Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Путешествие в страну гласных звуков и букв" для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Титова Антонина Павловна

Итоговое занятие на закрепление артикуляторных и акустических особенностей гласных звуков и букв, обозначающих эти звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_glasnykh_zvukov_i_bukv.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Конспект образовательной деятельности

по обучению грамоте

Тема: «Путешествие в страну гласных  звуков и букв»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Программное содержание:

  • Закреплять знания детей о гласных звуках: механизме образования, артикуляции, акустических особенностях; о буквах, обозначающих эти звуки.
  • Закрепление понятий: “гласный звук”, “буква”, “слово”.
  • Продолжать формировать умения выделять гласные звуки на фоне слова, определяя их позицию в слове.
  • Развитие артикуляционной и мелкой моторики, координации речи с движением,  ритмичность, плавность движений,  фонематический слух.
  • Воспитывать взаимопомощь, познавательный интерес к звуковой стороне речи.

Оборудование и материалы: столы, конверты с заданиями, карточки, «чудесный мешочек» с буквами, шары, к шарам привязаны конверты, с номерами от 1 до 7.

Оформление зала: по залу расставлены столы, на каждом столе указан номер от 1 до 7.

В зал входят дети, их встречает Ведущий.

Ведущий: «Здравствуйте, дети!»

Дети: «Здравствуйте!»

Мы дружные ребята,

Не ссоримся совсем,

Мы дружные ребята.

И скажем это всем!

Здравствуйте!

Звучит музыка, в зал забегает Буквоежка  с 7-ю  воздушными гелиевыми шарами, к которым  прикреплены конверты с нумерацией от 1 до 7.

Буквоежка:

Привет всем….

Здравствуйте дети!

Вы знаете, я - Буквоежка, хочу отправиться на этих воздушных шариках,

 в страну Гласных  звуков и букв.

 Я очень  хочу знать все гласные звуки.

А вы хотите отправиться со мной? 

Дети: Да.

Буквоежка:

Ну, тогда цепляйтесь за меня и полетели…

Звучит веселая музыка. Дети вместе с  Буквоежкой  и Ведущей подскоками  прыгают  по кругу. Буквоежка спотыкается, падает, шарики разлетаются по залу до потолка).

Буквоежка:

Ой,  ребята, что же я наделала, ведь конверты были по номерам 1.2.3…  

А  теперь они перепутались.

В конвертах задания, которые  мы с вами должны были выполнить, что бы научится правильно произносить звуки и полететь в страну «Гласных звуков и букв».

Ведущий:

Уважаемая, Буквоежка!

У нас ребята очень умные и они помогут тебе достать нужный конверт.

Ребята, давайте найдём конверты с номерами. С какой цифры мы начнём?

Дети:

С цифры 1

Ведущий:

Молодцы!

Смотри, Буквоежка, вот конверт под цифрой 1.

Буквоежка:

Ура… мы достали первый конверт с заданием. Давайте  же, быстрей его откроем.

 Шарик 1. (стол 1) Конверт№1 « Гласные звуки» 

  1. Упражнение на мимику. 

Ведущий достает из конверта изображения мимики (радость, грусть, удивление, восторг)

Буквоежка:

Можно, я буду показывать, а ребята отгадывать?

Буквоежка показывает различные выражения мимики, а дети угадывают и повторяют.

  1. Упражнение с колючим мячом

«Здравствуй, мой любимый мячик,

Скажет утром каждый пальчик».

Какого цвета мяч у Сони? – Красного.

Какие звуки мы обозначаем красным цветом? - Гласные

  1. Беседа о гласных звуках
  2. Дети получают красный кружок – будем обозначать гласные.

Ведущий: Ребята, давайте достанем следующий конверт.

Какой по номеру он будет?

Дети: 2

Шарик 2. (стол 2) Конверт№2 Задание 2 – звук «А»

Ведущий: 

Наш рот широко открывается, воздух выходит свободно, поем голосом, звук [А] – это  гласный звук.

Буквоежка:

Тётя Оля, а можно мы с ребятами споём.

Распевка: Широко откроет рот, Песню первую споет – АААА

Ведущий: 

У вас так хорошо получается.

Приготовили ладошки. Поймай звук «А» из ряда звуков:

а, о, у, а, а, ы, и, а, о, а

Дети выполняют задания, переходим к шарику с цифрой 3.

Шарик 3. (стол 3)  Конверт№3   «Звук «У» 

Ведущий: 

Сдвинет губы трубочкой,

Пропоет он дудочкой – УУУУ

Наши губки как трубочка, воздух выходит легко, свободно, поем голосом, значит, звук [У] - гласный звук.

Буквоежка:

А я знаю песенку про эту букву.

Ребята, а вы знаете эту песенку?

Нет?!

А я вас научу.

(на мотив песни «В лесу родилась ёлочка» поет на букву «У»)

Ведущий: 

Смотрите, какие буквы странные,

Совсем как иностранные!

Ребята! Я догадалась, эти буквы “поломались” и их надо “отремонтировать”.

(«Собери букву» из частей.)

После того, как дети собрали буквы, вспоминают слова на звук «У».

Ведущая с детьми находят шарик с цифрой 4

Шарик 4. (стол 4) Конверт№4 «Звук «О» 

Ведущий: Наши губки как кружок, воздух выходит легко, свободно, поем голосом, значит, звук [О] - гласный звук.

Буквоежка:

Распевка: Как откроет рот колечком,

Встанет солнце за крылечком – ООООО

Задания:

«Чудесный мешочек» - найти на ощупь букву О

Узнать по беззвучной артикуляции: «А», «У», «О».

Переходим к шарику с номером пять.

Шарик 5. (стол 5) Конверт№5 «Звук «И»

Ведущий: Наши губки улыбаются, воздух выходит легко, свободно, поем голосом, значит, звук [И] - гласный звук.

Буквоежка:

Распевка: Губки улыбаются,

Зубки появляются - ИИИИИ

Ведущий:

А теперь вытяните вперёд ладошку и закройте глаза, а я вам “напишу” букву.

Отгадайте её и запомните. Подойдите к столу и выложите свою букву из разных материалов, которые приготовила  Буквоежка

Дети выкладывают буквы из ниток, палочек, фасоли, пуговиц, крышек

Буквоежка:

Ой, сложное задание было. Я устала. Надо отдохнуть.

«Физкультминутка» 

Покажите букву и замрите её произнося.

Буква волнуется - раз

Буква волнуется - два

Буква волнуется - три

На месте буква «У» – замри.

Переходим к шарику с номером 6

Шарик 6. (стол 6) Конверт№6 «Звук «Ы»

Ведущий: Наш ротик открыт, воздух выходит легко, свободно, поем голосом, значит, звук [Ы] - гласный звук.

Буквоежка:

Распевка: Если вдруг ворчать начнет,

Тут уж каждый запоет – ЫЫЫЫ

Упражнение на дыхание

Ведущий: Дети, поднесите спрятанные картинки к губам, положите язык на нижнюю губу и подуйте на неё так, чтобы картинка открылась.

Дети называют картинки.

Разделить картинки по наличию звука «Ы» в слове.

Посмотрите, у нас первый вагон пустой. Почему?

Дети: потому что нет слов, начинающихся на звук Ы

Буквоежка:

Я все ровно придумаю слова на звук Ы

Ыблоко, Ызюм…..

Ой, как смешно…

Ведущий:

Знаю я, и знаешь ты,

Что нет слов,

Начинающихся на звук «ы».

Ребята, у нас остался один шарик!

Шарик 7. (стол 7) Конверт№7 «Звук «Э»

Ведущий: Наш ротик открыт, воздух выходит легко, свободно, поем голосом, значит, звук [Э] - гласный звук

Буквоежка:

распевка 

Любит голосок резвиться,

Любит голосок дразнится.

Он тогда кричит тебе:

“Ну – ка, спой мне песню – Э”

Из ряда букв выбрать «Э», закрыть красным кружком

(Буквоежка  убегает  и возвращается с толстым животом, там буквы)

Буквоежка: 

Ребята, я проголодалась и не заметила, как  съела буквы в словах, а теперь мне очень стыдно. Помогите мне исправить мой поступок. Я так хотела Вас похвалить, а получилось вот что: «М..л..дц...»

Дети отгадывают, какие буквы съела Буквоежка, получается слово: «Молодцы!» 

В заключении все вместе поют частушки.

ЧАСТУШКИ

Звуки гласные мы знаем.

Без труда их различаем

Нет нигде для них преграды,

Петь мы эти звуки рады.

Посмотри на колесо,

Чем тебе не буква О?!

В старом дереве дупло

Ну, совсем, как буква О.

На калитку посмотри.

Чем она не буква И?!

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось?

Получилось буква Ю.

Мы пропели вам частушки

Хорошо ли, плохо ли

А теперь мы вас попросим

Чтоб вы нам похлопали.

Буквоежка:

Ребята, а давайте эти шарики возьмём и отпустим их в небо. Пусть все знают, что в этом детском саду все дети знают гласные буквы и звуки.

(Дети с Буквоежкой выходят из зала на улицу и выпускают шарики).