Главные вкладки

    Конспект практического занятия для родителей в старшей группе ДОУ "Техника предоставления обратной связи ребенку"
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    Медведева Светлана Александровна

    Практическое занятие педагога-психолога с родителями на тему: «Учимся эффективно общаться с ребенком: техника предоставления детям обратной связи относительно их деятельности» (родительское собрание в старшей группе детского сада)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание

    Старшая группа

    Практическое занятие с педагогом-психологом

    «Учимся эффективно общаться с ребенком: техника предоставления детям обратной связи относительно их деятельности»

    Задачи:

    1. Познакомить родителей с таким элементом психологически грамотного взаимодействия с ребенком, как оценка в форме обратной связи.
    2. Обучить участников технике предоставления детям обратной связи относительно их деятельности («Ты-сообщение»)

    Материалы:

    Небольшая игрушка; мольберт; схема «Проблемные области пространства детско-взрослых отношений»; листы бумаги (половина листа А4) на каждого участника; карандаши; памятки «Типичные ошибки, которые совершают взрослые, оценивая детей»; схема обратной связи относительно деятельности ребенка «Ты-сообщение»; карточки с заданиями «Формулировка «Ты-сообщения».

    Ход занятия:

    1. Приветствие

    Участники сидят в кругу, у ведущего в руках игрушка. Необходимо по очереди, передавая по кругу игрушку, назвать свое имя и сегодняшнее настроение. Каждый следующий участник должен повторить имя и настроение соседа, затем назвать свое.

    1. Информация «Проблемные области пространства детско-взрослых отношений»

    Ведущий выставляет на мольберт одноименную схему.

    - Наблюдения за взрослыми и детьми, манерой их общения между собой, беседы с родителями и педагогами позволяют очертить небольшой круг проблем, с которыми они наиболее часто сталкиваются и которые препятствуют их эффективному взаимодействию.

    К таким проблемным областям и сгруппированным вокруг них жалобам и запросам можно отнести следующие:

    • Оценка активности ребенка (Как правильно оценивать ребенка? Должен ли я всегда его хвалить, независимо от успехов? Как указывать ребенку на его ошибки, чтобы он научился сам их исправлять?)
    • Умение слушать друг друга (Он стал такой скрытный, что мне делать? Ребенок не умеет меня слушать – кажется, он безразличен ко всему, что я ему говорю. Она никогда не рассказывает дома, как прошел день в детском саду)
    • Установление границ поведения детей, правил и запретов (Как сделать ребенка послушным? Он совсем вышел из-под контроля. Какие методы наказания наиболее действенны?)

    В каждой из этих сторон взаимодействия взрослых и детей риск совершить ошибку довольно велик. Как показывает практика работы, именно здесь родители и педагоги допускают «психологические промахи» - неправильно оценивают ребенка, не всегда способны его выслушать и попытаться понять, слишком жестко или, наоборот, лояльно относятся к проблеме установления для детей правил и норм поведения.

    Сегодня мы с вами рассмотрим такой элемент психологически грамотного взаимодействия взрослых с детьми, как оценка, ведь это одно из главных средств воздействия на ребенка, а также основа для формирования самооценки ребенка.

    1. Упражнение «Словарь оценок»

    Ведущий раздает участникам листы бумаги (половина листа А4).

    - Предлагаю вам составить «Словарь оценок». Лицевую сторону листа обозначьте сверху знаком «+», а обратную – знаком «-». На стороне со знаком «+» запишите те слова и выражения, которые используются для положительной оценки деятельности детей. на стороне со знаком «-» - слова и выражения, которые содержат отрицательную оценку их деятельности. Бланки не подписываются, каждый может писать любые слова или фразы, которые употребляет, оценивая детей.

    После 5 минут работы листы бумаги собираются, ведущий зачитывает сначала все положительные, затем все отрицательные оценки детской деятельности.

    1. Информация «Типичные ошибки, которые совершают взрослые, оценивая детей»

    - Можно назвать несколько типичных ошибок, которые совершают взрослые, оценивая детей:

    • Оценка не содержит критериев оценивания («Молодец!», «Умница!», «Хорошо»).
    • Оценивается личность ребенка в целом, а не отдельные действия («Разиня», «Неряха», «Неумейка»).
    • Преобладает отрицательная оценка над положительной, либо, наоборот, дается ребенку только позитивная завышенная оценка, независимо от его реальных достижений.
    • Оценивая ребенка, его сравнивают с другими детьми, и, как правило, такое сравнение осуществляется не в его пользу.
    • Взрослые не различают области оценивания (поведение ребенка и деятельность) и используют одни и те же оценки.

    1. Информация «Обратная связь относительно деятельности ребенка»

    - Можно выделить две относительно самостоятельные и разноплановые формы активности детей – это целенаправленная деятельность (продуктивная, трудовая, игровая, учебная) и поведение. Оценка взрослого должна побуждать ребенка к улучшению результата или изменению поведения. Мы сейчас поподробнее рассмотрим вопрос о том, каким образом нужно давать обратную связь дошкольнику относительно его деятельности.

    Ведущий выставляет на мольберт схему обратной связи относительно деятельности ребенка.

    - Деятельность ребенка складывается из отдельных действий, отвечающих определенным целям, и усилий, направленных на выполнение действий на необходимом для получения результата уровне. Чтобы выразить одобрение (или неодобрение) действиям ребенка, взрослый просто описывает, что тот сделал и объясняет, почему это было успешным (или неуспешным), подкрепляя свои слова описанием положительных (или отрицательных) результатов. Это общий алгоритм обратной связи. Эту форму обратной связи условно можно назвать «Ты-сообщением», т.к. оно обращено к ребенку и адресует ему ответственность за свои действия и результат деятельности.

    1. Практическая групповая работа «Техника обратной связи относительно деятельности ребенка – «Ты-сообщение»

    - Мы сейчас с помощью практического упражнения потренируемся давать обратную связь относительно деятельности дошкольника. Разделимся на три группы. Каждая группа получит карточку с описанием ситуации, касающейся определенной деятельности дошкольника. Ваша задача: сформулировать обратную связь в виде «Ты-сообщения», опираясь на предложенную схему.

    Ситуация 1: Вы дали ребенку задание – срисовать простой рисунок с вашего образца по клеточкам (например, домик). Вы вместе с ним рассмотрели, из скольких клеточек состоит высота и ширина домика и его крыши. Ребенок выполнил задание, в результате чего получился ровный и красивый рисунок точно по образцу.

    (Ты внимательно рассмотрел, как рисовать домик и старался рисовать прямые линии по клеточкам, как я говорила. Поэтому у тебя получился ровный и красивый рисунок).

    Ситуация 2: Ваш ребенок решил слепить из пластилина Зайчика. Он заранее не распределил пропорционально куски пластилина, поэтому у его Зайчика получилась слишком большая голова, не соответствующая туловищу.

    (Ты поторопился и заранее не распределил куски пластилина, поэтому у Зайчика получилась слишком большая голова, а туловище маленькое: оно не сможет держать такую голову, и Зайчик может упасть)

    Ситуация 3: Ваш ребенок, ежедневно приходя из детского сада, привык переодеваться где попало. Это порой приводило к тому, что утром он не мог сразу найти нужную одежду, или одежда оказывалась мятой. И вдруг в один из дней ребенок аккуратно повесил свою одежду на стульчик.

    (Вчера вечером ты постарался и аккуратно повесил свою одежду на стульчик, поэтому сегодня утром тебе не пришлось искать свои вещи, и ты очень быстро оделся, причем твои вещи не помяты и их не надо переглаживать).

    Участники выполняют задание, после чего презентуют результаты обсуждения.

    Вывод: - Мы сегодня познакомились с техникой обратной связи «Ты-сообщение», которая является эффективной для оценки деятельности ребенка. Во-первых, она задает критерии оценивания: описывая действия ребенка и результат их выполнения, мы даем ему понять, что он сделал верно, а что неверно. Во-вторых, такая обратная связь не вызывает у ребенка негативных эмоций и не навешивает на него каких-то оценочных ярлыков. Взрослый при этом выступает, с одной стороны, в роли эксперта деятельности ребенка, с другой – в роли партнера. В-третьих, обратная связь способствует формированию у ребенка способности к самоконтролю и саморегуляции, побуждая его к самостоятельной коррекции своей деятельности.

    Литература:

    Павлов И.В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 87 с.

    Ситуация: Вы дали ребенку задание – срисовать простой рисунок с вашего образца по клеточкам (например, домик). Вы вместе с ним рассмотрели, из скольких клеточек состоит высота и ширина домика и его крыши. Ребенок выполнил задание, в результате чего получился ровный и красивый рисунок точно по образцу.

    Сформулируйте обратную связь в виде «Ты-сообщения».

    _______________________________________________

    Ситуация: Ваш ребенок решил слепить из пластилина Зайчика. Он заранее не распределил пропорционально куски пластилина, поэтому у его Зайчика получилась слишком большая голова, не соответствующая туловищу.

    Сформулируйте обратную связь в виде «Ты-сообщения».

    _______________________________________________

    Ситуация: Ваш ребенок, ежедневно приходя из детского сада, привык переодеваться где попало. Это порой приводило к тому, что утром он не мог сразу найти нужную одежду, или одежда оказывалась мятой. И вдруг в один из дней ребенок аккуратно повесил свою одежду на стульчик.

    Сформулируйте обратную связь в виде «Ты-сообщения».

    Памятка для родителей

    Типичные ошибки, которые совершают взрослые, оценивая детей

    • Оценка не содержит критериев оценивания («Молодец!», «Умница!», «Хорошо»).
    • Оценивается личность ребенка в целом, а не отдельные действия («Разиня», «Неряха», «Неумейка»).
    • Преобладает отрицательная оценка над положительной, либо, наоборот, дается ребенку только позитивная завышенная оценка, независимо от его реальных достижений.
    • Оценивая ребенка, его сравнивают с другими детьми, и, как правило, такое сравнение осуществляется не в его пользу.
    • Взрослые не различают области оценивания (поведение ребенка и деятельность) и используют одни и те же оценки.

    Можно выделить две относительно самостоятельные и разноплановые формы активности детей – это целенаправленная деятельность (продуктивная, трудовая, игровая, учебная) и поведение. Оценка взрослого должна побуждать ребенка к улучшению результата или изменению поведения.

    Обратная связь дошкольнику относительно его деятельности «Ты-сообщение»

    Деятельность ребенка складывается из отдельных действий, отвечающих определенным целям, и усилий, направленных на выполнение действий на необходимом для получения результата уровне.

    Чтобы выразить одобрение (или неодобрение) действиям ребенка, взрослый просто описывает, что тот сделал и объясняет, почему это было успешным (или неуспешным), подкрепляя свои слова описанием положительных (или отрицательных) результатов. Это общий алгоритм обратной связи. Эту форму обратной связи условно можно назвать «Ты-сообщением», т.к. оно обращено к ребенку и адресует ему ответственность за свои действия и результат деятельности.

    Техника обратной связи «Ты-сообщение» является эффективной для оценки деятельности ребенка. Во-первых, она задает критерии оценивания: описывая действия ребенка и результат их выполнения, мы даем ему понять, что он сделал верно, а что неверно. Во-вторых, такая обратная связь не вызывает у ребенка негативных эмоций и не навешивает на него каких-то оценочных ярлыков. Взрослый при этом выступает, с одной стороны, в роли эксперта деятельности ребенка, с другой – в роли партнера. В-третьих, обратная связь способствует формированию у ребенка способности к самоконтролю и саморегуляции, побуждая его к самостоятельной коррекции своей деятельности.


    Схема обратной связи относительно деятельности ребенка

    «Ты-сообщение»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия для родителей в старшей группе.

    Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей,пришла к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка являетс одной из сложных сторон деятельности логопеда. В настоящее время востребованым я...

    Конспект практического занятия для родителей "Как у детей закрепляется неправильное поведение"

    В практическом занятии затрагивается актуальная для родителей тема детского послушания (непослушания), установления границ дозволенного, вопрос о механизме закрепления неправильного поведения, о систе...

    Конспект интегрированного занятия для родителей в старшей группе «Путешествие в страну фольклора»

    Цели:Образовательные: Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора; закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.Развивающие: Развивать любознательность, реч...

    Конспект активного занятия с родителями воспитанников старшей группы «Добрые друзья» по программе «Социокультурные истоки»

    Данная работа с родителями направлена на повышение компетенций родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания. Данный конспект активного занятия разработан согласно методическим рекомендациям ...

    Конспект открытого занятия для родителей в старшей группе «Путешествие в страну математики»

    Давайте, ребята, учиться считать!Запомните все, что без точного счетаНе сдвинется с места любая работа,Без счета не будет на улице света,Без счета не сможет подняться ракета,И в прятки сыграть не суме...

    Конспект практического занятия для родителей «Ребенок в мире сверстников»

    Практическое занятие направлено на решение задач повышения компетентности родителей по вопросу особенностей общения детей 4 – 6 лет со сверстниками, развития родительской рефлексивности....

    Конспект активного занятия с родителями воспитанников старшей группы «Добрые друзья» по программе «Социокультурные истоки»

    усвоение детьми моральных и нравственных ценностей таких, как любовь, доброта, верность, доверие, уважение, искренность, умение уступать, прощать и жить в согласии...