Подвижные игры– средство реализации процессов интеграции и инклюзии в современном дошкольном образовании.
статья по теме

В статье рассматриваются вопросы современной коррекционной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_romashkina_e.n._yar_konf.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры– средство реализации процессов интеграции и инклюзии в современном дошкольном образовании.

Авторы: Ромашкина Е.Н. учитель – дефектолог МДОУ детский сад комп. вида № 209 г. Ярославль;  Кузьмина И.В. инструктор по физкультуре МДОУ детский сад  комп. вида № 209 г. Ярославль.

 

         В настоящее время в России  ведущими  направлениями  в специальном образовании являются процессы интеграции и инклюзии. Именно эти процессы  можно назвать современными приемами реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья.  Создание предпосылок для развития инклюзивного образования, является одним из направлений, обозначенных в проекте государственной программы  «Доступная среда»  на 2011-2015 годы, утвержденным  постановлением  Правительства  Российской Федерации.

        Вопросы воспитания и обучения некоторых категорий  детей с ограниченными  возможностями  здоровья в общеобразовательных  учреждениях  требуют  особенного тактичного, лабильного  подхода. Многие дети, имеющие нарушения в интеллектуальном и психоэмоциональном   развитии не могут быть интегрированы в коллектив  здоровых сверстников, так как в большинстве случаев у них не сформирована  готовность к включению в коллектив. Именно готовность к вступлению в коллективное общение со сверстниками является базовым компонентом в процессе формирования навыков социализации лиц с нарушением интеллекта   умеренной степени.  

В большинстве случаев это дети,  испытывающие трудности в процессе  общения или совсем не умеющие контактировать с взрослыми и сверстниками.  Следовательно, для реализации процессов интеграции и инклюзии в дошкольных образовательных учреждениях на первом этапе  обучения детей с выраженными отклонениями в интеллектуальном развитии необходимо сформировать  социально значимые навыки адекватного общения и взаимодействия.

          Коммуникативные навыки и умения формируются у детей  в деятельности организованной взрослым.  На первом этапе, когда малыши учатся вместе садиться за стол, не толкая друг друга, есть из своей тарелки, не мешая другому,  дети часто не реагируют на речь педагога, обращенную ко всему коллективу. Такое  положение длится недолго, в дальнейшем дети привыкают  к требованиям взрослого и в привычной ситуации ведут себя как члены коллектива.

         Со временем меняются  формы  работы и уровень требований. Дети начинают учиться действовать не только рядом, но и совместно, осознавать свою роль в коллективной деятельности. Совместная деятельность  и понимание своей роли достигается у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта  не сразу. Эта работа требует целенаправленности и постепенности.

        Следующим этапом формирования коммуникативных умений  является  возникновение  коллективной игровой деятельности в свободной совместной деятельности детей, при условии грамотно организованной предметно-развивающей образовательной среды.

       В коллективной игре у ребенка формируется умение ориентироваться в мире социальных отношениях.  Учитывая то, что двигательная активность дошкольников с умеренной степенью нарушения интеллекта также недостаточно развита, одним из видов детских коллективных игр, получивших большое распространение в образовательных учреждениях компенсирующего вида, стали  речедвигательные, подвижные игры.

      Подвижная  игра, как вид совместной деятельности, является исходной точкой для развития качеств, обеспечивающих определенный уровень социализации.  

       При организации подвижных игр, в группе дошкольников с диагнозом – умеренная степень интеллектуальной недостаточности, в начале учебного года можно наблюдать, как  дети не хотят принимать участия в общей игре. Многие из них часто  стоят в сторонке, смотрят, как играют другие, и при этом эмоционально выражают свое отношение к происходящему: улыбаются, хлопают в ладоши, подпрыгивают, стоя на месте. Воспитатель не должен требовать обязательного участия всех детей в игре с первых дней. Педагог должен   аккуратно, осторожно  по необходимости привлечь ребенка к происходящему,  и тогда  ребенок сам  проявит интерес к игре. Но  в большинстве случаев дети, интересующей нас категории - это дети, которые либо бояться коллектива детей, либо наоборот проявляют агрессивность в отношении к коллективу. Таким надо помочь, взять за руку, предложить вместе побегать, спрятаться, подбодрить их. При внимательном и чутком отношении педагога через несколько дней те дети которые боялись станут активными участниками подвижных игр, а те кто был агрессивен чаще всего станут лидерами и организаторами игры.

        Для того, чтобы научить детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта умеренной степени  играть в подвижные игры и тем более организовать такую игру необходимо объяснить правила и неоднократно   провести эту игру в различных режимных моментах. Необходимо отметить, что объяснять игру надо эмоционально, выразительно, стараясь интонациями своего голоса охарактеризовать персонажей. Например, о зайчиках, птичках нужно говорить нежно, ласково, а о медведе, который пугает зайчиков, - низким голосом, несколько грубее. При этом можно попросить детей изобразить персонажа, о котором идет речь. При объяснении необходимо обратить внимание на сигналы, по которым дети в ходе игры меняют свои действия. Произносить слова, сопровождающиеся теми или иными движениями нужно четко, не торопясь: несколько громче следует произнести последнюю фразу текста, если она служит сигналом к смене движений.

       Все пояснения, своеобразное подсказывание по ходу действия, помогают детям  достичь определенного результата в выполнении движения. Например, руководя действиями детей в игровом упражнении "С кочки на кочку", воспитатель говорит: "Теперь Коля будет переправляться через ручеек. Иди, Коля, не бойся, ручеек неглубокий". "Осторожно, Коля,  не спеши, - предупреждает воспитатель, - не то попадешь в воду, промочишь ноги. Вот молодец! Сейчас ты хорошо идешь, прямо на кочки ступаешь. А теперь сделай шаг пошире, чтобы попасть на бережок". Попутно воспитатель разговаривает и с другими детьми, подготавливая их к выполнению задания, "Оля, а ты хочешь перейти через ручеек?" - спрашивает он. Затем воспитатель ободряет ребенка: "Мы с Олей вместе пойдем через ручеек, возьмемся за руки, вот нам и не будет страшно. Да?"  Такое  постоянное словесное  общение со взрослыми доставляет детям  радость и приносит большую пользу развитию их речи, воображения.

        Важным условием, развивающим у детей интерес к общению в игре,  является непосредственное участие педагога, проявление его заинтересованности. Взрослому  часто приходится совмещать руководство игрой с выполнением ответственной роли, так как дети с интеллектуальной недостаточностью  не  могут самостоятельно  справляться с этими обязанностями, хотя некоторые пытаются это сделать. Дети в это время воспринимают  педагога,  как активного участника игры. Наиболее эффективной будет деятельность педагога и  более  сильной станет  мотивация воспитанников к участию в играх, при условии  привлекательного, безопасного, развивающего оборудования.

      В конце учебного года, в процессе подвижной игры педагог уже следит за выполнением правил, за взаимоотношениями детей, за их состоянием. Все это очень важно, так как нарушение правил, например, со стороны большинства детей, или слишком возбужденное их состояние являются признаками утомления. В этом случае игру необходимо прекратить и переключить внимание детей на более спокойное занятие.

      Индивидуальный подход к каждому ребенку во время игр и упражнений является непременным условием правильного руководства деятельностью детей. Сюжеты, правила и организация предложенных игр несложны, к тому же они вполне допускают выполнение заданий                               в соответствии с возможностями и желаниями каждого ребенка. Например,               в ходе игры дети должны проползти на четвереньках определенное расстояние до указанного места, где лежит игрушка, флажок и т. п. По пути к игрушке надо проползти под деревянной дугой. Некоторые дети  не могут сразу проползти все расстояние, и они  встают и бегут к игрушке, которую надо поднять над головой и показать остальным. Не следует требовать от ребенка, особенно на первых порах, обязательно проползти все расстояние. Главное - вовлечь детей в активную и полезную для них деятельность, и эта цель достигнута: дети упражняются в ползании, подчиняясь при выполнении задания определенному правилу.

         Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

        Для того, чтобы наглядно отследить насколько подвижные игры влияют   на формирование коммуникативных навыков  у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, мы  проанализировали на примере одной группы компенсирующего вида, результаты, полученные в 2012 – 2013 учебном году, по интересующему нас направлению.  Основными интересующими нас параметрами стали: активность участия  ребенка в подвижной игре; взаимодействие в процессе подвижной игры; общение в свободной деятельности со сверстниками.

Для определения уровня пользовались следующей оценочной шкалой, вышеобозначенных параметров:

Активность участия  ребенка в подвижной игре

  1. – яркое   проявление нежелания ребенка участвовать в коллективных игровых действиях, неадекватная реакция на побуждение педагога к игре; ребенок не активен.
  2. – ребенок  показывает  неприязненное  отношение к участию в игровых действиях, вступает в игру после неоднократного приглашения педагога; ребенок малоактивен.
  3. – ребенок участвует в коллективных играх, но не получает от этого удовольствия, предпочитает выступать в роли наблюдателя; ребенок  равнодушен к происходящему.
  4. – ребенок проявляет интерес к деятельности, желает участвовать в игре, но ждет приглашения и поощрения;  ребенок   активен.
  5. – ребенок с желанием вступает в коллективную игру,  может сам её организовать, привлекает к игре других детей; ребенок максимально активен в игре.

Взаимодействие в процессе подвижной игры

  1. – ребенок отказывается от взаимодействия со сверстниками, не встает в хоровод, показывает открытое нежелание, чтобы к нему кто-либо прикасался, проявляет агрессию к сверстникам.
  2. – ребенок отзывается на приглашение поиграть вместе, но в процессе взаимодействия постоянно ругается, дерется,  мешает другим детям.
  3. – ребенок пытается сотрудничать  с другими детьми и выполнять правила игры, только при условии контроля со стороны взрослого
  4. – ребенок  проявляет  желание к сотрудничеству,   подчиняется указаниям других детей.
  5. – ребенок  с желанием сотрудничает с другими детьми в процессе игры, играет мирно, настроен дружелюбно.

Общение в свободной деятельности со сверстниками.

  1. – ребенок замкнут, боязлив, избегает контактов с детьми и взрослыми.
  2. – ребенок крайне избирателен в контактах с детьми, партнера выбирает сам, на предложения детей отвечает отказом.
  3. – ребенок  проявляет интерес к коллективу детей, но  стареется держаться поближе к взрослому.
  4. – ребенок тянется к общению, активен в контактах с детьми, проявляет  интерес к незнакомым людям, в отношениях  с детьми открыт, доброжелателен, но в коллективе детей чувствует себя недостаточно комфортно.
  5. –ребенок заинтересован в общении, с удовольствием  вступает в контакт, как с детьми, так и взрослыми,  легко знакомиться с людьми, уверенно чувствует себя в коллективе детей.

В процессе анализа были получены результаты, которые мы отобразили в таблице 1. Из процентного соотношения, указанного в таблице видно, что при  рациональном использовании подвижных коллективных игр, количество детей замкнутых, отказывающихся или не желающих общаться со сверстниками и взрослыми в конце учебного года сократилось.

Таблица 1.

Уровень развития

Активность участия в подвижной игре

Взаимодействие в процессе подвижной игры

Общение в свободной деятельности

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Низкий

1 – 2 балла

62,5 %

-

62,5 %

-

100 %

-

Средний

3 балла

37,5 %

37,5 %

37,5 %

37,5 %

-

37,5 %

Высокий

4 – 5  баллов

-

62,5 %

-

62,5 %

-

62,5 %

         Таким образом, подвижные игры могут считаться необходимым средством не только оптимизации двигательной активности и одним из направлений процессов здоровье сбережения и укрепления, но и  средством формирования навыков адекватного общения и  взаимодействия  дошкольников с ограниченными интеллектуальными возможностями, которые необходимы для реализации инклюзивного и интегративного процессов в современном дошкольном образовании.

Список литературы.

  1. Баряева Л.Б., Зарин А.П., Гаврилушкина О.П.  Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.:Издательство «СОЮЗ», 2003. – 320с.
  2. Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. -  М., 1997.
  3. Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»  – М.: Просвещение 2003г.
  4. Забрамная С.Д.  Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: 2-е изд. - М.: Просвещение. Владос. 1995.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А.  Как  помочь  «особому» ребенку:  3-е изд. – СПб.: «Детство – пресс». 2001г. –128с.
  6. Кольцова М.М. Двигательная  активность и развитие функций мозга.  – М.: Педагогика. 1973.
  7. Смирнова Е.О. Исследование общения дошкольников со сверстниками.   // Вопросы психологии, 1988. - № 2. - С. 54-65.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования

Данный материал . готовился как выступление на педагогических чтениях"Современное образование от передачи знаний к самостоятельному мышлению".  Проблему научного понимания интеграции в обра...

Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования

   Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения. Однако на всех этапах развития общества следует уделять особое внимание качественной подго...

Интеграция образовательных областей в системе комплексно-тематического планирования и реализации основной общеобразовательной программы Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными тр

Интеграция образовательных областей в системе комплексно-тематического планирования и реализации основной общеобразовательной программы Основополагающий принцип развития современного дошкольного ...

Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования

В данном материале обсуждается  реализация  интегрированного подхода в ррамках ФГТ в ДОУ,...

Дидактические подвижные игры, как форма интеграции физического и интеллектуального развития дошкольников в современном дошкольном образовании России.

Дидактические подвижные игры являются оригинальной формой совмещения задач интеллектуального и физического развития....

Дидактические подвижные игры, как форма интеграции физического и интеллектуального развития дошкольников в современном дошкольном образовании России.

Дидактические подвижные игры способствуют развитию приёмов умственной деятельности. Это своеобразное средство воспитания и обучения, отвечающее особенностям и возможностям маленького ребёнка. Их основ...

ПУБЛИКАЦИЯ: "ИНТЕГРАЦИЯ КАК ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Актуальность интегрированных занятий состоит в том, что происходит дифференциация возможностей педагогического коллектива в подходах к построению оптимальной модели воспитательно-образовательного проц...