Конспект практического занятия для родителей в старшей группе ДОУ "Техника предоставления обратной связи ребенку"
методическая разработка по психологии
Практическое занятие педагога-психолога с родителями на тему: «Учимся эффективно общаться с ребенком: техника предоставления детям обратной связи относительно их деятельности» (родительское собрание в старшей группе детского сада)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskoe_zanyatie-obratnaya_svyaz_deyatelnosti_rebenka-starshaya_gruppa.docx | 60.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Старшая группа
Практическое занятие с педагогом-психологом
«Учимся эффективно общаться с ребенком: техника предоставления детям обратной связи относительно их деятельности»
Задачи:
- Познакомить родителей с таким элементом психологически грамотного взаимодействия с ребенком, как оценка в форме обратной связи.
- Обучить участников технике предоставления детям обратной связи относительно их деятельности («Ты-сообщение»)
Материалы:
Небольшая игрушка; мольберт; схема «Проблемные области пространства детско-взрослых отношений»; листы бумаги (половина листа А4) на каждого участника; карандаши; памятки «Типичные ошибки, которые совершают взрослые, оценивая детей»; схема обратной связи относительно деятельности ребенка «Ты-сообщение»; карточки с заданиями «Формулировка «Ты-сообщения».
Ход занятия:
- Приветствие
Участники сидят в кругу, у ведущего в руках игрушка. Необходимо по очереди, передавая по кругу игрушку, назвать свое имя и сегодняшнее настроение. Каждый следующий участник должен повторить имя и настроение соседа, затем назвать свое.
- Информация «Проблемные области пространства детско-взрослых отношений»
Ведущий выставляет на мольберт одноименную схему.
- Наблюдения за взрослыми и детьми, манерой их общения между собой, беседы с родителями и педагогами позволяют очертить небольшой круг проблем, с которыми они наиболее часто сталкиваются и которые препятствуют их эффективному взаимодействию.
К таким проблемным областям и сгруппированным вокруг них жалобам и запросам можно отнести следующие:
- Оценка активности ребенка (Как правильно оценивать ребенка? Должен ли я всегда его хвалить, независимо от успехов? Как указывать ребенку на его ошибки, чтобы он научился сам их исправлять?)
- Умение слушать друг друга (Он стал такой скрытный, что мне делать? Ребенок не умеет меня слушать – кажется, он безразличен ко всему, что я ему говорю. Она никогда не рассказывает дома, как прошел день в детском саду)
- Установление границ поведения детей, правил и запретов (Как сделать ребенка послушным? Он совсем вышел из-под контроля. Какие методы наказания наиболее действенны?)
В каждой из этих сторон взаимодействия взрослых и детей риск совершить ошибку довольно велик. Как показывает практика работы, именно здесь родители и педагоги допускают «психологические промахи» - неправильно оценивают ребенка, не всегда способны его выслушать и попытаться понять, слишком жестко или, наоборот, лояльно относятся к проблеме установления для детей правил и норм поведения.
Сегодня мы с вами рассмотрим такой элемент психологически грамотного взаимодействия взрослых с детьми, как оценка, ведь это одно из главных средств воздействия на ребенка, а также основа для формирования самооценки ребенка.
- Упражнение «Словарь оценок»
Ведущий раздает участникам листы бумаги (половина листа А4).
- Предлагаю вам составить «Словарь оценок». Лицевую сторону листа обозначьте сверху знаком «+», а обратную – знаком «-». На стороне со знаком «+» запишите те слова и выражения, которые используются для положительной оценки деятельности детей. на стороне со знаком «-» - слова и выражения, которые содержат отрицательную оценку их деятельности. Бланки не подписываются, каждый может писать любые слова или фразы, которые употребляет, оценивая детей.
После 5 минут работы листы бумаги собираются, ведущий зачитывает сначала все положительные, затем все отрицательные оценки детской деятельности.
- Информация «Типичные ошибки, которые совершают взрослые, оценивая детей»
- Можно назвать несколько типичных ошибок, которые совершают взрослые, оценивая детей:
- Оценка не содержит критериев оценивания («Молодец!», «Умница!», «Хорошо»).
- Оценивается личность ребенка в целом, а не отдельные действия («Разиня», «Неряха», «Неумейка»).
- Преобладает отрицательная оценка над положительной, либо, наоборот, дается ребенку только позитивная завышенная оценка, независимо от его реальных достижений.
- Оценивая ребенка, его сравнивают с другими детьми, и, как правило, такое сравнение осуществляется не в его пользу.
- Взрослые не различают области оценивания (поведение ребенка и деятельность) и используют одни и те же оценки.
- Информация «Обратная связь относительно деятельности ребенка»
- Можно выделить две относительно самостоятельные и разноплановые формы активности детей – это целенаправленная деятельность (продуктивная, трудовая, игровая, учебная) и поведение. Оценка взрослого должна побуждать ребенка к улучшению результата или изменению поведения. Мы сейчас поподробнее рассмотрим вопрос о том, каким образом нужно давать обратную связь дошкольнику относительно его деятельности.
Ведущий выставляет на мольберт схему обратной связи относительно деятельности ребенка.
- Деятельность ребенка складывается из отдельных действий, отвечающих определенным целям, и усилий, направленных на выполнение действий на необходимом для получения результата уровне. Чтобы выразить одобрение (или неодобрение) действиям ребенка, взрослый просто описывает, что тот сделал и объясняет, почему это было успешным (или неуспешным), подкрепляя свои слова описанием положительных (или отрицательных) результатов. Это общий алгоритм обратной связи. Эту форму обратной связи условно можно назвать «Ты-сообщением», т.к. оно обращено к ребенку и адресует ему ответственность за свои действия и результат деятельности.
- Практическая групповая работа «Техника обратной связи относительно деятельности ребенка – «Ты-сообщение»
- Мы сейчас с помощью практического упражнения потренируемся давать обратную связь относительно деятельности дошкольника. Разделимся на три группы. Каждая группа получит карточку с описанием ситуации, касающейся определенной деятельности дошкольника. Ваша задача: сформулировать обратную связь в виде «Ты-сообщения», опираясь на предложенную схему.
Ситуация 1: Вы дали ребенку задание – срисовать простой рисунок с вашего образца по клеточкам (например, домик). Вы вместе с ним рассмотрели, из скольких клеточек состоит высота и ширина домика и его крыши. Ребенок выполнил задание, в результате чего получился ровный и красивый рисунок точно по образцу.
(Ты внимательно рассмотрел, как рисовать домик и старался рисовать прямые линии по клеточкам, как я говорила. Поэтому у тебя получился ровный и красивый рисунок).
Ситуация 2: Ваш ребенок решил слепить из пластилина Зайчика. Он заранее не распределил пропорционально куски пластилина, поэтому у его Зайчика получилась слишком большая голова, не соответствующая туловищу.
(Ты поторопился и заранее не распределил куски пластилина, поэтому у Зайчика получилась слишком большая голова, а туловище маленькое: оно не сможет держать такую голову, и Зайчик может упасть)
Ситуация 3: Ваш ребенок, ежедневно приходя из детского сада, привык переодеваться где попало. Это порой приводило к тому, что утром он не мог сразу найти нужную одежду, или одежда оказывалась мятой. И вдруг в один из дней ребенок аккуратно повесил свою одежду на стульчик.
(Вчера вечером ты постарался и аккуратно повесил свою одежду на стульчик, поэтому сегодня утром тебе не пришлось искать свои вещи, и ты очень быстро оделся, причем твои вещи не помяты и их не надо переглаживать).
Участники выполняют задание, после чего презентуют результаты обсуждения.
Вывод: - Мы сегодня познакомились с техникой обратной связи «Ты-сообщение», которая является эффективной для оценки деятельности ребенка. Во-первых, она задает критерии оценивания: описывая действия ребенка и результат их выполнения, мы даем ему понять, что он сделал верно, а что неверно. Во-вторых, такая обратная связь не вызывает у ребенка негативных эмоций и не навешивает на него каких-то оценочных ярлыков. Взрослый при этом выступает, с одной стороны, в роли эксперта деятельности ребенка, с другой – в роли партнера. В-третьих, обратная связь способствует формированию у ребенка способности к самоконтролю и саморегуляции, побуждая его к самостоятельной коррекции своей деятельности.
Литература:
Павлов И.В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 87 с.
Ситуация: Вы дали ребенку задание – срисовать простой рисунок с вашего образца по клеточкам (например, домик). Вы вместе с ним рассмотрели, из скольких клеточек состоит высота и ширина домика и его крыши. Ребенок выполнил задание, в результате чего получился ровный и красивый рисунок точно по образцу.
Сформулируйте обратную связь в виде «Ты-сообщения».
_______________________________________________
Ситуация: Ваш ребенок решил слепить из пластилина Зайчика. Он заранее не распределил пропорционально куски пластилина, поэтому у его Зайчика получилась слишком большая голова, не соответствующая туловищу.
Сформулируйте обратную связь в виде «Ты-сообщения».
_______________________________________________
Ситуация: Ваш ребенок, ежедневно приходя из детского сада, привык переодеваться где попало. Это порой приводило к тому, что утром он не мог сразу найти нужную одежду, или одежда оказывалась мятой. И вдруг в один из дней ребенок аккуратно повесил свою одежду на стульчик.
Сформулируйте обратную связь в виде «Ты-сообщения».
Памятка для родителей
Типичные ошибки, которые совершают взрослые, оценивая детей
- Оценка не содержит критериев оценивания («Молодец!», «Умница!», «Хорошо»).
- Оценивается личность ребенка в целом, а не отдельные действия («Разиня», «Неряха», «Неумейка»).
- Преобладает отрицательная оценка над положительной, либо, наоборот, дается ребенку только позитивная завышенная оценка, независимо от его реальных достижений.
- Оценивая ребенка, его сравнивают с другими детьми, и, как правило, такое сравнение осуществляется не в его пользу.
- Взрослые не различают области оценивания (поведение ребенка и деятельность) и используют одни и те же оценки.
Можно выделить две относительно самостоятельные и разноплановые формы активности детей – это целенаправленная деятельность (продуктивная, трудовая, игровая, учебная) и поведение. Оценка взрослого должна побуждать ребенка к улучшению результата или изменению поведения.
Обратная связь дошкольнику относительно его деятельности «Ты-сообщение»
Деятельность ребенка складывается из отдельных действий, отвечающих определенным целям, и усилий, направленных на выполнение действий на необходимом для получения результата уровне.
Чтобы выразить одобрение (или неодобрение) действиям ребенка, взрослый просто описывает, что тот сделал и объясняет, почему это было успешным (или неуспешным), подкрепляя свои слова описанием положительных (или отрицательных) результатов. Это общий алгоритм обратной связи. Эту форму обратной связи условно можно назвать «Ты-сообщением», т.к. оно обращено к ребенку и адресует ему ответственность за свои действия и результат деятельности.
Техника обратной связи «Ты-сообщение» является эффективной для оценки деятельности ребенка. Во-первых, она задает критерии оценивания: описывая действия ребенка и результат их выполнения, мы даем ему понять, что он сделал верно, а что неверно. Во-вторых, такая обратная связь не вызывает у ребенка негативных эмоций и не навешивает на него каких-то оценочных ярлыков. Взрослый при этом выступает, с одной стороны, в роли эксперта деятельности ребенка, с другой – в роли партнера. В-третьих, обратная связь способствует формированию у ребенка способности к самоконтролю и саморегуляции, побуждая его к самостоятельной коррекции своей деятельности.
Схема обратной связи относительно деятельности ребенка
«Ты-сообщение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия для родителей в старшей группе.
Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей,пришла к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка являетс одной из сложных сторон деятельности логопеда. В настоящее время востребованым я...
Конспект интегрированного занятия для родителей в старшей группе «Путешествие в страну фольклора»
Цели:Образовательные: Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора; закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.Развивающие: Развивать любознательность, реч...
Конспект активного занятия с родителями воспитанников старшей группы «Добрые друзья» по программе «Социокультурные истоки»
Данная работа с родителями направлена на повышение компетенций родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания. Данный конспект активного занятия разработан согласно методическим рекомендациям ...
Конспект открытого занятия для родителей в старшей группе «Путешествие в страну математики»
Давайте, ребята, учиться считать!Запомните все, что без точного счетаНе сдвинется с места любая работа,Без счета не будет на улице света,Без счета не сможет подняться ракета,И в прятки сыграть не суме...
Конспект активного занятия с родителями воспитанников старшей группы «Добрые друзья» по программе «Социокультурные истоки»
усвоение детьми моральных и нравственных ценностей таких, как любовь, доброта, верность, доверие, уважение, искренность, умение уступать, прощать и жить в согласии...
Конспект открытого занятия для родителей в старшей группе «Добрым быть совсем не просто»
Конспект открытого занятия для родителей в старшей группе«Добрым быть совсем не просто»...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Прямой и обратный счет в пределах 10»
Конспект занятия по математике в старшей группе«Прямой и обратный счет в пределах 10» Цель: Создание условий для знакомства с прямым и обратным счетом в пределах 10Задачи:1) Закрепить...