Конспект интегрированного занятия для родителей в старшей группе «Путешествие в страну фольклора»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Потапенко Евгения Николаевна

Цели:

Образовательные: Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора; закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.

Развивающие: Развивать любознательность, речевые умения.

 Воспитательные: Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.

Словарная работа:

 Активизация: потешки, прибаутки, скороговорки, завалинки.

 Обогащение: фольклор.

Предварительная работа: Знакомство с жанрами и видами русского народного творчества (заучивание пословиц, поговорок, потешек, чтение сказок).

Оборудование:  ноутбук, маршрутная карта, письмо, сундучок, костюм для дедушки Фольклора, Петрушка - игрушка,  Говоруша,   дерево с яблоками, листочки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_folklora.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД  №10 «ОГОНЕК»

Конспект   интегрированного занятия для родителей в старшей группе                                                                «Путешествие в страну фольклора»

                                             

                                             

                                             

                                              Воспитатель:

                                                                           Потапенко Евгения

                                                                           Николаевна  

                                      Топки  2016г.

Цели:

Образовательные: Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора; закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.

Развивающие: Развивать любознательность, речевые умения.

 Воспитательные: Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.

Словарная работа:

 Активизация: потешки, прибаутки, скороговорки, завалинки.

 Обогащение: фольклор.

Предварительная работа: Знакомство с жанрами и видами русского народного творчества (заучивание пословиц, поговорок, потешек, чтение сказок).

Оборудование:  ноутбук, маршрутная карта, письмо, сундучок, костюм для дедушки Фольклора, Петрушка - игрушка,  Говоруша,   дерево с яблоками, листочки.

Ход занятия

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живём?

Дети: Россия.

(Показать на карте её местонахождения, обратить внимание на большую территорию) .

Воспитатель: Как называют людей которые живут в России? Что есть у каждой страны? (герб, флаг, гимн). Кто управляет нашей страной?(президент). Какое дерево является символом нашей сраны? (береза) Кто знает, как называется область России, где мы с вами живём?

Дети: Кемеровская область (Показать на карте России).

Воспитатель: О Кемеровской области,  знают не только в России, но и в других странах: Америке, Англии, Германии.

Воспитатель: Чем же знаменита  Кемеровская область? Почему о ней знают люди во многих странах? Чем она богата?                                                                                       Ответы детей: Знаменита углем, единственным в России музеем угля, детской железной дорогой, Томской писаницей,  и т.д.

Воспитатель: А ещё наш край богат фольклором. А вы знаете, что такое фольклор.

Дети: Это песни,  пословицы, поговорки,  потешки,  прибаутки, загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки.

Воспитатель: А кто их сочинил?

Дети: Народ.

Основная часть:

Воспитатель:

 Как у нас уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал,

Сам народ для себя песни – шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

(Раздаётся стук в дверь, вносят сундучок).

Вос-ль: Дети, нам сундучок принесли. Кто мог его передать? Давайте откроем сундучок и узнаем, от кого он.

(Воспитатель открывает сундучок и достаёт маршрутную карту и письмо).

Вос-ль: Вот так чудо! Посмотрите, какая-то карта. Да здесь ещё письмо (читает).

Здравствуйте, дорогие внучата!

Я очень скучаю и жду вас в гости.

А чтоб вы не сбились с пути,

Посылаю вам маршрутную карту.

Вас ждут чудеса.

Желаю вам удачи!

В добрый час и до встречи! Ваш дедушка «Фольклор».

Вос-ль: Интересное послание. И имя очень странное у дедушки – Фольклор. Мы с вами знаем, что такое фольклор? (ответы детей)

Вос-ль: И мы сегодня попутешествуем по нашему родному краю и лучше познакомимся с нашим фольклором.

Наш путь не лёгкий и не близкий.

Ой, здесь какие-то квадратики, картинки, стрелочки.

Что это значит? (рассматривают)

Дети: Это план нашего путешествия!

Вос-ль: Всё очень просто. Вперёд!

Куда указывает первая стрелочка?

Дети: Стрелочка указывает, что квадрат и вопросительным знаком. Это означает какой-то вопрос, загадку.

Вос-ль: Мы пришли в «Переулок загадок», но кто нам их загадает?

Ой, кто-то сидит. Здравствуйте, вы кто?

Говорушка: Я внучка дедушки Фольклора.  Долго ждать не могла, так как много дел у меня. А для вас я приготовила загадки. Если вы их отгадаете, то сможете идти дальше к следующему перекрёстку. Желаю успехов!

• Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)

Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это солнце? Объясните пожалуйста. (Ответы детей)

Говоруша: Будьте внимательны, отгадывая следующие загадки!

• Не матушка родима, а гостинцем наделила (яблоко)

• Всегда во рту, а не проглотишь (язык)

• Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса)

Вос-ль: Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы! Можно идти дальше. Куда указывает нам стрелочка?

Квадрат, в котором нарисован ротик и язычок. Что же это значит? А вот указатель (Читает) «Перекрёсток скороговорок». Разомнем наши язычки!

Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем.

Дети, вы знаете скороговорки? А какие вы знаете скороговорки?

Проговорите их.

* Три вороны на воротах.

* У Ёлки иголки колки

* У ужа ужата, а у ежа ежата.                                                                                                                                      * Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.

*Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой.

*Сеня в сени сено вез.

* Есть у елочки подружки разноцветные игрушки.

*У осы не усы, не усищи, а усики.

Вос-ль: Хороши ваши язычки, справились со скороговорками. А теперь идём дальше.

На карте стрелочка указывает на квадрат с листочком. А вот указатель «Улица поговорок и пословиц». (на полу разбросаны листочки)

Вос-ль: Как много листьев нападало! Соберём листочки?

Вос-ль: Ой, здесь на листочках написаны поговорки и пословицы, но не полностью.

Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, есть про труд, работу, есть про дом, хозяйство, про людские отношения.

Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки.

Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.

Вот послушайте русские пословицы.

*Щи да каша (еда наша)

* Что на уме (то и на языке)

* Хорошо в гостях, (а дома лучше)

*Старый друг (лучше новых двух)

* Без труда не (появится еда)

* Ученье – свет (а не ученье - тьма)

*Не копай ямы другому : (сам в нее попадешь)

* Яйцо не учит… (курицу)

* Всякому мила (своя сторона)

*Мала Пчела да и та (работает)

Вос-ль: Хорошая получилась игра. Пословицы и поговорки вы знаете. Молодцы! Продолжаем путь дальше.

На стульчике сидит Петрушка. Воспитатель обращает внимание на него.

Воспитатель: Ой, кто это? Как тебя зовут?

Петрушка:(голос в записи)

 Я Петрушка – весельчак,

Могу делать так и так!

Распотешу я вас.

Наступил веселья час!

Вы, ребята, не скучайте,

Мне, Петрушке, помогайте.

Физминутка

                                        "Солнце спит и небо спит"
Солнце спит и небо спит, (Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.)
Даже ветер не шумит. (Качаем поднятыми вверх руками.)
Рано утром солнце встало, (Подняли руки вверх, потянулись.)
Все лучи свои послало. (Качаем поднятыми вверх руками.)
Вдруг повеял ветерок, (Качаем раскрытыми в сороны руками.)
Небо тучей заволок, (Закрыли лицо руками.)
И деревья раскачал. (Качание туловища влево-вправо.)
Дождь по крышам застучал, (Прыжки на месте.)

Барабанит дождь по крышам, (Хлопаем в ладоши.)
Солнце клонится все ниже. (Наклоны вперед.)
Вот и спряталось за тучи, (Приседаем.)
Ни один не виден лучик. (Встали, спрятали руки за спину.)

Вос-ль: Кто хочет быть подружкой весёлому Петрушке?  Расскажем, дети, Петрушке потешки.

          Потешки:

А у нас есть ложки                                                                                                            

Волшебные немножко

Вот тарелка, вот еда

Не останется следа.

Вос-ль: Ребята, кто ещё знает потешку?

Федул, чего губы надул?

Кафтан прожёг!

Починить можно?

Да иглы нет!

А велика ли дыра?

Остались ворот да рукава.

Вос-ль: А кто ещё знает какие-нибудь потешки?

(Дети рассказывают свои любимые потешки «Божия коровка», «Водичка…», «Ладушки»).

Вос-ль: Смотрите, мы все веселимся, а Петрушка что-то загрустил. Почему ты грустишь?

Петрушка: Мне с вами так весело! А один я вновь скучать начну.

Вос-ль: Может возьмём с собой Петрушку в дорогу, чтоб он не грустил?

Смотрите, стрелочка на карте показывает на дерево. Где же оно? (Дети показывают дерево).

Во-ль: Да, на нём мы видим указатель: «Аллея сказок».

Дерево с яблоками.

Ребята, а из какой сказки это дерево?

«Съешь моего наливного яблочка…».

Дети: Из сказки «Гуси – лебеди».

Вос-ль: Мы с вами тоже сорвём по одному яблочку, и может быть, быстрее доберёмся до дедушки Фольклора. Яблочки - то ведь непростые!

(Дети срывают яблоки по очереди, отдают воспитателю).

 Что же на них написано? Всё понятно – загадки про сказки. Слушайте внимательно.

Сказочные загадки

1 Красна девица грустна:                                
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка ( Снегурочка)

2 Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

3 На ступе волшебной старуха летит
Так быстро, что ветер за нею свистит.
Живет она в сказочной, земной глуши –
Ты имя старухи назвать поспеши! (Баба Яга) 

4  Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне ( Емеля)

5 Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (семеро козлят) 

6 А этот сказочный злодей 
Наводит ужас на людей.
Невест он любит похищать,
В подвалах золото держать,
Он не боится никого!
Скажите, как зовут его? (Кащей бессмертный) 

7  Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …(Медведь)

8 Скачет лошадь не простая,
Чудо грива золотая,
По горам парнишку носит,
Но никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок,
Удивительный конек,
Удивительный конек.
По прозванью…(Горбунок)

9 Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей (Соловей разбойник)

Вос-ль: Ребята, вы отлично справились с заданием! Пришло время поиграть.

У нас в старину любили играть в игру «Баба- Яга». Давайте и мы поиграем.

Сначала надо выбрать водящего. Кто знает считалку?

На злотом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной…

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай

Добрых и честных людей!

Дети  встают в круг, хором поют:

(Баба – Яга в кругу)

Баба - Яга костяная нога                                                                                                    

С печки упала, ногу сломала (ходят по кругу)

Пошла в огород, (подходят к Б.Я)

испугала народ (отходят назад)

Побежала в баньку,  (подходят к Б.Я)

испугала зайку (убегают).

Вос-ль: На карте осталось только одна дорожка. Куда она ведёт, не знаю. Дедушки Фольклора не видно. Смотрите дом, может он в нём? Давайте постучимся.

(Дети подходят к домику, стучат. Выходит дедушка Фольклор).

Дед Фольклор: Здравствуйте, дорогие внучата. Вот мы и встретились. Очень рад нашей встрече.

Вы прошли нелёгкий путь, добираясь до меня.

Как в народе говорят: Кончил дело – гуляй смело!

Преодолевая препятствия вы вспомнили,  что такое фольклор, вспомнили  потешки, пословицы, загадки.

Кончилось веселье –

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Сладостями угощайтесь!

(Воспитатель и дети благодарят дедушку Фольклора и прощаются).

(Подведение итога НОД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики»

Конспект занятия по областям: конструирование, познание, коммуникация...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие по разным странам»

Цель занятия -развитие познавательного процесса  у детей дошкольного возраста посредством музыки. Познакомить детей с культурой  различных стран  мира.Задачи: 1.Расширять представл...

Конспект открытого занятия для родителей в старшей группе «Путешествие в страну математики»

Давайте, ребята, учиться считать!Запомните все, что без точного счетаНе сдвинется с места любая работа,Без счета не будет на улице света,Без счета не сможет подняться ракета,И в прятки сыграть не суме...

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в волшебную страну»

Цель: Закрепление математических знаний в игровой форме. Задачи:Образовательные:-Закреплять знания о геометрических фигурах.-Совершенствовать умение понимать смысл пространственных отношений (вве...

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в старшей группе,«Путешествие на поезде с друзьями»

Конспект интегрированного занятия содержит цели, задачи, приорететную область, интеграцию областей, педагогические технологии. Так же указан педагогические технологии,  материал и оборудование ис...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в ТИКО-страну»

Тема: «Путешествие в ТИКО-страну»Возраст: подготовительная группа (6-7 лет)Тип: интегрированное занятиеФорма: подгрупповаяЦель: формирование познавательного развитие детей в процессе конст...