Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования
статья по теме
Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения. Однако на всех этапах развития общества следует уделять особое внимание качественной подготовке младшего поколения к самостоятельной жизни. Современный ребёнок сегодня - имеет высокий умственный потенциал, но, хорошо владея знаниями, часто не может применить их в практической деятельности. Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать интеграция содержания образования, способствующая формированию у дошкольников представления о целостной картине мира.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования
Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения. Однако на всех этапах развития общества следует уделять особое внимание качественной подготовке младшего поколения к самостоятельной жизни. Современный ребёнок сегодня - имеет высокий умственный потенциал, но, хорошо владея знаниями, часто не может применить их в практической деятельности. Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать интеграция содержания образования, способствующая формированию у дошкольников представления о целостной картине мира.
Проблема интеграции содержания образования рассматривалась в педагогике еще во времена Я.А. Каменского, но систематическое исследование ее началось только во второй половине ХХ века. Г.Ф. Федорец рассматривает интеграцию в разнообразных связях и зависимостях между структурными компонентами педагогической системы. И.Д. Зверев за основополагающий признак интеграции принимает всю целостность системы обучения. О.И. Бугаев интеграцию содержания образования объясняет необходимостью установления меж предметных связей с целью формирования целостной картины мира.
Проблему научного понимания интеграции в образовании исследуют учёные и практики в различных областях знания. В теоретическом плане интеграция, как методическое явление в дошкольных учреждениях, рассмотрена недостаточно. В практике наблюдается положительное её применение в виде интегрированных занятий и тематических недель. Проведение интегрированных занятий под силу каждому педагогу, которое будет способствовать личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, усилению мотивации, будет позволять более эффективно использовать рабочее время за счёт исключения дублирования и повторов.
Сущность понятия интеграция
Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения, роли ребёнка как субъекта учебно-воспитательного процесса, а также общественные изменения, обуславливают нетрадиционные подходы к решению многих образовательных проблем. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания.
Буквальное содержание понятия «интеграция» ввёл в 60-х годах ХІХ в. англичанин Герберт Спенсер (с лат. integratio – целый), но оно мало отражало реальное содержание тех процессов, которые определяются этим термином сегодня.
Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.
Приступая к реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях, открылись ряд вопросов, одним из которых является требования авторов ФГТ к организации процесса, а именно, «воспитательно-образовательный процесс строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса»
С одной стороны, интегративный подход в организации образовательного процесса вызывает много вопросов, с другой – достаточно хорошо разработан в отечественной психолого-педагогической науке, но не достаточно структурирован и систематизирован.
Интеграция – это восстановление до целого, т.е. из частностей складывается целое. В педагогике такой подход способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в этом мире.
Основы интеграции:
- Физиологическая - строится на теории П. К. Анохина, В. М. Бехтерева о взаимодействии анализаторов, что обеспечивает прочность в познании ребенком окружающего мира, позволяет получать целостную информацию об окружающем мире;
- Психологическая - предоставление каждому ребенку возможности самореализации, т.е. ребенок должен видеть и понимать применимость своих знаний, умений и навыков в значимой для него практической деятельности: продуктивной, музыкально-художественной. игровой, познавательно-исследовательской и др.
Понятие «интеграция содержания образования»
Федеральные государственные требования выдвигают, его как приоритетное требование к организации воспитательно-образовательного процесса интегрированный подход.
О. А. Скоролупова и Н. В. Федина отмечают: «Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса». Иными словами, ребенок-дошкольник «целостен» и формирование целостной картины мира, как одной из главных задач психолого-педагогической работы, должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно.
Так, например, расширяя представления детей о природе, животных и растениях, педагог преследует цель:
- воспитать у детей гуманное отношение к живому (социально-личностная линия развития);
- побуждает к эстетическим переживаниям, связанных с красотой природы (художественно-эстетическая линия развития);
- решает задачи развития речи (познавательно-речевая линия развития);
- формирует практические навыки по уходу за растениями и животными;
- учит отражать знания о природе в игровой и изобразительной деятельности.
Как же реализовать интегрированный подход в воспитательно-образовательном процессе в контексте ФГТ?Основное содержание - воплощать в повседневную жизнь путем взаимопроникновения всех естественных для дошкольников видов деятельности, главная из которых игра.
Задача воспитателя - наполнить деятельность группы интересными темами, делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации его интересов и жизненной активности.
Обучение дошкольников, конечно, обязательно должно присутствовать в образовательном процессе детского сада, но формы должны соответствовать психофизиологическим особенностям детей дошкольного возраста: разнообразные игры, досуги, экскурсии, викторины, экспериментирование, моделирование, образовательные проекты и т.д.
Виды НОД, решающие проблемы интегрированного обучения:
Комбинированные– сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).
Комплексные – реализация задач средствами различных видов деятельности, связанных одной темой: прежде чем нарисовать осень, дети составляют рассказы об осени, читают стихи, поют песни. При этом один вид деятельности доминирует, а другие его дополняют и создают эмоциональный настрой.
Интегрированные – соединяют знания из разнообразных образовательных областей, на равноправной основе, дополняя друг друга (например: такое понятие как «настроение» рассматривается средствами музыки, искусства, живописи, экологии). При этом на таком занятии воспитатель решает несколько задач развития.
Цель интегрированной НОД:
- систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребенка;
- обеспечить освоение новых способов действий, для осознания связей и зависимостей, которые в повседневных делах от него скрыты;
- создать условия для использования имеющихся знаний, умений и навыков в разнообразных ситуациях (жизненных, игровых, специально созданных).
Преимущество организации именно такой НОД:
- количество и продолжительность строго не регламентируется;
- педагог сам определяет содержание, руководствуясь, в первую очередь, общедидактическими требованиями, уровнем развития детей конкретно своей группы, с учетом диагностических данных и состоянием их здоровья;
- место в режиме дня, исходя из психофизиологических требований СанПин;
- связаны одним сюжетом или одной темой и логически дополняют друг друга, направлены на развитие личности ребенка, т.к. создают такие условия для детей, где они имеют возможность применить свои знания в деятельности.
Наиболее эффективные методы и приемы, используемые в НОД:
- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
- проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
- разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
Интеграция может проходить по следующим направлениям:
- музыка + познание (математика);
- коммуникация (речь, обучение грамоте) + познание (математика) + музыка,
- коммуникация (речь) + музыка + художественное творчество (рисование) + художественная литература;
- познание (математика, ознакомление с окружающим) + труд;
- познание (математика) + изобразительная деятельность;
- здоровье + физическая культура (двигательная деятельность) + познание, художественная литература, музыка и другие;
- познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) + художественное творчество + коммуникация (общение, речь).
На данный момент выдвигаются требования к планированию, которое должно основываться на комплексно-тематическом принципе, уходить от учебной модели и предметности, обеспечить увлекательность деятельности детей через интересную совместную деятельность педагога с детьми вне занятий и в процессе режимных моментов. Например, музыкально-ритмическая гимнастика представляет собой интегрированную систему средств ритмической гимнастики, сюжетно-ролевых игр и сказочных сюжетов.
Игра – основная форма познавательной деятельности дошкольников, активизирующая их мыслительные процессы и двигательные возможности, она создает положительный эмоциональный фон и мотивирует детей на деятельность. Поэтому формы интегрированных занятий должны быть игровыми: игры-путешествия, ситуации общения, праздники, проекты, события и т.д. Обучение дошкольников рассматривается, как управление развитием личности ребенка, где взрослый соучастник, где его позиция «не над ребенком», «не рядом с ребенком», а «вместе с ребенком», а главной составляющей совместной деятельности является «взаимодействие», «сотрудничество детей и воспитателя.
Примерная структура интегрированного занятия:
- Мотивация - должна нацеливать детей на содержание, вызывать у них желание взаимодействовать с воспитателем в процессе занятия. Определяя мотивацию, воспитатель в первую очередь должен руководствоваться интересами, потребностями, желаниями детей своей группы, учитывать текущие проблемы и дела.
- Содержание - должно быть жизненным, доступным пониманию детей. Детям даются или новые знания, или закрепляются уже имеющиеся, на основе содержания разных образовательных областей с обязательной опорой на наглядность.
- Анализ или оценка - детям предлагается практическая деятельность, на закрепление полученной информации или актуализация ранее усвоенной. Важно дать понять детям, с какой целью они занимались этой деятельностью, чему научились, что почерпнули для себя, для других. Если на занятии были созданы какие-то продукты деятельности, их надо презентовать.
Проблема интеграции дошкольного образования важна и современна как для теории, так и для практики. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду и вводимому предшкольному образованию, цель которого — выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения и создание условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.
Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу в дошкольном и предшкольном образовании позволяет:
- сформировать у детей целостную картину мира, обобщенные умения, системные знания;
- усилить мировоззренческую направленность интересов;
- более эффективно сформировать их убежденность и достичь всестороннего развития личности.
Интеграция, как цель обучения, дает ребенку те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, учат ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция образовательных областей приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать время образовательного процесса за счет исключения дублирования и повторов, неизбежных при преподнесении материала разрозненных разделов, осуществлять проектирование содержания предшкольного образования на основе образовательной программы, концентрирующей содержание дошкольного образования.
Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии, обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения. Применение интеграции в ДОУ требует достаточно сложных, нестандартных решений от всех участников образовательного процесса.
Интегрированное образование создает новые условия деятельности воспитателей и воспитанников и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.
Реализация интеграции на практике будет успешной только при комплексном подходе к решению данной проблемы со стороны всего педагогического коллектива ДОУ, а также родителей воспитанников.
Литература:
- «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», приложение к Положению Минобрнауки Р.Ф. №655 от23.11.2009 г.;
- С.Сажина «Технология интегрированного обучения», «Творческий центр», М., 2008г.;
- статья: Т.Гризик «О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2010 г. стр.36.;
- статья: О.Скоролупова, Н. Федина «О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образованиии».журнал «Дошкольное воспитание» №5.2010 г. стр.40.;
- статья: М.Крулехт «инновационные программы дошкольного образования», журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2003 г.. ст.76;
- статья М.Крулехт «О программе «Детство», журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2004 г., ст.21;
- пособие «Методические советы к программе «Детство» под ред. Т. Бабаевой, З. Михайловой, С-П., «Детство-Пресс»,2003 г.
- статья: О.Скоролупова, Н.Федина «Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция», журнал «Дошкольное воспитание» №7, 2010 г., ст4;
- статья: О.Скоролупова, Н.Федина «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобазовательной программы докольного образования», журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2010 г., ст.6;
- статья: А.Пронина «Преодоление, познание, гармония», журнал «Дошкольное воспитание» №10,2010 г. ст.2.3.
Лед – твердая вода
Цель: познакомить детей со свойствами льда: твердый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду
Задачи:
- учить проводить опыты, соблюдать технику безопасности при проведении опытов;
- формировать навыки безопасного поведения на скользкой поверхности (горка, каток, дорожка);
- пополнять словарный запас, учить разгадывать загадки;
- развивать внимание, мыслительную активность, умение делать несложные выводы.
Словарная работа: активизация словаря (ледяной, изо льда, льдинка)
Оборудование: кукла « Королева воды », опорные картинки, стеклянная миска, опорные схемы, сосулька, кубики льда, поднос, салфетка.
Ход занятия
Воспитатель:сегодня к нам опять пришла «Королева воды». А что у нее в руках?( показывает детям сосульку) Как вы думаете, из чего она? (изо льда) А давайте потрогаем сосульку. Какая она? (холодная, большая, твердая, прозрачная) А что это еще у нашей «Королевы воды» в руке? Какая-то коробочка, но она не откроется пока вы не отгадаете загадки!
Игра – загадки:
- На реках и прудах встает
Прозрачный, хрупкий, чистый ….. Лед.
- Его полным-полно зимой
Так скользко – не дойдешь домой. Лед.
Воспитатель:Коробочка открылась, а что же в ней лежит? (кубики льда) Потрогайте льдинки, какие они? (холодные, скользкие, мокрые) Посмотрите, что это под льдинками? (вода) Откуда она взялась? (льдинки тают) Почему? (тепло) А давайте положим наши льдинки в теплую водичку, что с ними происходит? (становятся меньше, начинают таять) А почему они начали таять? (положили в теплую воду) Чем вода теплее, тем быстрее растает лед!
«Королева воды»: Ребята, а вы любите зимой кататься с ледяной горки? (да) А как нужно вести себя на горке? (не толкаться, аккуратно, не спешить, пропускать друг друга) Посмотрите на картинку, где это ребята катаются? (каток) Как нужно вести себя на катке? (ответы детей) А можно бегать по скользкой дорожке? А как ведут себя на скользкой дорожке? (ответы детей)
Воспитатель:Ребята, «Королеве воды» поравозвращаться в свое царство. Давайте вспомним, что она нам приносила сегодня. Какой он? Что с ним произошло? Почему?
Модель обучения детей организации опытно-экспериментальной деятельности
Этапы обучения | Приемы | Навыки исследовательской деятельности | |
Мотивация деятельности |
|
| |
1 этап |
|
|
|
2 этап |
|
|
|
3 этап |
|
|
|
Модель содержания работы по опытно – экспериментальной деятельности с учётом интеграции образовательных областей программы
Области | Интеграция с другими областями | Содержание образовательной области |
Познание Развитие сенсорной культуры. Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует. Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе. Социализация Развитие игровой деятельности. В игре ребенок развивается, познает мир, общается. | Коммуникация | Развивать познавательно-исследовательскую деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми, способствовать освоению детьми соответствующего словаря (формулирование цели, обсуждение хода опыта, выводов) |
Чтение художественной литературы | Расширять представления о предметах и объектах средствами художественной литературы. | |
Здоровье | Расширять кругозор детей в части представлений о здоровом образе жизни | |
Труд | Формировать целостную картину мира и расширять кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности; выполнение трудовых действий. | |
Безопасность | Формировать целостную картину мира и расширять кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира. | |
Музыка | Расширять кругозор в части музыкального искусства | |
Художественное творчество | Расширять кругозор в части изобразительного искусства, фиксация результатов опытов и экспериментов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования
Данный материал . готовился как выступление на педагогических чтениях"Современное образование от передачи знаний к самостоятельному мышлению". Проблему научного понимания интеграции в обра...
Подвижные игры– средство реализации процессов интеграции и инклюзии в современном дошкольном образовании.
В статье рассматриваются вопросы современной коррекционной педагогики....
Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования
В данном материале обсуждается реализация интегрированного подхода в ррамках ФГТ в ДОУ,...
Дидактические подвижные игры, как форма интеграции физического и интеллектуального развития дошкольников в современном дошкольном образовании России.
Дидактические подвижные игры являются оригинальной формой совмещения задач интеллектуального и физического развития....
Дидактические подвижные игры, как форма интеграции физического и интеллектуального развития дошкольников в современном дошкольном образовании России.
Дидактические подвижные игры способствуют развитию приёмов умственной деятельности. Это своеобразное средство воспитания и обучения, отвечающее особенностям и возможностям маленького ребёнка. Их основ...
ПУБЛИКАЦИЯ: "ИНТЕГРАЦИЯ КАК ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Актуальность интегрированных занятий состоит в том, что происходит дифференциация возможностей педагогического коллектива в подходах к построению оптимальной модели воспитательно-образовательного проц...
Семинар-практикум "Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования. Активизация творчества дошкольников через исследовательскую деятельность"
Как помочь педагогам в реализации принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС?Как активизировать деятельность каждого педагога?Какими средствами и способами это можно сделать?Об...