Тематический тренинг для воспитателей «Наказывая, подумай зачем»
методическая разработка по теме

Коршунова Юлия Олеговна

Тематический тренинг для воспитателей  «Наказывая, подумай зачем»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_pedagogov.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический тренинг для воспитателей

 «Наказывая, подумай зачем»

Цель: помощь педагогам в разрешении возникающих сложных педагогических ситуаций в работе с детьми, связанные с дисциплиной.

     Известно, что готовых рецептов не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

     У ребенка представление о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, - помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей  и в то же время научит разбираться в бесконечных «нельзя» и «можно»! Чтобы  научить этому детей, педагогам самим нужно отлично в этом разбираться. Поэтому педагогам предлагается пройти групповой тест «Можно и нельзя».

Тест «Можно и нельзя».

Внимательно прочтите и оцените предложенные ситуации. Как вы считаете, можно ли наказывать ребенка в данных ситуациях? Отметьте значком выбранный вами вариант ответа.  (Наказание возможно, невозможно).

  • Ребенок болеет
  • Перед сном
  • Сразу после сна
  • Во время еды
  • Во время занятий
  • Во время игры
  • Непосредственно после душевной или физической травмы
  • Ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается
  • Воспитатель находится в плохом настроении

После выполнения теста проводится его обсуждение. Выясняются ситуации, когда можно, а когда нельзя ребенка. В заключение педагогам предлагается отрезать ножницами колонку теста «Наказание можно». Оставшаяся часть в качестве «памятки» может использоваться в работе.

     Что же такое дисциплина? Дисциплина – это система определенных запретов, необходимая ребенку для ощущения защищенности. За «нельзя» взрослых скрывается забота о детях. И дети это чувствуют, их жизнь становится понятной и предсказуемой. Ребенок еще очень мал и многого не знает, вокруг него существует огромный неопознанный мир, таящий в себе много интересного, но и много опасного. Только взрослый с помощью дисциплинарных мер может обеспечить его безопасность, помочь разобраться в этом многогранном мире, его законах и особенностях. И ребенок понимает, что это – забота о нем, что сильный и мудрый взрослый вводит его в новый мир, что он знает больше, больше умеет и поможет ему, малышу, узнать и научиться тому, что умеет сам.

     Трудно стать мудрым проводником, а не бездумным надзирателем. Что можно требовать от ребенка 3-7 лет? Первое, что мы должны осознать, чтобы приучить ребенка к дисциплине, - дать ему почувствовать, что его любят, - вот главная и наиболее важная часть хорошей дисциплины.

     Что происходит если нельзя все? Тогда ребенок рано или поздно узнает, что тот или иной запрет был неверным. Он начинает думать, что к нему не слишком справедливы. У ребенка возникает непреодолимое  и обоснованное желание нарушать такие запреты. Он рассматривает каждую просьбу или требование как навязанную ему повинность и активно учится сопротивляться ей, а иногда делает все наоборот.

     Что же происходит, когда все можно? Тогда ребенок думает, что его не предостерегают, все разрешают, а вокруг столько опасного, неприятного! У ребенка может возникнуть повышенная тревожность, неуверенность в себе, он не сможет научиться принимать решения, во все сомневается.

     Как построить свои отношения с детьми, чтобы найти золотую середину? Ю.Б. Гиппенрейтор в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» советует составить для себя систему запретов, разделив все «можно» и «нельзя» на цветовые зоны. Зеленая зона – это все, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению. Желтая – действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Эта зона очень важна, т.к. именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине. Внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения. Красная зона – действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах.

Упражнение «Запрещаем - разрешаем»

В зале, где проводится тренинг, устанавливаются три мольберта, соответствующие зонам запрета.

На мольберты прикрепляются бумажные цветы:

Зеленый символизирует зону «Полная свобода»;

Желтый – зону «Относительная свобода»

Красный – зону «Запрещено»

     Участникам предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам.

     Полученные варианты анализируются: педагоги и психолог прогнозируют возможные ситуации и допущенные ошибки.

     Важным является то, что список «взрослеет» вместе с ребенком. То, что мы требуем от старшего дошкольника, мы не можем требовать от младшего, он просто не может этого выполнить. А то, что мы требуем от школьника, просто неразумно требовать от школьника. И самое главное – это руководствоваться интересами ребенка и любовью к нему.

     Если существую запреты, то неизбежно возникает вопрос о наказаниях, поскольку запреты в силу тех или иных причин могут нарушаться. Вообще смысл наказания должен быть совершенно конкретным: вам нужно эффективно пресечь недопустимое поведение.

     Выделим и проанализируем основные формы воздействия на детей.

     Под словом «ругать»  обычно подразумевается повышение голоса, крик. Что есть крик? Это бессилие взрослого, выброс негативных эмоций на детей, педагогическая беспомощность. Любой крик – это стресс для нервной системы ребенка, которая является более гибкой и чувствительной, чем у взрослых. В состоянии стресса ребенок не слышит запрета. Он слышит, что его не любят. Выплескивая эмоцию, мы можем рассчитывать только на ответную эмоцию. У ребенка чаще всего ответная реакция – страх, замкнутость, протест, слезы. Крик ничего не дает ребенку. И, как следствие, воспитательного результата быть не может.

   А постоянный крик либо перестает ребенком замечаться, что, в свою очередь, рождает у него манеру разговаривать так же, просто потому, что он к ней привык, либо приводит к неврозу.

     Когда можно кричать? Когда ребенок подвергает свою жизнь опасности или его действия могут причинить вред окружающим.

     Другое дело – запреты. Они очень важны для формирования у детей социальных навыков. Запрещать надо, но спокойным, уверенным голосом.

     Боясь наказаний, ребенок может начать лгать и обманывать взрослых.

     Если сам факт наказания слишком расстраивает детей, они могут забыть, за что их наказывают.

     Родители, наказывающие детей, могут стать для них примером. Ребенок, подражая взрослому, тоже станет решать свои проблемы силовым способом.

Упражнение «Какие бывают наказания»

Доска делится на четыре поля, каждое имеет свое название:

«Физическое  наказание»

«Изоляция»

«Наказание словом»

«Лишение приятного»

     Названия полей скрыты. По ходу обсуждения возможных вариантов наказаний психолог делает записи на доске в соответствующем поле. В конце упражнения названия полей открываются. Обсуждаются наиболее действенные варианты, выявляются преимущества и недостатки того или иного варианта.

     Взрослые должны четко осознавать, что вероятность несправедливости при спонтанном наказании чрезмерно велика. Наказывая, подумай зачем!

     Надо помнить, что основная цель наказания – научить ребенка правильно поступать под действием собственного внутреннего контроля.

     Изоляция – часто применяемый способ, когда ребенок выводится (отделяется) из группы сверстников или из игры на определенный период времени. При этом изоляция должна быть организована. Должно быть специальное место – другая комната, «виноватый» стульчик, находящийся в поле зрения взрослого. Желательно оговорить с детьми заранее время изоляции (пока пересыпается песок в часах, движется стрелка в период конкретной игры). Время, которое проводит ребенок, наблюдая движение стрелки часов, пересыпания песка, становится для него периодом успокоения, дает ему возможность побороть свои импульсы. В итоге изоляция из наказания перерастает в способ помощи справиться со своими эмоциями.

     У каждого ребенка есть свои предпочтения. Но есть занятия, любимые всеми детьми: просмотр мультфильмов, поездка в гости, в цирк. Очень хорошо, если в группе есть какой-либо ритуал, традиция (помощь воспитателю, кормление рыбок и т.п.) И отказ ребенку,  в праве,  участвовать в совместном ритуале станет для него сильным переживанием.

     Наказание ли это? Конечно же, и довольно ощутимое! И главное, не обидное и не оскорбительное. Ведь дети хорошо чувствуют справедливость, а это справедливо. Взрослый просто не дарит им свое время, потому что расстроен или  рассержен.

     Какой же практический вывод? Нужно иметь запас больших и маленьких праздников, «зону радости». Если нет традиции совместных дел с ребенком, то стоит ее создать. И сделать эти занятия или дела регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он  не совершит чего-нибудь плохого. Отменяйте их, только если случится проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены.

     Лишение приятного – наиболее приемлемый способ регулирования поведения ребенка. Ведь наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохо.

     После того как мы проанализировав все возможные наказания, нужно остановиться на очень важном моменте, ответить на главный вопрос. Итак,  как наказывать ребенка, не унижая его? Выделим то, что всегда нужно помнить взрослому, которому хочется наказать ребенка:

  • Всегда соблюдайте четкую позицию: «Я взрослый»,
  • Учитывайте соответствие, равноценность проступка наказанию,
  • Общайтесь с ребенком «глаза в глаза», на уровне роста ребенка, уверенным голосом,
  • В особых ситуациях необходимо брать ребенка за плечо, руку, останавливая его действия.

Наказание лучше действует, когда:

  • Оно применяется сразу после проступка, а не спустя некоторое время;
  • После проступка всегда (а не иногда) следует наказание;
  • Наказание сопровождается объяснением того, почему ребенка наказали и что должен делать ребенок, чтобы его не наказывали в будущем;
  • У ребенка теплые, любящие отношения с человеком, применяющим наказание.

Очень важно помочь ребенку исправить ситуацию. Спросить его: «Давай подумаем: как это исправить?»

Упражнение «Разыгрывание ситуаций»

Педагогам предлагается разыграть некоторые ситуации и совместно с педагогом-психологом обсудить возможные варианты решений.

Ситуация 1

     Во время обеда ребенок возит по столу чашку, полную сока. Воспитатель делает ему замечание: «Осторожно! Разольешь!»  Ребенок делает вид, что не заметил этих слов.

     Воспитатель повторно делает замечание: «Не балуйся! Пей сок!» Ребенок молча продолжает свои действия. И длится это до тех пор, пока он наконец не обольет себя и рядом сидящего ребенка липким соком.

     Как в данном случае поступить воспитателю?

     Как себя вести, если:

  • Вместо сока ребенок пролил тарелку горячего супа;
  • Эта ситуация произошла непосредственно перед праздничным концертом?

       Ситуация 2

    Во время тихого часа ребенок не спит. Он мешает спать другим детям, возится, начинает шепотом разговаривать. Воспитатель делает замечание.

     Ребенок затихает. Но как только воспитатель выходит из спальни, ребенок тут же вскакивает, садится на кровать к другим детям и мешает им спать.

     Как в данном случае поступить воспитателю?

     Что делать, если:

  • Ребенок тихо поет сам себе колыбельную песню;
  • Ребенок молча лежит с открытыми глазами?

Ситуация 3

     Идет открытое занятие с большим количеством гостей. Педагог разносит раздаточный материал на подносе. Один ребенок крутится и отвлекает других. Педагог пытается успокоить его. Ребенок резким движением опрокидывает поднос, и весь мелкий раздаточный материал рассыпается по всей комнате.

    Как в данном случае поступить воспитателю?

     Что делать, если:

  • Ребенок опрокидывает поднос из-за своей неуклюжести;
  • Ребенок демонстративно отшвыривает предложенный раздаточный материал и категорически отказывается выполнять задание?

     

В конце встречи важно подробно обсудить все основные моменты, необходимость данной работы  возможные варианты для продолжения работы. Все участники тренинга получают задание для решения реальных возникающих ситуаций и их анализа.

 

Памятка педагогам                      

Как наказывать ребенка, не унижая его

  •  Всегда соблюдайте четкую позицию: «Я взрослый»,
  • Учитывайте соответствие, равноценность проступка наказанию,
  • Общайтесь с ребенком «глаза в глаза», на уровне роста ребенка, уверенным голосом,
  • В особых ситуациях необходимо брать ребенка за плечо, руку, останавливая его действия.

Наказание лучше действует, когда:

  • Оно применяется сразу после проступка, а не спустя некоторое время;
  • После проступка всегда (а не иногда) следует наказание;
  • Наказание сопровождается объяснением того, почему ребенка наказали и что должен делать ребенок, чтобы его не наказывали в будущем;
  • У ребенка теплые, любящие отношения с человеком, применяющим наказание.

                       Как наказывать ребенка, не унижая его     

     

  •  Всегда соблюдайте четкую позицию: «Я взрослый»,
  • Учитывайте соответствие, равноценность проступка наказанию,
  • Общайтесь с ребенком «глаза в глаза», на уровне роста ребенка, уверенным голосом,
  • В особых ситуациях необходимо брать ребенка за плечо, руку, останавливая его действия.

Наказание лучше действует, когда:

  • Оно применяется сразу после проступка, а не спустя некоторое время;
  • После проступка всегда (а не иногда) следует наказание;
  • Наказание сопровождается объяснением того, почему ребенка наказали и что должен делать ребенок, чтобы его не наказывали в будущем;
  • У ребенка теплые, любящие отношения с человеком, применяющим наказание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический тренинг для родителей "Наказывая, подумай зачем"

·        В тренинг включены:         Тест для родителей "Можно и нельзя"·         Что такое дисциплина·...

"Наказывая, подумай зачем". Тематический тренинг для воспитателей.

У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей,  – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяс...

Тематический тренинг для педагогов "Наказывая, подумай: "Зачем?"

Тематический тренинг для педагогов.Тема: "Наказывая, подумай: "Зачем?". Цель: ознакомление педагогов с различными точками зрения психологов на проблему наказывания ребенка для даль...

Семинар – тренинг для воспитателей «Наказывая, подумай зачем».

Что такое дисциплина? Нужны ли наказания? Формы наказания. Правила поведения взрослого при взаимодействии с детьми....

Тематический тренинг для педагогов «Наказывая, подумай зачем!?»

Развитие у воспитателей культуры поощрения и наказания в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста....

Тренинг для педагогов "Наказывая, подумай зачем"

Цель: помощь педагогам в разрешении возникающих сложных педагогических ситуаций в работе с детьми, связанных с дисциплиной.Необходимое оборудование: Тесты «Можно и нельзя», ножницы, ручки-...