Семинар-практикум "Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования. Активизация творчества дошкольников через исследовательскую деятельность"
методическая разработка

Печёрина  Светлана Михайловна

Как помочь педагогам в реализации принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС?Как активизировать деятельность каждого педагога?Какими средствами и способами это можно сделать?Об этом можете узнать из данного источника,который направлен на развитие профессиональных умений и навыков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_po_integratsii.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №112 «Сибирячок» г. Улан-Удэ

Семинар-практикум

«Интеграция как ведущая идея в реализации содержания

современного дошкольного образования.

Активизация творчества дошкольников через

исследовательскую деятельность»

                                                                                  Печёрина Светлана Михайловна

                                                                               воспитатель

  высшая квалификационная категория

2016 г.

Алгоритм проведения семинара-практикума по теме:

«Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования. Активизация творчества дошкольников через исследовательскую деятельность»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании интегративных подходов при организации непосредственной образовательной деятельности с детьми.

Задачи: 

1.   Сформировать представление об интеграции образовательных областей.

2. Познакомить педагогов с современными подходами к организации интегрированной деятельности с детьми на примере - исследовательской деятельности.

3. Способствовать положительной мотивации педагогов на использование полученных знаний в практической деятельности.

Этапы работы

семинара-практикума

Содержание

этапа

Время проведения

Деятельность участников

1.

Вводная часть

Вступительное слово.

2 мин.

Активное слушание

2.

Основная часть

а) теоретическая часть

Актуальность проблемы интеграции в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми.

Игра «Переводчик»

б) практическая часть

Работа с различными приемами исследовательской деятельности.

Работа педагогов в подгруппах – опыты и эксперименты.

8мин.

25 мин.

Диалог,

участие в игре.

Знакомство и апробирование разных исследователь-ских приемов, проведение опытов и экспериментов.

3.

Заключительная часть

Рефлексия - подведение итогов семинара, анализ по результатам совместной деятельности.

5 мин.

Обмен мнениями участников семинара.

Теоретическая часть

При введении ФГОС дошкольного образования, перед педагогами детского сада открылись ряд вопросов, одним из которых является требование к организации процесса: воспитательно-образовательный процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

Как помочь педагогам в реализации принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС? Как активизировать деятельность каждого педагога?

Какими средствами и способами это можно сделать?  Об этом   мы поговорим сегодня на семинаре, который   направлен   на развитие профессиональных умений и навыков.

Предлагаю поиграть в игру «Переводчик». Вы должны подобрать синонимы к понятию «интеграция», как вы понимаете это слово (предложить игрушку для передачи друг другу).

Предполагаемые ответы участников семинара: взаимодействие, соединение, совмещение, синтез, объединение, «два в одном».

Подведём итоги, на основании которых можно сделать вывод, что:

• синонимическая замена («перевод»), который предлагали вы делает высказывание точным, понятным, правильным;

• синонимов понятия «интеграция» много, определений в различных источниках тоже.

        Самое доступное, но отражающее наиболее точно суть данного понятия следующее: «Интеграция - это объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития». А интеграция в педагогике - это такой подход, который способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в этом мире.

Интегрированное обучение способствует формированию у детей не только целостной картины мира, но и дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

        Интегрированные занятия - это совместные занятия педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов. Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно  широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления. Это подтверждает значимость использования данного вида занятий в практике работы с детьми.

        Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Большой плюс интегрированных занятий состоит в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.

Так, например, расширяя представления детей о природе, животных и растениях, педагоги детского сада преследуют цель:

-  воспитывать у детей гуманное отношение к живому (социально-личностная линия развития);

- побуждать к эстетическим переживаниям, связанным с красотой природы (художественно-эстетическая линия развития);

-    решать задачи развития речи (познавательно-речевая линия развития);

-    формировать практические навыки по уходу за растениями и животными;

-    учить отражать знания о природе в игровой и изобразительной деятельности.

Чтобы четко представлять себе интеграцию, давайте рассмотрим определение следующих занятий:

  • Комбинированное - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования - идет подвижная игра).
  • Комплексное - реализация задач средствами различных видов деятельности, связанных одной темой: прежде чем рисовать осень, дети сочиняют рассказ об осени, читают стихи, поют песни. При этом один вид доминирует, а другие его дополняют и создают эмоциональный настрой.
  • Интегрированное - соединяет знания из различных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (например, такое понятие как «настроение» рассматривается средствами музыки, живописи, экологии).

И все же, какова цель интегрированных занятий?

-   Систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребенка;

-   обеспечить освоение новых способов действий, для осознания связей и зависимостей, которые в повседневных делах от него скрыты;

- создать условия для использования имеющихся знаний, умений и навыков в разнообразных ситуациях.

В чем преимущество именно таких занятий?

-     количество и продолжительность строго не регламентируются;

- педагог сам определяет содержание, руководствуясь в первую очередь, общедидактическими требованиями, уровнем развития детей конкретно своей группы, место в режиме дня, исходя из психофизиологических требований СанПин к работе с детьми дошкольного возраста;

-  связаны одним сюжетом или одной темой и логически дополняют друг друга, направленны на развитие личности ребенка.

В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы:

- сравнительный анализ, сопоставление, поиск;

- проблемные вопросы;

- разнообразные речевые дидактические игры, активизация словаря.

Интеграция может проходить в следующих видах:

-коммуникация (речь)+познание (ознакомление с окружающим) +музыка;

-коммуникация (речь)+музыка+художественное творчество (рисование)+художественная литература;

-здоровье+физическая культура (двигательная деятельность) +познание+музыка;

- познание+художественное творество+коммуникация.

- музыка + познание (ознакомление с окружающим);

Интегрированные занятия имеют отличительные особенности - во-первых, это четкость, компактность, большая информативность материала, занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах; второй особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов. Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать.

        Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием.

Познание должно происходить в действии. Например, музыкально-ритмическая гимнастика представляет собой интегрированную систему средств ритмической гимнастики, сюжетно-ролевых игр и сказочных сюжетов. Основными компонентами воздействия на организм и личность ребенка являются движения, игра, сюжет и музыка. Игра - основная форма познавательной деятельности дошкольников, активизирующая их мыслительные процессы и двигательные возможности, она создает положительный эмоциональный фон и мотивирует детей на деятельность. Поэтому формы интегрированных занятий должны быть игровыми: игры-путешествия, ситуации общения, праздники, проекты, события. А главной составляющей совместной деятельности является «взаимодействие», «сотрудничество детей и воспитателя».

Таким образом, проблема интеграции дошкольного образования важна и современна как для теории, так и для практики. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду.

Целесообразность и преимущество использования интегрированных занятий -  позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу позволит дать дошкольникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения на одном занятии.  Интегрированные занятия способствуют развитию ребенка в целом, в то время как одновидовое занятие способствует развитию деятельности.

Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии, обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения. Применение интеграции в ДОУ требует достаточно сложных, нестандартных решений от всех участников образовательного процесса.

Реализация интеграции на практике будет успешной только при комплексном подходе к решению данной проблемы со стороны всего педагогического коллектива ДОУ, а также родителей воспитанников.

Практическая честь

 

«Дети любят искать. В этом их сила».

А. Эйнштейн

        Для формирования у ребенка творческого мышления можно использовать различные приемы   исследовательской   деятельности.

УМЕНИЕ ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМЫ

        Под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос, а чаще комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. Сам процесс познания в этом случае истолковывается как последовательный переход от ответов на одни вопросы к ответам на другие вопросы, вставшие после того, как первые были решены. Однако древнегреческое слово problems в буквальном переводе звучит как «задача», «преграда», «трудность», а не просто вопрос. Поэтому и термин «проблема» в современном звучании значительно шире, чем термин «вопрос».

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМЫ

        «Посмотрите на мир чужими глазами». Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

          Выполним несложное упражнение. Читаем детям неоконченный рассказ:

«Наступила осень. Однажды утром небо покрылось черными тучами, и пошел дождь. Крупные капли падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...» Задание: продолжить рассказ. «Представь, что ты - водитель грузовика, едущего по дороге; ворона, сидящая на дереве; зайчик или лисичка в лесу». Аналогичных рассказов можно придумать множество и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.

    В ходе выполнения этого задания очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованны и отвечали смело. На первых порах следует воздерживаться от критики и, не скупясь на похвалы, отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы. Естественно, что у части детей они будут неизбежно однотипны. В дальнейшем упражнения подобного рода позволят развить эти способности.

«Составьте рассказ от имени другого персонажа». Хорошим заданием для развития умения смотреть на мир «другими глазами» является задание по составлению рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Разучивая стихотворения об игрушках, задание детям формулируется примерно так: «Представь, что ты на какое-то время стал своей любимой игрушкой. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни».

 «Составьте рассказ, используя данную концовку». Иного подхода требует упражнение составить рассказ, имея только его начало или окончание. Педагог читает детям концовку художественного слова и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что будет в конце или было в начале. Оцениваем в первую очередь логичность и оригинальность изложения. (Пример: «Котенок сидел на дереве и громко мяукал»).

         «Сколько значений у инструмента». Углубить и одновременно проверить уровень

 развития способности у детей к мысленному перемещению, позволяющему иначе смотреть на проблемы, можно с помощью широко известных заданий, предложенных американским психологом Дж. Гилфордом. Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Например, музыкальные инструменты - ложки (есть, играть, вместо будильника и т.д.). Задание - найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

 «Назовите как можно больше признаков предмета». При разучивании песни «Башмачки» Кравченко педагог просит детей назвать как можно больше возможных признаков этого предмета.  Они могут быть: красивыми, большими, новыми, детскими, удобными и др. Выиграет тот, кто назовет как можно больше признаков. Это задание можно провести и как увлекательный командный конкурс.

НАБЛЮДЕНИЕ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ

        Умение видеть проблемы тесно связано с умением наблюдать. Специфику наблюдения несложно понять, рассмотрев близкие термины. Так, например, мы смотрим глазами, слушаем ушами, а вот видим и слышим уже умом. Потому-то наблюдение акт не перцептивный, а интеллектуальный. Специфика наблюдения, его главный пафос, как метода познания в том и состоят, чтобы суметь в момент созерцания, слушания или иного чувственного восприятия активизировать собственные умственные возможности, включив сознание и подсознание.

УЧИМСЯ ВЫДВИГАТЬ ГИПОТЕЗЫ

        Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество    интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы.

        Гипотеза - это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза - это предвидение событий. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.

        Пример: «Давайте вместе подумаем, как птицы узнают дорогу на юг?» Какими, например, могут быть гипотезы в данном случае? «Предположим, что птицы определяют дорогу по солнцу и звездам»; «допустим, птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.), они указывают им направление полета»; «а может быть, птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу», «вероятно, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним». «А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолете или на корабле?»

    Бывают и совершенно иные, особенные, неправдоподобные гипотезы, их обычно называют «провокационными идеями». В нашем случае это может быть, например, такая идея: «Птицы точно находят дорогу на юг, потому что они ловят специальные сигналы из космоса».

УЧИМСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ

        Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети    от природы исследователи, поэтому они очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве. Для того чтобы понять, как помочь формированию этой важной составляющей исследовательских способностей, кратко рассмотрим теоретические аспекты и методику работы с вопросами.

        Рассмотрим вопросы, требующие выбора из багажа самых разнообразных знаний тех единственных, которые необходимы в данной ситуации.

Упражнение «Исправление ошибок». Для тренировки могут быть использованы задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических. Примером этого будет смешной детский словарик, содержащий массу ошибок, которые можно поправить в ходе проведения непосредственной организованной деятельности с детьми. Список этот взят из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти».

«Строганок - то, чем строгают. Копатка - то, чем копают. Колоток - то, чем колотят. Цепля - то, чем цепляют».

          Игра «Угадай, о чем спросили».  Например, ребенку тихо, на ушко задан вопрос:

«Какие ты любишь мультфильмы?». Он, не произнося его вслух, громко на него отвечает: «Я люблю все мультфильмы, но больше всех те, что про Дядю Федора, Матроскина и Шарика». Остальным детям надо догадаться, какой вопрос был задан.

     Прежде чем выполнять задание, надо договориться с детьми, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

УЧИМСЯ ДАВАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯМ

       Существуют предметы, явления, события - и есть наши понятия о них. Понятие иногда называют простейшей клеточкой мышления. Понятием обычно называется мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, а также связи между ними. Понятие образуется путем операций обобщения и абстрагирования. Поэтому в понятии находят отражение не все, а лишь основные, существенные признаки определяемых предметов.

       В науке - логике, изучающей эти процессы, существует множество правил относительно того, как давать определения понятиям. Естественно, дошкольникам большинство из них недоступно и не нужно. Но это вовсе не означает, что пропедевтическая работа в данном направлении не должна вестись. Как раз напротив -  она необходима. Ребенок, у которого сформированы азы этих умений в раннем возрасте, легче и естественней будет выполнять сложные логические операции в дальнейшем, что обязательно скажется не только на его обучаемости, но и на культуре его мышления в целом.

Приемы, сходные с определением понятий

      Для того чтобы учиться определять понятия, можно воспользоваться относительно простыми приемами, сходными с определением понятий. Эти приемы общие для всех, их нередко используют профессиональные исследователи. Использование этих приемов - хорошая база для пропедевтической работы в этом направлении.

Описание

        Этот прием предполагает перечисление внешних черт предмета с целью не строгого отличия его от сходных с ним предметов. Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки. Любая наука широко использует описания. Описать объект - значит, ответить на вопросы: «Что это такое? Чем это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты?».

     Полученный детьми в результате этой работы опыт станет хорошей базой для развития умений наблюдать, подмечать главное и в дальнейшем, на этой основе, ясно и четко формулировать понятия.

Характеристика

        Этот прием предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

    Например, при ознакомлении с животными жарких стран ребенок пытается охарактеризовать жирафа: «Жираф - добродушное животное, у него добрые глаза, рожки у него совсем маленькие, и он никого никогда не обижает». Множество характеристик людей, животных, сказочных героев содержится в самых разных книгах для детей.

Разъяснение посредством примера

         Этот способ используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение через род или видовое отличие.

Сравнение

        Сравнение также может быть отнесено к приемам определения понятий. Оно позволяет выявить сходство и различие предметов. Люди во все времена, желая понять, как устроена Вселенная, прибегали к приему сравнения. Химик и врач, живший в эпоху Возрождения, Парацельс (1493-1541) сравнивал мир с аптекой; великий драматург Уильям Шекспир утверждал, что весь мир - театр; многие современные ученые сравнивают мозг человека с компьютером. Мы можем сравнивать звуки.

Различение

    Прием, позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, балалайка и гитара.

Загадки как определения понятий

        Важным средством развития умений давать определения понятиям у детей являются загадки.  

УЧИМСЯ НАБЛЮДАТЬ

         Наблюдение - самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук и часто используемый обычным человеком в повседневной жизни.

                      Упражнения на развитие внимания и наблюдательности

        Поставим перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Это может быть яркая, интересная игрушка (например, кукла или игрушечный автомобиль). Лучше, если этот предмет ярко окрашен и имеет много деталей, такой предмет и его детали воспринимаются и запоминаются легче.

Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаем детям закрыть глаза. Уберем предмет и попросим детей вспомнить и назвать все его детали.

Затем вновь предъявим детям этот же предмет и коллективно побеседуем о том, что мы назвали, а что не заметили и не назвали, что осталось за пределами создавшегося у детей мысленного образа этого предмета.

СУЖДЕНИЕ

          Понятия в мышлении не выступают разрозненно, они связываются между собой. Формой связи понятий друг с другом является суждение. Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить - значит высказывать суждения. С помощью суждений мысль получает свое развитие. Суждение -  одна из основных форм логического мышления.

        Одним из средств развития способности к суждению может быть упражнение, приведенное ниже. Задание детям: «Проверьте правильность утверждений» - все дети из нашей группы приходят в детский сад утром. Маша - ребенок из нашей группы. Следовательно, Маша приходит в детский сад утром. Все котята умеют мяукать. Леша научился мяукать.  Следовательно, он котенок.

УЧИМСЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ, ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНОЕ И ВТОРОСТЕПЕННОЕ

        Умение выделить главную мысль, найти факты, ее подтверждающие -  важнейшее качество, требующееся при обработке материалов, добытых в исследовании, подготовке их к публичному представлению. Этим сложным искусством часто не владеют даже студенты университетов. Но, несмотря на это, обучать ему можно и нужно даже детей.

        Наиболее простой методический прием, позволяющий это делать, — использование простых графических схем. Это дает возможность, например, выявить логическую структуру текста.

УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

        Важным средством мышления является вывод, или умозаключение. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое знание. Умозаключение позволяет мышлению проникать в такие глубины предметов и явлений, которые скрыты от непосредственного наблюдения.

       В логике выделено два вида умозаключений: индуктивное (индукция - переход от частных суждений к общим) и дедуктивное (дедукция - переход от общих суждений к частным).

Умозаключения по аналогии

        Умозаключения по аналогии требуют не только ума, но и богатого воображения. Делается это так: сопоставляются два объекта, и в результате выясняется, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта пониманию другого объекта.

        Туловище рыбы имеет определенную форму, помогающую преодолевать сопротивление воды. Если мы хотим, чтобы создаваемые нами корабли и особенно подводные лодки хорошо плавали, их корпуса должны быть похожи по очертаниям на туловище рыбы.

Как люди смотрят на мир

        Основная наша задача - помочь детям в ходе собственных несложных коллективных рассуждений сделать умозаключение (вывод).

        Каждому взрослому человеку известно, что люди смотрят на мир по-разному, но эта мысль не столь очевидна для ребенка. Конечно, мы без особого труда, не прибегая к помощи исследовательских методов можем рассказать об этом детям. Но ребенок воспримет и поймет это гораздо лучше, если нам удастся избежать открытого дидактизма. Для того, чтобы сделать эту мысль собственным достоянием ребенка, нужны методики и упражнения, стимулирующие активность в данном направлении.

Когда ответов накопилось множество, попробуем подвести итог. Зададим вопрос: «Кто же был прав?». При умелом педагогическом руководстве дети быстро придут к заключению, что каждый ответ можно считать правильным - «правы были все, но каждый по-своему».

        Теперь попробуем сделать заключение, итоговый вывод из этого простого коллективного эксперимента. Для этого мы можем воспользоваться несложным педагогическим приемом, назовем его «подведением под идею». Попробуем подвести детей к умозаключению о том, что раз правы все, то мы можем сказать: «Разные люди на мир смотрят по-разному». Очень важно, чтобы в ходе этой работы дети почувствовали, как делается умозаключение.

Метафора и метафоричность

        Метафорой называют оборот речи, заключающий скрытое уподобление или образное сближение слов на базе их переносного значения. Построение метафор - довольно сложное дело, доступное далеко не каждому взрослому, это то, что могут с успехом делать творцы. Большинство детей тем более с этим справляется с большим трудом, но это не повод для того, чтобы этим не заниматься.

       Первичным приемом, позволяющим начать осваивать это сложное искусство, можно рассматривать упражнение - «Объясните значение выражения». Возьмем несколько несложных распространенных пословиц и изречений, и проведем коллективную беседу с детьми о том, что они означают:

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

В тесноте, да не в обиде.

Семь раз отмерь — один раз отрежь.

ПОЗНАНИЕ В ДЕЙСТВИИ, ИЛИ КАК ПРОВЕСТИ ЭКСПЕРИМЕНТ

       Эксперимент -  важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделим. Слово -
«эксперимент» происходит от латинского experimentum, переводится на русский как «проба, опыт».

Мысленный эксперимент

        Эксперименты бывают не только реальными, но и мысленными, и даже математическими. На первый взгляд словосочетание «мысленный эксперимент» может показаться странным. Если в ходе рассуждений и умозаключений можно прийти к правильному выводу, то зачем же эксперимент? Ведь слово «эксперимент» предполагает проведение каких-то практических действий с предметом исследования. Все же специалисты выделяют особые мысленные эксперименты. В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий.

«Что нужно сделать, чтобы люди мирно жили?»

«Какими должны быть города, чтобы дети спокойно играли?»

Эксперименты с реальными объектами

    Самые интересные эксперименты - это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Давайте проведем несколько экспериментов, доступных дошкольникам.

«Почему комар пищит, а шмель жужжит» - происхождение низких и высоких звуков.

«Где живет эхо» -  различение речевых звуков и др.

«Гром и молния» -  с детьми летом, а мы - на примере праздничного салюта.

«Музыка или шум» - различение музыкальных и шумовых звуков.

 «Почему мышонок не услышал щуку?» - восприятие звуков.

«Как появляется песенка» -  различение разных видов песенного творчества.

 «Луч света» - преломление луча сквозь стеклянную пирамиду.

«Отражение». Это могут быть не только зеркала, но и полированная мебель, фольга, некоторые детали игрушек, посуда (самовар, кастрюля).

     

       Таким образом, включение элементов исследовательской деятельности в совместную организованную деятельность детей и интеграция с разными образовательными областями дают возможность активизировать логическую и творческую активность дошкольников в свете новых ФГОС ДО и своего рода толчок к развитию универсальных компетентностей, предъявляемых к современному дошкольнику.

Приложение

                                                Эксперименты с реальными объектами

                                                     «Звуки вокруг нас»

                                                                                     Опыт

«Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

Цель: выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).

Материал: пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев.

Ход:

Педагог предлагает дошкольникам провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук получился и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с мелкими частыми зубьями – звук тонкий, высокий.

Дошкольники рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими: у комара звук тонкий, высокий, он звучит как «з-з-з»; у шмеля – низкий, грубый, звучит как «ж-ж-ж». Дети рассуждают и приходят к выводу, что комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий; шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому и звук получается низкий.

                                                                                      Опыт  

«Где живет эхо?»

Цель: подвести к понятию возникновения эха.

Материал: пустой аквариум или большая стеклянная банка, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

Ход:

Дети определяют, что такое эхо (явление, когда сказанное слово, песенка слышатся еще раз, как будто кто-то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо (в лесу, в арке дома, в пустой комнате). Проверяют с помощью серии опытов, где оно бывает, а где его быть не может. Каждый ребенок выбирает емкость и материал для ее заполнения. Сначала произносят какое-нибудь слово в пустой аквариум или большую стеклянную банку, ведро. Выясняют, возникает ли при этом эхо (да, звуки повторяются). Затем заполняют емкости тканью, веточками, сухими листочками и т.п., снова произносят звуки. Повторяются ли они в этом случае? (нет, эхо исчезло).

Дошкольники играют с мячом: отбивают его от пола, от стены, от кресла, от ковра. Замечают, как скачет мячик (хорошо отскакивает, возвращается в руки, если ударяется о твердые предметы; не возвращается, остается на месте, если ударяется о мягкие предметы). То же происходит со звуками: они ударяются о твердые предметы и возвращаются к нам в виде эха. Выясняем, почему в пустой комнате эхо живет, а в заполненной мягкой мебелью – нет (звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к нам).

                                                                                          Опыт

«Музыка или шум?»

Цель: научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки.

Материал: металлофон, балалайка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками», наполненные пуговицами, горохом, пшеном, ватой, бумагой и др.

Ход:

Дошкольники рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый определяет вместе с детьми, какие из них музыкальные. Дети называют предметы, извлекают звуки, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, знают ли ребята эту песенку. Затем выясняет, получится ли она, если просто постучать по кубику (нет). Как назвать то, что получится? (шум). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, т.к. разные предметы «шумят» по-разному). Затем дошкольники извлекают звуки из каждой коробочки, стараясь запомнить, как звучит каждая. Одному из ребят завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из разных предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.

                                                                                  Опыт

«Почему все звучит?»

Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Материал: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, натянутая на гриф струна (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.

Ход:

Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получат после серии опытов:

- Дети рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее «голос» (если линейку не трогать, она не издает звуков). Затем один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают – возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой (она дрожит, колеблется). Рукой останавливают дрожание и уточняют, продолжается ли звук (он прекращается).

- Дети рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее звучать (подергать, сделать так, чтобы струна дрожала), а потом замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь предметом).

- Дети сворачивают лист бумаги в трубочку, дуют в нее, держа ее пальцами легко, не сжимая. Выясняют, что почувствовали (звук заставил дрожать бумагу, пальцы почувствовали дрожание). Делается вывод, что звучит только то, что дрожит (колеблется).

- Дети разбиваются на пары. Один ребенок выбирает предмет, заставляя его звучать, второй – касаясь пальцами, проверяет, есть ли дрожание; объясняет, что надо сделать для того, чтобы звук смолк (прижать предмет, взять его в руки – прекратить колебание предмета).

                                                                                           

                                                                                        Опыт

«Откуда берется голос?»

Цель: подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Материал: линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.

Ход:

Взрослый предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу «по секрету», тихо, какие-нибудь слова. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали (сказали громким голосом). Откуда выходили громкие звуки? (из горла). Ребята подносят руку к горлу, произносят слова то шепотом, то очень громко, то тише и объясняют, что почувствовали рукой: когда говорили громко – в горле что-то дрожало; когда говорили шепотом – дрожания не было. Педагог рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи (голосовые связки сравниваются с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали»). Далее проводится опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: из нее извлекается тихий звук, если подергать за нить. выясняем, что надо сделать для того, чтобы звук был громче (дернуть посильнее – звук усилится). Взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крики, наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (ведь если дернуть сильно за нить, она порвется). Дети уточняют, что, разговаривая спокойно, без крика, человек бережет голосовые связки.

                                                                                           Опыт

«Как распространяется звук?»

Цель: объяснить, как распространяются звуковые волны.

Материал: емкость с водой, камешки; шашки (или монеты), стол с ровной поверхностью; глубокая емкость с водой или бассейн; тонкостенный гладкий бокал с водой (до 200 мл) на ножке.

Ход:

Взрослый предлагает выяснить, почему мы можем слышать друг друга (звук по воздуху долетает до одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают камешки в емкость с водой. Рассказывают, что увидели (по воде расходятся круги). То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается по воздуху.

Шашки или монеты располагают вплотную друг к другу на гладкой поверхности. Резко, но не сильно дети ударяют по крайнему предмету. Выясняем, что произошло (последний предмет отскочил – силу удара передали ему другие предметы, так же как передается звук по воздуху).

Дети выполняют опыт по следующему алгоритму: ребенок прикладывает ухо к емкости с водой, другое ухо закрывает тампоном; второй ребенок бросает камешки. Первого спрашивают, сколько камешков было брошено, и как он об этом догадался (услышал три удара, их звуки передались по воде).

Дети наполняют водой тонкостенный гладкий бокал на ножке, водят пальцем по краю бокала, извлекая тонкий звук. Вместе с педагогом выясняют, что происходит с водой (по воде пошли волны – передается звук).

                                                                                            Опыт

«Почему мышонок не услышал щуку?»

Цель: выявить причины разного восприятия звуков человеком и животными.

Материал: очень тонкая и плотная бумага, иллюстрации к «Сказке о глупом мышонке», схема строения органов слуха.

Ход:

Дошкольники вспоминают один из отрывков «Сказки о глупом мышонке»: «Стала петь мышонку щука, не услышал он ни звука. Разевает щука рот, а не слышно, что поет». А какая часть уха помогает услышать звук? (мембрана – барабанная перепонка, которая находится внутри уха). Ребята рассказывают, что у разных животных организмов барабанная перепонка устроена неодинаково. Взрослый предлагает представить, что барабанная перепонка может быть разной по толщине, как и бумага. Дети с помощью специальных действий выясняют, какую по толщине мембрану легче заставить колебаться: подносят разные по толщине листочки бумаги ко рту, «гудят», определяют, что тонкая бумага дрожит сильнее. Значит, тонкая мембрана быстрее улавливает звуковые колебания. Педагог рассказывает об очень низких и очень высоких звуках, которые ухо человека слышать не может, а разные виды животных их воспринимают (например, кошка слышит мышь, узнает шаги хозяина; перед землетрясением животные чувствуют колебания земли раньше человека и т.д.).

                                                                                            Опыт

«Как появляется песенка?»

Цель: выявить причины возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от размера.

Материал: ксилофон, металлофон, деревянная линейка.

Ход:

Взрослый предлагает детям сыграть на инструменте простую мелодию (например, «Чижик-Пыжик»), затем повторить эту же мелодию в другом регистре. Выясняем, одинаково ли звучали песенки (Первый раз – нежнее, второй – грубее). Обращаем внимание на размер пластин инструмента, повторяем эту же мелодию на высоких нотах, делаем вывод: у трубочек большего размера звук грубее (ниже), у маленьких – тоньше (выше). В песенках встречаются высокие и низкие ноты.

                                                                                                          Памятка для педагогов

                                       ИНТЕГРАЦИЯ КАК ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ В РЕАЛИЗАЦИИ

СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Актуальность проведения интегрированных занятий

1.Мир, окружающий детей, познается ими на интегрированных занятиях в его многообразии и единстве.

2.Интегрированные занятия побуждают к активному познанию окружающей действительности.

3.Интегрированные занятия снимают утомление, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности.

4.Высвобождается время для дополнительных занятий практической направленности.

5.Интеграция дает возможность для самореализации педагогов.

Отличия комплексного занятия от интегрированного

Комплексное занятие - это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет.

Интегрированное занятие - это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития.

Преимущества интегрированных занятий

• способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

• в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

• углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонней, гармонически и интеллектуально развитой личности;

• основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;

• эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.

Требования к структуре интегрированных занятий,

 которые должен учитывать педагог

  • Четкость, компактность, сжатость учебного материала.
  • Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия; взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом занятии.
  • Большая информативная емкость учебного материала, используемого на занятии.
  • Систематичность и доступность изложения материала.
  • Необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Воспитатель должен предвидеть трудности проведения интегрированного занятия:

• сложность отбора учебного материала;

• подробное структурирование занятия;

• проблема личной совместимости педагогов;

• общий подход к оценке знаний и умений детей;

• согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Педагогические возможности интегрированного занятия

1. Формирование в единстве знаний и умений.

2. Коммуникативность умений.

3. Повышение интереса к учению.

4. Снятие напряженности, страха, неуверенности.

Алгоритм подготовки интегрированного занятия

1) Выбор объекта интеграции.

2) Отбор компонентов интеграции.

3) Отбор материала.

4) Выбор структуры занятия.

5) Отбор методов интегрирования.

Отбор компонентов интеграции

        В интегрированном занятии могут объединяться содержания из различных  областей: природа, художественная литература, произведения изобразительного искусства и музыка, явления и события окружающей действительности.

        Использование в практике работы с детьми данных методических рекомендаций позволит педагогам наиболее успешно развивать ребенка, так как интегрированное занятие решает не множество отдельных задач, а их совокупность, что усиливает восприятие ребенком материала, предложенного взрослым.

Формы занятий различны, но в каждом имеется достаточно материала для упражнения «деятельных сил» ребенка, данных ему от природы. Тщательно подготовленные педагогами интегрированные занятия показывают профессионализм, мастерство и одухотворенность личностного общения с детьми; дети положительно воспринимают педагога (уважают, любят, доверяют). И педагоги, в свою очередь, больше дадут детям, если откроются им как личность многогранная и увлеченная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования

Данный материал . готовился как выступление на педагогических чтениях"Современное образование от передачи знаний к самостоятельному мышлению".  Проблему научного понимания интеграции в обра...

Статья "Развитие речевого творчества дошкольников через театральную деятельность."

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное, волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «ск...

Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования

   Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения. Однако на всех этапах развития общества следует уделять особое внимание качественной подго...

Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования

В данном материале обсуждается  реализация  интегрированного подхода в ррамках ФГТ в ДОУ,...

ПУБЛИКАЦИЯ: "ИНТЕГРАЦИЯ КАК ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Актуальность интегрированных занятий состоит в том, что происходит дифференциация возможностей педагогического коллектива в подходах к построению оптимальной модели воспитательно-образовательного проц...

«Формирование экологической культуры дошкольников через исследовательскую деятельность в ведение дошкольников в мир проблемных ситуаций». ( для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет)

Цель: Формировать экологическую культуры дошкольников через исследовательскую деятельность.Задачи: Учить наблюдать, видеть причинно - следственные связи, ставить цель, выдвигать гипотезы, находить реш...