Проект "Фонотека"
проект (младшая группа) на тему

Аврамова Зоя Анатольевна

Представлен проект "Фонотека" с полным содержанием 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonoteka_proekt_2012.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБ ДОУ «ЦРР- детский сад №99»

ПРОЕКТ

«Фонотека»

Авторы: Аврамова. З.А,

                Шестакова.Е.Ю

Продолжительность проекта: 3 месяца.

Тип проекта: исследовательский

Участники проекта: (взрослые, дети)

Возраст детей: 2-3 года

чита 2012

                                                     

            Как дорожу я прекрасным мгновеньем!

                                                                 Музыкой вдруг наполняется слух,

                                                                 Звуки несутся с каким-то стремленьем,

                                                                Звуки откуда-то льются вокруг.

                                                                                                           Н. П. Огарев

АКТУАЛЬНОСТЬ

        Как научить ребенка любить и понимать музыку? Этот вопрос задает себе каждый педагог, занимающийся детьми музыкой.  Как объяснить ребенку на доступном языке, что же такое музыка, из чего она состоит?

       Музыка — искусство, создаваемое при помощи музыкальных звуков. Собственно сам музыкальный звук, его свойства определяют особую силу воздействия музыки на человека.  Из всех искусств только музыка обладает таким сильным воздействием на человека.  Свет, видимые краски, формы и движения, печатное слово должны молчаливо ожидать, пока на них обратят внимание. Звук же заставляет слышать себя, даже если это неугодно слушателю. Поэтому одной из актуальных проблем в воспитании дошкольников остается проблема осознанного восприятия музыки. Обращение к такому виду деятельности, как детское музицирование  в воспитании дошкольников открывает широкие возможности для решения этой проблемы.

      Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальной деятельности, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению скованности, застенчивости, расширяет музыкальное воспитание.  У детей во время игры проявляются индивидуальные черты исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

       Учить играть на музыкальных инструментах  нужно начинать с познания элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому человеку. Чтобы импровизировать в звуках,  не надо ничего специально знать и уметь.

        И совсем не обязательно импровизировать на настоящих музыкальных инструментах – можно изготовить их самим. Самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки. У ребенка развивается большой интерес к миру звуков, в том числе и прикладной.

      Сделав своими руками звучащую игрушку, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное музицирование. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка 

      Большие возможности открываются у детей, с раннего возраста вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр. Этот вид деятельности всегда привлекал педагогов-музыкантов. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты.

И для родителей, и для педагогов характерно общее стремление - создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку, шутку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться полноценная личность.  

Проблема:  

      Очень многие дети совсем не умеют слушать других людей - своих сверстников, педагога, не могут воспринимать музыку, сосредоточить внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни. Поэтому надо формировать  умения слушать и слышать все, что нас окружает. Игра -  импровизация  на  самодельных музыкальных инструментах поможет дошкольникам научиться слышать и слушать звуки, ассоциировать их с явлениями окружающего мира, а также умения воспринимать и понимать музыку.

Цель проекта:

•        формирование умения слушать и слышать музыку;

•        формирование умения воспринимать и понимать музыку.

Задачи:

  • расширить знания детей о разнообразии мира звуков и музыкальных инструментов;
  • формировать у дошкольников умение слушать: от хорошо известных «близких» звуков, окружающих ребенка в повседневной жизни, до звуков, составляющих музыкальную интонацию;
  • развивать комбинаторные способности и умения;
  • развивать способность творческого исследования звуковых возможностей каждого инструмента и приобретению навыков игры на инструментах;
  • развивать коммуникативные навыки, творческую активность;
  • вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек-инструментов;
  •  поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках-инструментах.

Тип проекта: исследовательский.

Срок реализации:  3 месяца ( октябрь 2012 – декабрь 2012 гг.)

Участники: воспитанники ДОУ, их родители; педагоги.

Организация работы

Организация  работы проводится по трем направлениям:

  • групповая и индивидуальная работа с детьми;
  • взаимодействие и просветительская работа с родителями;
  • взаимодействие педагогов ДОУ.

Реализация проекта предполагает:

  • Использование самодельных игрушек – инструментов в самостоятельной повседневной жизни ребенка.
  • Развитие чувства ритма, умение играть в ансамбле, импровизировать.
  • Ориентирует детей, как на самостоятельность исполнения, так и на самостоятельность оценки его качества.
  • Дети сами могут организовать разнообразную музыкальную деятельность в группе ДОУ, в семье, а также самореализовывать свои интересы в ней.
  • Проявление активности инициативы в музыкальной деятельности в детском саду:, родителей, использует музыкальный репертуар в игровой деятельности, в режимные моменты и т.д.

      В процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся слышать и осмысливать мир звуков, который их окружает, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – все то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей.

Системная паутинка

Познание

Чтение художественной литературы

Коммуникация

Сюрпризные моменты в виде литературных героев в НОД

Создание проблемных ситуаций

Слушание русских народных сказок

-Репка

-Курочка ряба

-Теремок

-Колобок

Беседа по иллюстрациям русских народных сказок

-Репка

-Курочка ряба

-Теремок

Социализация

Труд

Безопасность

Беседа о дружбе в семье и в коллективе

Конструирование

Лепка

Рисование

Беседа о соблюдении гигиенических правил

По сказке Репка

Здоровье

Физическая культура

Формы взаимодействия с семьей

Релаксация детей

Снятие психического напряжения

Досуг «Репка»

Консультация

«Музыка»

Содружество

«Мама, папа, я- читающая семья»

Акция – конкурс

«Музыкальная игрушка своими руками»

Художественное творчество

Музыка

Режимные моменты

Лепка – «Яйцо для бабы с дедой», «Колобок»

Конструирование «Башня для зверят»

Рисование «Репка»

Слушание Аудио подборок русские народные сказки

Продуктивная деятельность

НОД

Беседы

Пальчиковая гимнастика

Посещение выставки

Участие детей и родителей в конкурсе «Рисунок по сказкам»

Спортивный досуг «Репка»

Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в спортивно-развивающем комплексе, повысить двигательную активность малышей, закрепить навыки полученные на физкультурных занятиях

Ход

Номер

блока

Драматический текст

Описание упражнения

1

Жил в одной деревне дед вместе с бабкой много лет

Ходьба.

2

Приготовь ка, бабка , деду репы пареной к обеду

Топание ногами

3

Рассердил меня ты крепко:

Кашу ешь ну нету репки!

Хочешь репку так пойди в огороде посади

Кулачки энергично выбрасывают вперед

Приседание, стучат кулачками перед собой

4

Что ж, пожалуй я схожу да и репку посажу

Идут по канату, руки в стороны, затем продолжают ходьбу

5

Взялся дедушка за дело, посадил он репку смело

Уа-уа

Наклоны вперед, руки до пола

6

Репка выросла большая

Посмотри какая

Упражнение на дыхание, поднимают руки через стороны вверх, ноги на носочках, вниз- выдох- опускаются на пяточки

7

Репка выросла на славу

Не видал такую право

Что за чудо из чудес

Репка чуть не до небес

Руки на поясе, наклоны головы в стороны, наклоны головы вперед- назад

8

Дерну ка.. не тут то было

Одному не хватит силы

Что мне делать

Как тут быть

Кликну бабку подсобить

Ну ка бабка, подойди

Чудо репку погляди

Имитация выдергивание репки, наклон руки вперед- назад

Повороты в стороны, с разведением рук в стороны

9

Очень хочеться мне репки

Да видать., корнями крепко

Репка в землю уцепилась

Подсоби мне, сделай милость

Прожила я лет немало

Но такого не видала

Спина согнута, руки на коленях упираются ладонями, переносят центр тяжести с одной ноги на другую

10

Правда чудо из чудес

Репка чуть не до небес

Ухвачусь ка я за Дедку

Вместе дружно дернем репку

Раз вот эдак

Два вот так

Садяться, ножки к репке, тянуться вперед, достают носочки ног палочкой исходное положение- спина прямая

11

Ох! Не вытянуть никак

Нам с такой красавицей

Низа что не справиться

Знать мои ослабли ручки

Позову на помощь Внучку

Наклоны в стороны, руки на поясе. Выставление рук вперед, с небольшим наклоном, ладошками вверх

12

Ну-ка Машенька , беги!

Дергать репку помоги

Руки над головой

Вправо-влево, руки к плечам-кулачки, верх ладошки

13

Я бегу, спешу на помощь

Где он непослушный овощ

Бег

14

Мои рученьки не слабы

Ухвачусь за кофту Бабы

Как бы не цеплялась  крепко, мы тебя осилим, Репка

Раз- вот эдак

Раз вот так

Нет не вытянуть никак

Берут кубики, поднимают кубики над головой, ноги не отрывают от пола

15

Ох! Устали мы тянуть

Дайте-ка нам отдохнуть

Релаксация: самомассаж с расслаблением

16

Уважаема в народе

Я расту на огороде

Вот такая я большая

Да чего же хороша я!

Сладкая и крепкая

Называюсь репка я

Повороты в стороны руки на поясе

17

Вот так репка, ну и овощ

Тут придется звать на помощь

Жучка, жученька, иди

Репку дергать помоги

Упражнение на дыхание, поднимают руки вверх- вдох через стороны вниз - выдох

18

Гав- гав! Слыхала деду репы хочеться к обеду

Гав ! помочь готова Жучка

Уцеплюсь, гав – гав за внучку

Прыжки в парах

19

Что ж прийдется кликнуть кошку

Чтоб помогла немножко

Мурка кисонька беги

Репку дергать помоги

Спешит Мурочка к нам в гости

Побежала через мостик

Через речку к нам бежит

Репку вытянуть спешит

Полоса препятствий

Резиновые коврики с шипами

Веревочки ручейки

20

Поищу пожалуй мышку

Где то прячется трусишка

Мышка ты за мной беги

Репку дергать помоги

Пролезание в дугу

21

Кошки я не побоюсь

И за хвостик уцеплюсь

Велика ль у мышки сила

Ну да дружба победила

Вместе вытянули репку

Что в земле сидела крепко

Вытягивают репку с помощью веревки все вместе

22

Закатили целый пир

Развеселый на весь мир

Танцевальные движения

Для детей группы раннего возраста

Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания.

Задачи:

  • Обучающая: Учить согласовывать свои действия при проведении игры-инсценировки, формировать умение ориентироваться на листе бумаги, закреплять умение рисовать по трафарету.
  • Развивающая: Расширять словарный запас, развивать артикуляцию, развивать двигательную активность под стихотворное сопровождение.
  • Воспитательная: Воспитывать интерес и бережное отношение к предметам театрально-игрового оборудования, формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности.

Методы и приемы: наглядный, словесный (беседа, использование художественно-словесного образа – стихи, загадки), игровой, практический, эвристический.

Оборудование: атрибуты, характерные для каждого персонажа сказки «Репка», репка (большая и маленькая), лейка, гуашь: желтого и зеленого цвета, листы бумаги (А-4) на каждого ребенка, трафареты репки, поролоновые подушечки, салфетки, музыкальный фрагмент из сборника А.И. Бурениной «Топ-хлоп, малыши…».

Предварительная работа: чтение и рассказывание сказки «Репка», показ сказки при помощи различных видов театра, знакомство через этюды со всеми персонажами сказки, рассматривание иллюстраций к сказке.

Конспект занятия

I. Организационный момент

Воспитатель вносит в группу сундучок и говорит, что у нее для детей есть сюрприз.

Воспитатель задает загадку:

Дай-ка в глазки погляжу,

Сказку деткам расскажу

А сказка будет вот про что…

Круглый бок, желтый бок

Сидит на грядке колобок

В земле засел крепко

Конечно, это …..(достает игрушку «Репка»)

II. Основная часть. Инсценировка сказки «Репка»

Воспитатель достает атрибуты для деда и одевает на ребенка, который согласится быть дедом:

Сеял дед репку, приговаривал:

-Будь ты, репка, кругла

-будь ты, репка, вкусна

Ребенок – «дед» выполняет действия, как будто сеет. Все дети повторяют за ним.

Воспитатель: Дождик репку поливает, помогает ей расти (поливает из лейки)

Репка выросла на грядке,

Значит все в порядке

Засела в грядке репка

Крепко-крепко (достает большую репку).

- Стал дед репку тянуть, дед старенький, идет не спеша. Все дети повторяют за дедом.

- Тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед – бабку. И она идет не спеша на помощь, воспитатель помогает ребенку надеть атрибуты (бабка идет вперевалочку). Все повторяют за ней движения. Бабка встает за дедом, и они начинают тянуть.

- Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвали они внучку. Воспитатель надевает атрибуты на ребенка. Внучка прибежал быстро. Встает за бабкой.

- Тянут-потянут, вытянуть не могут. Они позвали…

Ты собачка не лай,

Дай мне лапку дай, дай,

Ты собачка не лай

Лучше хвостиком виляй.

Дети лают, «виляют» хвостиком. Жучка услыхала, сразу прибежала.

- Стали тянуть репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Встала за внучкой. Позвали …

Я кошечка, я кошечка

По двору гуляю

Я мышек ловлю

Я «Мяу» говорю.

Дети ходят, как кошечка и говорят «мяу». Встала за Жучкой.

- Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали они …

У маленькой мышки

Розовый носик

И длинный хвостик.

Дети бегают, как маленькие мышки, говорят «пи-пи-пи».

- Сколько помощников-огородников пришло тянуть репку? Давайте сосчитаем: один, два, три, четыре, пять, шесть. Так тянули-тянули и всем миром вытянули репку. Взяли репку все вместе:

Уродилась репка, крупна

Уродилась репка, вкусна

И в пирог, и кашу

Хороша она.

III. Физкультминутка. Проводиться подвижная игра «Репка»

Вот какую интересную сказку и игру о репке мы сегодня вспомнили. А давайте нарисуем репку и покажем нашим родителям.

IV. Практическая часть. Рисование на тему.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает изображение репки, дети отмечают, какие цвета нужны для ее изображения (желтый, зеленый).

- А чем же мы будем рисовать на репки? (достает из сундучка поролоновые подушечки).

Звучит музыка, дети садятся за столы. Воспитатель напоминает приемы рисования по трафарету: показывает, как держать подушечки (всеми пальчиками). Подушечку надо держать правильно, иначе она обидится, и наша репка получится не красивой, неаккуратной. Рисовать нужно так: обмакнуть поролоновую подушечку в краску и приложить к бумаге (незакрытой пленкой), затем обмакнуть еще в краску и вновь приложить к бумаге и так далее, пока репка не станет цветной (желтый).

Дети выполняют движения по трафарету без набора краски: так, так и здесь, и здесь – приговаривают дети, выполняя движения.

А затем воспитатель предлагает выбрать цвет. В ходе работы воспитатель помогает детям тем, кто затрудняется, при необходимости, обращает внимание на силу нажима подушечки на бумагу.

Затем берут другую чистую подушечку и закрашиваем листочки зеленым цветом. Воспитатель при необходимости регулирует силу нажима руки ребенка.

V. Рефлексия.

По окончании работы дети организуют выставку работ и рассматривают их. Воспитатель хвалит детей.

Лепка «Колобок»

Программное содержание:

• Продолжать знакомить детей с героями русской народной сказки «Колобок», побуждать проговаривать слова песенки из сказки.

• Познакомить с понятием «дикие животные».

• Добиваться произношения звуков «р», «у».

• Знакомить с повадками диких животных, учить имитировать их повадки.

• Учить различать и находить предметы круглой формы.

• Продолжать учить лепить предметы круглой формы.

• Обогащать словарь детей: «дикие животные», «шарообразный».

Ход занятия.

Воспитатель: «Ребята, а вы любите сказки? (отв.) Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, я нашла вот эту красивую, сказочную коробочку. Хотите узнать, что в

ней находится? Тогда, скажите мне, кто от бабушки ушел? Кто от дедушки ушел?

(колобок) Давайте откроем коробку и посмотрим, кто же там сидит? (открывают коробку, воспитатель достает колобка). Дети, кто это? (колобок) Колобок сказал мне на

ушко, что тоже хочет побыть у нас на занятии. Хотите, чтобы колобок остался у нас?

А колобок хочет, чтобы вы ему рассказали какой он. (Подносит колобка к каждому ребёнку, дети обследуют его на ощупь.) Какой он? (мягкий, тёплый, круглый) Какого

он цвета? (жёлтого) Какой колобок по форме? (круглый, шарообразный) А как бабка

мела по амбарам? (дети выполняют движения) Ребята, колобок хочет с вами поиграть

в игру. А вы хотите с ним поиграть? (отв.) Сейчас вы подойдёте к столу и выберете те

картинки, на которых нарисованы предметы похожие на круг, (дети выполняют задание)

А покажите мне, что у нас в группе похоже на круг. (дети показывают) Ребята, колобку

понравилось с вами играть, и он хочет пригласить вас в свой сказочный лес. А вы хотите

попасть в сказочный лес? (дети идут, проходят по тропинке, попадают в сказочный лес)

Ребята, а кого встретил колобок сначала в лесу? (зайчика) А как зайчик прыгает? Давайте

попрыгаем как зайчики. (дети прыгают) А кого колобок встретил после зайчика? (волка)

Давайте походим на четвереньках, как волк. (Дети идут на четвереньках) Дети, а как волк воет? (у-у-у) Кого колобок встретил потом? (медведя) Давайте походим как медведь и по-

- рычим. (дети выполняют движения и рычат) Ребята, а кого же колобок встретил послед-

- ним? (лису) Давайте походим как лисичка, (дети имитируют лису) А теперь скажите мне,

понравилось вам в сказочном лесу? Давайте вспомним, кого встретил колобок? (зайца, волка, медведя, лису) Раз эти животные живут в лесу, как они называются? (дикие животные) Почему они так называются? (отв.) А теперь давайте вернёмся в сад. Но, что то наш Колобок загрустил. Он говорит, что ему грустно одному. А хотите ему помочь?

Давайте, слепим ему друзей. Я сегодня по амбарам помела, по сусекам поскребла и сделала тесто. Ведь колобка нужно делать из теста? Ещё раз скажите, какой формы наш колобок? (круглый, шарообразный) значит, чтобы получился колобок, нам, что нужно сделать из теста? (шар). А какие движения рук нам помогут? (дети в воздухе показывают).

Психогимнастика:

А теперь закроем глазки и представим, что у нас в руках колобок. Сначала он холодный, потом становится теплее и стал совсем горячий. Положите его на стол и потрясите ручками. А теперь посмотрите, как я буду лепить колобок. (Воспитатель лепит колобок со словами) .

Я с утра взялась за дело

Тесто я в руках согрела

И слепила колобок

Колобок румяный бок,

У него и нос и рот

Жаль, что песен не поёт!

Очень я лепить люблю

Волка серого слеплю

Зайца трусоватого,

Мишку косолапого.

А лисицу? Нет пока!

Чтоб не съела колобка

Ребята, а теперь вы заверните рукава и тоже принимайтесь за дело. (Дети лепят колобка) Какие вы молодцы! Каких вы колобков слепили! А теперь давайте их покатим по дорожке и споём.

Я колобок, колобок

По амбарам метён

По сусекам скребён

Я от бабушки ушёл

Я от дедушки ушёл

Ребята, Колобок очень рад, что вы слепили ему друзей. Но ему пора уходить в сказку.

Ребята вас благодарю

И всем спасибо говорю

Теперь я отправляюсь в путь

А к вам приду когда-нибудь.

Консультации для родителей

Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка. Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал. Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально.

Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого, к сложному”,. Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.

Учим ребенка, слушать музыку
Консультация для родителей.

Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку. Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых. Нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности, вместе с тем продолжительные наблюдения за музыкальным развитием детей убеждают в том, что необходимым условием такого развития на раннем возрастном этапе является совместное восприятие музыки. К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком. В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и разумеется в слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослыми. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым и для начального этапа обучения слушанию музыки. Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувство слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией. Для старших дошкольников это может быть одна из пьес, специально написанных для детей, например из “Детского альбома” Чайковского. С интересом слушают дети музыку в исполнении оркестра народных инструментов. После прослушивания заведите беседу с ребенком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребенка. Маленькие дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового характера, любят колыбельные. Как же учить ребенка слушать музыку? Существуют самые различные приемы. Многие родители считают, что лучше обучение музыки получать в специальной школе. В какой-то мере они правы: ребенок научится играть и слышать музыку профессионально. Но это не единственный путь приобщения ребенка к музыке. Очень хорошо, когда на первых этапах восприятия музыки помощником становится близкий ему человек. Если ребенок слушает музыку в одиночестве, то он может отвлечься. Но если же эту музыку ребенок слушает вместе с родителями, то он выражает свои эмоции, радуется. Очень полезно слушать музыку вместе со сверстниками, дети стремятся, как можно ярче передать товарищу свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности. Информацию в выборе музыкальных произведений для прослушивания в соответствии с возрастом, родители могут почерпнуть в специальной литературе “Как рассказывать детям о музыке”; “Про трех китов”. Не нужно стремиться заводить сразу большую фонотеку. Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения. Можно организовывать музыкальные вечера в интересной форме, музыкальные номера подготовленные заранее. Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку. Нужно стремиться всячески, активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки. Родителям можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя и попросить ребенка узнать воспроизведенные в музыке явления. Если не все сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного. Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника понимающего музыку и знающего ее.

Родителям о музыкальном воспитании дошкольников

В детском саду осуществляется работа по музыкальному воспитанию дошкольников. Чтобы установить взаимосвязь детского сада и семьи, проводится знакомство одновременно с группой детей, поступивших вновь, с их родителями, обстановкой, в которой воспитывается ребенок. Для этого используются разнообразные методы, а именно наблюдения, индивидуальные беседы, выборочные посещения семей, анкетный опрос. Выявляется, что одна группа родителей интересуется вопросами музыкального воспитания, но испытывает определенные трудности, другая – большое внимание уделяет созданию материальных условий, а целенаправленность отсутствует, третья не учитывает возрастные возможности. Есть семьи, которые по разным причинам не занимаются музыкальным воспитанием детей. Задача педагога вооружать родителей знаниями о значении музыки в воспитании и развитии детей. Родители на консультациях получают общие знания основ музыкального воспитания и развития ребенка, а на собраниях знакомятся с возрастными особенностями, уровнем развития и задачами воспитания на данном этапе. Родители как бы переходят из группы в группу вместе со своими детьми. На консультациях, в личных беседах, в доступной форме рассказываем о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей. Слушание музыки дома убеждает родителей в том, что необходим уголок для ребенка, где бы он мог играть и заниматься. Ненавязчиво даются советы, как лучше наладить быт, как устроить уголок, создать домашнюю фонотеку, какие покупать музыкальные игрушки, инструменты и как преподнести их ребенку. Отмечается, какое значение для развития детей имеют телепередачи, проводится разъяснение, как надо их слушать и смотреть, какие детские спектакли, музыкальные фильмы доступны для восприятия ребенка дошкольного возраста. Приходится говорить о том, какое влияние оказывает музыка на моральные качества и принципы поведения человека, что воздействие музыки подчас бывает более сильным, чем другие средства воспитания. В процессе работы выясняется, что многих родителей интересует, что такое музыкальные способности, есть ли они у ребенка, как он занимается, надо ли учит музыке. Родители узнают о влиянии музыки на физическое развитие детей и о музыкально – ритмических движениях как одном из видов деятельности. Каждое собрание, консультация, индивидуальная беседа требует тщательной подготовки. Определяется содержание выступления, формы работы с семьей, затем подбираются примеры из занятий, литературных источников, оформляется наглядные пособия, разрабатывается рекомендации. Весь материал утверждается заведующей и старшим воспитателем детского сада. Чтобы за короткий срок дать наибольшую информацию родителям, используется разнообразные формы, работа строится на конкретном материале. В разных видах занятий с родителями используется литература, магнитофонные записи, проводится концерты детского творчества, организуются целевые экскурсии по детскому саду, проводим практические занятия, викторины, конкурсы. Родители помогают оформлять зал, готовят костюмы, выступают с рассказами о своей профессии, о службе в Армии, вместе с детьми поют знакомые песни, танцуют, играют.

. А как проводятся праздники дома? Чтобы выяснить, какое участие принимает ребенок в семейных праздниках, предлагается родителям старшей и подготовительной групп вопросы: какие праздники вы проводите вместе с детьми? Устраиваются ли концерты? Кто является их организатором? Какие трудности испытывают родители при организации праздника? Оказывается, что многие семь проводят праздники вместе с детьми, привлекают их к уборке квартиры, сервировке стола. Кульминацией праздника является концерт, который в каждой семье устраивается по-разному. Анализ ответов помогает выявить положительный опыт проведения праздников в семье, выясняется особенности их организации, определяются главные трудности. Учитывая пожелания родителей, рекомендуются сценарии праздников для дома, материал которых не требует большой подготовки и сложных атрибутов, а программа состоит из песен, плясок, стихов и игр, пользующихся успехом у детей. Хорошим дополнением к проводимой работе служат тематические выставки в уголке для родителей, так как информация в них дается очень кратко, конкретно и наглядно, работать можно в течение продолжительного времени.

Проводимая работа позволяет значительно повысить активность родителей в вопросах музыкального воспитания. Они проявляют интерес к тому, каковы успехи ребенка в детском саду, как организовать его досуг дома, использовать с этой целью технические средства. Совместно с семьей удается сформировать устойчивый интерес к музыкальной деятельности у большинства детей, повышается уровень музыкального развития. Сложившаяся система работы создает предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального воспитания детей.

Связь с другими образовательными областями

"Физическая культура"

Развитие физических качеств для осуществления музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности

"Здоровье"

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации

"Коммуникация"

Развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми; развитие в театрализованной деятельности всех компонентов устной речи; практическое овладение воспитанниками нормами речи

"Познание"

Расширение музыкального кругозора детей; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества

"Социализация"

Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

"Художественное творчество"

Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества

"Чтение художественной литературы"

Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений

"Безопасность"

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности

Предполагаемые результаты
Для педагогов:

  • повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;
  • инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
  • творческое использование фоновой музыки в разных видах детской деятельности.


Для воспитанников:

  • повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной  деятельности;
  • появление интереса к музыкальной культуре; активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности; проявление творческого самовыражения.


Для родителей:

  • повышение музыкальной культуры;
  • мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;
  • повышение статуса семейного воспитания.

Содержание работы

с педагогами

с детьми

с родителями

1. Анализ уровня профессиональной компетентности в музыкальной деятельности.

2. Обмен опытом участников проекта.

3. Обобщение опыта работы по реализации проекта на уровне города, области

1. Сравнительная диагностика умений воспитанников и усвоения ими знаний.

2. Анализ полученных результатов

1. Анкетирование родителей.

2. Награждение грамотами самых активных родителей – участников проекта

Ожидаемый результат

1. Анализ результатов проектной деятельности.

2. Определение проблем и перспектив.

3. Творческое использование фоновой музыки в разных видах деятельности

1. Повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности.

2. Появление интереса к музыкальной культуре.

3. Проявление творческого самовыражения

1. Повышение статуса семейного воспитания.

2. Готовность родителей
к активному сотрудничеству
с детским садом


Приложение 4.

Расписание звучания фоновой музыки в режимных моментах.

Время звучания

Режимные моменты

Преобладающий
эмоциональный фон

7:30–8:00

Утренний прием

Радостно-спокойный

8:40–9:00

Настрой на занятия

Уверенный, активный

12:20–12:40

Подготовка ко сну

Умиротворенный, нежный

15:25–15:35

Подъем

Спокойный, оптимистично-просветленный


Приложение 5. 
Включение музыки в образовательную деятельность. 

Форма восприятия музыки

Непосредственно образовательная
деятельность

Содержание деятельности
педагога

Активная

Познание;

игровая;

музыкально-художественная;

двигательная;

коммуникативная

Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.)

Пассивная

Трудовая;

познание;

продуктивная;

восприятие художественной литературы;

коммуникативная

Педагог использует музыку как фон
к основной деятельности,

музыка звучит негромко, как бы
на втором плане

Примерный репертуар фоновой музыки 

1

2

Функция фоновой музыки

Примерный репертуар

1

2

Релаксирующая (расслабляющая)

К. Дебюсси. "Облака".

А.П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета.

К.-В. Глюк. "Мелодия".

В.-А. Моцарт. "Реквием".

К. Сен-Санс. "Карнавал животных".

Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада".

И. Брамс. "Вальс № 3".

Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы".

Г.-Ф. Гендель. "Музыка на воде".

К.-В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"

Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение)

Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонт".

И. Брамс. "Венгерский танец № 7".

А. Дворжак. "Славянский танец № 2".

Ф. Лист. "Венгерские рапсодии".

В. Моцарт. "Маленькая ночная серенада".

Э. Григ. "Утро".

И.-С. Бах. "Шутка".

И. Штраус. "Весенние голоса".

Ф. Шопен. "Прелюдии".

Б. Монти. "Чардаш"

Активизирующая (возбуждающая)

П.И. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть.

Л. Бетховен. "Увертюра Эдмонд".

В.-А. Моцарт. "Турецкий марш".

Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28".

М.И. Глинка. "Камаринская".

В.-А. Моцарт. "Турецкое рондо"

Успокаивающая (умиротворяющая)

Ф. Шопен. Прелюдия ми минор.

Т. Альбинони. Адажио для органа и струнных.

М. Глинка. "Жаворонок".

А. Лядов. "Музыкальная табакерка".

К. Сен-Санс. "Лебедь".

Ф. Шуберт. "Серенада".

П.И. Чайковский. "Вальс цветов"

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

И.-С. Бах. "Ария".

А. Вивальди. "Времена года".

С. Прокофьев. "Марш".

Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".

В.-А. Моцарт. "Гроза".

В.-А. Моцарт. Симфония № 40.

Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор.

П.И. Чайковский. "Времена года"


Приложение 5.
Примерный перечень музыкальных произведений для слушания дома

Музыка для утреннего подъема

Музыка, настраивающая на занятия

Музыка перед сном

Просыпательная музыка

А. Дворжак. "Славянский танец № 2".

Ф. Лист. "Венгерские рапсодии".

В.-А. Моцарт. "Маленькая ночная серенада".

Л. Бетховен. Увертюра
"Эгмонт".

Б. Монти. "Чардаш".

Э. Григ. "Утро".

И.-С. Бах. "Шутка".

И. Брамс. "Венгерский танец № 7".

И. Штраус. "Весенние голоса".

Ф. Шопен. "Прелюдии"

А. Вивальди. "Времена года".

С. Прокофьев. "Марш".

И.-С. Бах. «Ария».

П.И. Чайковский. "Времена года".

Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".

В.-А. Моцарт. "Гроза".

В.-А. Моцарт. Симфония № 40.

Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор

Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада".

И. Брамс. "Вальс № 3".

К. Дебюсси. "Облака".

А.П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета.

К.-В. Глюк. "Мелодия".

К.-В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика".

В.-А. Моцарт. "Реквием".

Ш.-К. Сен-Санс. "Карнавал животных".

Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы".

Г.-Ф. Гендель. "Музыка на воде"

П.И. Чайковский. "Вальс цветов".

Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонд".

Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28".

П.И. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть.

М.И. Глинка. "Камаринская".

В.-А. Моцарт. "Турецкое рондо"

ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА

Этапы

проектирования

 

Проектные мероприятия

 

Промежуточный результат

Направление деятельности

Содержание

деятельности

1-ый этап: постановка цели, создание ресурсной базы

  • Создание мотивации

  • Формулирование проблемы
  • Работа с источниками информации (литературой, Интернет – ресурсами и т. д.).
  • Создание ресурсной базы  для реализации проекта:

 

Беседы с музыкальным руководителем детского сада о разнообразии мира звуков, который нас окружает.

Надо уметь слышать и различать звуки, которые  нас окружают.

Поиск информации о различных звуках и музыкальных инструментах, в книгах, телепередачах, интернете.

Анализ собранной информации, классификация инструментов, составление пособий, игр, картотек.

Поиск, подбор материала для создания  альбома о музыкальных инструментах;

поиск и  подбор музыкально – дидактических игр  

  Дети начали активно действовать с музыкальными инструментами, музыкальными игрушками, находившимися в группе, начали извлекать и сравнивать получающие звуки из всех окружающих предметов.

2-ой этап: организация работы над проектом

1.  Совместная деятельность педагога с детьми

 - наблюдение:

- чтение художественных произведений и стихов  и их озвучивание.

- музыкально – дидактические игры на развитие тембрового слуха

 - опытническая деятельность:

  • опыт «Музыка или шум?»

  • опыт «Как сделать звук громче?»

Темы:

1. Звук – знакомый незнакомец.

2. Откуда берется звук?

3. Звуки музыкальные и шумовые.

4. Деревянные истории.

5.Музыкальный сундучок.

6. Музыка вокруг нас.

7 Проделки мышат.

8. Ансамбль.

9. Часы.

- Продуктивная деятельность педагога с детьми

  • работа с бросовым материалом
  • планирова-ние деятельности по изготовле-нию музыкаль-ных игрушек-инструментов
  • практическая деятельность по созданию музыкаль-ных игрушек- инструмен-тов и творческой импровизации на них.

2. Самостоятельная деятельность детей

  • сюжетно – ролевые игры

«Магазин музыкальных инструментов»

3.  Взаимодейст-вие и просвети-тельская работа с родителями.

4. Работа  с  воспитателями ДОУ

-Практическая консультация.

-Презентация.

слушание звуков природы, улицы, дома, деревянных, металлических, стеклянных звуков;

- дать представление о внешнем виде самодельных музыкальных инструментах, познакомить с их классификацией (шумелки, стучалки, звенелки и т. д.)

- закрепить названия музыкальных инструментов

Сказки:
• Русская народная сказка «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка»

Чтения стихотворения
Лото «Музыкальные инструменты», «Найди свой звук», «Угадай, что звучит» и т.д.

Изготовление самодельных музыкальных инструментов.

Консультации:

  • «Ваш домашний оркестр»
  • «Как научить ребенка любить музыку».

Наглядная информация:

  • «Самодельные музыкальные инструменты».

Работа по ознакомлению с различными звуками способствовала обогащению познавательной сферы, а также музыкальному развитию детей. Дети называют услышанные звуки природы, улицы, дома и подбирают к ним схожие по звучанию звуки музыкальных инструментов (например, шелест листьев деревьев  изобразили звуком «шуршалок», грохот грома - звуком «стучалок», капельки дождя – звуком «звенелок»);

Дети с большим интересом озвучивали знакомые художественные произведения, стихи и сказки, подбирали подходящие шумовые инструменты, импровизировали.

 Дети реализовали накопленный опыт в продуктивном виде деятельности – ручном труде.

Совместное с родителями создание музыкальных инструментов.

 

3-ый этап: презентация продукта деятельности

  Организация выставки «Самодельные музыкальные инструменты» в групповых музыкальных  уголках.

Смотр – конкурс  «Самодельные музыкальные инструменты»

Организация ансамбля шумовых инструментов и выступление на весенних развлечениях и «Недели театра и искусства в ДОУ».

-дети групп рассказывали о самодельных музыкальных  инструментах-игрушках, называли их, обозначали «шумелки», «стучалки», «звенелки» и т.д.

В ДОУ между группами проведен смотр – конкурс по изготовлению самого необычного и интересного музыкального инструмента.

Ресурсная база проекта

1. Материально-технические ресурсы:

- предметно-развивающая среда ДОУ

  • групповой мини-центр познавательного развития (материал для экспериментальной деятельности),
  • групповой мини-центр художественно-эстетического развития (музыкальные игрушки, инструменты, музыкальная фонотека, аудиозаписи со звуками природы, дома, улицы, с программными музыкальными произведениями для слушания, магнитофон),
  • уголок конструирования (бросовый материал, модели, алгоритмы создания музыкальных инструментов-игрушек),
  • наглядный материал:  иллюстрации, картинки, видеозаписи, аудиокассеты, СД – диски.
  • технические средства: музыкальный центр, компьютер, DVD – проигрыватель,

2. Программно-методические ресурсы:

  • Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
  • Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г.
  • Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные  опыты и эксперименты для дошкольников - М.: ТЦ Сфера, 2001.
  •  Т. Э. Тютюнникова. Доноткино. Часть 1. Заводные макароны. М.: Педагогическое общество России, 2005
  • Т. Э. Тютюнникова. Доноткино. Часть 2. Квадратный апельсин. М.: Педагогическое общество России, 2005
  • Ю.А. Бугельский «Игрушки – самоделки в детском саду», М., 1995.
  • Л.Н. Алексеева, Т. Э. Тютюнникова «Музыка», учебно – наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста, М., 1998.

ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • Благодаря использованию в исследовательском проекте современных образовательных технологий в продуктивной деятельности у детей развивались коммуникативные, комбинаторные, творческие способности, воображение и мышление, умение играть в ансамбле, импровизировать.

  • Дети научились самостоятельно изготавливать из бросового материала и использовать самодельные музыкальные инструменты   в самостоятельной повседневной жизни ребенка - в игровой деятельности, в режимные моменты и т.д.

  • В процессе исследований со звуком дети научились различать звуки шумовые и музыкальные, познакомились с природой образования звуков и научились ассоциировать их с явлениями окружающей среды.

  • Особое внимание уделялось совместной деятельности детей и взрослых и работе с семьей, в процессе которой удовлетворяется потребность дошкольников в общении со взрослыми, в познании их мира, желании принимать участие в совместной деятельности.

  • У детей  развивалась творческая активность и инициатива в музыкальной деятельности в детском саду: участие в концертах для более младших детей, родителей.

  • В  каждой группе оформлен музыкальный уголок, в котором находятся самодельные музыкальные инструменты для самостоятельной деятельности детей.

  • В приемных групп оформлены информационные папки – передвижки для родителей по темам творческого музицирования.

  • Собран большой дидактический материал по данной тематике. Материалы даны в приложении к проекту.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  • Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
  • Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г.
  • Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные  опыты и эксперименты для дошкольников - М.: ТЦ Сфера, 2001.
  • Ю.А. Бугельский «Игрушки – самоделки в детском саду», М., 1995.
  • Т. Тютюнникова. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Либроком, 2010