Опыт работы в Службе ранней помощи
статья по теме

Светлана Борисовна Бондаренко

Опыт работы с ребенком с диагнозом логоневроз в  Службе ранней помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_sluzhby_ranney_pomoshchi.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы с ребенком с диагнозом логоневроз в  Службе ранней помощи.

Целью Службы ранней помощи (СРП) является оказание медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям от 2 месяцев до 4 лет с нарушениями развития (риском нарушения), существенно затрудняющими их функционирование, и их семьям, находящихся в кризисных ситуациях. Обучение и социальная адаптация детей, формирование  у них  предпосылок    учебной деятельности,  оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), определение образовательного маршрута ребенка [1]. СРП на базе д/с № 2696 посещают 12 детей от 1,5 до 4 лет с различными нарушениями (синдром Дауна, ЗРР, ЗПР, логоневроз, СДВГ и др.) В этой статье мы хотели бы поделится некоторым опытом работы Службы, который касается ребенка с диагнозом логоневроз.

Логоневроз (заикание) - заболевание, при котором нет патологических изменений со стороны артикуляционного аппарата, нет повреждения участка головного мозга, управляющего актом речи, однако система управления речью работает несогласованно с артикуляционным аппаратом [2]. Он обычно развивается на фоне уже ранее имеющегося у ребенка невроза. Такие дети отличаются повышенной впечатлительностью, ранимостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушениями сна, аппетита и т.п. В качестве ближайшей причины заикания здесь чаще всего выступает какая-либо психическая травма. В дальнейшем, такое заикание, обычно, «обрастает» психическими симптомами – постепенно появляется страх перед речью, могут быть переживания по поводу имеющегося дефекта и т.п. [3]

        Когда девочка В. пришла в службу в ноябре 2011 года, в возрасте 3,5 лет, она практически не шла на контакт со взрослыми, не общалась со сверстниками, очень трудно было привлечь ее к какой-либо деятельности. Девочка отводила глаза, не позволяла до себя дотрагиваться, ничего не говорила, только под конец занятия включалась в групповые занятия и не отходила от мамы.  

По рассказам мамы и бабушки: В. развивалась до 3-х лет по норме, посещала обычную группу детского сада, после посещения которой, в какой-то момент начала заикаться, стала более замкнута, тревожна, ревнива, плаксива, в детский сад ходить отказывалась, появились страхи темноты, незнакомых мест и незнакомых взрослых.

Работа с ребенком проводилась первоначально в минигруппе (3-6 человек), затем, когда она стала соглашаться на индивидуальные занятия – индивидуально.

Основные направления работы, которые проводились с ребенком в СРП:

  1. игровая терапия, помогающая ребенку легче выражать свои чувства;
  2. изодеятельность: рисование пальчиковыми красками, лепка из теста и пластилина, различные поделки;
  3. игры с водой и крупами;
  4. сказкотерапия: проигрывание сказок, игры с пальчиковыми куклами, инсценирование сказок совместно с детьми;
  5. куклотерапия;
  6. музыкальные занятия.

Включение В. в занятия произошло за счет использования рисования и выполнения поделок. Это то, что легко удавалось В. и не вызывало тревогу и замыкание.        Затем, В. помогали адаптироваться сверстники. С некоторыми ребятами она начинала бегать, прыгать и играть. Регулярное посещение СРП привело к положительной динамике, девочка начала выполнять вместе с мамой некоторые задания, которые ей были интересны. Бывали моменты, когда она наиболее раскрепощалась, играла, рассказывала что-то, смеялась и даже отходила от мамы, позволяла специалистом брать ее за руку, улыбалась, прощалась.

        Хотелось бы отметить, что достижения ребенка сильно зависят от ее настроения, самочувствия и наполнения группы. Ей сложно находится в новых условиях, привыкать к новым людям. Особенно это касается незнакомых взрослых. А также, динамика появляется только при регулярном посещении занятий. Если ребенок пропускал несколько занятий, работу можно было начинать сначала, она снова замыкалась, не проявляла социальной активности, практически не говорила с педагогами, только просила маму пойти домой.

        Неотъемлемой частью является работа с родителями. В нашем случае, родители не знают, что именно стало для ребенка травмирующим. Причины возникновения могли бы помочь в построении индивидуальной программы для В. Но важно, что мама понимает, что ребенку нужна поддержка, внимание, эмоциональный контакт и  дает опору для работы с ребенком.

        

Список литературы:

  1. Положение об организации Службы ранней помощи детского сада № 2696.  
  2. Фадеева Т.Б. Психические и нервные болезни. – Мн.: Современный литератор, 2002.
  3. Логопедия / Под. ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование взаимосвязи родительской компетентности и детско-родительских отношений в работе с детьми с нарушениями развития, посещающими Службу ранней помощи (СРП).

Исследование взаимосвязи родительской компетентности и детско-родительских отношений в работе с детьми с нарушениями развития, посещающими Службу ранней помощи (СРП)....

Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи.

Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи....

Коррекционно-диагностическая программа для детей раннего возраста с нарушениями развития. (для работы в подразделении службы ранней помощи)

Данная программа написана исходя из положения «Службы ранней помощи», где основной целью является оказание медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям от 2 месяцев до 4 лет с нарушениями...

ИГРОВОЙ СЕАНС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ В СЛУЖБЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДОУ.

Основные виды работы с детьми в СРП (Службе ранней помощи). Конспект праздника "Осень"...

ИГРОВОЙ СЕАНС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ В СЛУЖБЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДОУ.

Основные виды работы с детьми в СРП (Службе ранней помощи). Конспект праздника "Осень"...

О службе ранней помощи ( опыт учителя-логопеда)

В данной призентации кратко описаны история создания СРП в России, основные моменты, которые должен знать логопед или дефектолог для работы с детьми в данном подразделении дет.сада. Презентация будет ...