"Школа молодого воспитателя", как одна из форм работы с молодыми воспитателями
методическая разработка на тему
Современное дошкольное образование переживает сложный период своего развития.
С одной стороны, общественность предъявляет все более высокие требования к воспитанию и развитию будущего школьника, с другой стороны, остро стоит вопрос о подготовке и сохранении квалифицированных специалистов дошкольного образования.
В последние годы выявлена тенденция: в дошкольных образовательных учреждениях города в должности воспитателя работают люди с различным образованием. Это: среднее специальное образование (специальность «воспитатель», «учитель начальных классов», «социальный педагог», «учитель»).
С каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
В связи с этим старшему воспитателю необходимо уделять достаточное внимание начинающим воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению, личностному развитию в дошкольном образовательном учреждении. Таким образом, возникает необходимость организации школы молодого воспитателя для начинающих воспитателей муниципальных дошкольных образовательных учреждений, занятия в которой будут способствовать повышению уровня профессиональной компетентности начинающих воспитателей. Школа молодого воспитателя является, во-первых, важнейшим фактором профессиональной адаптации, успешного личностного и профессионального развития начинающих педагогов, во-вторых, способствует повышению качества дошкольного образования в ДОУ.
Поэтому постановка такой проблемы, как разработка и внедрение системы методической деятельности, направленной на создание условий для профессионального роста, развития профессионально значимой мотивации молодых педагогов дошкольных учреждений является своевременной и актуальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 69.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10 «Белочка» комбинированного вида
М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А З Р А Б О Т К А
Тема: «Школа молодого воспитателя», как одна из форм работы с молодыми воспитателями
СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ
Ковшовой Альбины Владимировны
г. Кулебаки
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Цели и задачи раздела
- Психолого-педагогическая характеристика возраста
- Ожидаемые результаты
- Обоснование (используемые формы, методы, приемы)
- Система знаний
- Используемая деятельность
- Календарно-тематическое планирование
- Список литературы
- Конспект деловой игры
Пояснительная записка
"Не ошибается тот,
кто ничего не делает.
Не бойтесь ошибаться –
бойтесь повторять ошибки"
Теодор Рузвельт
Современное дошкольное образование переживает сложный период своего развития.
С одной стороны, общественность предъявляет все более высокие требования к воспитанию и развитию будущего школьника, с другой стороны, остро стоит вопрос о подготовке и сохранении квалифицированных специалистов дошкольного образования.
В последние годы выявлена тенденция: в дошкольных образовательных учреждениях города в должности воспитателя работают люди с различным образованием. Это: среднее специальное образование (специальность «воспитатель», «учитель начальных классов», «социальный педагог», «учитель»).
С каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
В связи с этим старшему воспитателю необходимо уделять достаточное внимание начинающим воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению, личностному развитию в дошкольном образовательном учреждении. Таким образом, возникает необходимость организации школы молодого воспитателя для начинающих воспитателей муниципальных дошкольных образовательных учреждений, занятия в которой будут способствовать повышению уровня профессиональной компетентности начинающих воспитателей. Школа молодого воспитателя является, во-первых, важнейшим фактором профессиональной адаптации, успешного личностного и профессионального развития начинающих педагогов, во-вторых, способствует повышению качества дошкольного образования в ДОУ.
Поэтому постановка такой проблемы, как разработка и внедрение системы методической деятельности, направленной на создание условий для профессионального роста, развития профессионально значимой мотивации молодых педагогов дошкольных учреждений является своевременной и актуальной.
Цели и задачи раздела
ЦЕЛЬ:
планомерное раскрытие индивидуальных педагогических способностей начинающего воспитателя, формирование потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.
ЗАДАЧИ:
- оказание педагогической, методической, психологической помощи молодым воспитателем;
- активизация научно – исследовательской работы молодых воспитателей через систему специально разработанных мероприятий;
- совершенствование форм участия молодых воспитателей в исследовательских проектах, грантах, конкурсах, проблемных семинарах, программах;
- приобретение практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности, во внедрении современных подходов и передовых педагогических технологий в образовательный процесс;
- ускорение процесса профессиональной и социальной адаптации молодых воспитателей в образовательном процессе;
- удовлетворение потребности молодого воспитателя в непрерывном образовании, оказание им помощи в преодолении различных затруднений;
- формирование творческой индивидуальности молодого воспитателя.
Психолого-педагогическая характеристика возраста
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
В психологии известны работы Д.А. Андреевой, Г. П. Барановой, А.Д. Глоточкина, Н.В. Кузьминой, В.А. Полякова, В.И. Жуковской и др., посвященные проблемам управления и обеспечения оптимальных условий для адаптационного процесса к профессиональной деятельности. А.К. Маркова рассматривает адаптацию как один из этапов, составляющих уровень профессионализма работника.
Особого внимания требуют молодые педагоги, не имеющие профессионального дошкольного образования. Если молодого педагога в такой ситуации просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности: и в профессиональной, и в личностной.
Профессиональные качества во многом зависят от индивидуальности воспитателя, особенностей его характера, темперамента.
Для эффективного осуществления воспитательной работы в ДОУ необходимо определить тип характера, его положительные и отрицательные свойства, психологические особенности начинающих воспитателей, оценить их способности и творческий потенциал.
Ожидаемые результаты
- Успешная профессиональная адаптация начинающего педагога детского сада в процессе «вхождения» в образовательную среду.
- Повышение уровня знаний начинающих воспитателей в вопросах развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- Наличие потребности начинающих педагогов в повышение своей профессиональной квалификации.
Обоснование используемых в образовательном процессе образовательных технологий, методов, форм организации деятельности педагогов
Работа Школы молодого педагога детского сада проходит в форме лекций, практических занятий, мастер классов опытных педагогов дошкольных учреждений.
Технологическая карта по развитию профессионально важных качеств у молодых педагогов детского сада
Методы:
|
Система знаний и система деятельности
Технологическое стимулирование профессионального роста молодых специалистов, повышение уровня их педагогической культуры и профессионального мастерства осуществляется нами с учетом следующих принципов:
- любое достижение, любой успех педагога сделать достижением педагогического сообщества, поднять веру педагога в самого себя, уверенность в своем педагогическом мастерстве;
- привлечение всех педагогов к активной творческой деятельности в методической работе города;
- заинтересованность в раскрытии профессионального потенциала каждого воспитателя и специалиста;
- стимулирование самостоятельного педагогического поиска;
- помочь человеку в умении строить свою систему ценностей, уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями;
- помочь справиться с разочарованиями и сомнением, когда человек остается один в процессе творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими;
- оценка человека как творческой личности, показать его самоценность, но при этом чувствовать ценность окружающих, уважать чужое мнение;
- поддержка в самопознании, умении не упускать мимолетную идею.
План школы молодого воспитателя
Сроки | Тема занятия | Форма проведения | Количество |
Сентябрь (2013 г.) | 1.Проведение диагностики и оформление документации. 2. Особенности организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах. | Семинар-практикум Консультация | 1 1 |
Октябрь (2013 г.) | 1.Планирование воспитательно образовательной работы с детьми. Оформление календарного плана. 2. Организация и проведение утренней гимнастики в старшей группе. 3.Организация и проведение НОД образовательной области «Художественное творчество». Просмотр занятий по данной области. | Консультация Семинар-практикум Неделя педмастерства | 1 1 4 |
Ноябрь (2013 г.) | 1.Организация и проведение прогулок. Просмотр прогулки в подготовительной группе. 2.Взаимопосещение НОД и организации прогулки. | Мастер-класс Взаимопосещение | 2 2 |
Декабрь (2013 г.) | 1.Организация режимных моментов в разных возрастных группах. 2.Презентация методического кабинета. Раздел «Методическая литература по организации игры». 3.Дидактическая игра. | Наблюдение за работой опытных воспитателей Консультация Практическое занятие | 2 1 1 |
Январь (2014 г.) | 1.Учимся сотрудничать с родителями (проблемы, пути решения). 2.Разработка плана родительского собрания | Семинар-практикум Практическое занятие | 1 1 |
Февраль (2014 г.) | 1.Формы взаимодействия педагогов с родителями. 2.Вопрос-ответ. | Деловая игра Круглый стол | 1 1 |
Март (2014 г.) | 1.Изучение индивидуальных особенностей детей – залог успеха в воспитании и обучении. 2.Наши руки не знают скуки. | Консультация Мастер-класс | 1 1 |
Апрель (2014 г.) | 1.Я воспитатель-профессионал 2.Организация досуговой деятельности детей. | Деловая игра Консультация | 1 1 |
Май (2014 г.) | 1.Организация легне-оздоровительного периода 2.Подведение итогов работы школы молодого воспитателя. | Консультация Круглый стол | 1 1 |
Всего | 26 |
Тиражирование
Данная разработка была предложена для использования в работе, как воспитателей своего детского сада, так и воспитателей других детских садов на методическом объединении, а так же выложена на своём мини сайте «Nsportal.ru» - социальная сеть работников образования.
Список литературы
- Басюк В.С. Организация контроля в дошкольных образовательных учреждениях. – М., 2010.
- Белая К.Ю. Методическая работа в детском саду. Анализ, планирование, формы и методы. Творческий центр. Сфера. - М.: 2005
- Горвица М.Ю. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М., 2008.
- Дубров В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М., 2010.
- Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Изд. 3-е ростов н/д: Феникс, 2008.
- Медведникова Л.Ф. “Школа молодого воспитателя”. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №10, 2008.
- Рыбина Н.П. Методическая работа с воспитателями в детском саду. [Текст] / Н.П. Рыбина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы // международная научная конференция //. – Уфа: пето, 2012.
- Целитан С.В Школа молодого воспитателя [Электронный ресурс], 2011. http://www.openclass.ru/node/210897
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ШКОЛА МОЛОДОЙ МАТЕРИ» - ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личнос...
«ШКОЛА МОЛОДОЙ МАТЕРИ» - ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Статья повествует об одной из современных форм работы с родителями "Школа молодой матери"....
Консультация для воспитателей Прогулка с детьми как одна из форм работы по экологическому воспитанию дошкольников.
Большинство современных детей редко общается с природой, хотя природа повседневно воздействует на ребёнка. Поэтому экологическое образование необходимо начинать в раннем возрасте со знакомства с ...
Информирование - как одна из форм работы воспитателя
Работа воспитателя, это не только – воспитывать детей, но и в большей степени суметь привлечь в этот труд и самих родителей своих воспитанников. Так как любая информация и знания, получаемые детьми вн...
Консультация для воспитателей "Газета в ДОУ как одна из форм работы с родителями"
Сейчас разрабатываются новые технологии, новые формы взаимодействия ДОУ с семьями. Одна из таких новых форм - газета для родителей. Газета для родителей не главный, но важный компонент взаимодействия....
Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы с молодым специалистом (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)
Этот тест помогает определить на что в большей степени ориентирован опытный педагог и как это можно использоать в работе с молодым специалистом...
Выступление из опыта работы «Квест – одна из форм работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ»
Выступление из опыта работы«Квест – одна из форм работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ»...