"Полихудожественный подход, как наиболее эффективная форма приобщения детей дошкольного возраста к искусству."
статья на тему

Захарченко Лариса Дмитриевна

Предварительный просмотр:

Полихудожественный подход как наиболее эффективная форма приобщения детей дошкольного возраста к искусству.

                                                                                  Захарченко Л.Д.

     

Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения   ребенка, представляет собой систему специфических действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа в целях эстетического освоения мира.

Эстетическое развитие ребенка включает в себя две основные составляющие: формирование у него эстетического отношения к миру и художественное образование. В системе дошкольного воспитания это направление занимает особое место, что связано как с возрастными особенностями дошкольников, так и со спецификой самого искусства.

Известно, что ведущая сфера психического в дошкольном детстве – эмоциональная. Л.С. Выготский подчеркивал, что гармония личности возможна только при условии единства в развитии двух сфер – эмоциональной и интеллектуальной.

Что касается искусства, то при всем объеме и значении его интеллектуальной, информационно-познавательной составляющей оно представляет собой, прежде всего эмоциональное по своей природе явление.

Роль искусства трудно переоценить как в отношении общего психического развития ребенка, так и его гармоничного личностного становления.

Все это и определяет место занятий искусством в системе образования детей дошкольного возраста.

 Проблема взаимодействия различных видов искусства в художественной деятельности детей – одна из наиболее значимых в науке и практике образования.

В наши дни в инновационном образовательном пространстве образуются новые, интегрированные, формы учебно-воспитательного процесса. Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности, в том числе  музыкальной и изобразительной.

Приобщая детей дошкольного возраста к искусству, необходимо использовать наиболее эффективную форму – полихудожественный подход, где «поли»- много, «художеств» - искусств, т.е. много искусств. Одновременное восприятие нескольких видов искусств, взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркие эмоционально-эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа. Восприятие произведений искусства сочетается с собственной творческой деятельностью детей: танцевальная импровизация, подпевание мелодий, создание графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами. Основой творческой деятельности детей является воображение и образное мышление.

Активные формы взаимодействия разных видов искусства в художественной деятельности ребенка, воплощение в них одних и тех же идей, одного и того же содержания способствуют формированию эмоциональной отзывчивости на искусство как таковое, развитию продуктивного художественно-образного мышления и воображения, стимулируют творчество.

Воздействие различных видов искусства в их взаимосвязи помогает ребенку преодолеть барьер специфической художественно-образной выразительности языка каждого отдельного вида искусства, способствует вхождению в мир искусства как такового, приобщает к художественной культуре как целостному явлению.

Интегрированные занятия, включающие разные виды искусства, предоставляют ребенку уникальные возможности для создания в своем творчестве богатого и многогранного художественного образа. Эти занятия - безусловный стимул детского творчества, значительно повышающий вероятность создания ребенком интересных индивидуальных образов, появления оригинальных решений.

Интеграция предполагает овладение детьми каждым из видов художественной деятельности, становясь итогом, заключительным аккордом, который несет в себе новое качество.

На музыкальных занятиях решаются в основном традиционные задачи, которые стоят перед любым дошкольным образовательным учреждением. Детей учат слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, петь, обучают музыкально-дидактическим играм и игре на музыкальных инструментах в рамках программы детского сада. У детей развивают способность эмоционально реагировать на знакомые произведения.

На занятиях изобразительной деятельностью знакомят детей с произведениями изобразительного искусства. Знакомят с элементарными средствами выразительности образа (форма, пропорции, цвет, характерные детали, движения). У детей формируют положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведений искусства (изделия народного промысла и малые скульптурные формы, книжные иллюстрации, предметы быта и др.), архитектуры. Знакомят с произведениями народного творчества, живописи, скульптуры, разными видами художественной деятельности и творческими профессиями (художник, скульптор, архитектор).

Эти два вида деятельности можно объединить, создав единый блок «Живопись в музыке».

          Замечено, что дети проявляют значительно больший интерес к интегрированным, чем к однонаправленным занятиям. Они активно и самостоятельно ориентируются в предлагаемых материалах и способах работы, ищут новые приемы для большей выразительности создаваемых образов. Получив творческое задание, экспериментируют, проверяют известные и пытаются создавать   новые приемы.      Слушание стихов и музыкальных произведений, участие в музыкально-двигательных этюдах создают определенный эмоциональный настрой, способствуют обогащению художественных образов.

В системе интегрированных занятий музыка выступает как источник дополнительных впечатлений, обогащая восприятие ребенка звуковыми образами. В зависимости от содержания занятий по изобразительной деятельности музыкальные занятия проводятся либо до, либо после них.

Детей знакомят с музыкой, близкой по содержанию и общему настроению тематике занятий по изобразительной деятельности и предлагаемым произведениям изобразительного искусства. Дети получают представление о содержании музыки и средствах ее выразительности, могут воплотить музыкальные образы в творческом движении и игре на детских музыкальных инструментах.

Положительное воздействие на ребенка оказывает рисование под музыку. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций. Цвет и музыка, ритм и графика побуждают ребенка к созданию образов. В системе интегрированных занятий музыка выступает как источник дополнительных впечатлений, обогащая восприятие ребенка звуковыми образами. При рисовании на тему музыки рисунок обогащается по содержанию, в него проникают некоторые особенности мелодики, ритма, тембра прослушанных произведений.

После занятия по изобразительной деятельности, на котором дети знакомятся с жанром пейзажа, проводится музыкальное занятие, посвященное различным «музыкальным пейзажам». Образ зимней вьюги и озябшего человека, отраженные в первой части концерта А. Вивальди «Времена года», дети воплощают в творческом этюде.

Музыкальное занятие «Цветущий луг» предваряется несколькими занятиями по изобразительной деятельности, объединенными темой «Мы на луг ходили». На этих занятиях дети слушают пьесы С. Майкопара «Мотылек» и С. Слонимского «Кузнечик», двигаются под музыку В. Гаврилина «Каприччио» и «Бабочки и цветы» Л. Тимофеевой.

Таким образом, цель интеграции: научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Воспринимать окружающее через мир музыки и живописи.

При реализации образовательной области «Художественное творчество» в соответствии с федеральными государственными требованиями педагоги должны осуществлять интеграцию образовательных областей как альтернативу предметному принципу построения образования.

Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными  возможностями.

Интеграция – мощный стимул процесса развития личности в целом и уникальный стимул развития творческого потенциала ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние полихудожественного подхода на раскрытие творческого потенциала детей дошкольного возраста в системе художественно-эстетического образования.

Влияние полихудожественного подхода на раскрытие творческого потенциала  детей дошкольного возраста в системе художественно-эстетического образования.С.А.Глебова        ...

Сообщение на тему: "Полихудожественный подход как наиболее эффективная форма приобщения детей дошкольного возраста к искусству".

Проблема  детского творчества волнует каждого, кто так или иначе столкнулся с миром детей, кто ищет пути и формы сотрудничества с ними. Как приблизиться к интересам ребёнка? Как понять их проблем...

«ТРЕНИНГ КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ ДОУ»

«ТРЕНИНГ КАК НАИБОЛЕЕ  ЭФФЕКТИВНАЯ  ФОРМА РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ ДОУ»(   Н. Е. Некрасова старший воспитатель, Кургушова  Е.А. воспитатель, Макеева С.М. воспитатель, ...

Презентация "Игры-эстафеты как наиболее эффективная форма двигательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Одной из форм активизации двигательной активности детей являются игры-эстафеты. Элементы соревнования, повышающие эмоциональный тонус организма ребенка, быстрота получения результата от хорошо выполне...

Презентация "Игры-эстафеты как наиболее эффективная форма двигательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Одной из форм активизации двигательной активности детей являются игры-эстафеты. Элементы соревнования, повышающие эмоциональный тонус организма ребенка, быстрота получения результата от хорошо выполне...