Исследование взаимосвязи родительской компетентности и детско-родительских отношений в работе с детьми с нарушениями развития, посещающими Службу ранней помощи (СРП).
статья по теме

Светлана Борисовна Бондаренко

Исследование взаимосвязи родительской компетентности и детско-родительских отношений в работе с детьми с нарушениями развития, посещающими Службу ранней помощи (СРП).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bondarenko.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование взаимосвязи родительской компетентности и детско-родительских отношений в работе с детьми с нарушениями развития, посещающими Службу ранней помощи (СРП).

Характер взаимоотношений между детьми и их родителями зависит от следующих воздействующих факторов:

  1. особенности личности родителей и форм их поведения;
  2. психолого-педагогическая компетентность родителей;
  3. эмоционально-нравственная атмосфера в семье;
  4. диапазон средств воспитательного взаимодействия;
  5. степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи;
  6. учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения [4].

Нами было проведено исследование целью, которого было изучить взаимосвязь родительской компетентности, родительского отношения и эмоционального взаимодействия в семье, дети которых посещают Службу ранней помощи.

Исследование было направлено на:

  • выявление родительского отношения к детям (для этого использовался «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин)). Данная методика ориентирована на изучение особенностей родительской позиции матери или отца по отношению к конкретному ребенку [3].
  • изучение эмоционального взаимодействия в диаде родитель-ребенок («Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (ОДРЭВ) Е.И.Захарова) [1];
  • выявление уровня компетентности родителей (модификация методики «Психологическая компетентность учителя (Лукьянова М.)» –  «Психологическая компетентность родителя») [2].

Для проведения исследования были выбраны 3 семьи, воспитывающие детей соответственно с задержкой развития речи (ЗРР) (СЗРР), логоневрозом  (СЛН) и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) (СГА), посещающие СРП на базе детского сада № 2696. Методики заполняли отец и мать. Возраст: от 30 до 38 лет.

Результаты:

  1. Исследование родительского отношения (диаграмма № 1) выявило следующие особенности: родители во всех семьях заинтересованы в делах, сочувствуют своему ребенку, предъявляют средний уровень контроля и считают неудачи ребенка случайными. В тоже время, имеется тенденция к отвержению ребенка и выстраиванию психологической дистанции. Родитель воспринимает своего ребенка неприспособленным, неудачливым, с низкими способностями.  Ребенок вызывает много отрицательных эмоций, что приводит к некоторому дистанцированию между родителем и ребенком. Можно предположить, что данные результаты связаны с нереалистичным восприятием родителями ребенка с нарушениями и недостаточным уровнем знаний и готовности воспитывать подобного ребенка.

 

  1. Исследование эмоционального отношения в семье (таблица № 1) значительно различается в семьях детей с различными нарушениями. В семье с ребенком, имеющим диагноз логоневроз можно говорить о гармоничных эмоциональных отношениях, также достаточно позитивные отношения и в семье ребенка с ЗРР. В семье ребенка с СДВГ имеются большие сложности в формировании эмоционального контакта, касающиеся понимания эмоционального состояния ребенка и его причин, принятия и поддержки ребенка, умения воздействовать на состояния ребенка. Подобные результаты могут быть связаны со спецификой нарушений детей.

                            Таблица № 1.

Шкала

СЗРР

(мама)

СЗРР (папа)

СЛН (мама)

СЛН

(папа)

СГА (мама)

СГА (папа)

Средние

значен.

Критические

Способность воспринимать состояние ребенка

4,40

2,60

5,00

4,80

3,20

3,40

4,22

3,70

Понимание причин состояния

3,60

2,60

4,40

3,80

2,80

3,20

3,85

3,20

Способность к сопереживанию

3,20

3,60

4,20

4,80

2,80

2,40

3,39

2,80

Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком

5,00

4,60

4,60

5,00

3,00

4,20

3,90

3,30

Безусловное принятие

5,00

5,00

4,20

4,80

3,00

3,40

3,84

3,20

Отношение к себе как к родителю

4,20

4,20

4,60

3,80

2,20

3,20

3,78

3,10

Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия

4,00

3,40

4,00

4,20

2,40

3,00

3,66

3,00

Оказание эмоциональной поддержки

4,00

4,20

4,60

4,60

4,00

2,80

3,47

2,80

Умение воздействовать на состояние ребенка

3,60

2,40

5,00

4,20

2,60

2,60

3,80

3,20

  1. Исследование уровня компетентности выявило различия в уровне мужской и женской компетентности. Компетентность женщин выше, чем мужчин. Это оказывает влияние на формирование отношений внутри семьи и, следовательно, на эффективное развитие ребенка с нарушениями.

Вывод:

Имеется связь компетентности родителей, отношений родителей к своему ребенку и эмоциональных взаимоотношений в диаде родитель-ребенок. Диагноз СДВГ включает в себя целый комплекс нарушений, касающихся различных сфер, в том числе серьезные нарушения системы эмоциональной регуляции [4], по сравнению с детьми, имеющими задержку развития речи и логоневроз, как менее системные нарушения, касающиеся отдельных сфер. При логоневрозе эмоциональный контакт ограничен, ребенок редко идет на контакт с окружением, но с родителями выстраиваются близкие отношения. При СДВГ эмоциональная сфера искажена и неустойчива. Чем более выражено нарушение в развитии ребенка (в нашем случае СДВГ), тем более дисгармоничны отношения родителя к своему ребенку и эмоциональные взаимоотношения в семье в целом. Это отрицательно сказывается на процессе развития ребенка с нарушениями, а также свидетельствует о недостаточно сформированном уровне компетентности родителей, воспитывающих ребенка с нарушением развития. Родители с СДВГ не знают, каковы причины поведения и как повлиять на ребенка. Т.о. повышение уровня родительской компетентности в процессе работы Службы ранней помощи влияет на выстраивание гармоничных отношений в семье и развитие ребенка с нарушениями.

Список литературы:

  1. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия / Е.И. Захарова // Журнал практического психолога. – 1996. – № 6.
  1.  Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие.  – М.: Сфера, 2004. – 141 с.
  1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1996. – 529 с.
  1. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Изд. 7-е. – Ростов н / Д: Феникс, 2010. – 314 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Транскраинальная микрополяризация (ТКМП) в работе с детьми с нарушениями развития "

В статье кратко и понятно описан метод транскраинальной микрополяризации головного мозга. В основе этого метода лежит лечебное воздействие постоянного электрического тока небольшой силы на ткани голов...

Информация для родителей:"Транскраинальная микрополяризация (ТКМП) в работе с детьми с нарушениями развития "

В статье кратко и понятно описан метод транскраинальной микрополяризации головного мозга. В основе этого метода лежит лечебное воздействие постоянного электрического тока небольшой силы на ткани голов...

Инновационная технология в работе с детьми с нарушением зрения. Ниткография (выкладывание с помощью шнурка или толстой (тонкой) нити контур).

Инновационная технология в работе с детьми с нарушением зрения. Ниткография  (выкладывание с помощью шнурка или толстой (тонкой) нити контур)....

Динамика речевого развития детей" Служба ранней помощи" на начало и конец учебного года 2019/2020

Динамика речевого развития детей" Служба ранней помощи" на начало и конец учебного года 2019/2020...

Динамика речевого развития детей" Служба ранней помощи" на начало и конец учебного года 2020/2021

Динамика речевого развития детей" Служба ранней помощи" на начало и конец учебного года 2020/2021...

Особенности работы учителя логопеда (специалиста по коммуникации) в "Службе ранней помощи".

В данном матеиале расскрываютя особенности работы учителя-логопеда в "Службе ранней пощи" с детьми от 0 до 4 лет....

Абилитация детей раннего и младшего возраста с нарушениями слуха в Службе ранней помощи.

В статье рассматривается организация и способы абилитация детей раннего и младшего возраста с нарушениями слуха в Службе ранней помощи. А так же об особенностях и направлениях в работе с детьми разной...