Презентация проекта по теме: «Метод интеграции в развитии речи в сочетании с мелкой моторикой у детей старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением»
проект (логопедия, старшая группа) по теме

Чайкина Татьяна Васильевна

В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развить навыки ручной умелости, коммуникации, социализации. Все вышеизложенное определило выбор мною темы для углубленной работы: «Метод интеграции в развитии речи в сочетании с мелкой моторикой у детей старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением».                                                                                                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirov_urok.docx588.36 КБ
Файл integrirov_urok.docx588.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс: «Мастерство педагога в интегрированном уроке»   C:\Users\Татьяна\Desktop\ФОТО ВИДЕО\Фот 1о\Фото0105.jpg                                                    Номинация: - «Презентация проекта».                                                                                                   ГБОУ детский сад №724 компенсирующего вида по зрению, ВАО,  г. Москва 2013 год                                                                                                                                  Презентация проекта по теме:                                                                                  «Метод интеграции в развитии речи в сочетании с мелкой моторикой у детей старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением»                       Автор - учитель – логопед Чайкина Т.В.                                                             Цели и задачи:

- Поддерживать у детей живой интерес к игре-драматизации, желание участвовать в действии, сочетать речь и движения;

 - развивать мимическую выразительность и мелкую моторику пальцев рук;

 - стимулировать эмоциональное восприятие детьми игр-драматизаций;

- развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление, внимание, память;

 - воспитывать коммуникативные качества, партнерские отношения; побуждать детей к активному общению;

 - развивать навыки диалогической и монологической речи, учить детей эмоционально проговаривать фразы;

 - пополнять словарь лексикой, отражающей язык чувств и эмоциональное состояние человека;

 - развивать умение отождествлять себя с театральным персонажем;

 - учить находить средства передачи образа в движениях, мимике, жестах, интонациях, развивать эмоциональную память;                                                    - формировать у детей представление об элементарных нравственно-этических    нормах.

C:\Users\Татьяна\Desktop\ФОТО ВИДЕО\Фот 1о\Фото0036.jpgРодителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Практически 80% детей старшего дошкольного возраста с проблемами зрения имеют нарушения речи. Расстройства речи детей с ослабленным зрением являются сложным дефектом, в котором прослеживаются взаимодействия речевой и зрительной недостаточности. Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом многообразны, сложны по степени выраженности, структуре и затрагивают речь как целостную систему. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребёнка. Контингент логопедических групп в нашем ДОУ составляют дети с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня. Среди моих воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Часто не сформирована речевая функциональная система, ограничен словарный запас, искажено понимание смысловой стороны речи, затруднено узнавание предметов, их форм, характерных внешних признаков. Дети не видят строки, путают сходные по начертанию буквы, теряют и повторяют строчки при чтении, не замечают знаков препинания, неправильно произносят слова. У слабовидящих детей отмечаются трудности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка. Часто возникают проблемы лексико-грамматического свойства.      Речь – основа общения и мышления человека. Следовательно, исправляя недостатки речи, логопед корректирует в целом судьбу маленького человека.   Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».                                                                                                                                                                                                                    При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность. Неправильное звукопроизношение, смешение звуков в значительной мере задерживают возникновение артикуляционных образов в коре головного мозга. У детей отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью.                                                                                                                                                  На карте головного мозга видно, двигательная речевая область является частью двигательной области. Поэтому развитие моторной речи напрямую зависит от развития общей моторики ребёнка. Установлено, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во 2 веке до н.э. в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев, приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач КамикосиТокудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Регулярные упражнения улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук, полезна и для подготовки руки к письму. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развить навыки ручной умелости, коммуникации, социализации. Все вышеизложенное определило выбор мною темы для углубленной работы: «Метод интеграции в развитии речи в сочетании с мелкой моторикой у детей старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением».                                                                                                                     В моей практической деятельности все формы речевой коррекции построены в игровой форме сказок.  Я глубоко убеждена, что методики, построенные на образах, изменяют внутренний мир. На логопедических занятиях происходит творческое раскрытие личности. Снимаются блоки зажатости, страхов, преодолеваются комплексы, способствующие развитию общей и мелкой моторики. Задействована не только речевая коррекция, но и психофизическая.                                                                                            Занятия по развитию речи у детей с ослабленным зрением, построенные на основе представленных мной методик коррекционной работы, позволяют преодолеть существующие трудности.  Комплекс оздоровительно-коррекционной работы с моими подопечными включает в себя дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж, самомассаж язычка, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику в сочетании с развитием общей и мелкой моторики. В результате речь детей становится наполненной содержанием, а описательные рассказы детей приобретают конкретно – образный характер.                                                                  В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит качество его жизни.      Развитие мелкой моторики, как и общей, т.к. это два не раздельных аспекта, они пронизывают всю мою коррекционную работу, систематически, уделяя ей большую часть времени занятия, с параллельным развитием речи. Основой логопедической деятельности являются: артикуляционная гимнастика, массаж, самомассаж язычка и мелкая моторика.  Всё что необходимо для подвижности уздечки, губ, нёба, язычка. В своей практике я применяю сказки - истории по принципу - «делай как я, или играй со мной». В них задействованы максимально - мимика, жесты, мелкая, общая моторика. Всё это в целом повысило эффективность коррекционной работы и, конечно же, самое главное - повысило устойчивый интерес ребёнка к логопедическим занятиям.  Было установлено, что, «Наибольшая эффективность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу». (Ф.А. Сохин) Намеченное содержание работы легло в основу планов. Они составлялись для детей с учетом не только возрастных возможностей, но и их интересов, склонностей, особенностей поведения.

 С первого дня знакомства с детьми старшей логопедической группы я приглашаю их в мир сказки - показываю сшитого мною Волшебного Язычка и говорю за него, жестикулируя его ручками и даже ножками. «Мы с Волшебным Язычком верим, что вы научите свой язычок делать гимнастику и массаж, чтобы он стал сильным, ловким и умел хорошо говорить». Каждое занятие начинается со сказок, «артикуляционных», которые включают в себя 34 упражнения («Практическая логопедия» - Костыгиной В.Н. кандидата пед. наук, автора книг и видеокурсов). Эти сказки дети не просто слушают, а соучаствуют в них по принципу – «Делай как я!» -  звукоподражанием, жестами, мимикой, движениями рук, ног, передают характер персонажа, создают его образ. Сказки удивительно воздействуют на детей. Им очень нравится такое соучастие, потому что в совместной деятельности с взрослым возникает радость творчества. Ощутив однажды эту радость он, меняется во всём – верит мне, что обязательно научится говорить правильно и красиво, выполняет все упражнения с ещё большим усердием и отмечает сам каждое своё продвижение в этом направлении. Эта артикуляционная сказка имеет много вариантов, дети в процессе меняют её, стараются продолжить, добавляют персонажи и даже придумывают дополнительные упражнения, а главное попутно развивают общую и мелкую моторику, включаются в запланированное мною занятие и оно проходит максимально продуктивно.                                                Ежедневно я применяю в своей практике самомассаж язычка, который дети                           самостоятельно себе проводят красивой, яркой счётной палочкой перед                                   зеркалом на занятиях и дома, что решает много коррекционных задач.  Это тоже сказочная история о Волшебном Язычке, которая очень нравится детям и мне. Она работает на артикуляционную сферу. Развивает мелкую моторику, подвижность губ, нёба, щёк, языка (по ним палочкой нужно провести определённые манипуляции), координацию движений (ведь нужно попасть по языку, губам). Развивает образную речь, память, внимание и т.д. Язычок попросил палочку: «Пожалуйста, почеши мне спинку!»  «Конечно!» - ответил язычок. (Рёбрышком палочки поводить по язычку). «Кончик!»   «Конечно!» (Рёбрышком палочки поводить по кончику язычка).  «Ой, ой, а сбоку чешется!» «Конечно, почешу!»  (Поводить по боковой поверхности язычка).  «И с другой стороны почешу».  Поиграл на барабане. (Поставить палочку на ребрышки между зубками, упражнение барабан.) Пришел к ним индюк - «бл, бл, бл...» (Упражнение-индюк).  Спрашивает: «А вы умеете играть на балалайке?» «Нет!» - ответили язычок и палочка. «Сейчас я вас научу…»  Это очень необычная находка автора, которой нет аналогов. По тому же принципу – «Делай как я!» Чтобы привлечь внимание ребёнка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлению этими движениями я использую в своей работе с детьми сопряжённую гимнастику или иначе говоря «Театр пальчиков и языка». В сопряжённой гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающие общую работоспособность ребёнка на занятиях. Проводимая в хорошем темпе, с весёлым настроением, со сменой поз, гимнастика может применяться и как физминутка.  Мои ученики очень любят «рассказывать руками» сказки и маленькие истории, что создаёт благоприятный эмоциональный фон - пальчиковая гимнастика - Косиновой Е.М. Сначала я предлагаю детям сказку: «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»).  В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как – то раз по реке проплыл пароход (упражнение «Пароход»), он сильно гудел, и рыбка испугалась, уплыла. А на берегу реки («река») росло дерево (упражнение «Дерево») и т.д.  Постепенно увеличиваем сказку, добавляя персонажи. Когда без труда выполняются упражнения, уверенно, непринуждённо – дети с удовольствием предлагают свои варианты. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Развивается память, так как дети учатся запоминать определённые положения рук последовательность движений. Развивается воображение, образное мышление, фантазия, умение подражать взрослому, дети учатся вслушиваться и понимать смысл речи, повышая речевую активность, общую работоспособность ребёнка на занятиях, что не маловажно для наших детей с метеозависимостью и шлейфом сопутствующих заболеваний.                                                                                Раскрашивание картинок – мои подопечные в изобилии заняты в этом плане, что со временем является их любимым занятием и хорошим упражнением на развитие мелкой моторики рук – подготовки руки к письму. В своей работе я применяю методику – «Практическая логопедия» - Костыгиной В.Н. В работе над постановкой звукопроизношения я использую не традиционную тетрадь, а логопедический альбом новых технологий, который помогает сделать мои занятия интереснее для детей и их родителей. Уникальность этого логопедического альбома в том, что он сказочен по форме и содержанию. Звуки, которые не умеет произносить ребенок, не обезличены. Они «живые»! У них есть ручки, ножки, свой характер, своя квартирка в домике – ротике. Пока звука нет в речи, ребенок получает картинку «Возвращение звука домой», а когда звук «появился - родился», я даю ему картинку - «День рождения звука», которые нужно раскрасить. Настоящий день рождения звука с подарками и гостями. Первыми листами в альбоме являются «Домик звуков» и «Артикуляционная гимнастика – сказка Волшебного язычка». В процессе коррекционной работы ребенок заполняет свою папку игровыми пособиями. Он играет, фантазирует, выполняет задания. В итоге папка становится совместным творчеством логопеда, ребенка и родителей. В начале альбома есть лист, на котором ребенок рисует собственный портрет или приклеивает фотографию, что определяет персональность его папки. И на этой же, первой странице у ребенка появляются наклейки – оценки его успехов и творчества.                                                                                                      Для развития тонкой ручной координации важно также, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности.                                                          Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость рук.  Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша. В сентябре прошлого года я познакомилась с детьми, которые поразили меня отсутствием элементарных норм самообслуживания … до той степени, что я за три дня в общей сложности сшила коврик, для обучения этих детей навыкам первой необходимости. Этот коврик мы с ребятами тоже сказочно обыгрываем: куклу зовём Катей, она очень трудолюбивая девочка, сама стирает свои вещи, собирает в корзинку урожай вишен, замыкает домик – шнуровкой, общается с птичкой соседкой – мамой птенцов…Листики этого коврика на липучках, цветочки на кнопочках, вишенки на пуговицах. Платье Кати застёгивается на крючки, ей можно заплести косы, завязать ленточки.                                                                                  Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора -  всё это приводит к результату кропотливой работы по формированию движения кисти.

«У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой страстью всю его жизнь». – подчёркивал А. Макаренко. Таким образом, игра определяет дальнейшее психическое развитие ребёнка. Другим видом работы над развитием общей и мелкой моторики является драматизация, инсценировка. В процессе инсценировки сказки с использованием кукол, элементов костюмов активизируется словарь детей по определённой теме, развивается творческая фантазия, развивается просодическая сторона речи, раскрепощается личность ребёнка. Застенчивые и боязливые дети в процессе занятий приобрели чувства сорадования и сострадания, что было отмечено в передачи ими интонаций, мимики и жестов. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием, а это заметно содействовало эмоциональному развитию детей, обогащению словаря, развитию образной связной речи.                 Для развития ручной умелости, а также детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Спектакли, игры, напоминающие театральные представления. Пальчиковый театр, персонажами которого показываем небольшие игры – инсценировки. Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы, способствующие развитию мелкой моторики.                                                                                                                                                                                                                                                     Моим подопечным очень нравится придумывать сказку по предложенному сюжету.  Выбор темы сказки и ее сюжета является важным методическим моментом обучения творческому рассказыванию.  Сюжет должен вызвать у детей желание придумывать сказку с композиционным построением с включением в неё элементарных описаний, предлагаемый сюжет должен учитывать уровень речевого развития детей, соответствовать имеющемуся у них опыту. Эта работа служит углублению интереса к речевой деятельности, активизирует мышление, воображение, затрагивает нравственные и эстетические чувства, создаёт возможность влияния художественного образа на развитие словесного творчества детей. Детям нравится сочинять свои сказки, самое главное для меня в этом  творческом задании является научить ребёнка входить в образ, лепить из глины или пластилина персонажей придуманой сказки. Изготовление декораций из бумаги, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ можно оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребёнка. Детям нравится плетение косичек куклам, венков из цветов, пришивание пуговиц, обучение шитью.                                                                                                                           Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка,  подготавливает к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.                                               Одно из направлений -  это игры со счетными палочками, спичками.  В этих играх со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Вначале дети знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.                                                                                                                 Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием цветного карандаша, фломастера. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут.  Помимо подготовки руки к письму штриховка способствует развитию глазомера – формирование умения видеть контуры фигур, при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями. Кроме всего перечисленного, используем различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания. Все виды заданий проводятся в игровой форме, поэтому вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению.      Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов - потешек. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Наблюдая, как мои ученики быстро развиваются, овладевают знаниями умениями, я убедилась, что необходимо продолжать работу в данном направлении.                                                                                                                                                        К концу года у детей улучшились мышление, воображение, память, они научились создавать воображаемые образы. Научились самостоятельно придумывать конец и начало, а также текст сказки, эмоционально выражать мимикой настроение сказочных героев, описывать их внешний вид и характерные признаки. Дети могут задавать вопросы и отвечать на них, аргументируя ответ, логично, последовательно рассказать о факте из жизни. Результаты диагностики показали, что у детей хороший уровень развития. Наблюдая, как мои дети быстро развиваются, овладевают знаниями и умениями, я убедилась, что необходимо продолжать работу в данном направлении.              C:\Users\Татьяна\Desktop\ФОТО ВИДЕО\Фот 1о\Фото0037.jpg                                                                        Интегрированные занятия – это прекрасная возможность дать детям знания в комплексе, применять разнообразные приемы работы с детьми, использовать индивидуально-дифференцированный подход к детям. Работая над развитием речи, в сочетании с мелкой моторикой рук у детей с нарушением речи, с ослабленным зрением, я добилась определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Мои подопечные при обучении элементам письма продемонстрировали хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

C:\Users\Татьяна\Desktop\ФОТО ВИДЕО\Фот 1о\Фото0126.jpg



Предварительный просмотр:

Конкурс: «Мастерство педагога в интегрированном уроке»   C:\Users\Татьяна\Desktop\ФОТО ВИДЕО\Фот 1о\Фото0105.jpg                                                    Номинация: - «Презентация проекта».                                                                                                   ГБОУ детский сад №724 компенсирующего вида по зрению, ВАО,  г. Москва 2013 год                                                                                                                                  Презентация проекта по теме:                                                                                  «Метод интеграции в развитии речи в сочетании с мелкой моторикой у детей старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением»                       Автор - учитель – логопед Чайкина Т.В.                                                             Цели и задачи:

- Поддерживать у детей живой интерес к игре-драматизации, желание участвовать в действии, сочетать речь и движения;

 - развивать мимическую выразительность и мелкую моторику пальцев рук;

 - стимулировать эмоциональное восприятие детьми игр-драматизаций;

- развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление, внимание, память;

 - воспитывать коммуникативные качества, партнерские отношения; побуждать детей к активному общению;

 - развивать навыки диалогической и монологической речи, учить детей эмоционально проговаривать фразы;

 - пополнять словарь лексикой, отражающей язык чувств и эмоциональное состояние человека;

 - развивать умение отождествлять себя с театральным персонажем;

 - учить находить средства передачи образа в движениях, мимике, жестах, интонациях, развивать эмоциональную память;                                                    - формировать у детей представление об элементарных нравственно-этических    нормах.

C:\Users\Татьяна\Desktop\ФОТО ВИДЕО\Фот 1о\Фото0036.jpgРодителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Практически 80% детей старшего дошкольного возраста с проблемами зрения имеют нарушения речи. Расстройства речи детей с ослабленным зрением являются сложным дефектом, в котором прослеживаются взаимодействия речевой и зрительной недостаточности. Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом многообразны, сложны по степени выраженности, структуре и затрагивают речь как целостную систему. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребёнка. Контингент логопедических групп в нашем ДОУ составляют дети с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня. Среди моих воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Часто не сформирована речевая функциональная система, ограничен словарный запас, искажено понимание смысловой стороны речи, затруднено узнавание предметов, их форм, характерных внешних признаков. Дети не видят строки, путают сходные по начертанию буквы, теряют и повторяют строчки при чтении, не замечают знаков препинания, неправильно произносят слова. У слабовидящих детей отмечаются трудности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка. Часто возникают проблемы лексико-грамматического свойства.      Речь – основа общения и мышления человека. Следовательно, исправляя недостатки речи, логопед корректирует в целом судьбу маленького человека.   Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».                                                                                                                                                                                                                    При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность. Неправильное звукопроизношение, смешение звуков в значительной мере задерживают возникновение артикуляционных образов в коре головного мозга. У детей отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью.                                                                                                                                                  На карте головного мозга видно, двигательная речевая область является частью двигательной области. Поэтому развитие моторной речи напрямую зависит от развития общей моторики ребёнка. Установлено, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во 2 веке до н.э. в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев, приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Камикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Регулярные упражнения улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук, полезна и для подготовки руки к письму. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развить навыки ручной умелости, коммуникации, социализации. Все вышеизложенное определило выбор мною темы для углубленной работы: «Метод интеграции в развитии речи в сочетании с мелкой моторикой у детей старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением».                                                                                                                     В моей практической деятельности все формы речевой коррекции построены в игровой форме сказок.  Я глубоко убеждена, что методики, построенные на образах, изменяют внутренний мир. На логопедических занятиях происходит творческое раскрытие личности. Снимаются блоки зажатости, страхов, преодолеваются комплексы, способствующие развитию общей и мелкой моторики. Задействована не только речевая коррекция, но и психофизическая.                                                                                            Занятия по развитию речи у детей с ослабленным зрением, построенные на основе представленных мной методик коррекционной работы, позволяют преодолеть существующие трудности.  Комплекс оздоровительно-коррекционной работы с моими подопечными включает в себя дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж, самомассаж язычка, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику в сочетании с развитием общей и мелкой моторики. В результате речь детей становится наполненной содержанием, а описательные рассказы детей приобретают конкретно – образный характер.                                                                  В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит качество его жизни.      Развитие мелкой моторики, как и общей, т.к. это два не раздельных аспекта, они пронизывают всю мою коррекционную работу, систематически, уделяя ей большую часть времени занятия, с параллельным развитием речи. Основой логопедической деятельности являются: артикуляционная гимнастика, массаж, самомассаж язычка и мелкая моторика.  Всё что необходимо для подвижности уздечки, губ, нёба, язычка. В своей практике я применяю сказки - истории по принципу - «делай как я, или играй со мной». В них задействованы максимально - мимика, жесты, мелкая, общая моторика. Всё это в целом повысило эффективность коррекционной работы и, конечно же, самое главное - повысило устойчивый интерес ребёнка к логопедическим занятиям.  Было установлено, что, «Наибольшая эффективность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу». (Ф.А. Сохин) Намеченное содержание работы легло в основу планов. Они составлялись для детей с учетом не только возрастных возможностей, но и их интересов, склонностей, особенностей поведения.

 С первого дня знакомства с детьми старшей логопедической группы я приглашаю их в мир сказки - показываю сшитого мною Волшебного Язычка и говорю за него, жестикулируя его ручками и даже ножками. «Мы с Волшебным Язычком верим, что вы научите свой язычок делать гимнастику и массаж, чтобы он стал сильным, ловким и умел хорошо говорить». Каждое занятие начинается со сказок, «артикуляционных», которые включают в себя 34 упражнения («Практическая логопедия» - Костыгиной В.Н. кандидата пед. наук, автора книг и видеокурсов). Эти сказки дети не просто слушают, а соучаствуют в них по принципу – «Делай как я!» -  звукоподражанием, жестами, мимикой, движениями рук, ног, передают характер персонажа, создают его образ. Сказки удивительно воздействуют на детей. Им очень нравится такое соучастие, потому что в совместной деятельности с взрослым возникает радость творчества. Ощутив однажды эту радость он, меняется во всём – верит мне, что обязательно научится говорить правильно и красиво, выполняет все упражнения с ещё большим усердием и отмечает сам каждое своё продвижение в этом направлении. Эта артикуляционная сказка имеет много вариантов, дети в процессе меняют её, стараются продолжить, добавляют персонажи и даже придумывают дополнительные упражнения, а главное попутно развивают общую и мелкую моторику, включаются в запланированное мною занятие и оно проходит максимально продуктивно.                                                Ежедневно я применяю в своей практике самомассаж язычка, который дети                           самостоятельно себе проводят красивой, яркой счётной палочкой перед                                   зеркалом на занятиях и дома, что решает много коррекционных задач.  Это тоже сказочная история о Волшебном Язычке, которая очень нравится детям и мне. Она работает на артикуляционную сферу. Развивает мелкую моторику, подвижность губ, нёба, щёк, языка (по ним палочкой нужно провести определённые манипуляции), координацию движений (ведь нужно попасть по языку, губам). Развивает образную речь, память, внимание и т.д. Язычок попросил палочку: «Пожалуйста, почеши мне спинку!»  «Конечно!» - ответил язычок. (Рёбрышком палочки поводить по язычку). «Кончик!»   «Конечно!» (Рёбрышком палочки поводить по кончику язычка).  «Ой, ой, а сбоку чешется!» «Конечно, почешу!»  (Поводить по боковой поверхности язычка).  «И с другой стороны почешу».  Поиграл на барабане. (Поставить палочку на ребрышки между зубками, упражнение барабан.) Пришел к ним индюк - «бл, бл, бл...» (Упражнение-индюк).  Спрашивает: «А вы умеете играть на балалайке?» «Нет!» - ответили язычок и палочка. «Сейчас я вас научу…»  Это очень необычная находка автора, которой нет аналогов. По тому же принципу – «Делай как я!» Чтобы привлечь внимание ребёнка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлению этими движениями я использую в своей работе с детьми сопряжённую гимнастику или иначе говоря «Театр пальчиков и языка». В сопряжённой гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающие общую работоспособность ребёнка на занятиях. Проводимая в хорошем темпе, с весёлым настроением, со сменой поз, гимнастика может применяться и как физминутка.  Мои ученики очень любят «рассказывать руками» сказки и маленькие истории, что создаёт благоприятный эмоциональный фон - пальчиковая гимнастика - Косиновой Е.М. Сначала я предлагаю детям сказку: «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»).  В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как – то раз по реке проплыл пароход (упражнение «Пароход»), он сильно гудел, и рыбка испугалась, уплыла. А на берегу реки («река») росло дерево (упражнение «Дерево») и т.д.  Постепенно увеличиваем сказку, добавляя персонажи. Когда без труда выполняются упражнения, уверенно, непринуждённо – дети с удовольствием предлагают свои варианты. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Развивается память, так как дети учатся запоминать определённые положения рук последовательность движений. Развивается воображение, образное мышление, фантазия, умение подражать взрослому, дети учатся вслушиваться и понимать смысл речи, повышая речевую активность, общую работоспособность ребёнка на занятиях, что не маловажно для наших детей с метеозависимостью и шлейфом сопутствующих заболеваний.                                                                                Раскрашивание картинок – мои подопечные в изобилии заняты в этом плане, что со временем является их любимым занятием и хорошим упражнением на развитие мелкой моторики рук – подготовки руки к письму. В своей работе я применяю методику – «Практическая логопедия» - Костыгиной В.Н. В работе над постановкой звукопроизношения я использую не традиционную тетрадь, а логопедический альбом новых технологий, который помогает сделать мои занятия интереснее для детей и их родителей. Уникальность этого логопедического альбома в том, что он сказочен по форме и содержанию. Звуки, которые не умеет произносить ребенок, не обезличены. Они «живые»! У них есть ручки, ножки, свой характер, своя квартирка в домике – ротике. Пока звука нет в речи, ребенок получает картинку «Возвращение звука домой», а когда звук «появился - родился», я даю ему картинку - «День рождения звука», которые нужно раскрасить. Настоящий день рождения звука с подарками и гостями. Первыми листами в альбоме являются «Домик звуков» и «Артикуляционная гимнастика – сказка Волшебного язычка». В процессе коррекционной работы ребенок заполняет свою папку игровыми пособиями. Он играет, фантазирует, выполняет задания. В итоге папка становится совместным творчеством логопеда, ребенка и родителей. В начале альбома есть лист, на котором ребенок рисует собственный портрет или приклеивает фотографию, что определяет персональность его папки. И на этой же, первой странице у ребенка появляются наклейки – оценки его успехов и творчества.                                                                                                      Для развития тонкой ручной координации важно также, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности.                                                          Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость рук.  Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша. В сентябре прошлого года я познакомилась с детьми, которые поразили меня отсутствием элементарных норм самообслуживания … до той степени, что я за три дня в общей сложности сшила коврик, для обучения этих детей навыкам первой необходимости. Этот коврик мы с ребятами тоже сказочно обыгрываем: куклу зовём Катей, она очень трудолюбивая девочка, сама стирает свои вещи, собирает в корзинку урожай вишен, замыкает домик – шнуровкой, общается с птичкой соседкой – мамой птенцов…Листики этого коврика на липучках, цветочки на кнопочках, вишенки на пуговицах. Платье Кати застёгивается на крючки, ей можно заплести косы, завязать ленточки.                                                                                  Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора -  всё это приводит к результату кропотливой работы по формированию движения кисти.

«У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой страстью всю его жизнь». – подчёркивал А. Макаренко. Таким образом, игра определяет дальнейшее психическое развитие ребёнка. Другим видом работы над развитием общей и мелкой моторики является драматизация, инсценировка. В процессе инсценировки сказки с использованием кукол, элементов костюмов активизируется словарь детей по определённой теме, развивается творческая фантазия, развивается просодическая сторона речи, раскрепощается личность ребёнка. Застенчивые и боязливые дети в процессе занятий приобрели чувства сорадования и сострадания, что было отмечено в передачи ими интонаций, мимики и жестов. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием, а это заметно содействовало эмоциональному развитию детей, обогащению словаря, развитию образной связной речи.                 Для развития ручной умелости, а также детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Спектакли, игры, напоминающие театральные представления. Пальчиковый театр, персонажами которого показываем небольшие игры – инсценировки. Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы, способствующие развитию мелкой моторики.                                                                                                                                                                                                                                                     Моим подопечным очень нравится придумывать сказку по предложенному сюжету.  Выбор темы сказки и ее сюжета является важным методическим моментом обучения творческому рассказыванию.  Сюжет должен вызвать у детей желание придумывать сказку с композиционным построением с включением в неё элементарных описаний, предлагаемый сюжет должен учитывать уровень речевого развития детей, соответствовать имеющемуся у них опыту. Эта работа служит углублению интереса к речевой деятельности, активизирует мышление, воображение, затрагивает нравственные и эстетические чувства, создаёт возможность влияния художественного образа на развитие словесного творчества детей. Детям нравится сочинять свои сказки, самое главное для меня в этом  творческом задании является научить ребёнка входить в образ, лепить из глины или пластилина персонажей придуманой сказки. Изготовление декораций из бумаги, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ можно оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребёнка. Детям нравится плетение косичек куклам, венков из цветов, пришивание пуговиц, обучение шитью.                                                                                                                           Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка,  подготавливает к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.                                               Одно из направлений -  это игры со счетными палочками, спичками.  В этих играх со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Вначале дети знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.                                                                                                                 Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием цветного карандаша, фломастера. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут.  Помимо подготовки руки к письму штриховка способствует развитию глазомера – формирование умения видеть контуры фигур, при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями. Кроме всего перечисленного, используем различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания. Все виды заданий проводятся в игровой форме, поэтому вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению.      Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов - потешек. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Наблюдая, как мои ученики быстро развиваются, овладевают знаниями умениями, я убедилась, что необходимо продолжать работу в данном направлении.                                                                                                                                                        К концу года у детей улучшились мышление, воображение, память, они научились создавать воображаемые образы. Научились самостоятельно придумывать конец и начало, а также текст сказки, эмоционально выражать мимикой настроение сказочных героев, описывать их внешний вид и характерные признаки. Дети могут задавать вопросы и отвечать на них, аргументируя ответ, логично, последовательно рассказать о факте из жизни. Результаты диагностики показали, что у детей хороший уровень развития. Наблюдая, как мои дети быстро развиваются, овладевают знаниями и умениями, я убедилась, что необходимо продолжать работу в данном направлении.              C:\Users\Татьяна\Desktop\ФОТО ВИДЕО\Фот 1о\Фото0037.jpg                                                                        Интегрированные занятия – это прекрасная возможность дать детям знания в комплексе, применять разнообразные приемы работы с детьми, использовать индивидуально-дифференцированный подход к детям. Работая над развитием речи, в сочетании с мелкой моторикой рук у детей с нарушением речи, с ослабленным зрением, я добилась определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Мои подопечные при обучении элементам письма продемонстрировали хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

C:\Users\Татьяна\Desktop\ФОТО ВИДЕО\Фот 1о\Фото0126.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Моделирование сказок как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением».

Теоретически и экспериментально доказано, что расстройства речи детей с ослабленным зрением являются сложным дефектом, в котором прослеживаются взаимодействия речевой и зрительной недостаточности. Реч...

Презентация проекта по теме: «Здоровьесберегающий метод развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением». Учитель-логопед Чайкина Т.В Москва 2013 год

Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны), умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного детства.  Эти до...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Для успеха коррекционной работы очень важ...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Для успеха коррекционной работы очень важ...

Проблема развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе подготовки руки к письму.

Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Показать приемы и способы развитиямелкой моторики у детей с нарушением зрения...

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредствам нетрадиционной техники рисования"

Актуальность проблемы условлено тем, что вследствие малой двигательной активности, мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными, это сдерживает развитие тактильной ч...