Главные вкладки

    Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами
    методическая разработка (младшая группа) по теме

    Койти Светлана Геннадьевна

     

    Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психологической работы с малышами – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции.

    Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей в нашем детском саду решается в центре “Песок-вода” при помощи различных игр и манипуляций с песком, водой и крупой.

    Особое значение использования воды, песка и сыпучих материалов в качестве психопрофилактического средства мы придаем в период адаптации детей к детском саду, с целью создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для адаптации малышей к детскому саду. Исходя из потребностей детей, посещающих наше ДОУ, мы ставим перед собой следующие задачи:

    ·         снизить высокий уровень психофизического напряжения малышей в период адаптации, помочь ребенку проиграть психотравмирующую ситуацию расставания с родителями;

    ·         установить доверительные отношения между педагогом и малышами, сделать роль воспитателя понятной, предсказуемой и значимой для ребенка. Все это укрепит его базисное доверие к миру, обозначит роль воспитателя как проводника и помощника в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире;

    ·         помочь ребенку более осмысленно и быстро освоить нормы и правила, а также позитивные способы поведения и общения в детской группе;

    ·         помочь каждому малышу выразить состояние внутреннего Я через игры, усилить его чувство принятия и успешности;

    ·         осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения “особых” детей;

    ·         способствовать возникновению и поддержанию положительных эмоций у малышей, повышению эмоционального тонуса, общего фона настроения;

    ·         удовлетворять потребности детей в разнообразных эмоционально-насыщенных переживаниях и обеспечивать свободу выражений своих чувств, развивать и поддерживать самостоятельность в освоении окружающего мира, предоставлять условия для свободного освоения окружения;

    ·         развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувственный опыт малышей;

    ·         обеспечивать содержательное общение с взрослым, помочь установить социальные контакты со сверстниками.

    Для малыша, еще слабо владеющего речью, емкость с водой, песком или крупой становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.

    Очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами поведения во время игр с водой, песком и крупой:

    ·         нельзя намеренно выливать воду на пол; выкидывать песок (крупу) на пол;

    ·         нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок (крупу);

    ·         после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.

    Игры с водой. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны она может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей. Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.

    Для организации “Водного царства” важно учесть:

    Во-первых, необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей во время игр с водой.

    Во-вторых:

    ·         Вода должна быть теплой и кипяченой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).

    ·         Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.

    ·         Хорошо иметь для детей клеенчатые передники, фартучки, нарукавники, чтобы дети не боялись забрызгаться, не чувствовали себя скованными. Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.

    ·         Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах, на полках. А после окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки.

    В-третьих, необязательно покупать специальные игрушки, это могут быть разнообразные материалы и предметы, которые можно изготовить самим. Неоценимую помощь оказывают наши родители, обогащая развивающую среду.

    Рекомендуемые материалы для игр с водой:

    ·         пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки и др.);

    ·         предметы из различных материалов (дерева, пластмассы), разного веса, формы, размера, фактуры; природные материалы;

    ·         стаканчики из-под йогуртов, бутылочки с крышками, дырочками на дне, баночки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, ведерки и другие пластиковые емкости;

    ·         совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно зачерпывать воду;

    ·         сита, сачки, дуршлаги, лейки, воронки (воронки можно легко изготовить из пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку, можно сделать дырочки на стенках воронки, и тогда вода будет выливаться не только из основного отверстия);

    ·         резиновые и поролоновые губки, полые трубочки, пробки, венчики и многое другое.

    Игры с песком, сыпучими материалами. Эти игры также имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

    ·         при взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется эмоциональное состояние;

    ·         развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;

    ·         с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

    Рекомендуемые материалы для игры с песком, сыпучими материалами:

    ·         водонепроницаемый деревянный ящик 50x70x8 см или пластмассовый таз;

    ·         чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке). Песок заполняет 1/3 емкости;

    ·         вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок;

    ·         небольшие емкости (мерные стаканчики, мисочки, тазики, подносы для круп).

    Игры с песком имеют мощный ресурс. Внешне простые действия — выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной субстанции, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия.

    Игры с сыпучими материалами. В своей работе мы используем различную крупу: манную, гречневую, перловую, горох.

    Обучение педагогов и родителей. Немаловажное значение имеет обучение педагогов и родителей способам, методам и приемам работы с водой, песком и сыпучими материалами, как средствами сохранения эмоционального благополучия у детей. Для работы со взрослыми по этому направлению мы ставим следующие задачи:

    ·         показать значимость применения игр с водой, песком и сыпучими материалами;

    ·         мотивировать взрослых использовать эти игры дома и в детском саду;

    ·         познакомить с разнообразием материалов при организации игр с водой, песком и сыпучими материалами;

    ·         получить практический опыт применения игр и упражнений.

    Примерный список игр

    Игры с водой

    Игры с песком

    Игры с сыпучими материалами

    ·         переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой, спринцовкой) и способами (губкой, резиновой перчаткой, воронкой);

    ·         наливание воды в разные емкости (чашку, бутылочку, кастрюльку…);

    ·         веселая рыбалка (вылавливание рыб удочкой с магнитом);

    ·         тонет – не тонет (игры на экспериментирование);

    ·         игры с мыльными пузырями (пускание пузырей с помощью соломинки, воронки; взбивание пены венчиком). “Поймай пузырь на ладошку”, “Чей пузырь больше?”, “Чей пузырь улетит выше, дальше…”;

    ·         игры с заводными плавающими игрушками, мельницей;

    ·         игра “Море” (разноцветные большие и маленькие камушки, ситечко, игрушки – обитатели моря).

    ·         по очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны;

    ·         скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

    ·         выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

    ·         пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

    ·         создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик и пр.);

    ·         пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после — одновременно (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим, и наконец — мизинчиком);

    ·         группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы.  Хорошо вместе пофантазировать: чьи они?;

    ·         поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

    ·         просеивание (горох, манка, сито);

    ·         пересыпание круп (из миски в миску, из чашки в чашку, из стаканчика в стаканчик);

    ·         перекладывание круп (ложкой, рукой, стаканом);

    ·         перебирание (например, смешаны горох и фасоль);

    ·         прятанье и поиск игрушек в крупе (по цветам, дикие и домашние животные, свободная тема);

    ·         поднос с манкой:

    – рисование разных дорожек; зигзагообразные и круговые движения ладошками по манке – едет машинка, ползет жук, крутится карусель…

    – нажимать на манку кулачками костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток;

    – оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать кто оставил следы;

    -использование коллажей (форма, цвет, овощи, фрукты, животные).

     

    Таким образом, мы считаем, что игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.


     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами

    Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психологической работы с малышами – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции.

    Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей в нашем детском саду решается в центре “Песок-вода” при помощи различных игр и манипуляций с песком, водой и крупой.

    Особое значение использования воды, песка и сыпучих материалов в качестве психопрофилактического средства мы придаем в период адаптации детей к детском саду, с целью создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для адаптации малышей к детскому саду. Исходя из потребностей детей, посещающих наше ДОУ, мы ставим перед собой следующие задачи:

    • снизить высокий уровень психофизического напряжения малышей в период адаптации, помочь ребенку проиграть психотравмирующую ситуацию расставания с родителями;
    • установить доверительные отношения между педагогом и малышами, сделать роль воспитателя понятной, предсказуемой и значимой для ребенка. Все это укрепит его базисное доверие к миру, обозначит роль воспитателя как проводника и помощника в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире;
    • помочь ребенку более осмысленно и быстро освоить нормы и правила, а также позитивные способы поведения и общения в детской группе;
    • помочь каждому малышу выразить состояние внутреннего Я через игры, усилить его чувство принятия и успешности;
    • осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения “особых” детей;
    • способствовать возникновению и поддержанию положительных эмоций у малышей, повышению эмоционального тонуса, общего фона настроения;
    • удовлетворять потребности детей в разнообразных эмоционально-насыщенных переживаниях и обеспечивать свободу выражений своих чувств, развивать и поддерживать самостоятельность в освоении окружающего мира, предоставлять условия для свободного освоения окружения;
    • развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувственный опыт малышей;
    • обеспечивать содержательное общение с взрослым, помочь установить социальные контакты со сверстниками.

    Для малыша, еще слабо владеющего речью, емкость с водой, песком или крупой становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.

    Очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами поведения во время игр с водой, песком и крупой:

    • нельзя намеренно выливать воду на пол; выкидывать песок (крупу) на пол;
    • нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок (крупу);
    • после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.

    Игры с водой. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны она может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей. Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.

    Для организации “Водного царства” важно учесть:

    Во-первых, необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей во время игр с водой.

    Во-вторых:

    • Вода должна быть теплой и кипяченой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).
    • Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.
    • Хорошо иметь для детей клеенчатые передники, фартучки, нарукавники, чтобы дети не боялись забрызгаться, не чувствовали себя скованными. Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.
    • Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах, на полках. А после окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки.

    В-третьих, необязательно покупать специальные игрушки, это могут быть разнообразные материалы и предметы, которые можно изготовить самим. Неоценимую помощь оказывают наши родители, обогащая развивающую среду.

    Рекомендуемые материалы для игр с водой:

    • пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки и др.);
    • предметы из различных материалов (дерева, пластмассы), разного веса, формы, размера, фактуры; природные материалы;
    • стаканчики из-под йогуртов, бутылочки с крышками, дырочками на дне, баночки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, ведерки и другие пластиковые емкости;
    • совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно зачерпывать воду;
    • сита, сачки, дуршлаги, лейки, воронки (воронки можно легко изготовить из пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку, можно сделать дырочки на стенках воронки, и тогда вода будет выливаться не только из основного отверстия);
    • резиновые и поролоновые губки, полые трубочки, пробки, венчики и многое другое.

    Игры с песком, сыпучими материалами. Эти игры также имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

    • при взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется эмоциональное состояние;
    • развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;
    • с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

    Рекомендуемые материалы для игры с песком, сыпучими материалами:

    • водонепроницаемый деревянный ящик 50x70x8 см или пластмассовый таз;
    • чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке). Песок заполняет 1/3 емкости;
    • вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок;
    • небольшие емкости (мерные стаканчики, мисочки, тазики, подносы для круп).

    Игры с песком имеют мощный ресурс. Внешне простые действия — выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной субстанции, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия.

    Игры с сыпучими материалами. В своей работе мы используем различную крупу: манную, гречневую, перловую, горох.

    Обучение педагогов и родителей. Немаловажное значение имеет обучение педагогов и родителей способам, методам и приемам работы с водой, песком и сыпучими материалами, как средствами сохранения эмоционального благополучия у детей. Для работы со взрослыми по этому направлению мы ставим следующие задачи:

    • показать значимость применения игр с водой, песком и сыпучими материалами;
    • мотивировать взрослых использовать эти игры дома и в детском саду;
    • познакомить с разнообразием материалов при организации игр с водой, песком и сыпучими материалами;
    • получить практический опыт применения игр и упражнений.

    Примерный список игр

    Игры с водой

    Игры с песком

    Игры с сыпучими материалами

    • переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой, спринцовкой) и способами (губкой, резиновой перчаткой, воронкой);
    • наливание воды в разные емкости (чашку, бутылочку, кастрюльку…);
    • веселая рыбалка (вылавливание рыб удочкой с магнитом);
    • тонет – не тонет (игры на экспериментирование);
    • игры с мыльными пузырями (пускание пузырей с помощью соломинки, воронки; взбивание пены венчиком). “Поймай пузырь на ладошку”, “Чей пузырь больше?”, “Чей пузырь улетит выше, дальше…”;
    • игры с заводными плавающими игрушками, мельницей;
    • игра “Море” (разноцветные большие и маленькие камушки, ситечко, игрушки – обитатели моря).
    • по очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны;
    • скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
    • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
    • пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
    • создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик и пр.);
    • пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после — одновременно (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим, и наконец — мизинчиком);
    • группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы.  Хорошо вместе пофантазировать: чьи они?;
    • поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
    • просеивание (горох, манка, сито);
    • пересыпание круп (из миски в миску, из чашки в чашку, из стаканчика в стаканчик);
    • перекладывание круп (ложкой, рукой, стаканом);
    • перебирание (например, смешаны горох и фасоль);
    • прятанье и поиск игрушек в крупе (по цветам, дикие и домашние животные, свободная тема);
    • поднос с манкой:

    – рисование разных дорожек; зигзагообразные и круговые движения ладошками по манке – едет машинка, ползет жук, крутится карусель…

    – нажимать на манку кулачками костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток;

    – оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать кто оставил следы;

    -использование коллажей (форма, цвет, овощи, фрукты, животные).

    Таким образом, мы считаем, что игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами.

    Игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранен...

    Проект «Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами»

    Каждый ребенок по-своему переносит трудности, связанные с поступлением в дошкольное учреждение. Для этого необходимо создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, в которой бы ребёнок чувство...

    «Сохранение эмоционального благополучия детей младшего возраста через игры с песком и водой»

    Жизнь не стоит на месте, меняются наши дети, меняется информационный поток и способы усвоения новых знаний. Я стараюсь следовать времени и ищу новые пути обучения и воспитания дошкольников, применяя в...

    Статья "Развитие детей раннего возраста через игры с песком"

    "Самая лучшая игрушка для детей - куча песка!" К.Д. Ушинский...

    Методическая разработка на тему: «Сохранение эмоционального благополучия детей младшего возраста через игры с песком и водой»

    Игры с песком и водой доставляют удовольствие и детям и взрослым, но это не только весело, но и полезно и в плане оздоровления, и в плане знакомства малышей с окружающим миром. Деткам нравится трогать...

    «Сохранение эмоционального благополучия детей младшего возраста через игры с песком и водой»

    Актуальность представленной разработки:Жизнь не стоит на месте, меняются наши дети, меняется информационный поток и способы усвоения новых знаний. Я стараюсь следовать времени и ищу новые пути обучени...

    Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами

    Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций.  Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, ра...