Дошкольникам о правах ребенка
консультация (подготовительная группа) по теме

Формирование у дошкольников правового сознания. В игровых занятиях дети не только узнают свои права, но и чувствуют ответственность за тех, кто рядом, за окружающий мир, за будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doshkolnikam_o_pravakh_rebenka.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Кафедра педагогики

«Дошкольникам о правах ребенка»

     С раннего возраста ребенок через общение с окружающими его людьми усваивает нравственные, социальные, правовые нормы. Ребенок постепенно начинает понимать их значение. При этом наибольшее влияние на формирование эмоционального и рассудочного отношения ребенка к этим нормам оказывают взрослые – родители, воспитатели. В наших силах помочь ребенку научиться жить в обществе, уважать своё человеческое достоинство и достоинство других людей, терпимо относиться ко всем людям, независимо от их внешности, национальности и других особенностей. Такую возможность дает знакомство с основными правами, содержащимися в Конвенции о правах ребенка и Всеобщей декларации прав человека.

         Для детей дошкольного возраста разработан специальный курс «Учимся жить вместе», авторами которого являются Ж.А. Рожнёва и Л.П. Давидович. Занятия нацелены, прежде всего, на вовлечение детей в процесс нравственно-правового воспитания.

         Задачами данного курса являются:

  • ознакомление детей с основными правами ребенка и правами человека в доступной форме;
  • развитие понимания собственной индивидуальности и индивидуальности других детей;
  • воспитание позитивного отношения к себе и окружающим, терпимости к непохожести;
  • формирование чувства ответственности;
  • развитие понимания таких нравственных понятий, как дружба, уважение, забота, достоинство и т.д.;
  • формирование навыков рефлексивного мышления;
  • развитие коммуникативных навыков для бесконфликтного общения и взаимодействия.

        Возрастные особенности дошкольников требуют особого подхода, как к форме проведения занятий, так и к их содержанию. Основное внимание сосредотачивается на тех правах, понимание которых доступно детям и которые позволяют акцентировать внимание детей на позитивное отношение к себе и другим, на заботе о них взрослых, на их защищенности, поскольку именно психологический комфорт позволит ребенку успешно развиваться в дальнейшем.

        Занятия строятся на использовании словесных игр и игровых упражнений таких как: «Ёлочка», «Цветик – многоцветик», «Здравствуйте, это я!», «Наши имена», «Подари свою улыбку», «Свет мой зеркальце, скажи…», «Королевство темноволосых и светловолосых»  и мн.др. При этом в занятиях не воспроизводятся тексты статей Конвенции о правах ребенка, т.к. даже их упрощенный вариант труден для понимания маленьких детей. При подготовке занятий чаще используется более простой текст «Декларации прав ребенка» - 1959 г., а также его интерпретация из книги «Хор детей».

        Обучение правам человека пробуждает активность, прививает навыки общения, закладывает позитивные качества личности ребенка.

          Одной из возможных трудностей при проведении занятий можно считать отсутствие у маленьких детей навыков рефлексивного мышления. С одной стороны, ребенок 5 – 6 лет уже способен идентифицировать самого себя, оценивать поступки и события, применительно к себе самому.  Но он пока с трудом может предоставить себе мысли и чувства другого человека. Ему сложно осмыслить свои и чужие поступки, события с точки зрения их влияния на группу, сообщество, более широко, чем он сам и его близкие.

          Однако эти особенности детей не означают, что их не надо обучать навыкам рефлексивного мышления. Напротив, необходимо поощрять детей высказывать свои мысли, расширять их представления  о мире, прививая тем самым навыки рефлексивного мышления, которые необходимы для лучшего усвоения морально-этических норм.

          Следует отметить, что форма проведения этих занятий в силу возрастных особенностей несколько отличается от других видов занятий. Здесь большое внимание уделяется формированию нравственных ценностей и коммуникативных навыков (говорить, слушать, объяснять своё мнение, работать совместно), а не знаниям. При проведении подобных занятий важно также помнить о том, что ведущий канал восприятия информации детей дошкольного возраста -  сенсорный, т.е. имеет форму зрительных, звуковых или тактильных образов. Роль воспитателя в данном случае трудно переоценить. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение будет носить занятие, как будет направлено внимание детей, следует активизировать или успокоить их. Поэтому авторы предлагают различные формы проведения занятий: беседы, игры, рассказывание сказок и историй, изобразительная деятельность.

           Использование игр: игры, проводимые на занятии, имеют большое значение. С одной стороны, они оживляют занятие, а с другой – несут значительную смысловую нагрузку, как интеллектуальную, так и воспитательную. Играя, дети знакомятся с основными понятиями, могут почувствовать их «изнутри», а также учатся взаимодействовать друг с другом. Необходимо акцентировать внимание детей либо до игры, либо после неё на том, для чего она проводится. Поэтому практически каждая игра сопровождается определёнными вводными или заключительными словами.

          Сказки и истории: при изложении материала для детей дошкольного возраста многое зависит от того, как сказать, а не что сказать. Именно поэтому в древности люди использовали сказки, притчи и мифы как воспитательное средство. Их воздействие на ребенка является глубинным и удивительно стойким, т.к.  затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и её ценностную структуру.

           Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна и привлекательна для восприятия ребенка. Чтение сказок также создаёт невидимый мост между ребенком и взрослым, способствует их сближению.

           Беседы с детьми: для более глубокого осмысления темы служат беседы с детьми. Это одна из трудных форм работы с детьми. Беседа не должна сводится к линейному обмену знаниями воспитателем и отдельными детьми. Желательно, чтобы в ней участвовали все дети, слушая не только взрослого, но и друг друга. Поэтому следует задавать такие вопросы, которые проводят детей к рассуждениям и размышлениям, учат их отражать и понимать происходящее. Наиболее перспективными для ведения диалога, высказывания своего мнения являются «открытые» вопросы, начинающиеся со слов: «Что…», «Как…», «Почему…» и т.д.

           Основной сложностью при проведении бесед является:

  • разный уровень способности детей к формированию своих мыслей;
  • необходимость учитывать психологические способности детей (тем-перамент, характер, память, воображение, внимание…);
  • слабая развитость навыков рефлексивного мышления в этом возрасте.

           Для преодоления этих сложностей поможет создание такой атмосферы на занятиях, когда все дети будут чувствовать внимательное отношение со стороны взрослого и своих сверстников. Детей желательно постоянно подбадривать, а за выполнение особо трудных заданий – хвалить. Познание всегда эмоционально. Хорошее настроение обостряет восприятие, активизирует мыслительные процессы, ведёт к успешной рефлексии.

           Изобразительная деятельность: создание каких либо изображений позволяет ребенку сосредоточиться на заданной теме, осмыслить её, что способствует более глубокому усвоению изучаемых понятий.

          Работа по развитию у детей основ правового сознания будет эффективной, если её проводить планомерно и систематически, в сотрудничестве с родителями. Зачастую родители не знают законов, не знают не только своих прав, но и обязанностей. Поэтому важно информировать родителей о работе с детьми по развитию правового сознания. Формы этой работы могут быть самые разнообразные: анкетирование, совместные праздники, педагогические дискуссии, устные педагогические журналы, наглядная агитация.

          При комплексном подходе к этой проблеме у детей к 6 – 7 годам повышается уровень правового сознания, они могут перенести усвоенные знания в самостоятельную деятельность и в дальнейшем употреблять их в жизненных ситуациях. Дети не только узнают свои права, но и почувствуют свою ответственность за тех, кто рядом, за окружающий мир, за будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права с самого рождения Образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка.

Северо-Восточный Административный Округ Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение детский сад№1495.      Права с самого рожденияОбразовательная деятельно...

Права с самого рождения Образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка.

Северо-Восточный Административный Округ Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение детский сад№1495.      Права с самого рожденияОбразовательная деятельно...

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Ознакомление дошкольников с правами ребенка.

В данной статье содержится материал в помощь воспитателю:- задачи,которые ставит перед собой педагог при ознакомлении детей с данной темой;- формы реализации этих задач;- дидактические игры...

Групповая консультация для родителей дошкольников "О ПРАВАХ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Цель: повышение правовых знаний по вопросу защиты и охране прав ребенка дошкольного возраста среди родителей.Добрый день, уважаемые родители! В рамках проведения Дня правовой помощи детям, представляе...

Методика ознакомления дошкольников с правами ребенка.

Методика ознакомления дошкольников с правами ребенка....