Тематический тренинг для воспитателей "Наказывая, подумай зачем"
консультация на тему

Елена Викторовна Ерошина

Тематический тренинг для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tr.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наказывая, подумай зачем

Тематический тренинг для воспитателей

Известно, что готовых рецептов не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребёнок в той или иной ситуации.

Предлагается групповой тест «Можно и нельзя»

Ситуации

Наказывать нельзя

Наказывать можно

Ребёнок болеет

Перед сном

Сразу после сна

Во время еды

Во время занятий

Во время игры

Непосредственно после душевной или физической травмы

Реб1нок искренне старается что-то сделать, но у него не получается

Воспитатель находится в плохом настроении

 

Так что же такое дисциплина?

Дисциплина – это система определённых запретов, необходимая ребёнку для ощущения защищённости.

«Нельзя» взрослых – это забота о детях.

А знает ли ребёнок это, т.е., что «нельзя» - это забота?

Для того, чтобы ребёнок это понимал, он должен стать мудрым проводником, а не бездумным надзирателем.

Об это сейчас поговорим.

Бездумный надзиратель

Мудрый проводник

Не знает, что можно требовать от ребёнка определённого возраста

Знает, что можно требовать от ребёнка определённого возраста

Приучить ребёнка к дисциплине, когда он чувствует равнодушие к себе

Чтобы приучить ребёнка к дисциплине надо дать почувствовать ему, что его любят

Всё «нельзя»

Количество «нельзя» небольшое

«Нельзя» - как повинность

«Нельзя» - осознанно

Всё «можно»

Золотая середина между «нельзя» и «можно»

Не наказывает за нарушение запрета

Наказывает за нарушение запрета

Золотая середина – как распознать?

Зелёная зона

Жёлтая зона

Красная зона

Всё, что можно ребёнку всегда и везде

Ребёнку предоставляется относительная свобода

То, что нельзя ребёнку ни при каких обстоятельствах

Список растёт вместе с ребёнком.

Составьте список действий детей, распределив из по этим трём зонам

Что делать, если запреты нарушаются?

Если запрет нарушается, ребёнка надо наказать.

Смысл наказания – пресечь недопустимое поведение.

Какие наказания существуют?

«Ругать» - что это такое? Обычно повышение голоса. Это бессилие взрослого, выброс негативных эмоций на детей, педагогическая беспомощность.

Любой крик – это стресс для нервной системы ребёнка. А в состоянии стресса ребёнок не слышит запрета, а слышит, что его не любят.

Постоянный крик ребёнок вообще перестаёт замечать, либо приводит к неврозу, либо сам обретает манеру говорить также, т.к. к ней привык.

Когда можно кричать? – Когда ребёнок подвергает свою или чужую жизнь опасности.

Физическое наказание – шлёпнуть ребёнка.

Запреты – важны для формирования социальных навыков.

 Как надо запрещать? – спокойным уверенным голосом.

Изоляция – изолированный должен быть в поле зрения взрослого. Определяется время изоляции

Лишение приятного – должны быть традиции, которые ждёт ребёнок и знает, что они наступят. Педагог может отменить их, если проступок действительно ощутимый.

Как наказывать ребёнка?

Правила:

  1. Наказывая, подумай, зачем и каковы будут результаты наказания
  2. Всегда соблюдай чёткую позицию: «Я взрослый»
  3. Учитывайте соответствие, равноценность проступка наказанию
  4. Обращайтесь с ребёнком «глаза в глаза», уверенным голосом
  5. В особых ситуациях необходимо брать ребёнка за плечо, руку, останавливая его действия
  6. Наказывайте сразу после проступка
  7. Обязательно объясните, почему ребёнка наказали и что должен делать ребёнок, чтобы его не наказали
  8. Наказывая, надо дать понять, что вы любите его и хотите ему добра
  9. Перед наказанием дать ребёнку возможность исправить ситуацию: «Давай подумаем, как это исправить»

Разыгрывание ситуаций:

  • Во время обеда ребёнок возит по столу полную чашку с компотом. Воспитатель делает ему замечание: «Осторожно, разольёшь». Ребёнок не реагирует. Воспитатель делает повторное замечание: «Не балуйся! Пей компот!». Ребёнок продолжает, пока не облил себя и рядом сидящего.

Как поступить воспитателю?

  • Во время тихого часа ребёнок не спит. Он мешает спать другим. Воспитатель делает замечание. Ребёнок затихает. Но как только воспитатель вышла, вскакивает и всем мешает спать.

Как поступить воспитателю?

  • Идёт занятие. Ребёнок отвлекается, мешает вести занятие. Все шумят.

Как поступить воспитателю?

Правила поведения взрослого при воспитании детей

  1. Нельзя унижать ребёнка.

В результате разрушается положительная самооценка и вырастает глубоко несчастный человек.

  1. Никогда не нужно угрожать.

От угроз ребёнок не перестаёт вести себя плохо, а если и перестаёт, то только в присутствии взрослого, но потом обязательно «отыграется».

  1. Не следует вымогать обещания.

Обещание, как и угроза, относятся к будущему – когда оно ещё наступит. А ребёнок живёт в настоящем.

  1. Неразумно требовать немедленного повиновения.

 Ребёнку необходимо время, чтобы понять и принять ваше наставление

  1. Не нужно допекать, опекая.  Надо давать детям больше самостоятельности, напоминая ему чтобы он вспомнил правила.
  2. Нельзя слепо потакать ребёнку. 

«Да» и «Нет» должны быть конкретными и постоянными.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический тренинг для воспитателей «Наказывая, подумай зачем»

Тематический тренинг для воспитателей  «Наказывая, подумай зачем»...

Тематический тренинг для родителей "Наказывая, подумай зачем"

·        В тренинг включены:         Тест для родителей "Можно и нельзя"·         Что такое дисциплина·...

Семинар-практикум с элементами тренинга "Наказывая ребёнка, подумай зачем"

Дети не всегда ведут себя так, как того желают взрослые. В процеесе работы педагоги часто оказываются перед сложным выбором - наказывать ли детей за проступки или нет, и как это сделать без ущёрба для...

"Наказывая, подумай зачем". Тематический тренинг для воспитателей.

У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей,  – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяс...

Тематический тренинг для педагогов "Наказывая, подумай: "Зачем?"

Тематический тренинг для педагогов.Тема: "Наказывая, подумай: "Зачем?". Цель: ознакомление педагогов с различными точками зрения психологов на проблему наказывания ребенка для даль...

Тематический тренинг для педагогов «Наказывая, подумай зачем!?»

Развитие у воспитателей культуры поощрения и наказания в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста....