Предупреждение ошибок чтения и письма у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Макарова Нина Петровна

 

Аннотация

В данной методической разработке изложен опыт логопедической работы по предупреждению дисграфии (ошибок письма) и дислексии (ошибок чтения) у детей с нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор составитель пособия Макарова Нина Петровна, учитель – логопед детского сада № 58 комбинированного вида.

Аннотация

В данной методической разработке изложен опыт логопедической работы по предупреждению дисграфии (ошибок письма) и дислексии (ошибок чтения) у детей с нарушениями речи.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…………………………………………………………………1

1.Основные задачи коррекционного обучения………………………..…..3

2.Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы……….….3

3.Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога…………....5

4.Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова……………6

5. Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания..7

6. Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения….8

7. Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне текста…….……9

Заключение……………………………………………………………….…11

Приложение…………………………………………………………………12

Предупреждение ошибок чтения и письма у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Речевые навыки чтения и письма имеют неоспоримое большое значение в жизни и деятельности культурного человека. От степени овладения этими навыками  зависит не только успех продвижения школьника в учебной деятельности,  но и его психическое и интеллектуальное развитие.

Проблема нарушения письма и чтения – одна из самых актуальных  для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам и наоборот. Скорость чтения у отстающих неуспевающих детей гораздо, ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и, как правило, чтение становиться механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладеть учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку. Грамотное письмо и четко сформированные мысли – показатель культурного уровня человека.

Непрекращающейся поток школьников, которые нуждаются в помощи в связи со стойкой неуспеваемостью, заставляет обратиться к истокам проблемы, т.е к дошкольному возрасту. Анализ исследования на выявление предпосылок дисграфии и дислексии у дошкольников шести – семи летнего возраста проведенного Л.Г Парамоновой показал, что более половины (55,5% детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения).

Поэтому полагаем возможными даже необходимым введение профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма  в детском саду вообще, а в специализированном детском саду для детей с нарушениями речи в особенности, так как дети с речевой патологией,  как правило, имеют отставание и даже недоразвитие функций, имеющих прямое отношение к процессу письма и чтения. То позднее это обстоятельство обязательно проявится и на письме и при чтении в виде специфических ошибок Например, если у ребенка к началу школьного обучения еще не сформировалось зрительно – пространственное представление и зрительный анализ и синтез, то он не сможет полноценно усвоить начертание букв и неизбежно будет их путать на письме и при чтении.

Но если эти или подобные этим «несовершенства» могут быть выявлены уже в дошкольном возрасте и если полностью ясна их самая прямая и непосредственная связь с неизбежно появляющейся в дальнейшем дисграфией и дислексией, то это дает полное право говорить о существовании их как бы заблаговременно предупреждающих о их будущем обязательном появлении. Понимание этого обстоятельства указывает на  наиболее рациональный, единственно правильный путь работы. Основные усилия, которой должны быть направлены на «выравнивания западающих звеньев», то есть на устранение уже имеющихся предпосылок дисграфии и дислекси. И если это будет сделано в дошкольном возрасте, то в дальнейшем не придется говорить о появлении самой дисграфии и дислексии, поскольку для их возникновения просто не останется почвы.

На протяжении многих лет работая с группами детей с пяти, шести и семилетнего возраста с различной речевой патологией: с общим недоразвитием речи, с фонетико – фонематическим недоразвитием речи и с нарушением произношения отдельных звуков дети разного уровня подготовки. С разными стартовыми данными одинаково живо и с интересом включались в игры с буквами, слогами, словами, а некоторые из них требовали только индивидуальной работы, так как на фронтальных занятиях их восприятие затруднялось; но с группой детей необходимо проводить работу по опережающему развитию.

Для успешной коррекционной работы по профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников с нарушениями речи мы обозначили следующие задачи:

1.Совершенствование пространственно – временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведении серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого ,,кулак –ребро-ладонь,,) и т.п.

2.Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки. Штриховки, работы с ножницами пластилином и д.р.

3.Развитие тактильных ощущений: посредствам дермалексии проводят профилактическую работу по дислексии (необходимо узнать .какую, какую букву ,,написали,, на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка.

4.Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв.

5.Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложение, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.

Решение вышеобозначенных задач проходит  поэтапно через систему дидактических упражнений. В предлагаемых вашему вниманию упражнениях используются элементы комплексного подхода к решению проблемы профилактики нарушения чтения и письма.

1 ЭТАП: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ БУКВЫ.

1. В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. (Таблица №2)

Поэтому прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы и её зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.  Дети должны чётко усвоить понятия "верх", "низ", ''право", " лево", для осуществления этом цели мы проводили разные игры, вплоть до выкладывания различных фигур, орнаментов на полу из самих детей. (Таблица №3)

     Детям предлагаются диктанты для рисования орнаментов и букв. Например, поставить точку на клетчатом листе бумаги и от неё вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:

о - вниз, 1 - вправо, 4 - вверх, г -  вправо, 1 - вверх, 3 - влево. И если нет ошибок, то получается буква "г", которую дети штрихуют, таким образом, дети могут написать под диктовку любую неизвестную букву. Работа эта интересна, требует концентрации внимания, чёткости выполнения инструкции, Сформированного зрительно-пространственного восприятия.

2. Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.

  1. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.(Таблица №2)
  2. Ощупывание  картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова содержащие данную букву, положить её на стол так, чтобы она отражала верное написание.
  3. Выделение букв в  «сказочном сюжете». (Таблица №4)

6. Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре «Буква сломалась». (Таблица 5).

7. Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой.

эти задания помогают, как следует запомнить образ буквы.

У нас в группе у детей есть специальные альбомы для рисования букв по трафаретам, а также для рисунков на ассоциативные связи.

На что похожа буква?

8. Определение буквы, "написанной'' на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).

Эти упражнения можно использовать и для младших, детей рисуя геометрические фигуры, знакомые им (круг, квадрат, треугольник). Проводя игры «Нахождение букв в геометрических фигурах. (Таблица №6)

9.Так же используются «шнуровки» букв. (Таблица №7)

2 ЭТАП: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОГА

  1. Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции (Таблица №8)

2. Составление схем слогов с использованием цветных фишек: для главного звука - красный цвет, для твердого согласного - синий цвет, для мягкого согласного - зеленый цвет.

А также обратное задание: по данной схеме назвать слог, и игры по составлению слогов с заданными буквами или какой слог можно составить. (Таблица №9)

3. Чтение слогов по кубикам Зайцева и по слоговым таблицам.
Здесь прослеживается четкое написание в русском языке,  ЧУ, ЩУ, ЧА
, ЩА. дети не видят неправильного написания данных слогов. На кубиках и в таблице встречаются слоги ЖИ, ШИ, которые дети запоминают как определенный блок. Любое слово с данным слогом невозможно составить, заменив ошибочно "И" на "Ы".

В  то же время слоги ЦИ - ЦЫ, 40 - ЧЕ, ЩО - ЩЁ, ШО - ШЁ, ЖО - ЖЕ звучат идентично, но применять их надо осознанно, они заставляют задуматься, какой стороной нужно повернуть кубик, чтобы получилось верное слово.

4.        Игра «Живые буквы». (Таблица №10)

Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару, так чтобы получился слог (любой или же заданный только по опорной гласной, либо по опорной согласной букве, либо слог называется сразу полностью).

5.        Составление слога по картинкам с выделением первых
звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и
т.д.  Например, даны картинки, на которых изображены улитки, муравей.

Составим слог по первым звукам: УМ.

Придумывание слова с данным слогом: УМный, УМник, УМнвда.

Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился, слог? Увидели - МУ. Вспомним слова с этим слогом:

МУка, МУха, МУзей, МУсор - в начале слова

 эмУ, почеМУ, панаМУ, (взял) - в конце слова

заМУтитъ, заМУчить, приМУла - в середине слова

3 ЭТАП: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОВА

1. Вначале необходимо дать понятие "слово". Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова -союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У, И, К, В, С, поэтому при изучении буквы "а" дети знакомятся с союзом "а".

Составляем предложения, используя картинки, между которыми написана буква "а" (противительный союз).

Необходимо придумать как можно больше предложений, используя эту картинку. Например:

Морковь - овощ, а яблоко - фрукт.

Морковь растет в огороде, а яблоко - в саду.

Из моркови делают салат, а из яблок - компот.

2.  Заучивание считалок.

На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом рукой ограничивая на каждое слово* Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того, чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с .другими.

  1. Для работы с предлогами используем схемы, где предлог-маленький человечек.
  2. Отгадывание ребусов стимулирует умственную деятельность, а также дает прекрасные возможности для заучивания предлогов,

их роли. Ведь предлоги в ребусах подразумеваются, а не изображаются (Таблица № 11).

5.Необходимо учить детей дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы:

Кто это? Аня, кошка, мама...

Что это? Книга, лето, туча...

Что делает? Сидит, умывается, думает...

Какой? Какая? Какое? Какие?

6.Для уяснения лексического значения слова хорошо давать
задания на подбор нужного слова к смысловому ряду:

-но опорным признакам - белое, теплое, парное-? (молоко) хищный, серый, злой, клыкастый-? (волк) - на обобщающие понятия:

- какое слово лишнее и почему? (зима, весна, среда)

  • добавить нужное словечка (стол, шкаф, стул,...)
  • назвать общим словом (автобус, трамвай, троллейбус  ...).

7.Уместны так же игры на подбор слов к слоговым схемам. (Таблица №12). Придумывание других слов с данными слогами и чтение слов по полубуковке. (Таблица №13)

8.Работа с изографами. (Таблица №14)

4 ЭТАП: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

1. Сочетания существительных с прилагательными.

а). Подбор как  можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: какой?, какая?, какие?, чей?, чья?, чье?, чьи? Например:

яблоко (какое?) - сочное, кислое, вкусное, зеленое, красное, круглое, червивое, целое, надкусанное, ароматное, печеное, гнилое, сладкое след (чей?) - заячий, волчий, лисим, собачий и т.д.

б). Подбор существительного к данному прилагательному,

О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое, теплые?

 Например:

теплый -день, вечер, пирог, чай, свитер...

 теплая - погода, кофта, весна, рука...

теплое - молоко, платье, письмо, озеро...

 теплые - носки, .дни, пироги, слова ...

2. Сочетания существительных с глаголами.

а). Подбор как можно большего количества к данному слову. Например:

Что можно сделать с яблоком ?

Сорвать Яблоко - купить, съесть, помыть, разделить, откусить, отнять,         уронить, сварить, запечь, засушить, нарисовать, вылепить и т.п.

б). Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например: Прийти к ... (дому, отцу, решению…)

уйти от ... (дедушки, дома, проблемы…)

войти в ... (дом, лес, доверие...)

5 ЭТАП: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Составление предложений по схемам. (Таблица №15)

Дается также и обратное задание: составление схем к данным предложениям.

2.        Составление предложения по интонационной схеме.

Затем предлагается одно и то же предложение произнести с разной интонацией» учитывая конечный знак, либо подобрать несколько предложений к одной схеме,

  1. Перестановка слов: Юли красивая кукла у с целью получения нужной фразы; У Юли красивая кукла. Красивая кукла у юли..
  2. Исключение слова из предложения, для того, чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.

а). Пропуск предлогов: Мы гуляли .., лесу. Кошка сидит ... окне, б). Пропуск существительных: Яблоки растут на ... Мама положила книгу в ..♦ ... играет с куклой. ... вяжет носки,

5. Выделение границ предложений в тексте.

а). Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению; смысловая фраза закончилась. Взрослый монотонно читает фразы:

На улице льет дождь, В парке гуляют дети. Мама купила арбуз. Вначале подбираются предложения короткие и не связанные по смыслу, затем - более распространенные и близкие по смыслу. б). Постановка: точек в предложениях, предъявленных на доске или на карточках.

       6.Соединение частей разорванных предложений:
Падает липкий. Снег громко лает. Шарик.
Падает липкий снег. Громко лает Шарик.

В зависимости от уровня подготовки детей это задание можно проводить устно или письменно: либо дети определяют границу предложения на слух и говорят верные предложения, либо читают.

7. Выделение всех слов в предложении, подсчет их количества и составление нового предложения с тем же числом слов.

8. Выделение слов и предложений в слитном тексте (Таблица №16)

ПАДАЮТЛИСТЬЯДУЕТВЕТЕРЛЬЮТДОЖДИ:

Падают листья. Льют дожди.

9. Чтение всего предложения от конца к началу.

дети должны усвоить, что начало предложения всегда пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

10.        Работа с фразеологизмами.

6 ЭТАП: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ ТЕКСТА

  1. Чтение деформированных текстов, где существительные заменены картинками.
  2. Составление связного рассказа из двух текстов, прочитанных вперемежку, либо составление двух текстов из смешанных фраз,
  3. Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетании.
  4. Составление рассказов но серии картин, по одной картине, по заданному началу или концу рассказа, по опорным сигналам.
  5. В одном законченном тексте определение порядка следования предложении, расположенных в нарушенной последовательности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Невозможно сформировать грамотную устную и письменную речь ребенка, если не читать ему художественную литературу, которая позволяет решать многие задачи: воспитывает интерес и любовь к родному языку, обогащает словарный запас детей, учит стилистически правильным оборотам, побуждает у детей интерес к овладению чтением и т.д.

        Работа по предупреждению ошибок чтения и письма будет успешной, если учителя-логопеды, воспитатели и родители объединят свои усилия.

       Чтобы овладеть премудростями  родного языка, дети должны слышать правильную речь взрослых, которая должна являться образцом для подражания. Поэтому  взрослым  необходимо знать орфоэпические нормы литературного современного языка , чтобы не давать детям ошибочных эталонов. Грамотная связная устная речь – залог успешного обучения ребенка в школе.

Данная статья поможет расставить акценты, определить  по этапную направленность профилактики возможных трудностей овладения дошкольниками чтениями и письмом.

                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР в условиях подготовительной группы детского сада

Современные представления о симптоматике и механизмах нарушения чтения и письма       Нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия – являются самыми распрос- транённ...

Предупреждение акустической дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Презентация с методическими рекомендациями и упражнениями по предупреждению акустической дисграфии....

Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие.

Методические рекомендации — это перечень различных видов работ по предупреждению у детей ошибок чтения и письма. Предлагаемые игровые упражнения рассчитаны на широкую детскую аудиторию: от детей дошко...

Стендовая консультация для родителей "Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста"

Советы и рекомендации родителям по предупреждению нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста....

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письме...