Конспект занятия по развитию речи "Край, в котором мы живём" для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цель: Закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Продолжать знакомить детей с природными богатствами и с достопримечательностями родного края, традициями коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности.
Коррекционно- развивающие: продолжать развивать речь и мышление детей, способность аргументировать свои высказывания. Развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край. Закрепить умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого общения.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой город, край интерес и любовь к малой родине.
Интеграция образовательных областей – познание, коммуникация, социализация.
Методические приёмы: словесные, вопросы, уточнения, пояснения, практический, наглядный.
Предварительная работа:
1) Рассматривание иллюстраций «Мой Ханты-Мансийский край».
2) Занятия и беседы с детьми «Мой родной город», «Животные лесов», «Богатство рек Мега, Обь», «Наши достопримечательности».
Материал:
Иллюстрации о городе Мегион; «нефть» (подкрашенная вода) в пробирках; плоскостные муляжи: деревьев, рыб, животных, ягод нашего края; макет «Хантейское стойбище».
Ход мероприятия:
Педагог:
Край родной
Лесок весёлый, родные нивы,
Реки извивы, цветущий склон,
Холмы и сёла, простор привольный
И колокольный певучий звон.
С твоей улыбкой, с твоим дыханьем
Сливаюсь я.
Необозримый, Христом хранимый,
Мой край родимый,
Любовь моя.
(М. Пожарова)
Ребята, смотрите, какой-то большой конверт (читает адрес). Значит письмо адресовано нам.
Текст письма: Здравствуйте дети! Меня зовут Буровичок Югорка. Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по нашему родному краю. Отправляю вам карту.
Вы на карту внимание обратите,
Взгляд свой на ней остановите
Это – здесь наш дом.
Мы в нем живем!
Она поможет вам раскрыть тайны и все богатства нашей с вами родной земли. Счастливого пути!
Вы готовы отправиться в увлекательное путешествие? (Да)
Педагог: Мы отправимся с вами в путешествие в Югру, где узнаем о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов. А на каком транспорте мы с вами поедем?
Послушайте мою загадку:
Для колес, копыт и ног
Много сделано дорог
Ну, а если снег и сопки,
Перевалы на пути
Где крутой звериной тропкой,
Не проехать не пройти,
Там всегда в метель и стужу,
Без дорог и ночь и день
Человеку честно служит
Быстрый северный (олень).
Педагог: Посмотрите на карту нашего округа .Назовите столицу округа (Ханты-Мансийск). Назовите другие города нашего округа.
А теперь задания для знатоков родного края.
Педагог: в нашем городе живут и работают нефтяники, которые добывают нефть и газ.
Педагог демонстрирует «нефть» в пробирке
Педагог: Из нефти делают пластмассу, топливо для машин, и многое другое. Газ используют для обогрева помещения и в быту для приготовления пищи. Добыча нефти – это тяжелый труд.
Педагог предлагает детям подойти к мольберту и рассмотреть карту Югры
Педагог: Наш край богат животным и растительным миром, в реке Обь водится много рыбы.
Педагог: Какие деревья растут на территории нашего края?
Дети: В нашем крае растут: ель, сосна, кедр, рябина, осина, береза.
Педагог располагает на мольберте карту, на которой изображена река.
Педагог: Ребята, чего нет на карте?
Дети: На карте нет растений.
Педагог: Я приготовила муляжи деревьев, их нужно расположить на карте. Приступайте к работе.
Педагог: Назовите коренных жителей Югры.
Дети: ханты и манси.
Педагог: Ребята как вы думаете, какое основное традиционное занятие хантов и манси? (Рыболовство, оленеводство, охота, шитье).
Как называется жильё хантов и манси? (Чум)
Педагог: Одна из ярких особенностей традиционной культуры народов Югры – большое разнообразие типов жилищ. Одни из них постоянные, в другие временные, разборные. К постоянным относятся землянки или полуземлянки, избы. Чум – жилище кочевых народов Югры, а также оленеводов.
Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в хантыйскую игру «У оленя дом большой….»
По территории округа с юга на север протекают две крупнейшие реки России и округа. Как они называются? (Обь и Иртыш).
Как называется река, которая протекает у нас в городе? (Мега)
Я предлагаю вам отправиться на рыбалку.
Ты, рыбак, не зевай,
Рыбку ты скорей поймай!
Игра: Рыбалка с отгадыванием загадок. Выберите на картинках только ту рыбу, которая есть в наших озёрах и реках.
Краснопёр, полосат, гроза любой реки.
В страхе разбегаются от него мальки.
Ох, не любит котелок
Этот шустрый … (окунёк)
Под водою, как ракета,
Промелькнула злюка эта.
Пасть разинув, мчит без звука.
За рыбёшкой мелкой ...(щука)
В рот этой рыбе палец не клади,
Смотри, за борт ты к ней не упади,
Ведь эта хищница в один присест
Тебя возьмет и просто съест. (акула)
Он драчун и забияка,
Никогда не знает страха:
На спине – иголки,
А иголки – колки. (ерш)
Только мимо нас проплыли,
Поиграли и уплыли.
Среди волн мелькают спины,
Дети, кто это? (дельфины)
Любит в тине он копаться,
И личинками питаться,
И клевать по вечерам.
Нипочём рыбешке грязь,
А зовут его? (карась)
Наше путешествие продолжается. И мы отправляемся в лес.
Педагог: Ребята, а вы знаете, какие животные заселяют наши леса? (ответы детей).
На снегу, как в книге,
Я читал следы.
Посмотри внимательно –
Всё поймёшь и ты!
Определите по следам, этих животных. Дети определяют по следам животных, названия которых появляются на слайде. Молодцы, правильно. Давайте с вами еще поиграем.
Д/И «Отгадай по описанию».
(педагог читает описание зверей, дети отгадывают, о каком животном идет речь) (слайды фотографий белка, лиса, медведь, лось, заяц)
- Молодцы, всех животных отгадали и назвали правильно.
А теперь отгадайте хантыйские загадки о животных: иллюстрации животных появляются после отгадывания загадок).
· На вершине дерева стоит красивая кукла с косами. (Белка)
· В воде плавает, но сухая. (Утка)
· Тощий зверь с пушистым мягким хвостом имеет огненную шубу. (Лиса)
А сейчас мы с вами отправимся в лес за ягодами. А для того что бы узнать за какими для этого нужно решить кроссворд.
Задания к кроссворду по теме «Про ягоды» (вопросы по горизонтали):
- Эти ягоды созревают в лесу первыми.
- Кустарник с синими плодами, любящий болотистую почву.
- Оранжевые плоды этого растения «облепляют» ветви.
- Плоды этого кустарника бывают белыми, чёрными и красными.
- Так на Руси называли землянику зелёную за шаровидную форму плода.
Итог:
Что мы с вами узнали нового из нашего путешествия по Югре?
Что вам понравилось?
Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Вы были все молодцы. На этом наше путешествие закончилось, и мы возвращаемся с вами в детский сад.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№7 «Незабудка» корпус №3.
г. Мегион
Конспект занятия по развитию речи
«Край, в котором мы живём»
для детей старшего дошкольного возраста
Составитель: учитель-логопед
Лисечко Наталья Николаевна
2016 г.
Цель: Закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Продолжать знакомить детей с природными богатствами и с достопримечательностями родного края, традициями коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности.
Коррекционно- развивающие: продолжать развивать речь и мышление детей, способность аргументировать свои высказывания. Развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край. Закрепить умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого общения.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой город, край интерес и любовь к малой родине.
Интеграция образовательных областей – познание, коммуникация, социализация.
Методические приёмы: словесные, вопросы, уточнения, пояснения, практический, наглядный.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций «Мой Ханты-Мансийский край».
- Занятия и беседы с детьми «Мой родной город», «Животные лесов», «Богатство рек Мега, Обь», «Наши достопримечательности».
Материал:
Иллюстрации о городе Мегион; «нефть» (подкрашенная вода) в пробирках; плоскостные муляжи: деревьев, рыб, животных, ягод нашего края; макет «Хантейское стойбище».
Ход мероприятия:
Педагог:
Край родной
Лесок весёлый, родные нивы,
Реки извивы, цветущий склон,
Холмы и сёла, простор привольный
И колокольный певучий звон.
С твоей улыбкой, с твоим дыханьем
Сливаюсь я.
Необозримый, Христом хранимый,
Мой край родимый,
Любовь моя.
(М. Пожарова)
Ребята, смотрите, какой-то большой конверт (читает адрес). Значит письмо адресовано нам.
Текст письма: Здравствуйте дети! Меня зовут Буровичок Югорка. Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по нашему родному краю. Отправляю вам карту.
Вы на карту внимание обратите,
Взгляд свой на ней остановите
Это – здесь наш дом.
Мы в нем живем!
Она поможет вам раскрыть тайны и все богатства нашей с вами родной земли. Счастливого пути!
Вы готовы отправиться в увлекательное путешествие? (Да)
Педагог: Мы отправимся с вами в путешествие в Югру, где узнаем о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов. А на каком транспорте мы с вами поедем?
Послушайте мою загадку:
Для колес, копыт и ног
Много сделано дорог
Ну, а если снег и сопки,
Перевалы на пути
Где крутой звериной тропкой,
Не проехать не пройти,
Там всегда в метель и стужу,
Без дорог и ночь и день
Человеку честно служит
Быстрый северный (олень).
Педагог: Посмотрите на карту нашего округа .Назовите столицу округа (Ханты-Мансийск). Назовите другие города нашего округа.
А теперь задания для знатоков родного края.
Педагог: в нашем городе живут и работают нефтяники, которые добывают нефть и газ.
Педагог демонстрирует «нефть» в пробирке
Педагог: Из нефти делают пластмассу, топливо для машин, и многое другое. Газ используют для обогрева помещения и в быту для приготовления пищи. Добыча нефти – это тяжелый труд.
Педагог предлагает детям подойти к мольберту и рассмотреть карту Югры
Педагог: Наш край богат животным и растительным миром, в реке Обь водится много рыбы.
Педагог: Какие деревья растут на территории нашего края?
Дети: В нашем крае растут: ель, сосна, кедр, рябина, осина, береза.
Педагог располагает на мольберте карту, на которой изображена река.
Педагог: Ребята, чего нет на карте?
Дети: На карте нет растений.
Педагог: Я приготовила муляжи деревьев, их нужно расположить на карте. Приступайте к работе.
Педагог: Назовите коренных жителей Югры.
Дети: ханты и манси.
Педагог: Ребята как вы думаете, какое основное традиционное занятие хантов и манси? (Рыболовство, оленеводство, охота, шитье).
Как называется жильё хантов и манси? (Чум)
Педагог: Одна из ярких особенностей традиционной культуры народов Югры – большое разнообразие типов жилищ. Одни из них постоянные, в другие временные, разборные. К постоянным относятся землянки или полуземлянки, избы. Чум – жилище кочевых народов Югры, а также оленеводов.
Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в хантыйскую игру «У оленя дом большой….»
По территории округа с юга на север протекают две крупнейшие реки России и округа. Как они называются? (Обь и Иртыш).
Как называется река, которая протекает у нас в городе? (Мега)
Я предлагаю вам отправиться на рыбалку.
Ты, рыбак, не зевай,
Рыбку ты скорей поймай!
Игра: Рыбалка с отгадыванием загадок. Выберите на картинках только ту рыбу, которая есть в наших озёрах и реках.
Краснопёр, полосат, гроза любой реки.
В страхе разбегаются от него мальки.
Ох, не любит котелок
Этот шустрый … (окунёк)
Под водою, как ракета,
Промелькнула злюка эта.
Пасть разинув, мчит без звука.
За рыбёшкой мелкой ...(щука)
В рот этой рыбе палец не клади,
Смотри, за борт ты к ней не упади,
Ведь эта хищница в один присест
Тебя возьмет и просто съест. (акула)
Он драчун и забияка,
Никогда не знает страха:
На спине – иголки,
А иголки – колки. (ерш)
Только мимо нас проплыли,
Поиграли и уплыли.
Среди волн мелькают спины,
Дети, кто это? (дельфины)
Любит в тине он копаться,
И личинками питаться,
И клевать по вечерам.
Нипочём рыбешке грязь,
А зовут его? (карась)
Наше путешествие продолжается. И мы отправляемся в лес.
Педагог: Ребята, а вы знаете, какие животные заселяют наши леса? (ответы детей).
На снегу, как в книге,
Я читал следы.
Посмотри внимательно –
Всё поймёшь и ты!
Определите по следам, этих животных. Дети определяют по следам животных, названия которых появляются на слайде. Молодцы, правильно. Давайте с вами еще поиграем.
Д/И «Отгадай по описанию».
(педагог читает описание зверей, дети отгадывают, о каком животном идет речь) (слайды фотографий белка, лиса, медведь, лось, заяц)
- Молодцы, всех животных отгадали и назвали правильно.
А теперь отгадайте хантыйские загадки о животных: иллюстрации животных появляются после отгадывания загадок).
- На вершине дерева стоит красивая кукла с косами. (Белка)
- В воде плавает, но сухая. (Утка)
- Тощий зверь с пушистым мягким хвостом имеет огненную шубу. (Лиса)
А сейчас мы с вами отправимся в лес за ягодами. А для того что бы узнать за какими для этого нужно решить кроссворд.
Задания к кроссворду по теме «Про ягоды» (вопросы по горизонтали):
- Эти ягоды созревают в лесу первыми.
- Кустарник с синими плодами, любящий болотистую почву.
- Оранжевые плоды этого растения «облепляют» ветви.
- Плоды этого кустарника бывают белыми, чёрными и красными.
- Так на Руси называли землянику зелёную за шаровидную форму плода.
Итог:
Что мы с вами узнали нового из нашего путешествия по Югре?
Что вам понравилось?
Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Вы были все молодцы. На этом наше путешествие закончилось, и мы возвращаемся с вами в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.
Занятие направленное на формирование наыков общения...
Конспект занятия по развитию речи "Путешествие по Югре" для детей старшего дошкольного возраста.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №7 «Незабудка» корпус №3.г. Мегион Конспект занятия по развитию речи«Путешествие по Ю...
Конспект занятия по развитию речи "Путешествие по сказкам" для детей старшего дошкольного возраста
Занятие поможет актуализировать знания детей о транспорте, его видах, об известных сказках...
Конспект занятия по развитию воображения и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами арт - терапии "История пуговиц"
Цель: развитие воображения и творческих способностей детей с использованием разных видов арт – терапии. Задачи:1.Создать положительный настрой и подготовить ребят к участию в работе.2.Разви...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВИ ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ...
Конспект занятия по развитию речи в компенсирующей группе для детей старшего дошкольного возраста на тему «В гостях у сказки»
Цель: формирование звуко-слоговой структуры слова.Задачи: коррекционно-образовательные: формировать умение называть и определять слова на заданный звук, определять место звука в слове; совершенс...
Конспект занятия по развитию речи "Путешествие по сказкам" для детей старшего дошкольного возраста
Занятие поможет актуализировать знания детей о транспорте, его видах, об известных сказках...