Главные вкладки

    «Использование элементов методики М. Монтессори в развитии речи и подготовке к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста»
    статья по обучению грамоте (старшая группа)

    Бобякова Яна Сергеевна

    В работе представлены некоторые аспекты использования методики М. Монтессори в развитии речи и подготовке к чтению и письму детей дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mbou_1.docx31.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «СОШ № 14 с УИОП» структурное подразделение детский сад № 19

    Тема: «Использование элементов методики

    М. Монтессори в развитии речи и подготовке к чтению и письму

    детей старшего дошкольного возраста».

    Выполнила: Бобякова Яна Сергеевна, воспитатель

    Балахна

    2019 год

    ВВЕДЕНИЕ

    В федеральном государственном образовательно стандарте (ФГОС) определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, которые предполагают высокий уровень развития речи ребёнка, умение выражать свои мысли и желания, строить речевое высказывание в ситуации общения, умение выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Поэтому в старшем дошкольном возрасте развитию речи и подготовке к чтению и письму должно отводиться важное место.

    Целевые ориентиры ФГОС предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности. Практика показывает, что минимум трудностей испытывают в учебе те дети, у которых уже до школы сформировались предпосылки грамотности с высоким уровнем развития речи.

    ФГОС ДО предполагает включение различных направление в содержание обучения детей. Это проявляется в выборе вариативных программ и использовании новых методов обучения, учитывая образовательные потребности и интересы детей.

    Анализируя результаты мониторинга освоения АОП по образовательной области речевое развитие в начале года, выяснилось, что у детей имеются некоторые проблемы в определении места звука в слове; подборе слов на заданный звук; различение звуков по твердости и мягкости; слабости моторики пальцев рук. Так же наблюдается низкая продуктивная деятельность, отсутствие сосредоточения, активности, целенаправленности и самостоятельности в работе. Отмечается недостаточный уровень основных интеллектуальных операций: анализа, синтеза, сравнения.

    Работая с детьми старшей группы меня привлекла методика развития речи, подготовка к письму и чтению, которую разработала известный итальянский педагог Мария Монтессори. Методика М. Монтессори, уникальна и актуальна в современном образовании тем, что в созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среде, в свободной работе, при ограничении прямого воздействия педагога дети овладевают элементами грамоты, развивают речь и раскрывают свой потенциал. Педагогическая система Монтессори, даёт возможность понять, что каждый ребёнок способен к индивидуальному саморазвитию, сообразно своим способностям и возможностям. Каждый ребёнок своеобразен, каждый развивается в своём темпе, у каждого свои задатки. Задачей же воспитателя, или учителя, как его называют в системе Монтессори, является помочь ребенку организовать свою деятельность в развивающей предметно-пространственной среде, пойти своим собственным, уникальным путем. Я уверена, что элементы этой системы принесут ребенку много интересного, познавательного и полезного.

    Для своей работы я выбрала тему «Использование элементов методики М. Монтессори в развитии речи и подготовке к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста». По моей инициативе в детском саду организован кружок по подготовке к обучению грамоте, в рамках которого используются элементы методики М.Монтессори. В группе ведется постоянная работа с родителями, которые заинтересовались данной методикой. Была проведена консультация «Развитие речи, подготовка к чтению и письму по методике М.Монтессори», изготовлены буклеты «Помоги мне сделать это самому!», «Предметно-развивающая среда для развития речи по методике М.Монтессори». Совместно с родителями были изготовлены пособия, мною подобраны упражнения с элементами данной методики. Я прошла обучение в «Нижегородском Губернском колледже» по программе «Дошкольная Монтессори педагогика» в объёме 144 часа и получила удостоверение о повышении квалификации по данной теме.

    Для того чтобы более качественно использовать элементы методики М.Монтессори в своей работе, мною были изучены работы педагогов: Ю.И. Фаусек, Е.А. Хилтунен, С.Т. Шацкого, Е.Н. Тихеевой, Н.В. Пятибратовой.

    Цель работы: создание педагогических условий, влияющих на развитие речи детей, подготовку к обучению грамоте, развитие креативности каждого ребенка в соответствии с его способностями и возможностями.

    В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

    - создание необходимой развивающей среды в группе детского сада (собственными руками);

    - внедрение в непосредственно-образовательную деятельность элементов методики М. Монтессори, новых пособий;

    - развитие у детей слухового восприятия (контраст и градация звуков).

    - формирование у детей фонематического слуха;

    - подготовка детей старшего дошкольного возраста к письму и чтению, развитие мелкой моторики руки;

    Целевая аудитория: дети старшей группы детского сада.

    Возраст детей: от 5 до 6 лет.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    Работа началась с создания необходимой развивающей среды и подбора специальных упражнений, которые соответствуют поставленным задачам, имеют точную цель, алгоритм деятельности, соответствуют возрастным потребностям, автодидактичны с возможностью усложнения задач и заменой материала и не нарушают основных принципов автора. Упражнения развивают зрительно – моторную координацию, память, концентрацию внимания и в полном объёме способствуют развитию речи и подготовке к письму и чтению.

    • Для развития у детей слухового восприятия и фонематического слуха я использовала следующие упражнения:

    «Шумовые баночки» - используются баночки с разной крупой (манная, гречневая крупа, горох, фасоль). Работа с «шумовыми баночками» способствует развитию слухового восприятия, пробуждению акустического внимания. Используются в работе разные варианты: «Найди два одинаковых шума», «Контраст» - самый тихий и самый громкий, «Градация» - от самого тихого до самого громкого или наоборот, нахождение пар одинаковых шумов с завязанными глазами, игры на расстоянии и др. Самоконтроль осуществляется при помощи нанесённых на банках цветных метках, если упражнение выполнено правильно, метки должны совпасть по цвету. Одновременно с практическими действиями у детей формируется активный словарь прилагательных (рис.1,2).

    «Звуковые игры» -  наборы предметов из реальной жизни, которые окружают ребенка в детском саду; мелкие игрушки; ящик с тремя отделениями (начало, середина, конец слова). Упражнение способствует умению выделять отдельные звуки в слове. Раскладываются предметы или карточки в три группы: определенный звук слышится в начале слова или в середине слова или в конце. Работа начинается с выделения звука в начале слова, затем в конце и последний этап – выделение звука в середине слова. Берутся предметы сначала на твердый согласный звук, затем на мягкий звук, и не берутся в названии которых есть глухие согласные. Другой вариант игры - прямоугольные карты зеленого, синего и красного цвета; ящик с тремя отделениями (начало, середина, конец слова). Упражнение способствует умению выделять отдельные звуки в слове, выполнять звуковой анализ слова. Дети выполняют на слух звуковой анализ простых слов, обозначая звуки карточками. Самоконтролем данного упражнения являются проверочные карты, дети сами могут проанализировать результат своей работы. Работа ведётся со словами, состоящими из трёх букв (рис.3,4)

    • Для подготовки детей старшего дошкольного возраста к письму и чтению, а так же для развития мелкой моторики руки я использовала упражнения:

     «Речевые карты» - используются несколько наборов речевых карт по разным лексическим темам. Карты разложены в конверты по сериям, в каждой серии от 5 до 8 карт. Упражнение способствует умению выделять отдельные письменные знаки (буквы) в слове и сравнивать написанные слова, с материалом можно работать, не зная букв («интуитивное чтение»). Дети сравнивают подписи под картинкой и отдельного слова на карточке и объединяют их. Это «интуитивное чтение» слов с ориентировкой на картинку. Самоконтролем данного упражнения являются целые проверочные карты, дети сами могут проанализировать результат своей работы. Работа ведётся при условии ознакомления детей с предметами конкретной серии. В процессе этого упражнения у ребёнка развивается образное и языковое мышление, осознание того, что, оказывается, любой предмет можно не только изобразить на бумаге в виде слова – символа, но и «прочитать» это слово (рис.5,6)

     «Буквы из шершавой бумаги» - изготовляются шероховатые (тактильные) буквы. Мария Монтессори предлагала начинать знакомство детей с прописных букв, но придерживаясь традиционного метода обучения, в данных упражнениях использовались печатные буквы. В процессе работы происходит освоение русской азбуки через формирование образов букв, знакомство с буквами как символами звуков через тактильные ощущения.  Это упражнение вводится после спонтанных попыток ребенка изучать буквы и писать с их помощью слова.  Как результат работы - написание изученных букв на подносе с песком или манной крупой, на доске для письма мелом или мокрым пальцем, кисточкой, а также, написание букв карандашом или ручкой на листе бумаги, в тетради для письма (рис.7,8)

    «Письмо букв на манке» - используется специальный ящик с манной крупой для тренировки навыка письма. В процессе упражнения происходит освоение письменного изображения букв через тактильные ощущения и работу руки, согласованную с работой мозга. Так же отрабатывается направление письма и изображение буквы при письме. Написание букв происходит пальцем или деревянной палочкой на крупе. В последствии приобретённый навык переносится на написание букв мелом на доске и карандашом в тетради. Упражняясь в письме на манной крупе, ребёнок пишет буквы, тренируя и развивая не только координацию движений, но и все лучше усваивая символичное обозначение звуков, образы букв.  Упражнения с шершавые буквами, помогают детям формировать пространственные представления, устанавливать зрительно-мускульные образы алфавитных знаков и закрепляют мускульную память движений, необходимых для письма (рис.9,10).

    «Подвижный алфавит» - дети с закрытыми глазами, на ощупь ищут объёмные буквы алфавита в контейнере с разными материалами (природный материал, крупы, горох, фасоль), называют найденную букву и раскладывают их по специальным ячейкам. Вариантов этого упражнения очень много: сопоставление шершавых букв и объёмных, подбор предметов к букве, узнавание буквы в алфавите и т.п. (рис.11,12).

    • Для развития моторики пальцев рук используются упражнения:

     «Штриховка» - листы с контурным изображением разных предметов по лексическим темам заштриховываются простым или цветным карандашом от левого нижнего угла (снизу-вверх). М. Монтессори так же предусматривала штрихование фигур в разных направлениях.  Для детей со слабой моторикой пальцев рук это очень трудная задача (рис 13,14).

    «Перекладывание из пиалы в пиалу» - используются различные материалы (горох, орехи, косточки от персиков, абрикосов, мандаринов, яблок), которые при помощи пинцета перекладываются из одной пиалы в другую. Вариантов этого упражнения очень много: вместо пинцета могут использоваться различные по величине ложки; вместо пиал – различные по высоте, ширине, глубине банки, сосуды и т.п. Так же может использоваться сортировка вместе собранных материалов по различным ёмкостям. Одновременно с практическими действиями у детей формируется активный словарь существительных, прилагательных, глаголов (рис.15,16).

    Одним из основных принципов М. Монтессори при проведении упражнения, является «трёхступенчатый урок» – это технический приём, который состоит из трёх ступеней. Первая ступень – сообщение информации, т.е. знакомство ребёнка с предметом, понятием. Вторая ступень – усвоение информации, т.е. узнавание предмета по названию.  Третья ступень – проверка усвоения названия предмета, понятия. На этой ступени новые термины и понятия переходят из пассивного словаря в активный. Практика показала, что это очень действенный способ в работе с детьми.  

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Кружок по выбранной теме проводиться с начала учебного года, но несмотря на непродолжительный период работы, можно отметить положительные результаты:

    - в группе создана необходимая развивающая среда, которая будет пополняться новыми пособиями;

    - у детей формируется фонематический слух и слуховое восприятие (дети научились выделять звук из потока звуков и из слова, определяя его местоположение; выполнять звуковой анализ простых слов, различать согласные по твердости и мягкости);

    - дети уверенно называют пройденные гласные и согласные звуки, соотносят их с буквами;

    - постепенно дети овладевают навыками письма (аккуратно заштриховывают фигуры в разных направлениях, пишут буквы на крупе, на доске, на листе бумаги);

    - развивается речь детей т.к. все упражнения направленны на развитие активного и пассивного словаря;

    - наблюдается заинтересованность родителей в применении в рамках кружковой работы методики М. Монтессори, это проявляется в изготовлении пособий для группы, а у некоторых родителей пособия применяются и в домашней обстановке.

    В результате систематической работы по методике М.Монтессори дети постепенно становятся самостоятельнее, приобретают чувство независимости и уверенность. Всё это ещё раз доказывает эффективность использования методики и упражнений М. Монтессори в развитии речи и подготовке к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

    Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

    Презентация проекта по теме: «Метод интеграции в развитии речи в сочетании с мелкой моторикой у детей старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением»

    В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развить навыки ручной умелости, коммуника...

    Конспект занятия по развитию речи «С кем Севастополь тебя сравнить» (для детей старшего дошкольного возраста)

    Данное занятие знакомит  с городом Севастополь, с его памятниками и достопримечательностями. Дает представления о Черном море и его обитателях. Оно направлено на развитие монологической речи, обо...

    Конспект занятия по развитию речи "Край, в котором мы живём" для детей старшего дошкольного возраста.

    Цель: Закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае.Задачи:Коррекционно-образовательные: Продолжать знакомить детей с природными богатствами и с достопримечательностями родного края, традициями корен...

    Описание опыта педагогической деятельности «Использование элементов Су – Джок терапии в процесс логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»

    В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су- Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эфф...

    Конспект НОД по развитию речи на тему: "На лесной полянке" для детей старшего дошкольного возраста

    Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста....