Главные вкладки

    Модифицированная программа по развитию речи и подготовки обучению грамоте «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста»
    методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

    Турлевская Оксана Анатольевна

    Надеюсь, что данный материал удет полезен педагогам и родителям в подготовке детей к школе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №1 «АЛЁНУШКА» Г. АСИНО, ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

    Модифицированная программа по развитию речи и подготовки обучению грамоте

    «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста»

    Автор:

     воспитатель первой квалификационной категории

    Турлевская О.А.

    Асино – 2016г.

    Пояснительная записка к модифицированной программе курса «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста» (развитие речи и подготовка обучению грамоте)

    Модифицированная дополнительная образовательная программа развития речи и подготовки к обучению грамоте «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста» имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе  примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Васильевой М.А.,  Комаровой Т.С.,  «Программы обучения и воспитания детей с  фонетико – фонематическим недоразвитием» п/р Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,  «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи » под. ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. Программа отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья. Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой предупреждение ошибок в чтении и письме. Работа по звуко - слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию связной речи. Для речевого развития старших дошкольников характерно увеличение активного словарного запаса, в том числе и за счёт пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (использовать в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением). Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Особое внимание уделяется развитию фонематического слуха и правильному звукопроизношению. Занятия строятся в форме речевой игры, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности — творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

    Актуальность программы:

    В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи.

    Основная цель: 

    Формирование у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи.

    Задачи:

    1. Обучение звукослоговому анализу слов.
    2. Развитие фонематического слуха.

          3.   Развитие  связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

    Содержание программы рассчитано на 7 месяцев обучения: 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут,  56 занятий, учитывая возрастные и психологические особенности детей 5,5 — 6,5 лет.

    Ожидаемые результаты работы по программе курса:

     В результате освоения данной программы, речь дошкольников станет более

    содержательной, связной и выразительной.

    Дети смогут:

    • различать звуки и буквы;
    • соединять звуки в слоги;
    • выделять звук в начале слова;
    • узнавать и называть буквы русского алфавита;
    • конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
    • подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
    • составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

    В течение учебного года организуется систематическое изучение уровня развития

    ребенка. С этой целью проводится мониторинг по развитию речи.

    Уровень развития воспитанников демонстрируется на итоговых занятиях, при проведении

    массовых мероприятий. Некоторые занятия проводятся, как своеобразный отчет, итог

    выполненной работы, с показом достижения детей за определенный промежуток времени.

    Обработанная информация доводится до сведения родителей на индивидуальных консультациях.

    Тематический план обучения по курсу «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста» (развитие речи и подготовка обучению грамоте)

    Содержание программы курса «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста» (развитие речи и подготовка обучению грамоте)

    1. Лексическая и грамматическая работа (8 часов):

    - обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

    - употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и

    предложений.

    2. Развитие связной речи (12 часов):

    - ответы на вопросы, участие в диалоге;

    - подробный пересказ текста по зрительной опоре;

    - составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

    3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (23 часов):

    - знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным

    обозначением;

    - знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и

    глухие согласные;

    - выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

    - выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих

    согласных;

    - «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

    4. Обучение звуко-слоговому анализу (13 часов):

    - звуковой анализ состава слогов и слов;

    - дифференциация понятий «звук» и «буква»;

    - соотнесение букв и звуков.

    Наименование разделов, тем

    Количество часов

    п/п

    Лексическая и грамматическая работа

    8

    1.

    Развитие связной речи

    12

    2.

    Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха

    23

    3.

    Обучение звуко-слоговому анализу

    13

    Итого: 56

    Программно-методическое обеспечение.

    1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.

    2. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

    3. Пособие «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада» В.В. Гербовой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

    4. «Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в старшей логогруппе» О.С. Гомзяк. – М. : Издательство ГНОМ, 2013. (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

    5. «Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий II периода обучения в старшей логогруппе» О.С. Гомзяк. – М. : Издательство ГНОМ, 2013. (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

    Материально-техническое обеспечение.

    1. Интерактивная доска

    2. Электронные презентации:

    - буквы и звуки

    - алфавит

    - кто как говорит

    3. Электронные физминутки для глаз.

    Календарно-тематическое планирование курса

    «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего

    дошкольного возраста» (развитие речи и подготовка к обучению грамоте)

    № п/п

    Тема занятия

    Количество часов

    Дата

    1

    Речь

    1

    2

    Речь: говорение

    1

    3

    Речь: слушание

    1

    4

    Речь: чтение

    1

    5

    Речь: письмо

    1

    6

    Звуки

    1

    7

    Звуки речи

    1

    8

    Гласные звуки

    1

    9

    Гласные звуки

    1

    10

    Согласные звуки: твёрдые и мягкие

    1

    11

    Повторение: звуки речи

    1

    12

    Слоги

    1

    13

    Слоги

    1

    14

    Ударение

    1

    15

    Ударение

    1

    16

    Слова

    1

    17

    Слова. Составление рассказа по картинкам

    1

    18

    Слова: добрые и вежливые. Составление рассказа по картинкам

    1

    19

    Слова. Всему дано название

    1

    20

    Игры со словами

    1

    21

    Звук [ а ] и буква А а.

    1

    22

    Буква Я я.

    1

    23

    Звук [o] и буква О о.

    1

    24

    Буква Е ё.

    1

    25

    Звук [у] и буква У у.

    1

    26

    Буква Ю ю.

    1

    27

    Звук [э] и буква Э э.

    1

    28

    Буква Е е.

    1

    29

    Звук [и] и буква И и.

    1

    30

    Звук [ы] и буква ы.

    1

    31

    Повторение: гласные звуки и буквы гласных. Составление рассказа по

    серии картинок «Рыбалка».

    1

    32

    Звуки [м] и [м'], буква М м.

    1

    33

    Звуки [н] и [н'], буква Н н.

    1

    34

    Звуки [р] и [р'], буква Р р.

    1

    35

    Звуки [л] и [л'], буква J1 л.

    1

    36

    Звуки [г] и [г'], буква Г г.

    1

    37

    Звуки [к] и [к'], буква К к.

    1

    38

    Игры со словами. Составление рассказа по серии картинок «Зайка

    заболел».

    1

    39

    Звуки [з] и [з'], буква 3 з.

    1

    40

    Звуки [с] и [с'], буква С с.

    1

    41

    Звуки [д] и [д'], буква Д д.

    1

    41

    Звуки [т] и [т'], буква Т т.

    1

    42

    Звуки [т] и [т'], буква Т т.

    1

    43

    Звуки [б] и [б'], буква Б б.

    1

    44

    Звуки [п] и [п'], буква П п.

    1

    45

    Звуки [в]и [в'], буква В в.

    1

    46

    Звуки [ф] и [ф'], буква Ф ф.

    1

    47

    Звук [ж], буква Ж ж

    1

    48

    Звук [ш], буква Ш ш.

    1

    49

    Звук [ц], буква Ц ц.

    1

    50

    Звук [ч'], буква Ч ч.

    1

    51

    Звук [щ'], буква Щ щ.

    1

    52

    Звуки [х] и [х'], буква X х.

    1

    53

    Звук [й'], буква Й й.

    1

    54

     Буквы ъ и ь.

    1

    55

    «Сделал дело - гуляй смело», ребусы. Составление рассказа по серии

    картинок «Дед Мазай и зайцы»

    1

    56

    «Сделал дело - гуляй смело», ребусы. Составление рассказа по серии

    картинок «Дед Мазай и зайцы»

    1

    Список литературы:

    1. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи /Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова; под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56с. – Логопедические технологии.
    2. Ерёменко Т. И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.).  — СПб.: Реноме, 2013. — С. 128-131.
    3. Коноваленко, В.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР/ В.В. Коноваленко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 64с. – (Практическая логопедия).
    4. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 352с.
    5. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребёнка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет): наглядно-методическое пособие / Н.В. Нищева. – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 78с.
    6. Новоторцева, Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду : популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Новоторцева. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с. – («Игра, обучение, развитие, развлечение»).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей и воспитателей «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста».

    В данной работе предлагаются рекомендации для родителей и воспитателей по организации графической деятельности детей. Целью данной консультации является знакомство с упражнениями и играми дл...

    Проект "Подготовка к письму детей старшего дошкольного возраста"

    Систематизация работы по четырем основным направлениям: развитие руки; подготовка к технике письма; аналитико-синтетическая деятельность; формирование элементарных графических умений....

    Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Путешествие в страну гласных звуков и букв" для детей старшего дошкольного возраста.

    Итоговое занятие на закрепление артикуляторных и акустических особенностей гласных звуков и букв, обозначающих эти звуки....

    Подготовка к обучению письму детей старшего дошкольного возраста.

    Подготовка к обучению детей письму сложную аналитико-синтетическую деятельность в структуре письма единая ассоциативная цепь устной речи и чтения усложняется новыми компонентами, а именно: связями ме...

    Подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста

    Подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста...

    «Использование элементов методики М. Монтессори в развитии речи и подготовке к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста»

    В работе представлены некоторые аспекты использования методики М. Монтессори в развитии речи и подготовке к чтению и письму детей дошкольного возраста...