массажа лучше не использовать. Энергетическая сила рук наиболее эффективна, когда желудок пуст. Во время пищеварения организм занят самим собой и мало способен к энергоконтакту.  

4.

На занятиях, между занятиями, физкультминутки

Взаимомассаж спины, самомассаж, массаж тела, массаж лица, массаж биологически активных зон, массаж от простуды.

5.

После занятий, перед прогулкой

Массаж рук, массаж стоп, ходьба по массажной дорожке «Обезьянки» (руками и ногами).

6.

На прогулке

Массаж пальцев рук «Рукавицы»

7.

Возвращение с прогулки, перед обедом

Массаж тела и спины, массаж с использованием массажеров, взаимомассаж.

8.

После сна

Массаж стоп, ходьба по массажным дорожкам, массаж биологически активных зон, растирание тела массажной рукавичкой.

9.

Перед ужином

Массаж рук «Строим дом»

10.

После ужина

Ходьба по массажным дорожкам, массаж с использованием специальных и самодельных массажеров (по желанию детей).

Литература.  

  1. М. Ю. Картушина.  Быть здоровыми хотим.                                                               Оздоровительные и познавательные занятия для   детей   подготовительной группы детского сада. Москва. Сфера.2004.
  2.  М. Ю. Картушина.  Логоритмические занятия в детском саду. Москва. Сфера.2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ игрового «арсенала» детского сада применительно к усвоению образовательных областей в пределах программы

В статье приводится перечень и краткое описание игр, имеющихся в развивающей среде практически любого детского сада (или необходимых для каждого сада). Каждой игре дается характеристика с точки зрения...

Конспект игрового развивающего занятия в детском саду во второй группе раннего возраста на тему: Зверушки Игровое занятие в детском саду для детей 2-3 лет

Организационный моментЗдесь и далее организационные моменты создадут положительный настрой на занятие, эмоционально затронут детей.Радостно встретьте детей, назовите каждого по имени, сделайте к...

Игровые моменты, игровые танцы и игры с родителями на праздниках и развлечениях в детском саду.

подборка игровых танцев и игр с родителями  для использования на праздниках в ДОУ...

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ЗАНЯТИЯХ ПО ФЭМП В ДЕТСКОМ САДУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОГО НАБОРА «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»

В данном материале содержатся игровыеупражнения по ФЭМП в детском саду с использованием игрового набора "Дары Фребеля"...

Игровая деятельность детском саду

Игра в жизни ребенка - это минуты радости, забавы, соревнования. Для людей когда-то игра была не только развлечением, но и способом организации хозяйственной и семейной жизни, поэтому игровая деятельн...

«Детская мультипликация и игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича как способ поддержки детской инициативы и развития творчества в практике современного детского сада»

Современная образовательная система требует внедрения в учебный процесс инновационных технологий. В МБДОУ "Подгоренский детский сад №2" в  анимационной студии «Анимашка» в р...