Кто он, леворукий ребёнок?
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

   Уверенно взяв карандаш, Руслан начал рисовать человечка… левой рукой. Этой рукой Руслан не только рисует, но и пишет, а также чистит по утрам  зубы, держит за обедом ложку, перелистывает страницы книги, носит школьный портфель, играет в настольный теннис и т.д. Руслан – левша, поэтому в жизни ему все удобнее делать левой рукой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_levsha3.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

                          Кто он, леворукий ребенок?

   Уверенно взяв карандаш, Руслан начал рисовать человечка… левой рукой. Этой рукой Руслан не только рисует, но и пишет, а также чистит по утрам  зубы, держит за обедом ложку, перелистывает страницы книги, носит школьный портфель, играет в настольный теннис и т.д. Руслан – левша, поэтому в жизни ему все удобнее делать левой рукой.

   По словам мамы, леворукость мальчика обнаружилась достаточно рано, примерно к концу первого года. Уже тогда стало заметно,  что во всех практических действиях (манипулирование различными предметами, удерживания ложки, чашки и пр.) более активной, ведущей у мальчика является левая рука правая же выполняет вспомогательную функцию.

    К леворукости сына родители отнеслись достаточно спокойно  и решили ребенка не переучивать: пусть действует той рукой, какой ему удобно. А действовал мальчик  много: с помощью родителей он активно осваивал рисование, лепку, аппликацию, охотно работал с разнообразными конструкторами и пр. «Непримиримым» оказался лишь дедушка Руслана. Каждое лето, когда внук приезжал отдыхать в деревню, дед упорно принимался делать из мальчика «правшу» («чтобы был как все»). Под  строгим контролем деда Руслан тренировал  свою правую руку. Но, возвращаясь после летнего отдыха в город, мальчик устойчиво возвращался к действиям преимущественно левой рукой.

    В школьное обучение Руслан включился достаточно легко. Вопреки опасением родителей, трудностей у него оказалось не больше, чем  у праворуких детей. Вот только почерк был не такой ровный и четкий, как у большинства  одноклассников. Тем не менее, учительница была очень довольна  успехами Руслана и  хвалила его за сообразительность, находчивость и нестандартность ответов и решений.

   Левшами являются около 10% людей, причем  по оценкам зарубежных и отечественных  специалистов, доля леворуких  имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе начальной школы можно встретить 1-2 (а иногда и более) детей, предпочитающих при письме, рисовании и выполнении других видов деятельностей левую руку правой.

    Леворукость – это не патология  и не достаток развития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать «как все» правой рукой, как иногда считают некоторые родители и «опытные»  учителя. Леворукость – очень важная индивидуальная  особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитателя.

    Асимметрия рук, т.е. доминирование правой или левой руки, или невыраженное предпочтение какой - либо из рук (амбидекстрия) обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У правшей доминирующим, как правило, является левое полушарие, специализирующееся на переработке вербальной информации (у 95 % правшей центр речи расположен в левом полушарии).

    У левшей же распределение основных функций  между полушариями более сложно и не является просто  зеркальным отражением асимметрии мозга, обнаруживаемой у правшей. Многочисленные исследования показывают, что у левшей менее четкое специализация в работе полушарий головного мозга.

    Специфика мозговых  функций левши  влияет на особенности их познавательной  деятельности, к числу которого относится: аналический способ переработки информации, поэлементальное  (по частям) работа  с материалом; лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; снижений возможности выполнения  зрительно – пространственных заданий.

      До недавнего времени леворукость представляло серьезную педагогическую проблему. Считалось необходимым  переучивать леворуких детей, лишая  их выбора руки для письма -  все должны  были писать правой. При переучивании  использовали порой самые жестокие меры (наказание, «надевание варежки на левую руку» и пр.),  не считаясь с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка и  принося в жертву его здоровье.  Существуют многочисленные данные, показывающие, что у  леворуких детей  невротические состояния и неврозы   встречаются значительно чаще, чем у детей – правшей. Одной из главных причин развитие неврозов у левшей считается насильственное

 обучение  действиям правой рукой в первые годы жизни или в первый год обучения в школе. Переучивание служит мощным стрессогенным фактором.  По существу, насильственное переучивание является формой давления праворукой среды, подравнивающей  под себя леворукого ребенка и игнорирующей его индивидуальность (в этой связи говорит о декстрастрессе – давлении  праворукой среды).

     В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей, и они пишут удобной для них рукой. Однако тем самым проблема леворукости для школы не снимается, поскольку  остаются дети со скрытым левшеством. Речь идет о тех случаях, когда природного левшу переучивают в дошкольном детстве. Такое переучивание может носить целенаправленный характер, когда родители, замечая склонность ребенка к предпочтению левой руки, стремятся исправить этот «недостаток» и предупредить те возможные трудности, которые ожидают ребенка в дальнейшем. Чаще всего это происходит в семьях  с  наследственной леворукостью, где один или оба родителя, или ближайшие родственники, также леворуки.

     В дошкольном возрасте возможно и ненасильственное переучивание. В раннем дошкольном возрасте родители  и воспитатели не всегда обращают специальное внимание  на то, какая рука у ребенка ведущая, тем более что направление рукости достаточно  отчетливо  устанавливается только к 3 – 5 годам. Между тем при обучении новым действиям дети стараются  сделать так, как говорит взрослый: брать ложку в правую руку, держат карандаш правой рукой и т.д. И ребенок – левша, выполняя требования взрослого, делает так, как велят, даже если это действие ему не очень удобно. В результате такого не насильственного переучивания многие родители могут и не  подозревать, что их ребенок – левша.

    При овладение  бытовыми навыками скрытая леворукость ребенка как правило не сказывается на успешности выполнения действий, однако, преступая  систематическому обучению в школе, особенно при овладении письмом и чтением, такие дети могут встретиться  с неожиданными трудностями.

     Поэтому важно определить направление леворукости ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.

     Для диагностики типа ведущей руки у детей, начиная с  5 – 6 лет, можно использовать различные функциональные пробы: тест переплетения пальцев, тест «Апплодирование», тест перекреста рук на груди или «Поза Наполеона» и др.

     По работе с детьми широка применяется  метод оценки участия рук в процессе выполнения различных действий. Это могут быть символические  действия, когда ребенка просят показать, как он, например, поливает цветы, режет хлеб, держит зубную щетку, держит ножницы и т.д. Действия могут быть и реальные, выполняемые в специально подобранных задания, требующих манипулирования.

     Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнения, возникающих у леворуких детей при переходе к систематическому  школьному обучению. Однако, стремясь предупредить сложности ожидающие левшу при обучении письму правой рукой, нужно помнить: определение ведущей руки и выбор на этом основании руки для письма – чрезвычайно  ответственный шаг. Неоценимую помощь родителям и учителю  может оказать консультация психолога. Также необходимо предупредить воспитателей, ведь именно от них зависит то, в какой степени Ваш малыш будет подвержен невротизации и получит своевременную квалифицированную помощь при подготовке ребенка к школе.

      Действительно, переучивание леворуких детей во многих случаях не только нежелательно, но и недопустимо. Как показывает опыт работы с такими детьми, не редко переучивание, начатое уже после того, как ребенок приступил к систематическому обучению письму ( в середине – конца первого класса), только усугубляет ситуации. Поэтому вопрос о переучивании левши может быть  поставлен только до начала обучению письму.

        Все выше сказанное убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход – приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в этом не простом мире. Учитесь учитывать эту особенность в общении и обучении детей.

       Желаем вам удачи!

Подготовила: МАДОУ ДСКВ «Югорка»                                                                                                          ., учитель-логопед Назмутдинова Г. Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Леворукость, как уникальность. Диагностическая и коррекционно - развивающая работа с леворуким ребёнком дошкольного возраста и его адаптация к школе»

Эта презентация была использована мною на аттестации на 1 квалификационную категорию. Надеюсь, что Вам она тоже понравится...

психологические особенности леворуких детей , развивающие игры для леворуких детей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ .На протяжении всей эволюции люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однак...

Леворукий ребенок Леворукие в праворуком мире (буклет)

Леворукие в праворуком миреПочти все люди на земле праворукие, и только часть из них — другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее. Но и...

Профилактика нарушений чтения у леворуких детей в дошкольном возрасте. Леворукость: понятие, особенности детей с леворукостью, рекомендации по психолого-педагогической работе с ними

Чтение играет важнейшую роль в жизни человека. Особое место данный процесс развития личности у детей занимает в их познавательной деятельности, в формировании личности. Чтение развивает интеллект, что...

Что должен знать и уметь ребёнок4-5 лет.

Вашему ребёнку скоро исполнится 5 лет. К сожалению, некоторые родители недооценивают возможности именно этого возраста, не видят потребности ребенка в новой информации, считая, что впер...

Консультация для родителей на тему: « Психолого-педагогическая характеристика леворукого ребёнка. Подготовка леворукого ребенка к овладению графическим навыком».

Леворукие дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие: -зрительно - моторной координации; -точности пространственного восприятия; -зрительной памяти; -наглядно - образного мышлен...