Консультация для родителей "Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Пахотина Алевтина Михайловна

Многие дети в начальной школе сталкиваются с проблемой освоения навыков чтения и письма. Предотвратить возможные трудности помогут нехитрые упражнения и игры в период дошкольного детства.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте Консультация для родителей Учитель-логопед МАДОУ ПГО «Детский сад № 63 комбинированного вида» Пахотина Алевтина Михайловна

Слайд 2

Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение являются средством дальнейшего получения знаний учащимися. Для 5-8% учеников общеобразовательной школы препятствием для обучения становятся именно нарушения чтения .

Слайд 3

Дисграфия – это нарушение навыка письменной речи, когда возникают частичные затруднения в овладении письмом. Дислексия – это нарушение формирования навыка чтения. Эти нарушения не являются показателем низкого интеллекта – данные затруднения могут возникнуть у детей с нормальным умственным развитием.

Слайд 4

Негативные последствия дислексии: трудности в овладении учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку; негативное отношение к самому процессу чтения; неуверенность в себе, озлобленность, агрессивность.

Слайд 5

Игры и упражнения для формирования пространственных представлений, пространственной ориентировки Ориентировка в схеме собственного тела Начинаем с простых упражнений: «Покажи и назови руку, которой надо есть, писать, рисовать и т. д.» «Покажи левую руку». «Подними левую, правую руки, покажи карандаш левой, правой рукой и т. д.» «Покажи левой рукой правый глаз, ухо, ногу; правой рукой – левый глаз, ухо, ногу».

Слайд 6

«Выше-ниже» Взрослый и ребёнок вместе находят, показывают и называют то, что «выше всего» (голова, макушка), что «ниже всего» (ноги, стопы), «выше чем» (колени, шея), «ниже чем». Затем игра усложняется – выполняется без зеркала, а после – с закрытыми глазами.

Слайд 7

«Путаница» Взрослый намеренно показывает не те части тела, которые называет. Затем взрослый называет не те места, которые показывает. Ребёнок должен исправить «ошибки» взрослого.

Слайд 8

«Правильное зеркало» Взрослый и ребенок стоят друг напротив друга. Один совершает движение, а другой его копирует «как в зеркале». «Неправильное зеркало» Взрослый дает инструкцию: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей правой рукой, а то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей левой рукой. 2. Знакомство со схемой тела стоящего напротив человека

Слайд 9

«Домик». Ребёнку предлагается нарисованный домик, даётся задание дополнить рисунок, например, справа от него нарисовать забор, а слева – дерево. Раскладывание на столе по инструкции картинок слева или справа, например, от елки и т. д. Определение места соседа или предметов обстановки по отношению к себе («назови, что находится справа (слева, сверху, снизу, сзади, впереди) от тебя»). 3. Определение ориентации предметов относительно друг друга

Слайд 10

Взрослый изображает фотографа, который хочет сделать снимок зверей. Его помощнику (ребёнку) нужно рассадить животных: мишку справа от зайца, кошку слева от лисички и т. д. Фотограф все время недоволен, и просит пересадить зверей по-другому. Затем взрослый и ребенок меняются ролями. «Капризный фотограф»

Слайд 11

«Нарисуй дорожку» Ребёнку предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине (провести кого-либо); «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.». 4. Ориентирование на плоскости листа

Слайд 12

«Графический диктант» Ребёнок под диктовку взрослого рисует картинку по клеточкам. «Одна клеточка вверх, две клеточки направо…». Если ребёнок все сделал верно – получится рисунок.

Слайд 13

«Дорисуй вторую половинку» «Нарисуй такую же фигуру»

Слайд 14

Зрительно-моторная координация – осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения. «Лабиринты» Игры и упражнения для формирования зрительно-моторной координации

Слайд 15

Пальчиковая гимнастика Теневой театр

Слайд 16

«Сосчитай буквы (бабочек, цветочки)» По комнате расположены объекты для счета (буквы, бабочки или цветочки). Ребенка просят сосчитать объекты. «Зашумленные предметы» Ребенку предлагаются изображения, наложенные друг на друга, или частично скрытые. Ребенок должен назвать предметы, найти какой-то предмет среди других и раскрасить или обвести его.

Слайд 17

Игра «Палочки- моталочки » Материалы: веревочка один конец которой привязан к палочке, а другой к машинке; веревочка оба конца которой привязаны к палочкам, посередине веревочки закреплена бусина. Первый вариант: Ребенок наматывает веревочку на палочку (работает пальцами, кистями рук, машинка подъезжает). Ребенок следит за машинкой глазами. Второй вариант: Ребенок и взрослый или два ребенка наматывают веревочку на палочки, постепенно сближаясь. Выигрывает тот, кто первым достигает середины.

Слайд 18

«Незнайка запутался» Цель: учить слышать и находить слова, сходные по звучанию. Оборудование: предметные картинки. Ход: Ребенку предлагается разложить картинки с изображенными предметами, которые произносятся похоже: суп – зуб, зайка – сайка, лисонька – Лизонька, коса – коза, замок – сапог, злой – слой, Захар – сахар, сурок – зубок. Игры и упражнения для развития слухового, фонетико-фонематического восприятия

Слайд 19

«Подскажи словечко» Цель: подбор слова с опорой на их смысл и звучание. Ребенку читаются стихи, а он их должен закончить. Бы-бы-бы, идет дым из … (трубы). - Где обедал, воробей? - В зоопарке у … (зверей). «Не ошибись» Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Букет». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Букет – буфет – пукет – багет».

Слайд 20

Игры для развития навыка звукового анализа слова «Какой первый звук в слове?» «Какой последний звук в слове?» «Сколько звуков в слове?» «Где спрятался звук?» (в начале, середине, конце слова) «Цепочка слов» «Подбери слова со звуком …» и т. п.

Слайд 21

Для успешного освоения навыков чтения и письма, также необходимо развивать у ребенка внимание, память, мышление. В этом нам помогут различные развивающие игры, головоломки, ребусы, загадки, пазлы , разрезные картинки и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР в условиях подготовительной группы детского сада

Современные представления о симптоматике и механизмах нарушения чтения и письма       Нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия – являются самыми распрос- транённ...

Предупреждение ошибок чтения и письма у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

АннотацияВ данной методической разработке изложен опыт логопедической работы по предупреждению дисграфии (ошибок письма) и дислексии (ошибок чтения) у детей с нарушениями речи....

Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством развития неречевого функционального базиса письма и чтения.

Специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография) составляют значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых шк...

Стендовая консультация для родителей "Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста"

Советы и рекомендации родителям по предупреждению нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста....

«Использование элементов методики М. Монтессори в развитии речи и подготовке к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста»

В работе представлены некоторые аспекты использования методики М. Монтессори в развитии речи и подготовке к чтению и письму детей дошкольного возраста...

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письме...