Отчет по теме самообразования «Особенности развития конструктивной деятельности детей раннего возраста от двух до трех лет»
статья (младшая группа) по теме

Одинцова Ольга Владимировна

Тему для самообразования мы с Г.Н. Журавишкиной выбрали: «Особенности развития конструктивной деятельности детей раннего возраста от двух до трех лет», она совпадает с особенностью работы с детьми раннего возраста, т.к. большое внимание уделяется сенсорному развитию детей, обследованию предметов, развитию зрительно-двигательной координации, совершенствованию ручной моторики, а также развитию режиссерской игры (обыгрывание с помощью мелких игрушек). Детские виды деятельности – игра, рисование и конструирование – имеют моделирующую природу: в ходе игры моделируются отношения людей, в рисовании – образы предметов. Моделирование проявляется в конструктивной деятельности при создании конструкций, являющихся моделями реальных предметов. Строительные игры в детском саду – это один из видов продуктивной деятельности и основа воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте. Конструктивная деятельность, с одной стороны служит отправной точкой для формирования познавательной деятельн ости, а с другой – значима для воспитания личностных качеств ребёнка и его поведения. Становление конструктивной деятельности начинается с воспитания интереса, заинтересованности в процессе и результате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon отчет по самообразованию57 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования

за 2012 – 2013 учебный год

воспитателя 1 младшей группы  О.В. Одинцовой

Тему для самообразования мы с Г.Н. Журавишкиной выбрали: «Особенности развития конструктивной деятельности детей раннего возраста от двух до трех лет», она совпадает с особенностью работы с детьми раннего возраста, т.к. большое внимание уделяется сенсорному развитию детей, обследованию предметов, развитию зрительно-двигательной координации, совершенствованию ручной моторики, а также развитию режиссерской игры (обыгрывание с помощью мелких игрушек). Детские виды деятельности – игра, рисование и конструирование – имеют моделирующую природу: в ходе игры моделируются отношения людей, в рисовании – образы предметов. Моделирование проявляется в конструктивной деятельности при создании конструкций, являющихся моделями реальных предметов. Строительные игры в детском саду – это один из видов продуктивной деятельности и основа воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте. Конструктивная деятельность, с одной стороны служит отправной точкой для формирования познавательной деятельн ости, а с другой – значима для воспитания личностных качеств ребёнка и его поведения. Становление конструктивной деятельности начинается с воспитания интереса, заинтересованности в процессе и результате.

Реализация.

Прежде, чем приступить к работе по данной теме нами была изучена «Кроха»: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений /Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова и др. – М.: Просвещение, 2007 г. – 80 с. С целью отбора программных задач и содержания для работы с детьми (сентябрь – октябрь).

В октябре был проведен мониторинг образовательной области «Познания» и были выявлены уровни развития детей нашей группы по конструктивной деятельности.

69% - дети со средним уровнем развития. Это дети, которые различают основные формы конструктора и называют его (кирпичик, кубик, «крыша»), но путаются в определении сторон (узкая длинная или широкая короткая и т.д.); умеют сооружать постройки по готовому образцу.

31 % - дети с низким уровнем развития. Это дети частоболеющие, с плохо развитым вниманием, с отсутствием разговорной речи, которые затрудняются называть части конструктора, им требуется помощь в сооружении построек даже по образцу.

Таким образом, при сравнении результатов мониторинга, можно сделать вывод, отсутствуют дети с высоким уровнем развития, хотя уровни развития четырех детей ближе к высокому. Очень большой процент составляют дети с низким уровнем развития, что требует дополнительной коррекционной работы.

В соответствии с программными требованиями нами была составлена программа дополнительного образования по конструированию на год  «Маленькие строители» для детей 2-3 лет с целью формирования у детей раннего возраста  положительного отношения и интереса к процессу конструирования, а также развитие конструктивных умений и навыков. Занятия с детьми по данной программе проводились во вторую половину дня в форме кружка небольшими подгруппами по желанию детей. Так в сентябре проводились игры с конструктором на тему «Башня», в октябре – «Разные дорожки», в ноябре – «Мебель для матрешек», в декабре – «Автобус и грузовик», в январе – «Разные машины», в феврале – «Заборчик», в марте – «Узко и широко», апрель – «Домик», май – «Лестницы».

Во избежание повторения занятий нами была изучена методика  Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада/ Т.М. Бондаренко. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 г. (ноябрь).

Для пополнения деревянного конструктора в течение первого полугодия мы изготавливали деревянные кубики из бросового материала (шкурили, красили, приобретали контейнеры для хранения), к данной работе привлекали и родителей.

Для обыгрывания построек из строительного материала нами были приобретены комплекты мелких игрушек: «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», маленькие машинки, игрушки из киндер-сюрпризов.

Для расширений и совершенствования сенсорных знаний приобрели и внесли в группу комплект палочек Кюизенера (сами палочки и альбомы к ним), комплект блоков Дьенеша и альбом к ним, кубики Никитиных и альбом к ним. Сначала обучали детей играм с этими пособиями, теперь дети самостоятельно берут и играют в них. Планируем приобрести ещё несколько комплектов данных пособий. 

Одним из видов работы по  теме самообразования стало написание и реализация проекта «Формирование у детей раннего возраста положительного отношения и интереса к процессу конструирования». Одной из задач, которого явилось вызвать у детей интерес к конструированию из разных видов конструктивного материала и способствовать развитию целенаправленного конструирования.

Продуктом  проекта предполагался показ открытого занятия для родителей в мае 2013 г.

        Для подготовки открытого занятия для родителей в мае по теме конструирования из деревянного конструктора были изучены конспекты занятий в первой младшей группе детского сада Карпухиной Н.А. С целью вовлечения родителей в участии на занятии для них была проведена консультация «Строительные игры в детском саду».  Из которой родители узнали, что для развития строительных игр детей третьего года жизни необходимо показать детям, как надо строить. Важно, чтобы эти первые постройки опирались на предметы, хорошо известные детям - забор, ворота, стол, стул, домик, мост. Для сооружения этих построек детям надо дать такой материал, который был бы устойчив, чтобы уже соединение двух-трех деталей напоминало бы тот предмет, который задумали построить. Важно, чтобы у детей возникло желание строить, играть с постройкой. Показ взрослым приемов стройки и доведение конструктивной задачи до детей через игровое содержание находят у них отклик и быстро продвигают детей в овладении техникой стройки.

        Как один из способов отслеживания результатов конструктивной деятельности в начале мая был проведен мониторинг образовательной области «Познание», в ходе которого было выявлено:

        36 % - дети с высоким уровнем развития. Это дети, которые называют размер, цвет, форму строительных деталей; самостоятельно могут делать постройки не только по готовому образцу, но и по словесной инструкции и даже по схемам, называют расположение частей постройки.

        50 % - дети со средним уровнем развития. Это дети, которые внимательно слушают, могут самостоятельно отобрать материал для постройки, используемый в образце, различают и называют основные формы конструктора.

        14 % - дети с низким уровнем развития. Это ребенок частоболеющий, с плохо развитой речью и маленький по возрасту, хотя может построить постройку по образцу, различает кубик и кирпичик, но ему требуется небольшая помощь взрослого.

        Таким образом, сравнивая результаты мониторинга можно сделать вывод, что в процессе проведенной работы за год повысился уровень развития детей – 1/3 детей составляют дети с высоким уровнем развития, с низким уровнем развития детей стало меньше.

        Сравнивая результаты изучения конструктивной деятельности с началом года,  можно представить в виде диаграммы:

Таким образом, из диаграммы видно, что произошло положительное изменение всех показателей: снизился показатель низкого уровня развития детей, появился высокий уровень развития.

         Как подведение итогов работы за год было проведено родительское собрание в форме «Круглого стола» на тему: «Особенности конструктивной деятельности детей от 2 до 3 лет», в ходе которого обратили внимание родителей на основные понятия конструирования и конструктивной деятельности, конструктивно-технические умения и обобщенные умения, важные качества личности, которые формируются в процессе конструктивной деятельности (родители сами отбирали качества детей из предложенных). В заключение собрания было проведено анкетирование родителей после открытого занятия по конструированию. Проанализировав его можно сделать такие выводы:

88% родителей оценили занятость своего ребенка во время занятия по конструированию достаточным;

у 12 % родителей – средняя занятость;

100 % родителей оценили положительное отношение детей к занятию, т.е все дети с интересом строили постройки по предложенным схемам;

62 % родителей продолжат разговор с детьми дома о том, понравилось ли им строить;

100% родителей считают, что у их ребенка есть способности к конструированию;

75% родителей приобрели кубики для детей;

62 % родителей приобрели для детей строитель «Лего»;

и только 12% имеют дома деревянный конструктор;

62 % детей часто просят поиграть с ними в конструктор папу;

38 % детей иногда просят поиграть с ними конструктором маму или бабушку;

50% родителей могут отложить дела, которыми занимались и поиграть с ребенком в конструктор.

        Таким образом, родители убедились, что игра с конструктором – одно из любимых занятий детей. Для развития данного вида игр необходимо создавать дома условия: приобрести деревянный конструктор, либо конструктор «Лего», либо пластмассовый конструктор, а также мелкие игрушки для обыгрывания готовых построек.

В этом учебном году одной из задач, реализуемой в ДОУ, ставилась задача социально-нравственного воспитания детей. Я считаю, что конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников, т.к. в процессе данной деятельности у детей формируются такие качества личности как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, организованность, упорство при достижении цели, умение работать дружно, не мешая друг другу и др.

        В дальнейшем можно совершенствовать работу по развитию у детей действий пространственного моделирования предметов. Такие действия, сформировавшись, становятся способами познания действительности. С их помощью дети выделяют в предметах существенные свойства и устанавливают связь между ними.

Особое внимание уделить развитию действий творческого воображения. Такие действия направлены на создание новых образов предметного мира путём преобразования имеющихся представлений о нём. Для этой цели используются разные типы творческих заданий: на разработку собственного замысла конструкции, на завершение незаконченной постройки, на дополнение незаконченной постройки, на дополнение и изменение заданного образа новыми элементами. Совершенствование технических умений и навыков конструирования из объёмных строительных деталей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Особенности развития познавательной деятельности детей раннего возраста».

Проблема развития познавательной деятельности – одна из самых актуальных в современной педагогике.По мнению Павловой Л.Н., «уровень современных знаний о ребёнке раннего возраста позволяет судить...

Развитие речи у детей в возрасте от двух до трех лет

Как известно, что после двух лет практически все дети начинают разговаривать. Но у всех детей это происходит по – разному. Некоторые начинают сразу говорить предложениями, а другие могут произн...

Самообразование по теме " Развитие игровой деятельности детей раннего возраста"

Игровая форма обучения создаёт положительный эмоциональный фон для обучения....

Программа саморазвития воспитателя II группы раннего возраста Шеиной Валентины Анатольевны на 2015-2016 год тема «Развитие конструктивной деятельности детей раннего возраста средствами игровых приемов»

Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и ст...

Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению с условиями развития конструктивной деятельности детей раннего возраста

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения пол...

Самообразование на тему: «Развитие игровой деятельности детей раннего возраста»

   В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: уху...


 

Комментарии

Пильгун Светлана Александровна

Колоссальный труд! Впечатляет.