Главные вкладки

    пальчиковые игры, музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения как средство развития музыкальности детей.
    статья на тему

    В работе рассматриваются задачи о развитии фонематического, интонационного и музыкально - певческого слуха, об овладении мимикой лица. тела. развитие дыхания. чувства ритма, коммуникативности, стимулирование фантазии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty.docx32.4 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                         

    ОПЫТ РАБОТЫ

    "Пальчиковые игры, музыкально-речевые, двигательно-речевые упражнения как средство развития музыкальности детей".

                                      Выполнила:

            музыкальный руководитель                                              

                                   детского сада №13" Карлсон"- филиала АНО ДО «Алмазик»                                                                                                   Тихонова Лариса Ирзатовна.

                                                                                     

     

    СОДЕРЖАНИЕ

    1.Задачи по изучению опыта.

    2.Актуальность темы.

    3.Развитие музыкальности у детей.

    4.Используемая литература.

                                                                                   

     ЗАДАЧИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОПЫТА.

    1.Учить детей управлять своим голосом и артикуляцией.

    2.Развивать фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух.

    3.Овладевать мимикой лица, телом, развивать дыхание.

    4.Развивать чувство ритма.

    5.Стимулировать фантазию, развивать коммуникабельность, доброжелательное отношение к другим детям.

         

     Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.

    Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей.

         Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

        Природа щедро наградила человека. Она дала ему способность видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок.

    Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости слушать и слышать рождалась музыкальность-природой  данное человеку свойство.

    Что же такое музыкальность?

    Специалисты определяют ее как комплекс способностей, позволяющих человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

    Эти способности включают в себя звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они

    позволяют подняться на вершины  более глубокого познания тайн музыкального  искусства. К понятию "музыкальность" относятся: умение понимать музыку, выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством. Итак:  чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится.

    Невозможно заставить детей полюбить петь, танцевать и т.д. Можно увлечь, заинтересовать и поддерживать этот интерес. И в этом отношении невозможно придумать что-либо лучше, эффективнее, чем игровые методы. Вхождение ребенка в любой вид искусства должно проходить через" волшебный мост" игры.

             В процессе игровых занятий интеллектуально-пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему недоступен в обычной игровой ситуации. Игра необходима ребенку не только как средство познания искусства, но и как средство, способное справиться с проблемами развития. Игротерапия  - это, прежде всего, свобода в действиях и реакциях. Поэтому задачи игровой терапии заключаются в том, чтобы вначале дать возможность ребенку:

    - снять эмоционально-психическое напряжение, т.е.отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем заменить их на противоположенные, положительные действия и поступки;

    -помочь обрести веру в себя;

    -овладеть чувством самоконтроля.

         К игровым и развивающим приемам на музыкальных занятиях относятся: пальчиковые игры, музыкально-речевые упражнения, музыкально - ритмические  упражнения со словами.

    Подобные виды деятельности развивают у ребенка работу мозга, способствуют развитию речи, чувства ритма. Игры, сопровождающиеся пением, развивают звуковысотный слух. Эти виды деятельности помогают детям , начиная с самого раннего возраста:

    -исполнять небольшие театрализованные постановки:

    -учат владеть мимикой, телом;

    -развивают артикуляцию, дыхание, что очень важно при обучении пению, танцу;

    -стимулируют фантазию;

    -учат управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе " телесных координат", что предотвращает возможность возникновения неврозов;

    - позволяет ощутить радость взаимопонимания.

    Эти виды деятельности поднимают настроение благодаря

    своему эмоционально-образному содержанию, обогащают речь ребенка. Незаметно для себя дети запоминают большое количество стихов, становится выразительной речь, а как следствие-пение.

      Попадая в детский сад, ребенок попадает в новый для него мир, его окружают чужие вещи, люди ( дети, взрослые) и ребенку нужно время для того, чтобы адаптироваться в новой среде. Этому, в большой мере, по моему мнению, способствуют музыкальные занятия, на которых ребенок раскрепощается, чувствует себя частицей коллектива, даже если сначала он выступает в роли пассивного зрителя. Звучащая музыка, движение, игра, танец, использование на занятиях игр и наглядных пособий помогают ребенку включиться в творческий процесс. Сначала наблюдение, затем несмелое подпевание, кратковременное действие в игре показывают ребенку, что это интересно и этим хочется заниматься еще.

         Пальчиковые игры, музыкально - речевые , двигательно-речевые упражнения имеют свою давнюю историю, которая берет свое начало

    в народном творчестве. Издавна дети играли в игры: "ЛАДУШКИ" " СОРОКА -ВОРОНА", " ЭТОТ ПАЛЬЧИК" " ЧЕТ-НЕЧЕТ".

       Хотелось бы выделить основные задачи при проведении пальчиковых игр на музыкальных занятиях.

    1. Развитие мышечного аппарата, мелкой моторики, тактильной чувствительности;

    2. Реактивность сознания( ввиду быстроты смены движений);

    3.Повышение уровня организации мышления ребенка"

    4.Создание пальчикого  театра;

    5. Формирование образно-ассоциативного мышления            

    6Развитие координации движений, умение совмещать различные виды деятельности: движение, слово, пение:

    7.Развитие музыкальности детей, развитие мимики, пластики:

    8.Умение через слово, движение передавать образ, его настроение, характер:

    9.Выполнять движения в определенном темпе и заданным напряжением;

    10.Создавать положительный психологический и эмоциональный настрой детей.qq

                   Остановимся подробнее на пальчиковых играх.

    Все люди очень разные: у кого-то  хорошая память и он любит читать стихи, кто-то прекрасно рисует, а кот-то очень не любит заниматься точными науками, кто-то увлечен классической музыкой, а кому-то просто нравится смотреть, как идет дождь. Но почему-то , когда речь идет о ребенке, мы, взрослые, забываем, что это тоже человек, со своим желанием, настроением; мы забываем о психологических, физиологических и речевых возможностях этого маленького человека  , о том, что он что-то любит, а чего-то нет. И именно пальчиковые игры способствуют раскрытию природы ребенка. Именно о пальчиковых играх многие взрослые думают как о развлечении, и во многом это касается родителей.

    НАША ЗАДАЧА ДОНЕСТИ ДО РОДИТЕЛЕЙ ВСЮ ВАЖНОСТЬ ЭТИХ ИГР.

    Пальчиковые игры - это своеобразный театр со своими эмоциями, переживаниями, актерами, которыми здесь являются пальцы.

    Очень важное значение в развитии ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: улучшается двигательная координация, преодолеваются скованность, зажатость. Самое главное условие, о котором должны помнить и педагоги и родители это то, что пальчиковые игры должны выполнятся ребенком без затруднения и приносить ему только радость.

    Выдающиеся ученые Л.С.Выгодский, Л.С. Волкова считали, что развитие мелкой моторики рук положительно влияет на становление детской речи. Пальчиковые игры вырабатывают у детей способность формирования адекватной самооценки, повышению уверенности, нормализации отношений, вырабатывают такие качества как способность мобилизоваться, расслабляться, сосредотачиваться. Игры повышают общий уровень организации мышления ребенка. С помощью пальчиковых игр ребенок готовится к освоению чтения и письма.

    Пальчиковые игры можно проводить и под музыку, негромкую, спокойную, знакомую, чтобы она не отвлекала ребенка. Сейчас появились новые пальчиковые игры, когда пальчики" танцуют" под музыку, выстукивая ритмический рисунок, что является показателем развития у ребенка чувства ритма. Это сложный процесс, но овладение им позволяет ребенку предлагать собственные варианты ритмических рисунков одного и того же музыкального произведения., а это в свою очередь является показателем общего развития малышей. Пальчиковые игры можно не только рассказывать, но еще и петь., что развивает артикуляцию, дыхание.

    Большое значение в общем развитии детей и в частности в развитии музыкальности играют музыкально-словесные и двигательно-речевые упражнения. Используя их, у детей развивается звуковысотный слух, пластика, мимика, умение владеть своим телом, красиво и ритмично двигаться под музыку, развивается реакция, умение совмещать несколько видов деятельности. На каждом занятии для этого вида деятельности отводится от 1 до 3 минут. Очень важно , чтобы этот вид деятельности присутствовал на каждом занятии и тогда у детей наблюдаются заметные сдвиги в речи, пении, движении.

    Когда восемь лет назад я решила использовать на занятиях перечисленные выше виды деятельности, у меня было очень мало материала, в основном использовала фольклорные игры "Ладушки", "Сорока-ворона", "Маленький мизинчик".

    Позже мне попалась книга "Страна пальчиковых игр" ( М,С.Рузина, С.Ю.Афонькин). Книга включает в себя несколько разделов, и я выбирала наиболее простые и доступные для дошколят: сначала без слов - бабочки, птицы, кошка выпускает и прячет коготки, гребешок, ленивое и веселое солнышко. Некоторые из этих игр я подкрепляла звукоподражанием. Например: кошка выпускает коготки, раскрывая пальчики, дети произносят " мяу" - громко, резко пряча коготки тихо и ласково мурлыкали; изображая птиц чирикали весело, каркали грубо. Причем здесь я предлагала детям и мимикой выразить характер персонажа.

         Работу по этим видам деятельности я начала со средней группы.  Когда мы освоили простейшие игры, я включила в репертуар игру " апельсин". В этой игре присутствуют мелкая моторика и голосовой аппарат (дети меняли тембр: котята - высоко, ежик - приглушенно, утята -громко ,звонкими голосами, волк - низко, грубо.

      Дальше я использовала в работе такую игру как "Гости". Сложность этой игры заключается в том, что сначала задействованы только мизинцы, потом только указательные пальчики и еще надо произносить текст, причем разный по высоте тембра. Детям было сложно, и мы разучивали игру поэтапно (впрочем, как и все последующие игры, если они представляли сложность для детей). В играх я обращаю внимание детей на то, чтобы в начале разучивания они смотрели на меня, а потом, когда усвоен текст, смотреть на свои пальчики и действовать самостоятельно. Затем я стала включать в репертуар игры с движениями и словами: "Шалтай - Болтай", "Любопытная Варвара"; игры с пеним:" Лодочка", "Мухи и паук". Очень хороша игра "Бабушка и внучек", где важно не столько ритмическое исполнение, сколько творческое начало. Дети поют за внучка, за животных, одновременно имитируя того или другого животного, а также подражая голосом.

    Очень хорош сборник " Скворушка" (Е.Макшанцева),  в котором даются игры, начиная с 8-ми месячного возраста, причем эти игры являются не только музыкально-речевыми , но и театральными, что позволяет детям с раннего возраста попробовать себя в роли артистов. Детям нравятся эти игры и в большинстве случаев они принимают участие все. В младших группах дети бывают пассивны в силу своего развития, настроения,  адаптации к новой обстановке, поэтому я к таким детям подхожу осторожно, даю им возможность привыкнуть, приглядеться и как же радостно бывает, когда замечаешь, что малыш, сначала, начинает смелее смотреть на то, чем занимаются другие, а потом постепенно, несмело включается в игру. Очень хорошо помогает детям прием: "посмотри на себя", когда мы разыгрываем наши игры перед зеркалом и дети с удовольствием наблюдают за собой и за другими. Еще один замечательный прием, помогающий детям в развитии музыкальности, в частности  в развитии чувства ритма, когда дети отстукивают ритм по ладошкам и коленям соседа. Иногда мы устраиваем концерт по заявкам, когда дети предлагают поиграть в игры, которые они больше всего полюбили "Пирожки", "Обезьянки" или же без слов показывают игру на пальчиках, а все должны узнать, что же это за игра.

           Конечно, бывают и неудачные попытки, но это скорее всего происходит оттого, что не всегда учитываются способности детей, их подготовленность, тогда я упрощаю материал или оставляю его на будущее. Наблюдая за детьми, я заметила, что на занятиях дети стали более эмоциональны, научились владеть мимикой, выразительно передают высоту звуков. Сейчас появилось очень много разработок игр, занятий, которые оказывают огромную помощь в работе, и я считаю, что пальчиковые игры, словесно-музыкальные и словесно-двигательные упражнения помогают детям не только овладеть пением, движением, они помогают самовыражаться, проявлять свои индивидуальные способности. Давайте же будем играть и сами и с детьми, потому что игра это больше, чем просто развлечение.

    Пальчиковая гимнастика.

    Возрастные группы

             Параметры

    Ф.И.О

    ребенка

    Музыкальность

    Эмоциональность

    Мелкая моторика, тактильная чувствительность

    Внимание

    Память

    Подвижность

    нервных процессов

    Пластичность

    Гибкость рук

    Координация

    движения

    Музыкально-речевые упражнения.

    Возрастные группы

             Параметры

    Ф.И.О

    ребенка

    Музыкальность

    Эмоциональность

    Развитие звуковысотного слухак

    Внимание

    Память

    Умение владеть телом, мимикой

    Умение слышать друг друга и составлять ансамбль

    Развитие координации

    движений, умение совмещать различные виды деятельности.

    Двигательно-речевые, ритмические упражнения.

    Возрастные группы

             Параметры

    Ф.И.О

    ребенка

    Музыкальность

    Эмоциональность

    Умение выполнять движения в определенном темпе и заданном напряжении

    Внимание

    Память

    Развитие чувства ритма

    Реактивность сознания

    Развитие фантазии

    Доброжелательного отношения друг к другу

    Коммуникабельность

    В процессе оценки можно использовать различные шкалы: 3 – балльную, 5 – балльную  систему, либо уровни: высокий, средний, низкий. Я привожу критерии оценки параметров, определяющих уровень музыкального и психомоторного развития в соответствии с уровнями: высокий, средний, низкий.

    Музыкальность -  способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения рук в соответствии с фразами, темпом и ритмом.

    Эмоциональность – выразительность мимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя их музыки и содержания композиции( страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети  поют во время движения, после выполнения движения  ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям.

    Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку, а так же придумывать собственные, оригинальные сценки. Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом, движения под музыку. Творчески одаренные дети способны выразить свое восприятие и понимание музыки не только в пластике, но также и в рисунке, в слове. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.

    Внимание – способность не отвлекаться и сосредоточиться на задании.

    Память – способность запоминать музыку и движение. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений игры  вместе с педагогом  для запоминания последовательности упражнений. Подвижность нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции. Норма, эталон – это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.

    Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющая исполнить несложные  упражнения.

    В результате наблюдений и диагностики педагог может подсчитать средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии ребенка на протяжении определенного периода времени, выстроить диаграмму или график показателей развития.

    Диагностическое обследование разработано по методу Л.И.Тихоновой.

    ЛИТЕРАТУРА:

    1.Рузина М.С., Афонькин С.Ю."Страна пальчиковых игр" Кристалл С.-Петербург 1998г.

    2.Макшанцева Е."Скворушка" Арти-Иленса Москва 1999г.

    3.Музыкальная палитра" № 3  2003г.,№4 2002г.

    4."Музыкальный руководитель" №1 2006 г.,№2 2004г.,№ 1 2004г..


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

    в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...

    пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

    в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...

    Проект на тему "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ

    Музыкально-дидактические игры известны давно, их необходимость и эффективность многократно подтверждена на практике специалистами. Теоретически, работа с музыкально дидактическими играми в ДОУ строитс...

    «Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»

    «Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной  музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»...

    Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста (исследовательская деятельность). Музыкальный руководитель Соколова Светлана Александровна.

    Музыкально-дидактические игры являются важным средством музыкальной деятельности. основное их значение - в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. М...

    Восприятие музыки как средство развития музыкальности детей раннего возраста

    Организация музыкального воспитания детей раннего возраста....