Отчет по самообразованию на тему: «Развитие игровой деятельности детей раннего возраста»
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)
Данная работа посвящена актуальной проблеме развития игровой деятельности у детей раннего возраста как средства активизации речи. В работе исследуется влияние негативных факторов на речевое развитие детей и обосновывается важность создания эмоционально благоприятной среды через игру. В работе представлены цели и задачи исследования, перечень изученной методической литературы и перспективный план работы с детьми. Особое внимание уделяется сотрудничеству педагогов и родителей в процессе речевого развития детей, формированию у них умения выражать свои мысли и расширению словарного запаса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития детей «Жемчужинка» п.Пригородный Оренбургского района Оренбургской области
Отчет
по самообразованию на тему:
«Развитие игровой деятельности детей раннего возраста»
Выполнила: Иргизбаева А.М.
2024г.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка. Эмоциональная холодность в семье неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
В 2023 – 2024 учебном году я выбрала для исследования тему: «Развитие игровой деятельности детей раннего возраста».
Игра сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность. Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности.
Таким образом, я определила для себя цели:
- изучение способов, методов и приёмов активизации речи детей раннего возраста по средствам игры,
- объединение усилий педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
- формирование умения излагать свои мысли, расширение словаря.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
- Изучить актуальность развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой методической литературы
- Применить полученные знания в работе с детьми.
- Обобщить опыт работы по данной теме.
Свою работу по данной теме я начала с изучения методической литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации;
- Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В.В. Юршайкина. - М.: Просвещение, 1994 - 64 с.
- Бейлина, А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. - №3. - С. 16 - 19.
- Доронова, Т.; Доронова, Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество» - М., 2011. - 27
- Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду / А.К. Бондаренко - М.: Просвещение, 1991. - 197с.
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г Пилюгина, Н.Б. Венгер - М.: Просвещение, 1998.- 143с.
- Жичкина, А. Значимость игры в развитии речи // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. – С.2-6.
Мероприятия проведенные с детьми :
Перспективный план работы по теме «Развитие игровой деятельности детей раннего возраста»
Сроки | Формы работы | Виды деятельности | Образовательная область |
Октябрь |
«Поезд» | Игры, беседы, двигательная | Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое |
Ноябрь. |
«Куры и кошка» | Игры, беседы, двигательная | Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое е |
Декабрь |
«Заинька» | Игры, беседы, двигательная | Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое |
Январь |
«Курочка – хохлатка» | Игры, беседы, двигательная | Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое |
Февраль |
| Игры, беседы, двигательная | Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое |
Март |
| Игры, беседы, двигательная | Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое |
Апрель |
| Игры, беседы, двигательная | Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое |
Май |
| Игры, беседы, двигательная | Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое |
В результате работы за год я:
- Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
- Создала картотеки дидактических, дыхательных, пальчиковых, с\р, артикуляционных, подвижных и др. игр.
- Расширила предметно развивающую среду путем изготовления дидактических игр, пособий для развития мелкой моторики рук, атрибутов для сюжетно ролевых игр.
- Провела консультации для родителей по данной теме.
- Оформила папки-передвижки в родительский уголок.
Сочетая познавательный элемент с игровым малыш сам выстраивает сюжет игры, педагог умело направляет действия малыша, решая поставленную дидактическую задачу. Подвижные игры позволяют научить и закрепить у ребёнка не только основные движения, но и сформировать у ребёнка основы познавательной активности.
Игры-ситуации и театрализованные игры направлены на обучение ребёнка игровым действиям, умению выстраивать цепочку игровых действий в один сюжет, тем самым закрепляя у ребёнка навыки гигиены и самообслуживания. Театрализованные игры вызывают у малыша эмоциональный отклик, побуждая его к двигательной импровизации.
Развивающие игры –игры, где ребёнок, оперируя памятью и вниманием
общается с взрослым, причём взрослый,а в данном случае опытный педагог направляет ход простых рассуждений малыша в нужное ему русло.
Тема по самообразованию, выбранная мной я считаю актуальной на данное время, в своей работе я провела анализ литературы по данной проблеме, раскрыла роль воздействия игровой деятельности на речевое развитие детей раннего возраста, составила перспективный план, изучила механизм руководства игрой и методику проведения непосредственной образовательной деятельности, применяла разнообразные формы работы с родителями.
Игровая деятельность служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком.
Я считаю, что выбранная мною тема достаточно раскрыта в моей работе и подтверждает свою актуальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме " Развитие игровой деятельности детей раннего возраста"
Игровая форма обучения создаёт положительный эмоциональный фон для обучения....

Программа саморазвития воспитателя II группы раннего возраста Шеиной Валентины Анатольевны на 2015-2016 год тема «Развитие конструктивной деятельности детей раннего возраста средствами игровых приемов»
Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и ст...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста. Тема:,, Развитие игровой деятельности в раннем возрасте. Обучение детей игре”
На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит не сомневаясь-играть. А вот почему ребенок играет и почему это нужно делать, сможетобъяснить не каждый. По мнению ученых, игра – это не пус...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста.Тема:"Развитие игровой деятельности в раннем возрасте.Обучение детей игре."
Консультация для воспитателей...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста. тема: Развитие игровой деятельности в раннем возрасте. Обучение детей игре
Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие. Одн...

Самообразование на тему: «Развитие игровой деятельности детей раннего возраста»
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: уху...

План по самообразованию на 2023 - 2024 учебный год. Тема: "Развитие игровой деятельности детей раннего возраста"
Актуальность:Игра - один из тех видов детской деятельности , которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В...
