Через игру - к правовому воспитанию
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Анисимова Елена Сергеевна

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_o_pravovom_vospitanii.doc441.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 17 «Чебурашка» г.Омутнинска

 Кировской области

«Через игру – к правовому воспитанию»

Выполнили воспитатели:

Анисимова Елена Сергеевна,

                                                           Вотинова Людмила Ивановна.

2013

Пояснительная записка

Проблема  правового воспитания детей дошкольного возраста является актуальной. В последнее время в СМИ очень часто извещают о фактах нарушения прав ребенка в семье и образовательных учреждениях. Сотрудники детского сада обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей и, конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомить их с правами человека.

Методические рекомендации по работе с детьми старшего дошкольного возраста по данной теме можно найти у следующих авторов: Голицыной Н.С, Дороновой Т.Н, Жуковой Р.А, Калининой Л.В. и других.

Цель данной разработки: способствовать правовому воспитанию дошкольников в процессе организации непосредственной образовательной деятельности.

Задачи:

  1. способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о Конвенции ООН о правах ребенка;
  2.  способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, обеспечивающими социальную успешность ребенка.

 Знания о правах ребенка включены в содержание работы по ознакомлению детей с социальной действительностью. В доступной форме мы знакомим детей с Конвенцией и закрепляем знания в процессе практической деятельности.  Используя различные задания, игры – дидактические и подвижные, мы в доступной форме объясняем детям сложную тему, делаем процесс обучения интересным.

        Новизна данной работы – заключается в том, что сценарий занятия составлен в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, с широким использованием игровых методов и приемов.

        Необходимыми условиями для реализации сценария данного занятия являются:

  1. Подготовка необходимого дидактического материала (карточек с буквами и цифрами, презентации с предметными картинками, иллюстраций и оборудования для выполнения аппликации и т.д)
  2. Организация пространства таким образом, чтобы ребенок мог свободно  перемещаться по группе.
  3. Организация продуктивной деятельности в соответствии с темой занятия и поставленными целями.
  4. Предварительная работа по развитию фонематического слуха, умения выделять нужный звук в слове;
  5. Предварительная работа по знакомству с цифрами, буквами.

Трудоемкость заключается  в создании условий для реализации  сценария данного занятия.

В своей работе  я использовала следующие методы и приемы:

  1. Метод монологического изложения при сообщении детям новых знаний.
  2. Диалогический метод (беседа с детьми, вопросы к детям).
  3. Игровые методы (дидактические игры, подвижная игра).
  4. Метод программированных заданий. Он заключается в подготовке  материала путем «разбивки» его в форме заданий (всего предполагается 9 заданий);
  5.  Алгоритмический метод (в практическом задании, при выполнении аппликации.  Определяем последовательность выполнения работы).
  6. Методы поискового характера (поиск ответов, при выполнении различных заданий).

Структура занятия:

I часть: постановка проблемы, мотивация детей на занятие.

Воспитатель заинтересовывает детей своим рассказом о том, что она узнала о  документе, в котором рассказывается о правах ребенка, записала название данного документа и хотела познакомить детей, но кто-то закрасил слово и прочитать его нельзя. Можно восстановить это слово,  выполнив различные задания. Воспитатель просит помощи у детей.

II часть: основная.

Воспитатель предлагает детям различные задания, постоянно ставит перед детьми проблемы, мотивирует на деятельность. Последовательно выполняя задания, дети находят нужные буквы и выкладывают слово «Конвенция». Затем все вместе делают плакат (аппликация), находят для него место в группе. Опираясь на пиктограмму,  закрепляют знания о правах ребенка.

III часть: рефлексия (дети дают оценку занятию, высказываясь о своем самочувствии, наличии интереса).

В своей деятельности  опираемся  на следующие принципы:

  1. принцип воспитательной и развивающей направленности, ведущей роли в развитии ребенка активного воспитательного воздействия взрослого.
  2. Принцип интеграции как принцип разностороннего развития личности (реализуем задачи нескольких образовательных областей).
  3. Принцип психологической комфортности – создаем атмосферу, ориентированную на реализацию идей педагогики сотрудничества. Занятие проходит в русле совместной деятельности.

Порядок знакомства детей с правами определяется ходом занятия. Смена видов деятельности способствует поддержанию мотивации  к деятельности, предупреждает утомление, позволяет выполнить задуманное до конца (игры дидактические и подвижная игра, продуктивная деятельность – рисование и аппликация, общение).  В ходе занятия воспитатель учитывает интересы детей (например, спрашивает у детей,   в какую игру они хотели бы поиграть), создает ситуации для проявления детьми инициативы (например, изобразить  схему на пиктограмме, определить место для плаката).

Критерии результативности занятия:

  1. реализация поставленных целей и задач занятия;
  2. усвоение материала, наличие знаний о правах ребенка, что выясняется в процессе анализа занятия и рефлексии;
  3. наличие интереса у детей в течение всего занятия;
  4. проявление детьми в течение занятия активности и инициативы;
  5. дружеские взаимоотношения в процессе занятия.

 Длительность занятия  соответствует  возрасту детей и определена СанПиН (30 минут).

Занятие для детей подготовительной к школе группы.

Тема:  детям о Конвенции ООН по правам ребенка.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

Тип занятия: – комбинированное (дается новый материал,  и  закрепляются знания детей);

Методы: игровые методы, метод программированных заданий, алгоритмический метод (в практическом задании), методы поискового характера.

Приемы: игры, вопросы к детям, загадки, зарисовка пиктограммы, наклеивание букв и иллюстраций на ватман.

Форма организации: групповая

Оборудование:  мольберт; компьютерная презентация - кошка,  коньки, конь, картинки – ножницы,  нож,  слон,  барабан, телефон, конфета, иллюстрации цыпленка и курицы;  карточки, на которых с одной стороны написаны  буквы, с другой – цифры;  ручки, индивидуальные карточки на каждого, с иллюстрациями на звук «И» (индюк, иголка); мяч для игры «Назови имя», лист бумаги большого размера для создания плаката, клей, кисти, небольшие иллюстрации, отражающие права ребенка, лист бумаги для составления пиктограммы.

Задачи:

  1. Дать детям знания о Конвенции ООН как о документе, защищающем права и свободы детей.
  2. Закрепить знание детьми цифр в пределах 10. Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию (пиктограмму).
  3. Закрепить умение находить место звука в слове. Закрепить знание детьми отдельных букв алфавита. Формировать умение читать.
  4. Способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
  5. Воспитывать чуткое отношение к окружающим.

Ход занятия:

Дети свободно располагаются около воспитателя.

Воспитатель: Дети, я хотела познакомить вас с одним документом, который рассказывает о правах ребенка. Чтобы не забыть, как он называется, я его записала, но сегодня, когда пришла в детский сад, увидела, что кто-то это слово закрасил карандашом. Вспомнить слово не могу, прочитать ничего не возможно! А вот права я запомнила! Может быть, нам выполнить задания и тогда мы узнаем, что это было за слово?! Вы согласны мне помочь?

1 Задание.  

Воспитатель: посмотрите на экран  и назовите, что вы видите (кошка,  коньки, курица). Догадайтесь, чем похожи  слова – кошка, коньки, курица? Не забывайте, что каждый из вас имеет право свободно выражать свои мысли!

Дети: Все они начинаются на один звук «К»

/На экране появляется буква «К»/

Воспитатель:  Звуки обозначаются буквами.  Чтобы у нас появилось название документа,  нам нужно  найти буквы и сложить из них слово.   Вы молодцы,  справились с заданием, первая буква -  «Ка». Вы найдете ее за цифрой 1.

/Дети ходят по группе, ищут цифру 1/

Поставьте ее на мольберт.  Чтобы нам не забыть  право «свободно выражать свои мысли» обозначим его простым рисунком. Каким?  Рисунок  будут напоминать нам о праве свободно выражать свои мысли!

/ Можно просто нарисовать губки. Рисунок делает кто-либо из детей.  Постепенно составляем  пиктограмму – схему, которая при закреплении материала будет напоминать о правах/

2 задание.

Какой сказочный герой убежал от дедушки и бабушки?

Дети: колобок.

Воспитатель: Какой звук в слове «КОЛОБОК»  встречается три раза?

Дети:  Звук «О».

Воспитатель:  буква «О» спряталась за цифрой 2.  Найдете ее.  Поставьте букву «О» за буквой «ка». Что у нас получилось?

Дети читают.

Ребята, а как вы думаете, почему с колобком случилось несчастье? Кто в этом виноват? Колобок, так же,  как и все дети, имел право на заботу. Бабушка и дедушка, видимо,   не достаточно заботились, если колобок убежал от них.  А кто  жестоко поступил с колобком? А вас не обижают? Если вас обижают – значит, нарушают ваши права. Что вы будете делать,  если вас обидят?

 Какой значок мы нарисуем, чтобы запомнить право на заботу?

/Можно нарисовать колобка. Рисует кто-нибудь из детей/.

3 задание

На экране предметные картинки. Назовите картинку, и определите, где находится звук «Н» - вначале, середине или конце слова (картинки - нож, носок,  слон,  барабан, телефон, книжка, конфета)

Нам нужно найти цифру 3 и поставить  букву «Н» за буквой «О».

Выполняя это задание, мы с вами учились находить место звука в слове.  Значит, вы имеете право на обучение.

Какой значок мы нарисуем, чтобы запомнить  право на обучение?

/Можно нарисовать портфель в виде прямоугольника/.

4 задание.  Отгадайте загадку:

                    Серый волк  сидел в траве,

                   Волк - в траве под буквой...  (В)

Нужно найти следующую цифру, какую? Какая  буква спряталась за цифрой 4?

Ребята, вы обратили внимание, почему волк сидел в траве?

Ответы детей.

Наверное, у него нет такого права, какое есть у детей: право на   жилье.

Какой значок мы используем, чтобы запомнить право на жилье?

/Можно нарисовать дом. Рисует кто-нибудь из детей/.

5 задание.     А сейчас мы отдохнем и поиграем в подвижную игру. В какую игру вы хотели бы поиграть?

/Проводится подвижная игра по предложению детей/

Ребята, сейчас мы с вами еще одно правило реализовали. Всем это слово понятно? Реализовали, т.е. выполнили. Все люди, в том числе и дети, имеют право на отдых.  Мы с вами играли, а значит и отдыхали. Найдите следующую цифру и поставьте нужную букву (Е).

Какой значок мы используем, чтобы запомнить это право?

/ Можно нарисовать солнышко, символ хорошего настроения. Рисует кто-нибудь из детей /

6 задание. Следующая буква повторяется  и стоит в ряду букв третьей. Что это за буква? Найдите ее.

Дети: Это буква Н.

7 задание. Познакомимся со следующим правом, но сначала скажем скороговорку: цыпленок и курица пьют водицу на улице.

 /Иллюстрация на экране. Скороговорку дети произносят хором и по одному/

 О каком праве здесь можно говорить? О праве на обеспечение питанием.

Какую цифру нам нужно найти? Какая буква написана на другой стороне этой цифры? (Ц)

Каким значком обозначим право на питание?

/Например, можно нарисовать яблоко.

Дети делают следующую схему-рисунок/

8 задание. 

(Воспитатель предлагает детям встать за столы, кто устал – сесть на стульчики).

 Обведите картинки, слова которых начинаются на «и» (иголка, индюк). А что еще начинается на «И»? Оно дается всем детям при рождении?  Вот мы назвали еще одно право – право на имя.

/Игра в кругу «Назовите:  имена своих друзей, свое полное имя, имена родителей, имя музыкального руководителя»/

Найдите букву  за цифрой 8, назовите ее, поставьте на свое место.

/Рисуют значок для пиктограммы/

9 задание.      

 Вот и все, мои друзья,

 Нас встречает буква Я.

Нужно найти ее за цифрой 9.

Все буквы назвали, и  слово  прочитали – КОНВЕНЦИЯ. Правильно, это то слово, и тот документ, который я должна была вспомнить! Спасибо вам, ребята. А сейчас с помощью небольших рисунков – пиктограмм, вспомним, какие права есть у детей.

/Дети называют права, которые запомнили/

Хорошо бы нам запомнить это слово – КОНВЕНЦИЯ. Может быть, сделать плакат?  При наклеивании букв будьте внимательными, чтобы получилось слово, их нужно наклеивать в определенном порядке.

/Дети подходят к столу, на котором находится клей, кисти, тряпочки – все необходимое для наклеивания.  Часть детей находят  фрагменты рисунков о правах детей и тоже наклеивают их на плакат. Во время выполнения детьми работы, воспитатель рассказывает о Конвенции по правам ребенка/.

Воспитатель:

 «Конвенция» - это международный Договор,  состоит из статей о правах ребёнка, о которых мы только что с вами говорили.  Следят за соблюдением Конвенции специальные люди – Уполномоченные по правам ребёнка, которые есть не только в столицах, но и в разных городах каждой страны. Так что, в любой момент, вам есть к  кому обратиться и заявить о нарушении ваших законных прав!

Наше занятие подошло к концу. Спасибо вам за то, что вы помогли мне вспомнить слово. А вы его запомнили?

Дети: это слово - Конвенция.

Рефлексия. Поделитесь со мной вашим настроением.  Было ли вам интересно на занятии? Что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось на занятии?

Литература:

  1. Голицына Н.С, Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. М, Издательство Скрипторий, 2006
  2. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. М., Творческий центр «Сфера», 2007
  3. Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - «Ребенок в детском саду»,  №3.- 2008

Приложение


К

О

Н

В

Е

Н

Ц

И

Я

5

4

3

2

1

9

8

7

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по правовому воспитанию в детском саду.

Предложенные игры, помогут закрепить знания детей по правовому воспитанию: лучше усвоить статьи конвеции о правах ребенка....

Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по правовому воспитанию дошкольников"

В данной картотеке приведены некоторые дидактические игры по ознакомлению дошкольников с Конвецией о правах ребенка.Это позволит детям в игровой форме легко освоить материал....

Дидактические игры по правовому воспитанию.

Приоритетным направлением в работе с детьми старшего дошкольного возраста считается формирование чувства уверенности в себе, умение оцениватьсобственное мнение,адекватно оценивать себя и свою деятельн...

Дидактические игры по правовому воспитанию в детском саду.

Дать детям понятие о плохих поступках, уметь анализировать их, развивать у детей вежливость и предупредительность....

Дидактические игры по" Правовому воспитанию"

Дидактические игры в воспитание детей "Я ребенок, я имею  право"...

Открытое мероприятие «Через игру - к правовому воспитанию»

В возрасте 3-4 лет у детей происходит кризис, который часто проявляется в виде капризов перед взрослыми. Порой им кажется, что родители, дети и окружающие не любят их, не понимают, не принимают таким,...

Сценарий мероприятия "Через игру- к правовому воспитанию"

Сценарий мероприятия по правовому воспитанию для детей дошкольного возраста...