Профилактика нарушений чтения у леворуких детей в дошкольном возрасте. Леворукость: понятие, особенности детей с леворукостью, рекомендации по психолого-педагогической работе с ними
статья по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Гудакова Светлана Вячеславовна

Чтение играет важнейшую роль в жизни человека. Особое место данный процесс развития личности у детей занимает в их познавательной деятельности, в формировании личности. Чтение развивает интеллект, что младшим школьникам дает возможность учиться и развиваться.

Это - сложный психофизиологический процесс, который осуществляется деятельностью различных анализаторов: зрительного, речедвигательного и речеслухового.

Среди младших школьников, испытывающих проблемы с овладением чтения, выделяют достаточно большую группу – леворуких детей, потому что именно у них и нарушена деятельность данных анализаторов.

Левшество - это проявление устойчивой, неизменной характеристики, специфического типа организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество генетическое. Это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга.

У леворуких детей отмечается своеобразие развития как познавательных процессов, так и развития личности. Ряд из них (нарушения восприятия пространства, речи, зрительной памяти и т.д.) которые и вызывают сложности в овладении чтением.

Таким образом, профилактика дисграфии у леворуких дошкольников должна строиться с учетом особенностей их развития и обучения и, кроме того, основываться на своеобразии нарушений письма.

Задачи работы по профилактике и предупреждению дислексии и дисграфии состоят в развитии и коррекции гностических и моторных компонентов зрения учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Леворукость: понятие, особенности детей с леворукостью, рекомендации по психолого-педагогической работе с ними

По мнению известного российского нейропсихолога А. В. Семенович, леворукость (син. левша) - преимущественное пользование левой рукой при выполнении двигательных действий.

Термины «леворукость» и «левшество» отличаются между собой. Леворукость - это внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений.

Леворукость может быть временным признаком. Это бывает связано с задержкой формирования у малыша межполушарных взаимодействий, и по мере наращивания потенциала левого полушария может произойти «превращение» левши в правшу. Исследования, проведенные в разных странах, в том числе и у нас, показывают, что в историях развития леворуких детей высока частота патологии беременности и родов, родовых травм. Левшами могут стать дети, у которых была серьезная травма правой руки в раннем возрасте. Таким образом, леворукость в большинстве своем связана с патологией. Ученые утверждают, что такой ребенок не левша, а «неправша».

Что касается понятия «левшество», то это проявление устойчивой, неизменной характеристики, специфического типа организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество генетическое. Иными словами - это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга.

Существует множество теорий, выдвигающих версии возникновения леворукости. Так Эльконина Д.Б. в своей книге «Если ваш ребенок левша» отмечает, что левшество связано с асимметрией парных органов человека. Благодаря принципу биологической надежности человек наделен многими органами, дублирующими самих себя. У него пара легких, пара почек, пара глаз, пара рук, пара ног и т.д. Если один из парных органов отказывает, другой может частично принимать на себя его функции. Но полное дублирование природа, видимо, сочла роскошью. Как показывают наблюдения и эксперименты, парные органы у людей развиты неодинаково. Один из двух парных органов всегда является доминирующим. Преобладание левой части над правой и называется левшеством.

В данной работе рассматривается левшество, то есть «леворукие» на гинетическом уровне.

Чаще всего встречается, так называемое, генетическое левшество. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но достоверно установлено, что леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.

Второй вид – это «компенсаторное» левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме. У ребенка с нарушениями деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и т. п. Следует отметить, что леворукость в этом случае нельзя рассматривать как причину этих отклонений. Они, как и леворукость, являются следствием одних и тех же причин.

Третий вид – это «вынужденное» левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.

Отдельно следует рассматривать псевдолеворукость. К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей - левое полушарие). Но такая особенность мозга, как пренатальная (или перинатальная недостаточность стволовых образований мозга), приводит к атипии психического развития, которая, в свою очередь, не дает формироваться ни межполушарному взаимодействию, ни специализации полушарий. Таким образом, у детей с атипией психического развития не формируется доминантность правого или левого полушарий по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость, либо, что встречается чаще, примерно равное использование обеих рук.

Кроме всего перечисленного возможно развитие у детей так называемого «скрытого левшества», т. е. смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать «психическими» левшами или «скрытыми» левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки.

Одной из особенностей левшей является то, что возникновение конфликтов во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками является для них очень сильным психотравмирующим фактором и создает дополнительные трудности в процессе адаптации к школе. Многие родители и учителя жалуются на повышенную эмоциональность левшей (они быстро и «по пустякам» обижаются, сильно переживают любое резко сказанное слово, очень чувствительны к обидам и непониманию сверстников).

И исследователи, и родители, и учителя часто подчеркивают склонность леворуких детей к уединению, трудность контактов не только со взрослыми, но и со сверстниками. Эту склонность, выраженную очень сильно, называют аутизмом. Аутизм (от греч. autos – «сам») проявляется в равнодушии к социальным контактам, в уходе в себя, в мир внутренних переживаний. Такие дети склонны также к повторяющимся действиям, к использованию собственного, изобретенного ими языка. Ребенок как бы уходит из действительности в свой собственный мир. Среди детей, страдающих аутизмом, доля неправоруких достигает 50-65%.

А. В. Семенович утверждает, что с точки зрения межполушарной функциональной организации, правши относительно «повторяемы» от случая к случаю, а левшам это значительно менее свойственно. «Во всяком случае, в ходе многолетней работы с левшами мне не удалось увидеть двух аналогичных с точки зрения мозговой организации психической деятельности субъектов. Данная часть человеческой популяции удивительно, редкостно индивидуализирована и разнообразна».

В равной степени это относится к следующим специфическим характеристикам левшей.

– у леворуких во взрослом возрасте встречается двусторонняя представленность некоторых психологических факторов, то есть – в обоих полушариях. У правшей это наблюдается только до двух – трех лет;

- у правшей определенная зона мозга, неизменно актуализирующая свой специфический вклад в протекание определенной психической функции, может быть связана у левшей с абсолютно иным фактором. Например, у левшей височные области могут не включаться, в обеспечение речевой деятельности как у правшей, предоставляя это частично или полностью другим зонам мозга. Одновременно они могут проявлять свою активность в той области психической деятельности, с которой у правшей никогда не ассоциируются;

- относительная функциональная автономия правого и левого полушарий мозга. Она отражает наряду с обозначенными уже характеристиками одну из важнейших составляющих церебральной организации психических процессов левшей;

- специфическое взаимодействие между корковыми и подкорковыми системами мозга. У правшей эти системы функционируют, как правило, в асинхронном, последовательном режиме: большая активность подкорки приводит к меньшей активности коры головного мозга, прежде всего ее лобных отделов, и наоборот. А у левшей может наблюдаться достаточно частая картина синхронной, единовременной включенности подкорковых и корковых систем мозга в обеспечение того или иного психического акта.

Левши демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой – более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий (Семенович А.В.) .

Таким образом, в отличие от правшей, мозговая организация психических процессов у левшей представляет собой специфическую систему, в основе которой лежат: функциональная амбилатеральность, диффузность и относительная разобщенность, автономия полушарий мозга, недостаточная дифференцированность подкорково-корковых отношений.

Для достижения поставленных в работе задач, важно рассмотреть особенности познавательных процессов и личности у левшат.

Ученые отмечают, что у леворуких людей часто встречаются нарушения или недостатки развития зрительно-пространственного восприятия (Эльконин Д.Б.), зрительной памяти (В.Л. Бианки, А.В. Семенович и др.) и зрительно-моторной координации (Безруких М.М.. Бианки В.Л.и др.), следствием чего являются трудности в различении, запоминании и написании сложных конфигураций букв и цифр, начертании геометрических фигур, а также зеркальное письмо, выраженные нарушения почерка, тремор и т.д.

Как было отмечено ранее, овладение пространством играет особую роль в становлении чтения у ребенка, остановимся на этом вопросе несколько подробнее. Так, Безруких М.М. отмечает, что леворукие дети живут в собственном пространстве. Недостаточная сформированность у них пространства выражается в ряде трудностей, в частности, неумении расположить рисунок на пространстве листа, нарушении пропорций предметов, нарушении схемы тела.

У левшей также наблюдаются стойкие затруднения в определении «лево», «право», иногда – «выше», «ниже», при запоминании направления хода часовых стрелок, дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого, не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают.

Одной из причин зрительно-пространственных затруднений может являться нестабильная глазодоминантность. Она ведет к нарушению движений глаз. В таком случае трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице.

У многих из левшей отмечается отставание в развитии зрительно-моторных координаций, в частности, координация движений глаз и рук .Исследование направления слежения взором за различно расположенными изображениями предметов показывает, что у учащихся правшей и неправшей оно сформировано по-разному.

Кроме этого, представлены данные и недостаточности и нарушениях зрительной памяти.

Все это ведет и к возникновению в процессе обучения других трудностей:

- восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении;

- очень медленный темп письма,

- копирования;

- формирования зрительного образа графических символов (нарушение соотношения элементов, дети путают буквы сходные по конфигурации, не дописывают или добавляют лишние элементы букв);

- выделения и различения геометрических фигур, замена фигур сходных по форме (квадрат – прямоугольник, круг – овал);

- неустойчивый почерк (штрихи неровные, буквы разнонаклонные, большие, растянутые);

- зеркальное написание графических элементов.

Исходя из особенностей развития левшей и возникающими у них трудностями в обучении, исследователи (Безруких М.М, Ефимова С.П., Князева М.Г., Семенович А.В. и др.) дают ряд рекомендаций в этом направлении. Для повышения эффективности обучения левшей, по их мнению, необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать присущие ему особенности: скорость, образность и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, непроизвольность. С этой целью полезно систематически включать в учебный процесс работу с моделями, макетами и другими заменителями предметов и явлений окружающего мира .

Следует обращать внимание на эмоциональное состояние, не заострять внимание на леворукости, драматизировать ситуацию школьных неудач. Левши отличаются чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и в то же время, испытывая присущие им затруднения, они очень нуждаются в принятии и признании. В них взрослые должны развить чувство уверенности в себе, оптимизма, активного отношения к жизни. Родителям необходимо помнить о «энергозатратности» психических процессов левшей. Отсюда истощаемость и утомляемость их нервной системы. Режим дня должен быть рациональным, нужно следить, чтобы ребенок не переутомлялся, много гулял (не менее четырех часов).

Обучать левшей, необходимо учитывая их особенности, такие как образность мышления, целостность восприятия, креативность и т.д.

Для лучшего усвоения материала желательно посадить учеников полукругом. Без продуманной организации процесса восприятия может бать усвоено менее 70% информации.

Необходимо обеспечить их место за партой с левой стороны от соседа, в первом ряду от окна, оптимальное, с учетом левой рабочей руки, расположение учебных принадлежностей на парте (на уроках письма - справа от ученика; на уроках труда инструменты для ведущей левой руки: молоток, напильник, лобзик и др. должны располагаться слева, для правой руки: стамеска, зубило и т.д. - справа), это связано с зрительно-пространственным восприятием и зрительно-моторной координацией леворуких детей.

Необходимо учитывать, что дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Для леворуких детей затруднены виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля. При разговоре у них могут возникать трудности в подборе слов и грамматике. Если леворукий ребенок к тому же импульсивен, то возможны смысловые пропуски. Нельзя это ставить ему в вину.

Некоторые особенности организации учебного процесса  леворуких и праворуких детей приведены в таблице 4.

При обучении леворуких детей нужно особое внимание уделять социальной значимости деятельности, так как они, как правило, отзывчивы на похвалу и высокую оценку. Эстетическая сторона предметов вызывает у леворуких учеников больший интерес.

Таблица 4. Особенности обучения леворуких и праворуких детей

Ресурс обучения

Леворукие дети

Праворукие дети

Пространственная организация рабочего поля (часть доски)

Лучше воспринимаются объекты на правой части доски и на правой стороне тетради, листа

Лучшее восприятие объектов, расположенных на доске слева и на левой стороне тетради, листа

Цветовая организация (цвет доски и мела)

Оптимальное восприятие записей, сделанных темным мелом на светлой доске

Оптимально воспринимают записи белым мелом на темной (коричневой, зеленой) доске

Условия для успешной деятельности

Наличие образной наглядности, контекста, связи информации с реальностью, с практикой, предпочтение творческим заданиям, экспериментам, благодатно воздействует музыкальный фон и речевой ритм

Необходимость технологической проработки деталей, желателен абстрактный, линейный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, тишина на уроке или занятии

Методы проверки

Предпочтителен устный опрос с вопросами открытого типа (собственный развернутый ответ)

Возможен как устный, так и письменный опрос, вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответа)

Формирование мотивации

Значимы завоевание авторитета, престижность положения в коллективе, стремление к установлению новых контактов, понимание социальной значимости деятельности

Стремление к самостоятельности, высокая потребность в умственной деятельности, образовании

Восприятие

материала

Целостность восприятия, приоритет зрительного восприятия информации, хорошее понимание и ориентация на интонацию в речи

Дискретное (по частям) восприятие предметов и явлений, ориентация не на интонацию, а на содержание и смысл обращенной речи

Переработка

информации

Быстрая, мгновенная переработка материала

Медленная, последовательная переработка материала

Деятельность

Предпочтение практической деятельности на уроке

Предпочтение теоретической деятельности на уроке

Эмоции

Чаще проявляют экстравертированность, отмечаются в некоторых ситуациях страх, гнев, печаль, ярость

Чаще являются интравертами, преобладают эмоции радости, чувство удовлетворения

Память

Непроизвольная, наглядно-образная

Произвольная, знаковая

Мышление

Наглядно-образное, спонтанное, эмоциональное, интуитивное, трехмерное

Абстрактно-логическое, формальное, рациональное, программируемое, двухмерное

Самоконтроль

Не контролируют правильность речи, допускают смысловые пропуски, свободную конверсацию

Обладают высоким речевым самоконтролем при изложении материала

Если не учитывать особенности леворуких детей, отличающихся от праворуких, обучение их по методике для праворуких, то это приведет к нарушению деятельности полушарий головного мозга и угнетению функций правого полушария. Отсюда и возникают трудности зрительно-пространственной ориентации, зрительно-двигательной координации, замедляется темп интеллектуальной деятельности, ослабляется внимание, развивается неустойчивость психической деятельности, что в конечном счете обусловливает проблемы в обучении.

В научной литературе имеются и некоторые особенности  овладения чтением левшей и рекомендации по повышению эффективности данной деятельности. Хотя, нужно отметить, что пока это лишь единичные исследования в этом направлении таких авторов как М.М. Безруких, А.В.Семенович и др. .

В результате проведенных экспериментальных исследований Иншаковой О. Б. выявлено преобладание определенных групп ошибок наиболее свойственных учащимся правшам и неправшам.

а) для учащихся правшей более характерны ошибки, связанные с несформированностью фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза;

б) у учащихся левшей, по сравнению с правшами, преобладают ошибки, связанные с неумением выделять предложение из текста и ошибки оптического характера.

Отмечается также, что наряду с большим количеством и разнообразием ошибок чтения и письма у учащихся неправшей отмечаются специфические ошибки, связанные с перестановкой букв и слогов в слове, что коррелирует с семейным левшеством и незаконченным формированием латерального профиля.

У учащихся неправшей выявляется несформированность стереотипа слежения взором в лево-правом направлении, необходимого для успешного овладения навыком письма и чтения, поэтому коррекционная работа при нарушениях письма и чтения с учащимися неправшами, дополнительно к  традиционным методам, должна включать специальные приемы, направленные на формирование правостороннего слежения взором.

При чтении, левши часто теряют строку и делают попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины текста. Во избежание таких проявлений внимание ребенка необходимо обратить на место начала чтения, можно ориентироваться на маркированную руку, если это оказывается неэффективно, то следует закрыть текст и открывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем ребенок самостоятельно приучается выполнять такое вспомогательное действие. Школьников читает таким образом пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой.

Трудности, с которыми сталкиваются такие школьники при чтении, принимают различные формы и обусловлены рядом причин. У одних они носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают.

Такие сложности, по мнению ученых, обусловлены преимущественно несформированностью зрительных функций и требуют обучения ребенка способам обработки визуального материала, которые позволили бы ему эффективно воспринимать зрительную информацию разной степени сложности и обеспечили условия успешного овладения зрительными компонентами чтения.

Задачи работы по устранению такого вида ошибок состоят в развитии и коррекции гностических и моторных компонентов зрения учащихся. Поэтому данная работа должна включать в себя два основных блока. Первый предполагает развитие и коррекцию гностических зрительных функций. Объектом коррекционного воздействия второго являются моторные функции зрения. Последовательность работы над зрительными функциями определяется индивидуально для каждого ребенка и зависит от наибольшей выраженности нарушений гностических или моторных функций зрения.

Задания каждого блока подбираются по принципу возрастающей сложности: по линии усложнения инструкций заданий и по линии усложнения используемых в заданиях зрительных стимулов.

На каждом этапе коррекционно-развивающие задачи решаются сначала с использованием картинного, хорошо знакомого ребенку материала, и лишь затем в работу вводится буквенный материал (буквы, слоги, слова, предложения). Кроме того, картинный материал, предлагаемый детям для выполнения упражнений, также постепенно усложняется: от цветных реалистических к черно-белым и затем к силуэтным и контурным, что является подготовкой к восприятию букв и цифр.

Основные задачи развития и коррекции гностических зрительных функций:

- развитие произвольного зрительного внимания;

- развитие навыков зрительного анализа и синтеза;

- развитие зрительной памяти.

Основные задачи развития и коррекции зрительных моторных функций:

- развитие и коррекция точных прослеживающих движений глаз;

- формирование стратегий сканирования перцептивного поля;

- формирование зрительно-пространственных представлений;

- выработка зрительно-моторных координации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством развития неречевого функционального базиса письма и чтения.

Специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография) составляют значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых шк...

Профилактика нарушений чтения у леворуких детей в дошкольном возрасте. Чтение, его механизм и условия успешного овладения

Нарушения чтения одна из наиболее распространенных форм патологии речи у младших школьников в наши дни. Значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у детей в общеобразовательных шк...

Консультация для родителей "Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте"

Многие дети в начальной школе сталкиваются с проблемой освоения навыков чтения и письма. Предотвратить возможные трудности помогут нехитрые упражнения и игры в период дошкольного детства....

Консультация для родителей "Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста" в рамках работы Консультационного центра по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителя) н

Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, расп...

Профилактика нарушений чтения у леворуких детей в школьном возрасте. Дислексия: понятия, классификация, пути коррекции и профилактики.

В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформир...

Леворукость: понятие, особенности детей с леворукостью, рекомендации по психолого-педагогической работе

Леворукость может быть временным признаком. Это бывает связано с задержкой формирования межполушарных взаимодействий, и по мере наращивания потенциала левого полушария может произойти «превращен...