Главные вкладки

    "Школа молодого воспитателя", как одна из форм работы с молодыми воспитателями
    методическая разработка на тему

    Ковшова Альбина Владимировна

    Современное дошкольное образование переживает сложный период своего развития.
    С одной стороны, общественность предъявляет все более высокие требования к воспитанию и развитию будущего школьника, с другой стороны, остро стоит вопрос о подготовке и сохранении квалифицированных специалистов дошкольного образования.
    В последние годы выявлена тенденция: в дошкольных образовательных учреждениях города в должности воспитателя работают люди с различным образованием. Это: среднее специальное образование (специальность «воспитатель», «учитель начальных классов», «социальный педагог», «учитель»).

    С каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

    В связи с этим старшему воспитателю необходимо уделять достаточное внимание начинающим воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению, личностному развитию в дошкольном образовательном учреждении. Таким образом, возникает необходимость организации школы молодого воспитателя для начинающих воспитателей муниципальных дошкольных образовательных учреждений, занятия в которой будут способствовать повышению уровня  профессиональной компетентности начинающих воспитателей. Школа молодого воспитателя является, во-первых, важнейшим фактором профессиональной адаптации, успешного личностного и профессионального развития начинающих педагогов, во-вторых, способствует повышению качества дошкольного образования в ДОУ.

    Поэтому постановка такой проблемы, как разработка и внедрение системы методической деятельности, направленной на создание условий для профессионального роста, развития профессионально значимой мотивации молодых педагогов дошкольных учреждений является своевременной и актуальной.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 10 «Белочка» комбинированного вида

    М Е Т О Д И Ч Е С К А Я   Р А З Р А Б О Т К А

    Тема: «Школа молодого воспитателя», как одна из форм работы с молодыми воспитателями

    СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ

    Ковшовой Альбины Владимировны

    г. Кулебаки

    2013 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Пояснительная записка
    2. Цели и задачи раздела
    3. Психолого-педагогическая характеристика возраста
    4. Ожидаемые результаты
    5. Обоснование (используемые формы, методы, приемы)
    6. Система знаний
    7. Используемая деятельность
    8. Календарно-тематическое планирование
    9. Список литературы
    10.  Конспект  деловой игры

    Пояснительная записка

    "Не ошибается тот,

    кто ничего не делает.

    Не бойтесь ошибаться –

    бойтесь повторять ошибки"

     

    Теодор Рузвельт

    Современное дошкольное образование переживает сложный период своего развития.
    С одной стороны, общественность предъявляет все более высокие требования к воспитанию и развитию будущего школьника, с другой стороны, остро стоит вопрос о подготовке и сохранении квалифицированных специалистов дошкольного образования.
    В последние годы выявлена тенденция: в дошкольных образовательных учреждениях города в должности воспитателя работают люди с различным образованием. Это: среднее специальное образование (специальность «воспитатель», «учитель начальных классов», «социальный педагог», «учитель»).

    С каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

    В связи с этим старшему воспитателю необходимо уделять достаточное внимание начинающим воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению, личностному развитию в дошкольном образовательном учреждении. Таким образом, возникает необходимость организации школы молодого воспитателя для начинающих воспитателей муниципальных дошкольных образовательных учреждений, занятия в которой будут способствовать повышению уровня  профессиональной компетентности начинающих воспитателей. Школа молодого воспитателя является, во-первых, важнейшим фактором профессиональной адаптации, успешного личностного и профессионального развития начинающих педагогов, во-вторых, способствует повышению качества дошкольного образования в ДОУ.

    Поэтому постановка такой проблемы, как разработка и внедрение системы методической деятельности, направленной на создание условий для профессионального роста, развития профессионально значимой мотивации молодых педагогов дошкольных учреждений является своевременной и актуальной.

    Цели и задачи раздела

    ЦЕЛЬ:

    планомерное раскрытие индивидуальных педагогических способностей начинающего воспитателя, формирование потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.

    ЗАДАЧИ:

    • оказание педагогической, методической, психологической помощи молодым воспитателем;
    • активизация научно – исследовательской работы молодых воспитателей  через систему специально разработанных мероприятий;
    • совершенствование форм участия молодых воспитателей в исследовательских проектах, грантах, конкурсах, проблемных семинарах, программах;
    • приобретение практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности, во внедрении современных подходов и передовых педагогических технологий в образовательный процесс;
    • ускорение процесса профессиональной и социальной адаптации молодых воспитателей в образовательном процессе;
    • удовлетворение потребности молодого воспитателя в непрерывном образовании, оказание им помощи в преодолении различных затруднений;
    • формирование творческой индивидуальности молодого воспитателя.

    Психолого-педагогическая характеристика возраста

    Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

    В психологии известны работы Д.А. Андреевой, Г. П. Барановой, А.Д. Глоточкина, Н.В. Кузьминой, В.А. Полякова, В.И. Жуковской и др., посвященные проблемам управления и обеспечения оптимальных условий для адаптационного процесса к профессиональной деятельности. А.К. Маркова рассматривает адаптацию как один из этапов, составляющих уровень профессионализма работника.

    Особого внимания требуют молодые педагоги, не имеющие профессионального дошкольного образования. Если молодого педагога в такой ситуации просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности: и в профессиональной, и в личностной.

    Профессиональные качества во многом зависят от индивидуальности воспитателя, особенностей его характера, темперамента.

     Для эффективного осуществления воспитательной работы в ДОУ необходимо определить тип характера, его положительные и отрицательные свойства, психологические особенности начинающих воспитателей, оценить их способности и творческий потенциал.

    Ожидаемые результаты

    • Успешная  профессиональная адаптация начинающего педагога детского сада в процессе «вхождения» в образовательную среду.
    • Повышение уровня знаний начинающих воспитателей в вопросах развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
    •  Наличие потребности  начинающих педагогов в  повышение своей профессиональной квалификации.

    Обоснование используемых в образовательном процессе образовательных технологий, методов, форм организации деятельности педагогов

    Работа Школы молодого педагога детского сада проходит в  форме лекций, практических занятий, мастер классов опытных педагогов дошкольных учреждений.

    Технологическая карта по развитию профессионально важных качеств у молодых педагогов детского сада

    Методы:

    • Анализ конкретных ситуаций и решение педагогических задач - помогает выбрать обоснованное решение проблемы из множества предложенных педагогами, способствует формированию и развитию умения принять педагогически правильное решение в любой обстановке. 
    • Диалог, дискуссия - овладение искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора.
    • Обучение практическим умениям - знакомство с возможными и эффективными решениями практической ситуации, овладение профессиональными умениями на практике.
    • Решение педагогических кроссвордов и перфокарт - этот метод помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивать педагогический кругозор.
    • Работе с инструктивно-директивными документами - развитие умения работать с документами.
    • Метод игрового моделирования - данный метод повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.


    Система знаний и система деятельности

    Технологическое  стимулирование профессионального роста молодых специалистов, повышение уровня их педагогической культуры и профессионального мастерства осуществляется нами с учетом следующих принципов:

    • любое достижение, любой успех педагога сделать достижением педагогического сообщества, поднять веру педагога в самого себя, уверенность в своем педагогическом мастерстве;
    • привлечение всех педагогов к активной творческой деятельности в методической работе города;
    • заинтересованность в раскрытии профессионального потенциала каждого воспитателя и специалиста;
    • стимулирование самостоятельного педагогического поиска;
    • помочь человеку в умении строить свою систему ценностей, уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями;
    • помочь справиться с разочарованиями и сомнением, когда человек остается один в процессе творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими;
    • оценка человека как творческой личности, показать его самоценность, но при этом чувствовать ценность окружающих, уважать чужое мнение;
    • поддержка в самопознании, умении не упускать мимолетную идею.

    План школы молодого воспитателя

    Сроки

    Тема занятия

    Форма проведения

    Количество

    Сентябрь

    (2013 г.)

    1.Проведение диагностики и оформление документации.

    2. Особенности организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах.

    Семинар-практикум

    Консультация

    1

    1

    Октябрь

    (2013 г.)

    1.Планирование воспитательно

    образовательной работы с детьми. Оформление календарного плана.

    2. Организация и проведение утренней гимнастики в старшей группе.

    3.Организация и проведение НОД образовательной области «Художественное творчество». Просмотр занятий по данной области.

    Консультация

    Семинар-практикум

    Неделя педмастерства

    1

    1

    4

    Ноябрь

    (2013 г.)

    1.Организация и проведение прогулок. Просмотр прогулки в подготовительной группе.

    2.Взаимопосещение НОД и организации прогулки.

    Мастер-класс

    Взаимопосещение

    2

    2

    Декабрь

    (2013 г.)

    1.Организация режимных моментов в разных возрастных группах.

    2.Презентация методического кабинета. Раздел «Методическая литература по организации игры».

    3.Дидактическая игра.

    Наблюдение за работой опытных воспитателей

    Консультация

    Практическое занятие

    2

    1

    1

    Январь

    (2014 г.)

    1.Учимся сотрудничать с родителями (проблемы, пути решения).

    2.Разработка плана родительского собрания

    Семинар-практикум

    Практическое занятие

    1

    1

    Февраль

    (2014 г.)

    1.Формы взаимодействия педагогов с родителями.

    2.Вопрос-ответ.

    Деловая игра

    Круглый стол

    1

    1

    Март

    (2014 г.)

    1.Изучение индивидуальных особенностей детей – залог успеха в воспитании и обучении.

    2.Наши руки не знают скуки.

    Консультация

    Мастер-класс

    1

    1

    Апрель

    (2014 г.)

    1.Я воспитатель-профессионал

    2.Организация досуговой деятельности детей.

    Деловая игра

    Консультация

    1

    1

    Май

    (2014 г.)

    1.Организация легне-оздоровительного периода

    2.Подведение итогов работы школы молодого воспитателя.

    Консультация

    Круглый стол

    1

    1

    Всего

                                                                                                                         26  

    Тиражирование

    Данная разработка  была предложена  для использования в работе, как воспитателей  своего детского сада, так и воспитателей других детских садов  на методическом объединении, а так же выложена  на своём  мини сайте «Nsportal.ru» - социальная сеть работников образования.

    Список литературы

    1.  Басюк В.С.  Организация контроля в дошкольных образовательных учреждениях. – М., 2010.
    2. Белая К.Ю. Методическая работа в детском саду. Анализ, планирование, формы и методы. Творческий центр. Сфера. - М.: 2005
    3. Горвица М.Ю. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М., 2008.
    4. Дубров В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М., 2010.
    5. Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Изд. 3-е ростов н/д: Феникс, 2008.
    6. Медведникова Л.Ф. “Школа молодого воспитателя”. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №10, 2008.
    7. Рыбина Н.П. Методическая работа с воспитателями в детском саду. [Текст] / Н.П. Рыбина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы // международная научная конференция //. – Уфа: пето, 2012.
    8. Целитан С.В  Школа молодого воспитателя [Электронный ресурс], 2011. http://www.openclass.ru/node/210897


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «ШКОЛА МОЛОДОЙ МАТЕРИ» - ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

    В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личнос...

    «ШКОЛА МОЛОДОЙ МАТЕРИ» - ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

    Статья повествует об одной из современных форм работы с родителями "Школа молодой матери"....

    Консультация для воспитателей Прогулка с детьми как одна из форм работы по экологическому воспитанию дошкольников.

    Большинство современных детей редко общается с природой, хотя природа повседневно воздействует на ребёнка. Поэтому экологическое образование необходимо начинать в раннем возрасте со знакомства с ...

    Информирование - как одна из форм работы воспитателя

    Работа воспитателя, это не только – воспитывать детей, но и в большей степени суметь привлечь в этот труд и самих родителей своих воспитанников. Так как любая информация и знания, получаемые детьми вн...

    Консультация для воспитателей "Газета в ДОУ как одна из форм работы с родителями"

    Сейчас разрабатываются новые технологии, новые формы взаимодействия ДОУ с семьями. Одна из таких новых форм - газета для родителей. Газета для родителей не главный, но важный компонент взаимодействия....

    Консультация для воспитателей «Мультимедийная презентация, как одна из форм работы использования ИКТ в ДОУ»

    ИКТ входят в нашу жизнь и в нашу профессиональную деятельность. Наша задача - использовать их в полной мере, но не пренебрегать "живым" общением с детьми....

    Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы с молодым специалистом (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)

    Этот тест помогает определить на что в большей степени ориентирован опытный педагог и как это можно использоать в работе с молодым специалистом...