"Школа молодого воспитателя", как одна из форм работы с молодыми воспитателями
методическая разработка на тему

Ковшова Альбина Владимировна

Современное дошкольное образование переживает сложный период своего развития.
С одной стороны, общественность предъявляет все более высокие требования к воспитанию и развитию будущего школьника, с другой стороны, остро стоит вопрос о подготовке и сохранении квалифицированных специалистов дошкольного образования.
В последние годы выявлена тенденция: в дошкольных образовательных учреждениях города в должности воспитателя работают люди с различным образованием. Это: среднее специальное образование (специальность «воспитатель», «учитель начальных классов», «социальный педагог», «учитель»).

С каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

В связи с этим старшему воспитателю необходимо уделять достаточное внимание начинающим воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению, личностному развитию в дошкольном образовательном учреждении. Таким образом, возникает необходимость организации школы молодого воспитателя для начинающих воспитателей муниципальных дошкольных образовательных учреждений, занятия в которой будут способствовать повышению уровня  профессиональной компетентности начинающих воспитателей. Школа молодого воспитателя является, во-первых, важнейшим фактором профессиональной адаптации, успешного личностного и профессионального развития начинающих педагогов, во-вторых, способствует повышению качества дошкольного образования в ДОУ.

Поэтому постановка такой проблемы, как разработка и внедрение системы методической деятельности, направленной на создание условий для профессионального роста, развития профессионально значимой мотивации молодых педагогов дошкольных учреждений является своевременной и актуальной.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Белочка» комбинированного вида

М Е Т О Д И Ч Е С К А Я   Р А З Р А Б О Т К А

Тема: «Школа молодого воспитателя», как одна из форм работы с молодыми воспитателями

СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ

Ковшовой Альбины Владимировны

г. Кулебаки

2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи раздела
  3. Психолого-педагогическая характеристика возраста
  4. Ожидаемые результаты
  5. Обоснование (используемые формы, методы, приемы)
  6. Система знаний
  7. Используемая деятельность
  8. Календарно-тематическое планирование
  9. Список литературы
  10.  Конспект  деловой игры

Пояснительная записка

"Не ошибается тот,

кто ничего не делает.

Не бойтесь ошибаться –

бойтесь повторять ошибки"

 

Теодор Рузвельт

Современное дошкольное образование переживает сложный период своего развития.
С одной стороны, общественность предъявляет все более высокие требования к воспитанию и развитию будущего школьника, с другой стороны, остро стоит вопрос о подготовке и сохранении квалифицированных специалистов дошкольного образования.
В последние годы выявлена тенденция: в дошкольных образовательных учреждениях города в должности воспитателя работают люди с различным образованием. Это: среднее специальное образование (специальность «воспитатель», «учитель начальных классов», «социальный педагог», «учитель»).

С каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

В связи с этим старшему воспитателю необходимо уделять достаточное внимание начинающим воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению, личностному развитию в дошкольном образовательном учреждении. Таким образом, возникает необходимость организации школы молодого воспитателя для начинающих воспитателей муниципальных дошкольных образовательных учреждений, занятия в которой будут способствовать повышению уровня  профессиональной компетентности начинающих воспитателей. Школа молодого воспитателя является, во-первых, важнейшим фактором профессиональной адаптации, успешного личностного и профессионального развития начинающих педагогов, во-вторых, способствует повышению качества дошкольного образования в ДОУ.

Поэтому постановка такой проблемы, как разработка и внедрение системы методической деятельности, направленной на создание условий для профессионального роста, развития профессионально значимой мотивации молодых педагогов дошкольных учреждений является своевременной и актуальной.

Цели и задачи раздела

ЦЕЛЬ:

планомерное раскрытие индивидуальных педагогических способностей начинающего воспитателя, формирование потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.

ЗАДАЧИ:

  • оказание педагогической, методической, психологической помощи молодым воспитателем;
  • активизация научно – исследовательской работы молодых воспитателей  через систему специально разработанных мероприятий;
  • совершенствование форм участия молодых воспитателей в исследовательских проектах, грантах, конкурсах, проблемных семинарах, программах;
  • приобретение практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности, во внедрении современных подходов и передовых педагогических технологий в образовательный процесс;
  • ускорение процесса профессиональной и социальной адаптации молодых воспитателей в образовательном процессе;
  • удовлетворение потребности молодого воспитателя в непрерывном образовании, оказание им помощи в преодолении различных затруднений;
  • формирование творческой индивидуальности молодого воспитателя.

Психолого-педагогическая характеристика возраста

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

В психологии известны работы Д.А. Андреевой, Г. П. Барановой, А.Д. Глоточкина, Н.В. Кузьминой, В.А. Полякова, В.И. Жуковской и др., посвященные проблемам управления и обеспечения оптимальных условий для адаптационного процесса к профессиональной деятельности. А.К. Маркова рассматривает адаптацию как один из этапов, составляющих уровень профессионализма работника.

Особого внимания требуют молодые педагоги, не имеющие профессионального дошкольного образования. Если молодого педагога в такой ситуации просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности: и в профессиональной, и в личностной.

Профессиональные качества во многом зависят от индивидуальности воспитателя, особенностей его характера, темперамента.

 Для эффективного осуществления воспитательной работы в ДОУ необходимо определить тип характера, его положительные и отрицательные свойства, психологические особенности начинающих воспитателей, оценить их способности и творческий потенциал.

Ожидаемые результаты

  • Успешная  профессиональная адаптация начинающего педагога детского сада в процессе «вхождения» в образовательную среду.
  • Повышение уровня знаний начинающих воспитателей в вопросах развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
  •  Наличие потребности  начинающих педагогов в  повышение своей профессиональной квалификации.

Обоснование используемых в образовательном процессе образовательных технологий, методов, форм организации деятельности педагогов

Работа Школы молодого педагога детского сада проходит в  форме лекций, практических занятий, мастер классов опытных педагогов дошкольных учреждений.

Технологическая карта по развитию профессионально важных качеств у молодых педагогов детского сада

Методы:

  • Анализ конкретных ситуаций и решение педагогических задач - помогает выбрать обоснованное решение проблемы из множества предложенных педагогами, способствует формированию и развитию умения принять педагогически правильное решение в любой обстановке. 
  • Диалог, дискуссия - овладение искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора.
  • Обучение практическим умениям - знакомство с возможными и эффективными решениями практической ситуации, овладение профессиональными умениями на практике.
  • Решение педагогических кроссвордов и перфокарт - этот метод помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивать педагогический кругозор.
  • Работе с инструктивно-директивными документами - развитие умения работать с документами.
  • Метод игрового моделирования - данный метод повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.


Система знаний и система деятельности

Технологическое  стимулирование профессионального роста молодых специалистов, повышение уровня их педагогической культуры и профессионального мастерства осуществляется нами с учетом следующих принципов:

  • любое достижение, любой успех педагога сделать достижением педагогического сообщества, поднять веру педагога в самого себя, уверенность в своем педагогическом мастерстве;
  • привлечение всех педагогов к активной творческой деятельности в методической работе города;
  • заинтересованность в раскрытии профессионального потенциала каждого воспитателя и специалиста;
  • стимулирование самостоятельного педагогического поиска;
  • помочь человеку в умении строить свою систему ценностей, уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями;
  • помочь справиться с разочарованиями и сомнением, когда человек остается один в процессе творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими;
  • оценка человека как творческой личности, показать его самоценность, но при этом чувствовать ценность окружающих, уважать чужое мнение;
  • поддержка в самопознании, умении не упускать мимолетную идею.

План школы молодого воспитателя

Сроки

Тема занятия

Форма проведения

Количество

Сентябрь

(2013 г.)

1.Проведение диагностики и оформление документации.

2. Особенности организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах.

Семинар-практикум

Консультация

1

1

Октябрь

(2013 г.)

1.Планирование воспитательно

образовательной работы с детьми. Оформление календарного плана.

2. Организация и проведение утренней гимнастики в старшей группе.

3.Организация и проведение НОД образовательной области «Художественное творчество». Просмотр занятий по данной области.

Консультация

Семинар-практикум

Неделя педмастерства

1

1

4

Ноябрь

(2013 г.)

1.Организация и проведение прогулок. Просмотр прогулки в подготовительной группе.

2.Взаимопосещение НОД и организации прогулки.

Мастер-класс

Взаимопосещение

2

2

Декабрь

(2013 г.)

1.Организация режимных моментов в разных возрастных группах.

2.Презентация методического кабинета. Раздел «Методическая литература по организации игры».

3.Дидактическая игра.

Наблюдение за работой опытных воспитателей

Консультация

Практическое занятие

2

1

1

Январь

(2014 г.)

1.Учимся сотрудничать с родителями (проблемы, пути решения).

2.Разработка плана родительского собрания

Семинар-практикум

Практическое занятие

1

1

Февраль

(2014 г.)

1.Формы взаимодействия педагогов с родителями.

2.Вопрос-ответ.

Деловая игра

Круглый стол

1

1

Март

(2014 г.)

1.Изучение индивидуальных особенностей детей – залог успеха в воспитании и обучении.

2.Наши руки не знают скуки.

Консультация

Мастер-класс

1

1

Апрель

(2014 г.)

1.Я воспитатель-профессионал

2.Организация досуговой деятельности детей.

Деловая игра

Консультация

1

1

Май

(2014 г.)

1.Организация легне-оздоровительного периода

2.Подведение итогов работы школы молодого воспитателя.

Консультация

Круглый стол

1

1

Всего

                                                                                                                     26  

Тиражирование

Данная разработка  была предложена  для использования в работе, как воспитателей  своего детского сада, так и воспитателей других детских садов  на методическом объединении, а так же выложена  на своём  мини сайте «Nsportal.ru» - социальная сеть работников образования.

Список литературы

  1.  Басюк В.С.  Организация контроля в дошкольных образовательных учреждениях. – М., 2010.
  2. Белая К.Ю. Методическая работа в детском саду. Анализ, планирование, формы и методы. Творческий центр. Сфера. - М.: 2005
  3. Горвица М.Ю. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М., 2008.
  4. Дубров В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М., 2010.
  5. Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Изд. 3-е ростов н/д: Феникс, 2008.
  6. Медведникова Л.Ф. “Школа молодого воспитателя”. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №10, 2008.
  7. Рыбина Н.П. Методическая работа с воспитателями в детском саду. [Текст] / Н.П. Рыбина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы // международная научная конференция //. – Уфа: пето, 2012.
  8. Целитан С.В  Школа молодого воспитателя [Электронный ресурс], 2011. http://www.openclass.ru/node/210897


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ШКОЛА МОЛОДОЙ МАТЕРИ» - ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личнос...

«ШКОЛА МОЛОДОЙ МАТЕРИ» - ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Статья повествует об одной из современных форм работы с родителями "Школа молодой матери"....

Консультация для воспитателей Прогулка с детьми как одна из форм работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Большинство современных детей редко общается с природой, хотя природа повседневно воздействует на ребёнка. Поэтому экологическое образование необходимо начинать в раннем возрасте со знакомства с ...

Информирование - как одна из форм работы воспитателя

Работа воспитателя, это не только – воспитывать детей, но и в большей степени суметь привлечь в этот труд и самих родителей своих воспитанников. Так как любая информация и знания, получаемые детьми вн...

Консультация для воспитателей "Газета в ДОУ как одна из форм работы с родителями"

Сейчас разрабатываются новые технологии, новые формы взаимодействия ДОУ с семьями. Одна из таких новых форм - газета для родителей. Газета для родителей не главный, но важный компонент взаимодействия....

Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы с молодым специалистом (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)

Этот тест помогает определить на что в большей степени ориентирован опытный педагог и как это можно использоать в работе с молодым специалистом...

Выступление из опыта работы «Квест – одна из форм работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ»

Выступление из опыта работы«Квест – одна из форм работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ»...