Развиваем интерес к ролевой игре.
статья

Алиева Елена Александровна

 На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка взрослого, совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного  поведения, игры и д.р. Интенсивно развивается активная речь ребенка. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчинённые предложения, в разговоре  со взрослым используют практически  все части речи. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: рисование, конструирование и, конечно же, игра!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interes_k_igre.doc231 КБ

Предварительный просмотр:

Алиева Е.А., Кузнецова А.С., воспитатели ГБДОУ № 123

 Центрального района Санкт-Петербурга.

Развиваем интерес к ролевой игре

 На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка взрослого, совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного  поведения, игры и д.р. Интенсивно развивается активная речь ребенка. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчинённые предложения, в разговоре  со взрослым используют практически  все части речи. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: рисование, конструирование и, конечно же, игра!

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Поощрение желания детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, используя предметы заместители.

Задачи педагогов на данном этапе следующие:

  • подвести детей  к пониманию роли в игре;
  • формировать начальные навыки ролевого поведения, умение связывать сюжетные действия с ролью;
  • пробуждать интерес к театрализованной  игре путем первого опыта общения с персонажем («Репка», «Курочка ряба);
  • развивать интерес к играм- действиям со звуками (живой и неживой природы), к подражанию птицам и движениям животных под музыку, под звучащие слово;
  • поощрять проявления самостоятельности.

Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. В игре, как в зеркале, отражаются взаимоотношения взрослых; ребенок входит в мир этих отношений и воспроизводит их в игровой ситуации. Игра является ведущей деятельностью, потому что дает возможность ребенку вступить во взаимоотношение с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребенок вступить не может.

Известно, что дети любят играть театральными куклами, и эти игры побуждают ребенка к общению, творческому самовыражению. Особенно это касается такого сложного вопроса, как воспитание личности  ребенка, развитие его тонких душевных  качеств, нравственных и эстетических ценностей.

Идея создания этой театрализации – это воспитание при помощи маленьких «воспитателей» — кукол, в действиях которых дети могут увидеть свое отражения и, таким образом посмотреть на себя со стороны, а что может быть наглядным и действительным в воспитании. Важно, что театральная кукла может являться как бы своеобразной ширмой для ребенка, у которого много проблем. Испытывает  трудности в речевом общении,  неуверенности в себе, в правильности своих действий, непонимании взрослых. Взаимодействуя в игре  с другими детьми при помощи театральных кукол, ребенок как бы прячется за нее и таким образом чувствует себя защищённым. В таких ситуациях взрослый моет поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребенку, а к кукле, и такое взаимодействие взрослого будет значительно мягче и корректнее.

Такие игры будут сближать ребенка и взрослого, вы вместе можете не только изготовить этих маленьких  кукол, дать им имена и придумать забавные истории, которые можете записать и создать свою личную коллекцию сказок.

Играем в "Репку"

Варежковая кукла

Варежковые куклы надеваются на кисть руки, как зимняя варежка. Манипуляция такой куклы развивает гибкость и подвижность рук, главным образом кистей и пальцев. Управление этими куклами способствует развитие плавности, выразительности и четкости речи. Варежковая  кукла помогает детям фантазировать, получать эмоциональный заряд. На основе варежки сделаны несколько кукол.

Рыбки. Варежковых  рыбок можно сделать из обычных варежек – пришить им глаза, крючком вывязать плавники или нашить из ткани, а к резинке, которая одевается на кисть руки, пришить легкий платок. А у первой рыбки большой палец может служить ртом,  и с помощью его она будет разговаривать со своими подводными друзьями.

Другая рыбка может получиться, если большой палец варежки оформить в виде плавника. Если пальцы прижать друг к другу и плавно изгибать кисть руки, то рыбка поплывет.

кукляндия 3                                                                   кукляндия 5

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 кукляндия 4

Говорунчики.

Такое название эти куклы получили потому, что выразительнее всего они «разговаривают», открывая и закрывая рот, за счет активных движений пальцев и кисти кукловода. Эти варежковые куклы способствуют развитию речи, дикции, интонации выразительности и силы голоса. Они эффективно тренируют подвижность локтевых  суставов, развивают фантазию и творчество.

кукляндия 8кукляндия 7

Кукла — прыгунок.

Прыгунки — это легкие мягкие игрушки, к голове которой прикреплена шляпная резинка. Прыгунки не могут ходить, поочередно передвигая ногами, они прыгают:  то медленно, то быстро, то высоко, то низко — в соответствии с образом куклы. Семья прыгунов может быть разнообразна: и Мишки, и Белки, и другие. Эти куклы хороши для развития координации движений. И поэтому их можно использовать с младшими дошкольниками.

кукляндия 11  кукляндия 10                                                 кукляндия 13

Штоковая кукла.

Есть маленькие и штоковые куклы, которые водят с помощью одного или двух штоков (палочек). Петушки, Зайчики, Мышки – на одном штоке. Червяки и Гусеницы управляются двумя – один голову, другой – хвост.

Малые штоковые куклы очень полезны для развития мелкой моторики, что  способствует речи у детей. Эти куклы также развивают гибкость пальцев,  кисти и запястья.

В работе с детьми младшего возраста используют куклы на одном штоке. Взрослый учит   куклу всеми пальцами ( в кулачке). Кукла двигается за счет движений кисти. Дети старшего возраста управляют куклами на двух штоках. Чтобы манипулировать такими куклами, нужно научить держать  палочки только подушечками пальцев. Больших штоковых кукол могут водить дети младшего и старшего возраста. Для управления такой куклой дети держат шток в кулаке. Такими куклами можно разворачивать сказочный сюжет не только на столе, но и за невысокой ширмой детям очень нравиться как развивать сюжет, но так и быть зрителем.

кукляндия 15кукляндия 16

Кукла для пальчикового театра

Это миниатюрные куклы, которые надевают на палец. Работа с ними способствует укреплению мышц пальцев рук, развитию мелкой моторики, помогает в развитии координации движений.

Их можно сшить, связать и слепить из массы или пластилина.

кукляндия 20            кукляндия 19кукляндия 118

Перчаточная кукла.

Перчаточные куклы сделаны в виде перчатки. Указательный и средний пальцы – это ноги куклы, на изгибе кисти находится голова. Этими куклами  хорошо изображать различные движения: прыжки на одной ноге и на обеих, бег, вращения  в разные  стороны. Всему этому можно «научить»  куклу, если предварительно делать упражнения для гибкости пальцев.

Их можно сделать с перчаток, украсить по вашему вкусу.

кукляндия 23

кукляндия 22

кукляндия 25

Использованная литература: 1.Родина М И., Буренина А И., Кукляндия:  учебно- методическое пособие по театрализованной деятельности. – СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», 2008. – 112 с.: ил.

2. Веракса Н.Е.,Комарова Т. С.,Васильева М.А.»От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Издательство: Мозаика-Синтез, 2011 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРАТЬ - РАЗВИВАЯ, РАЗВИВАТЬ – ИГРАЯ. Сюжетно-ролевая игра

Консультация для родителей детей  разновозрастной группы детского сада (4-6 лет). В статье изложены ответы на часто задаваемые вопросы родителей о том, что такое сюжетно-ролевая игра, какие сюжет...

Игры совместно с родителями. Картотека игр: «ЛЕГО-конструирование» «Чья команда быстрее построит?» Цели: • ·учить строить в команде, помогать друг другу; • ·развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук;

Игры совместно с родителями. Картотека игр: «ЛЕГО-конструирование»  «Чья команда быстрее построит?»Цели: ·учить строить в команде, помогать друг другу;·разви...

Игра - развивает интерес

Статья "Игра - развивает интерес" посвящена роли игры в развитии и воспитании ребенка....

«Речевая культура ребенка рождается в семье и развивается в сюжетно-ролевой игре»

Консультация для родителей  «Речевая культура ребенка рождается в семье и развивается в сюжетно-ролевой игре»...