Профилактика нарушений чтения у леворуких детей в школьном возрасте. Дислексия: понятия, классификация, пути коррекции и профилактики.
статья по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Гудакова Светлана Вячеславовна

В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disleksiya.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Дислексия: понятия, классификации, пути коррекции и профилактики

Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ (высшие психические функции), принимающих участие в реализации процесса чтения.

Микадзе Ю.В. указывает на то, что распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР (задержка психического развития) страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение частоты случаев дислексии у мальчиков и девочек – 4,5.

По степени тяжести нарушения процесса чтения в логопедии принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полную невозможность овладеть навыком или его утрату). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, однако чаще она сопутствует другому нарушению письменной речи – дисграфии.

В медицинской литературе указывается, что перинатальное повреждение головного мозга может носить гипоксический характер (при неправильной имплантации плодного яйца, анемии и пороке сердца у матери, врожденных пороках сердца, плода, аномалиях развития пуповины, затяжных родах, асфиксии в родах и т. д.). Токсическое поражение ЦНС (центральная нервная система) наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода, ядерной желтухе новорожденных. Причинами инфекционного поражения головного мозга ребенка во внутриутробном периоде могут выступать заболевания беременной краснухой, корью, герпесом, ветрянкой и т. д. Механические повреждения связаны с плодоизгоняющими манипуляциями, узким тазом роженицы, затяжными родами, внутричерепными кровоизлияниями.

В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга, приводящих к дислексии, может вызывать черепно-мозговая травма, нейроинфекции, цепочка детских инфекций (краснуха, корь, ветряная оспа, полиомиелит и др.), истощающие заболевания. Дислексия (алексия) при алалии, дизартрии,афазии связана с органическим поражением определенных зон головного мозга. Дислексия часто встречается у детей с ЗПР. тяжелыми речевыми нарушениями, ДЦП, умственной отсталостью.

В числе социальных факторов дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи - ФФН или ОНР.

В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы зрительного восприятия, узнавания и различения букв; соотнесение их с соответствующими звуками; слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово, а слов в предложение; понимание, осознание прочитанного. Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.

В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.

По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.

В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения (таблица 2).

Таблица 2. Формы дислексии

Наименование

Причина

1.Фонематическая дислексия

Следствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза

2.Семантическая дислексия

Следствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения

3.Аграмматическая дислексия

Следствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений

4.Мнестическая дислексия

Следствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука

5.Оптическая дислексия

Следствие неcформированности зрительно-пространственных представлений

6.Тактильная дислексия

Следствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих

В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.

При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких - глухих, свистящих - шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звукослоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).

Таким образом, фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.

Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.

В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.

При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении. При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.

Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.

Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д..

Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами. Так при фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звукобуквенном и звукослоговом составе слова.

Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка.

В случае грамматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения.

Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти. При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно- пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, при тактильной дислексии – над дифференциацией тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитием пространственных представлений.

Нестандартный подход к коррекции предлагает методика Рональда Д.Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы восприятия.

Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсон, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого зависит успешность обучения в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.

Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику.

Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя.

Последнее время особое внимание заостряется на том, что одним из важных направлений работы дошкольных учреждений общих и специальных, должна быть профилактика нарушений чтения и письма у учеников младшего возраста. Цель разработки данного направления обосновывается необходимостью оказания своевременной помощи детям, испытывающим трудности в овладении письмом, количество которых, с каждым годом увеличивается.

Наименее разработан вопрос профилактики дислексии у дошкольников, не имеющих речевых нарушений и не занимающихся с логопедами. Хотя и известно, что трудности овладения процессом чтения, не всегда связаны с неполноценностью развития у детей устной речи и языковых способностей.

Чтение - это психический процесс, в котором участвуют вербальные и невербальные формы психической деятельности, в связи с этим, профилактика не должна ограничиваться кругом детей с нарушениями речи.

В научных трудах Логиновой Е.А., Киселевой В.А., Евдокимовой Е.А. и др.) указано, что профилактика дисграфии и дислексии у детей, посещающих массовые детские сады, должна быть основана,на своевременной диагностике предрасположенности к нарушениям письменной речи, которую важно проводить в начале поступления ребенка в подготовительную группу. При выявлении такой предрасположенности ребенок должен получить коррекционно-развивающую помощь от специалиста (логопеда).

Диагностические методики, направленные на выявление предрасположенности ребенка дошкольного возраста к возникновению нарушений письменной речи, в первую очередь, дислексии рассмотрены Р. С. Немовым, А. С. Ротенберг , С. М. Бондаренко.

Этими авторами выделены основные направления профилактической деятельности (таблица 3).

Таблица 3. Направления профилаки дисграфии и дислексии

Направление

Профилактика

Развитие сенсорных функций и  психомоторики

Зрительное и слуховое восприятие, зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций и  графоизобразительных способностей

Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций

Слуходвигательные, зрительно-двигательные, слухозрительные связи; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов

Развитие психических функций

Зрительное и слуховое внимание, память

Развитие интеллектуальной деятельности

Мыслительные операцие: сравнения, сериации, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков   планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности

Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц

Развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям; совершенствование лексико-грамматического и фонетического оформления речи

Все более актуальным становится использование в профилактике у детей нарушений чтения психологических и нейропсихологических диагностических и коррекционно-развиваюших методик, поскольку они значительно расширяют информацию о ребенке, и, значит, педагогическая стратегия может быть личностно-ориентированной и более эффективной.

В основе таких коррекционно-развиваюших и обучающих технологий лежит системный подход, направленный на формирование и совершенствование у ребенка межфункционального взаимодействия высших психических функций, полноценность которого является залогом успешного обучения (Л. С. Цветкова,  Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков и др.).

Таким образом, мы определили, что дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ (высшие психические функции), принимающих участие в реализации процесса чтения.

Для своевременной коррекции и предупреждения дислексии необходимо наиболее раннее выявление детей с нарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.

Система логопедических занятий по коррекции дислексии должна включать работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами.

  • При фонематической дислексии уделяется внимание коррекции дефектов звукопроизношения.
  • При семантической дислексии  требуется развитие слогового синтеза.
  • При грамматической дислексии - необходимость формирования у ребенка грамматических систем словообразования и словоизменения.
  • Мнестическая дислексия требует развитие слухоречевой и речезрительной памяти.
  • При оптической дислексии  ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
  • При тактильной дислексии  - работа над дифференциацией тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитием пространственных представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством развития неречевого функционального базиса письма и чтения.

Специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография) составляют значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых шк...

Профилактика нарушений чтения у леворуких детей в дошкольном возрасте. Чтение, его механизм и условия успешного овладения

Нарушения чтения одна из наиболее распространенных форм патологии речи у младших школьников в наши дни. Значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у детей в общеобразовательных шк...

Профилактика нарушений чтения у леворуких детей в дошкольном возрасте. Леворукость: понятие, особенности детей с леворукостью, рекомендации по психолого-педагогической работе с ними

Чтение играет важнейшую роль в жизни человека. Особое место данный процесс развития личности у детей занимает в их познавательной деятельности, в формировании личности. Чтение развивает интеллект, что...

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков звуко-слогового анализа и синтеза. Профилактика нарушений письма и чтения».

Выступление из опыта работы на семинаре педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов  г. Нижнекамска «Преемственность в работе учителей  школ и педагогов коррекционного...

Формирование смыслового чтения у слабовидящих детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и упражнений

  В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение – это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е...

Консультация для родителей "Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте"

Многие дети в начальной школе сталкиваются с проблемой освоения навыков чтения и письма. Предотвратить возможные трудности помогут нехитрые упражнения и игры в период дошкольного детства....