Развитие дошкольников в театрализованной деятельности
методическая разработка по теме

Павлюк Татьяна Викторовна

Материал для работы с дошкольниками и их родителями по театрализованной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность  

                                    как средство эмоционального развития.

  Быть творческим – значит искать и создавать то, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творчество – это совершенствование самого себя, прежде всего в духовной сфере. Как же разбудить в детях интерес к миру и самим себе? Как сделать творческую деятельность необходимой частью жизни? Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром?  Размышляя над этими вопросами, мы подумали о театре. В мире, насыщенном информацией  разного рода, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства, а это может дать театр. Поэтому для работы нами была выбранная театрализованная деятельность, определены следующие направления: развитие эмоциональной сферы детей и приобщение их к азам  театрализованной деятельности.

Работу начали с изучения и анализа литературы по этому вопросу. Нужной оказалась книга И.Д.Сорокиной  «Сценарии театральных кукольных занятий», в которой представлен практический материал начиная со второй младшей группы. Помоги  нам и следующие книги: Антинина Ч.А Театральная деятельность в детском саду; Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших дошкольников; Щеткин В.Г.Театральная деятельность в детском саду»;  И.Л. Белопольская. Азбука настроения и др. В них предложены упражнения на развитие мимики, пластики, элементы логоритмики, артикуляционной гимнастики, а также сценарии театральных игр, кукольных спектаклей, игр – драматизаций для разного возраста. Просмотрели журнал «Дошкольное воспитание», прежде всего те материалы, в которых педагоги дошкольных учреждений делились своим опытом по внедрению театральной деятельности в педагогический процесс.

Провели педагогическое наблюдение. Наблюдали за тем, как дети играли друг с другом, как у них развиты фантазия, воображение, насколько эмоциональна их речь, как они двигаются под музыку, как развивают сюжет в играх с игрушками. На основе наблюдений  составили перспективный план работы с детьми.

Создали соответствующую предметно – развивающую среду; при  этом опирались на следующие принципы: гибкое зонирование (жизненное пространство даёт возможность построения непересекающихся сфер активности); активность (стимуляция разнообразной деятельности в ситуации свободного выбора цели и способа действия); новизна (позволяет преодолевать стереотипность и однообразие).

Работу начали с детьми 3 лет. «Театральные встречи» проводили один – два раза в неделю  во второй половине дня. Сначала знакомили детей с театральными куклами, учили следить за развитием действий в кукольном спектакле. Показали сказки: «Курочка Ряба» (куклы на конусе), «Репка» (настольные резиновые куклы), «Колобок» (куклы бибабо), «Теремок» (плоскостной театр). Затем предлагали детям поиграть с игрушками (мягкими, резиновыми), обращая их внимание на то как можно с ними действовать, например потанцевать, спеть колыбельную. Для этого использовали музыку разного характера, учили двигаться под нее.

После использовали игровые упражнения на отработку мимики, жестов («Кислый лимон», «Обиделись», «Здравствуйте!», «Маленький комар», «Толстый бегемот») и на развитие пантомимы («Идет медведь по лесу», «Скачут лошади», «Расцвели цветы на лугу», «Жук упал на спинку» и др.).  Так дети становились более уверенными в движениях, мимике, жестах. Практиковали упражнения, направленные на развитие речи. С маленькими детьми хорошо использовать такой прием, как совмещение действий с проговариванием слов. Заметили, что дети легко усваивают речевой материал, в котором много глаголов. С их помощью детям легче показывать разнообразные движения персонажей, выполнять игровые упражнения, например «Гномы», «Самолёты загудели», «Помогите!», «Сенокос».

Чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи, были подробны тексты на активизацию словаря. Малышам очень нравится, когда на  занятия приходят куклы театра бибабо (Петрушка, Принцесса, Дед, Бабка). Дети с удовольствием вступают с ними в беседу, отгадывают загадки, описывают предметы. На занятиях  учили потешки, прибаутки, короткие стихи и обыгрывали их, используя жесты, движения, мимику.

На следующем этапе обучали детей технике управления куклами. Для этого использовали только рассмотреть, но и потрогать. Мы показали, как нужно управлять ими, чтобы они «ожили».

Далее дети учились вести диалог друг с другом, одновременно управляя кукольными персонажами. Такие этюды, как «Что ты ищешь, лисичка?», «Киска», «Мышка, мышка, что не спишь?», «Щенок и кот», помогали добиваться синхронности речи и движения. Детям с более развитой речью предлагали придумать небольшие диалоги для кукол. Старались поддержать в детях желание импровизировать, придумывать новое, свое: разыгрывание сочиненных диалогов, сценок, сказок духовно раскрепощает малыша, дает ему возможность поверить в свои силы.

Исходя из особенностей психического развития маленьких детей, театрализованные игры, которые проводили на следующих этапах, строили на материале знакомых сказок, например «Встреча в лесу» (на основе сказки «Колобок»), «В гости к бабушке» (на основе сказки «Репка»).

В середине учебного года провели повторное педагогическое наблюдения. Исходя из его результатов, откорректировали дальнейшую работу. Включили еще один вид театра для дошкольников – театр варежек. Привлекли родителей к созданию кукол для этого театра. Так в нашем театральном уголке появились: мишка, лев, лиса, зайка, волк, клоун и т.д. Дети в свободное время с удовольствием играли с ними, обыгрывали знакомые песенки, потешки или просто придумывали несложные диалоги. В конце года дети с помощью на стольных кукол учились показывать сказки «Теремок», «Репка», «Колобок». Когда они неплохо овладели приемами вождения кукол и научились использовать интонации в речи при показе сценок, мы предложили им показать сказки детям младшей группы.

Работу продолжили в следующем году. Совершенствовали у детей исполнительские умения. Для развития актерского мастерства использовали этюды: «Лиса по лесу ходила», «Егорка», «Никита – волокита» и др.; давали задания по развитию интонационной выразительности речи; предлагали спеть песенку Козы из сказки «Волк и семеро козлят» от  лица то Козы, то Волка; произнести фразы «Оторвали мишку лапу», «Побежал еж по дорожке», «Это моя бабушка» так, чтобы каждый раз, благодаря изменению ударного слова, менялся их смысл. Или попросить игрушку так , чтобы всякий раз можно было  определить, как ребенок ее попросил: вежливо, нетерпеливо, умоляя, с обидой и  т.д.

Работая со старшими детьми, больше внимания уделяли дикции, каждую встречу начинали с несложной артикуляционной гимнастики, проговаривали чистоговорки, скороговорки. Дети выполняли игровые задания в образах животных или сказочных персонажей, например показывали, как катаются на коньках медведь, лягушонок, Баба Яга или русалка. Такие задания помогали детям лучше овладевать своим телом, осознавать пластические возможности движений.

Для дальнейшего развития актерского мастерство использовали дидактические игры из «Азбуки настроения». Вначале закрепили знания об основных эмоциях  (веселье, грусть, страх); учили различать и изображать эмоции с помощью выразительных средств. Затем дети узнали о таких эмоциях, как гнев, лукавство, недовольство, злость, удивление, восхищение. Подобные эмоции выразить сложнее, поэтому любое самостоятельное проявление этих чувств не оставалось незамеченным.

Дети старшего возраста с удовольствием участвовали в театральных играх. При выборе игр руководствовались индивидуальными особенностями малышей. Особое внимание уделяли анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах и явлениях, об их назначении, сравнительной характеристике героев.

Завершающим мероприятием стал праздник «В гости к Осени». Начали с подготовки атрибутов, костюмов для овощей, грибов, дождя. Затем учили слова, отрабатывали интонации, жесты, движения.

На зимних каникулах показали детям средней и младших групп игру – драматизацию « У зайчишек Новый год».

В работе с настольными куклами дети продолжали совершенствовать навыки, полученные ранее. Используя тексты знакомых песенок, потешек, стихотворений,  разыгрывали сценку и диалоги, добиваясь синхронности речи и движений кукол. При этом мы напоминали детям о том, как важно не забыть об интонации озвучиваемого персонажа, чтобы передать его характер, настроение.

В работе со старшими детьми использовали верховых кукол. Они сложнее для управления, поэтому особое внимание приходилось уделять развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры, упражнения на снятие напряжения с кистей рук, с мышц спины («встряхнули воду с пальцев», «мороженное растаяло», «надувная кукла») помогали овладеть приемами вождения кукол на ширме. Дети, которые были не очень уверены в своих силах, с удовольствием играли с куклами: их от зрителей «спасала» ширма. Обучая детей действовать с куклой, обращали их внимание на важное правило: кукла должна быть повернута к зрителям лицом, лишь иногда боком. Когда дети научили своих кукол двигаться вдоль ширмы, не пропадать, начали подготовку к представлению сказок «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка». Готовили вместе  с родителями декорации: домики, деревья.

Достигнутые результаты подтвердили целесообразность выбора театрализованной деятельности.

Дети освоили невербальные общения (жесты, мимика, движения).

Их речь стала более связной, выразительной, расширился словарный запас.

Дети научились выражать свои чувства, понимать чувства других и сопереживать им; стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, застенчивость.

Занятия с театральными куклами развили фантазию, воображение.

~  ~



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Развитие детей в театрализованной деятельности»

Цели:

1)приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности;

2)способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду;

3)содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению в жизнедеятельность группового сообщества;

4)развитие творческих способностей родителей.

Задачи:

-создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ;

-способствовать формированию эстетического вкуса;

-приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ;

-осуществлять полноценный подход к психическому и физическому развитию детей через взаимодействие родителя, знающего особенности своего ребёнка, посредством театрализованной деятельности;

-повышать физиологическую и валеологическую компетентность родителей.

«Волшебный край!» - так когда-то назвал  театр   великий русский поэт     

А.С. Пушкин.

  Хочется добавить - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.

Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

  На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.

  Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.

   Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры.

  Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона , ткани , ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку.Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное…

  Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил. 

  Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.

  Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

  Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

  Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.

  Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

  Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

  Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное – организация взрослыми разнообразной совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, танцы, хороводы, игры и др.).

 Уважаемые родители! Сейчас поиграем с вами так, как мы играем с детьми на занятии :

Игра «Узнай по голосу»

Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами:

Мы немножко поиграли, 
А теперь в кружок мы встали. 
Ты загадку отгадай. 
Кто назвал тебя – узнай!

Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?»

Игра «Иностранец»

Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.

Упражнения

1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.

2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюет).

Игры со скороговорками

Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Варианты скороговорок:

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Король – орел, орел-король.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Испорченный телефон

Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух.

Пальчиковые игры со словами

Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.

Два щенка, кулаки правой и левой руки, поочередно становятся на стол ребром щека к щеке, кулачки трутся друг о друга, щиплют щечку, правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот.

Пантомимические этюды и упражнения

Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.

Покажите, как : 
-вратарь ловит мяч; 
-зоолог ловит бабочку; 
-рыбак ловит большую рыбу; 
-ребенок ловит муху.

Попробуйте изобразить: 
Парикмахера, пожарника, строителя, космонавта.

   Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.

   Родители не должны задаваться вопросом: а нужно ли посещение театра в наше время? Да еще с таким маленьким ребенком? Есть Интернет, кабельное телевидение.  Не надо забывать, что театрализованные постановки помогли и помогают решать многие актуальные проблемы в воспитании дошкольника:

  •      формирование правильного эстетического вкуса;
  •      развитие коммуникативных способностей;
  •      влияние на развитие речи, памяти, внимания, воображения;
  •      помогает решить конфликт в процессе игры;
  •      создание положительного эмоционального настроя;
  •      помогает  нравственному воспитанию.

   Важно так же  участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию детей.
Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Итоги данной консультации.

   Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне", "глаза в глаза", и не стоит искажать смысл сказанного, а любую ситуацию разрешать при совместных действиях. Хочу особенно отметить, что в процессе занятий активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, память, формируется отношение к окружающему миру.

Такого вида консультации способствуют расширению кругозора, обогащают внутренний мир, а главное – учат членов семьи взаимопониманию, сближают их. Во многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.



Предварительный просмотр:

ПОИГРАЙТЕ С РЕБЁНКОМ ДОМА

                                              Рассказ в картинках

  • Перемешайте фотографии и разложите их на столе перед ребёнком.
  • Попросите ребёнка вспомнить последовательность событий, изображённых на этих снимках, и разложить их в соответствующем порядке.
  • Предложите рассказать о том, что изображено на фотографиях.
  • Подскажите, если у ребёнка возникнут затруднения.

Вариант игры.

Выберите по несколько фотографий, изображающих разные события, например день рождения мамы (папы), поездка на море, празднование Нового года. Разложите их перед ребёнком и предложите рассортировать в хронологическом порядке.

                          Изменённые голоса

  • Поговорите с ребёнком о том, какими способами можно изменить голос.
  • Выберите какую-то простую фразу, например: «Я люблю мороженое» - и предложите ребёнку произнести её различными способами:
  • зажав нос,
  • сложив руки чашечкой вокруг рта,
  • поджав губы,
  • зажав рот рукой,
  • тихо (громко),
  • пропевая слова.

                       Обыгрывание звуков

  • Предложите ребёнку произнести звуки, которые издаёт тот или иной предмет; например пожарная машина, барабан, труба и др.
  • Пусть ребёнок составит предложения со словами-названиями этих предметов.
  • Попросите ребёнка, чтобы при произнесении предложений эти слова он заменял соответствующими звуками:
  • Я вижу огонь. Видимо, начался пожар. Сюда подъезжает... (звучание сирены пожарной машины). И т.д.

                          Отправляемся за покупками

  • Побеседуйте с ребёнком о разных видах магазинов, в которых он любит делать покупки.
  • Решите вместе, в какой магазин вы сейчас якобы отправитесь.

По сигналу «Начали!» засеките, сколько разных вещей ребёнок сможет купить в этом магазине и назвать их. Используйте секундомер.



Предварительный просмотр:

ТЕАТР ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА

Человека издавна влекло желание

узнать все об окружающем мире.

И сколько бы ему ни было лет,

он делает для себя открытия

и не перестает удивляться.

Происхождение предметов,

их предназначение, свойства, качество

интересуют детей. Как научить их давать

вторую жизнь коробке из-под конфет,

стаканчику из-под йогурта?

Это несложно: надо просто предложить сделать подарок  другу или придумать сказку, самостоятельно выбрав, что они хотят подарить или каким будет сюжет, определить этапы работы, в процессе которой будет развиваться мышление, фантазия, трудолюбие, умение экономить, беречь материал. В процессе труда дети договариваются, советуются друг с другом, а это укрепляет их отношения, они испытывают чувство гордости за изобретенную игрушку и находят ей применение в жизни.

Цель. 

Учить изготавливать поделки из бросового материала; знакомить со свойствами, качествами предметов, с их предназначением, со способами изготовления поделок; развивать фантазию, мышление; закреплять знание правил безопасности при работе с ножницами; воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность.

Предварительная работа.   

Рассмотреть персонажей сказок;

подобрать соответствующий материал по цвету, форме, качеству;

 выучить о них стихотворения, загадки, пословицы;  

составить сценарии;  учиться подражать голосам, движениям персонажей.

Материал. Пластмассовые бутылки разного размера, цветная клейкая бумага,  кусочки разноцветной ткани, обрезки ниток, баночки из-под БАДов, стаканчики из-под йогурта, коробки, упаковки большие и маленькие, футляры из-под киндер-сюрприза, коробки из-под сахара, палочки от «Чупа- чупса», ножницы по количеству детей и др.

Назначение.   Для показа, коллективного, индивидуального и совместного с игрушками (промышленного производства).

«Теремок»

Цель.

 Продолжать учить работать с бросовым материалом, создавать предметы, персонажей сказок, использовать разные способы изготовления поделок; развивать мышление, фантазию, творческие способности, желание участвовать в создании театра; закрепить правила безопасности при работе с ножницами, пластмассой; воспитывать трудолюбие, усидчивость, любовь к природе.

Предварительная работа.

 Составить сюжет, подобрать нужный материал, обсудить способы изготовления, распределить обязанности, выучить текст стихотворения, песни.

Материал.

 Коробки-упаковки, стаканчики из-под йогурта, клейкая цветная пленка, фольга, обрезки ниток, ткани, ножницы по количеству детей.

Текст сказки

По полю бежала мышка. Ярко светило солнышко. Вдруг подул сильный ветер, огромная дождевая туча закрыла солнце, и пошел сильный дождь. Нужно спрятаться от дождя, но кругом ни одного кустика, а до леса далеко. Дрожит от холода мышка. Неожиданно рядом раздается кваканье - это лягушка. Она посмотрела на мокрую мышь и сказала: «Так можно и заболеть». И предложила построить домик из коробки, которую увидела на обочине поля. Вместе они добежали до коробки. В ней было просторно, сухо и тепло. Только успокоились, как кто-то постучал. «Кто бы это мог быть?». - «Это я, заяц! Пустите меня, я совсем промок!». Мышка и лягушка посоветовались и решили, что места хватит всем. Впустили зайца. А тут и дождь кончился, снова засияло солнце. Все вышли из домика. Заяц осмотрел его и сказал: «Это вы здорово придумали! Но нам всем будет тесно жить, я видел еще одну коробку, больше этой». Коробка оказалась намного больше прежней и прочнее, да и к тому же в ней находились обрезки бумаги, ткани, фольги. «Вот так удача! -сказала мышка. - Мы не только построим большой домик, но еще и украсим его! У нас будет очень красиво!». И все принялись за работу. В это время к домику незаметно подошла лисичка. Она с любопытством наблюдала за тем, как трудятся мышка, лягушка и заяц. «Можно я вам помогу? Уж какая я мастерица!». Звери согласились. Чтобы работа была интересней, они пели песни и не заметили, как солнышко ушло за горизонт и выглянула луна. «Пора ужинать и спать, - сказала лягушка. - Завтра закончим». Постелили соломы, укрылись листьями лопуха и уснули. Как хорошо, что на свете есть друзья!

«Трое из ларца»

Цель. 

Продолжать учить изготавливать поделки из бросового и сопутствующего материала; закреплять знание правил безопасности при работе с ножницами и пластмассой; учить составлять сюжеты сказок; развивать творческие способности, память, мышление, фантазию; воспитывать трудолюбие, усидчивость, любовь к природе.

Предварительная работа.

 Составить сценарий, подобрать материал, продумать способы изготовления.

Материал.

 Пластмассовые бутылки из-под напитков, обрезки ткани, фольги, клейкой цветной пленки, ножницы по количеству детей.

Текст сказки

Шла по лесу девочка. На поляне, где росли ромашки, она увидела ларец. Открыла его, а там были принцесса, король и королева. «Заберу к себе домой», - решила она. Но из ларца раздались голоса: «Нет, мы хотим жить в лесу! Проси, что пожелаешь, мы исполним, но желаний должно быть только три». Первое желание: «Я хочу, чтоб над нашей планетой всегда светило солнце». Король взмахнул своей волшебной палочкой и произнес: «Солнце, свети всегда ярко людям!». Второе желание: «Чтоб люди на всей планете были здоровыми, дружили друг с другом». Королева взмахнула волшебным платочком и сказала: «Люди Земли, будьте сильными и здоровыми, берегите друг друга!». Третье желание: «Хочу, чтоб было много растений и животных, чтобы люди охраняли и не обижали их». Принцесса поклонилась солнышку и произнесла: «Люди, берегите окружающую среду с ее растительным и животным миром, и вы будете счастливы!». Девочка поблагодарила короля, королеву, принцессу, закрыла ларец и, счастливая, побежала домой, рассказать о чуде, которое она встретила в лесу.

«Веселые моряки»

Цель. 

Продолжать учить работать с природным материалом; закреплять знание правил безопасности при работе с ножницами, способов изготовления поделок; развивать творчество, мышление, фантазию; воспитывать трудолюбие, аккуратность, любовь к природе.

Предварительная работа.

Подготовить материал, составить сценарий, выучить стихотворения, песни о моряках, море.

Материал. 

Бутылочки из-под БАДов, цветная клейкая пленка, ножницы по количеству детей.

Текст сказки

Построили на судоверфи большой корабль. Капитан начал набирать моряков. Решил, что они должны быть с разным характером, разной национальности, чтобы любили родную землю, были трудолюбивыми.

Такие нашлись: русские берегли окружающую среду; украинцы учили всех правилам охраны окружающей среды; итальянцы воспитывали трудолюбие; англичане берегли планету от войны; американцы учили дружить; грузины охраняли растения и животных.

Плавали по морям, океанам, заходили в порты разных стран. Рассказывали то, что умели и знали сами. Спасибо капитану за его команду, которая стремится делать только добрые дела.

«Коза - черные глаза»

Цель.

 Продолжать учить работать с бросовым материалом; познакомить со способами изготовления поделок; закреплять знание правил безопасности при работе с ножницами; развивать творчество, фантазию; воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, любовь к природе.

 

Предварительная работа.

 Подобрать  материал, составить сценарий, выучить текст, распределить обязанности.

Материал.

 Картонные коробки разного размера, клейкая цветная пленка, шерстяные и хлопчатобумажные нитки, упаковка из-под киндер-сюрприза, спички, ножницы на каждого ребенка.

Текст сказки

В густом лесу жила коза с козлятами. Целыми днями козлята резвились на сочной траве, пили прозрачную воду в ручье. Ярко светило солнце на голубом небе, воздух свежий, пахло цветами. Мама-коза следила за тем, чтобы дети далеко от дома не убегали, не ссорились. Так они жили и горя не знали. Однажды утром,  пошла коза за свежей травой к завтраку. Поднялась на пригорок и услышала шум. «Что бы это могло быть?». Присмотрелась, а там, в долине, работают трактора. Тревожно забилось сердце: что будет с ее домом и козлятами? Побежала она к волку, решили они подойти ближе и осмотреть место, где начала работать техника. И услышали грустную для них новость: люди решили построить автостоянку. Что могли сделать животные?! Кончилась беззаботная жизнь, с каждым днем воздух в лесу становился все более горьким, неприятным. На траве и воде появились мазутные пятна. Это повредит ее здоровью и здоровью козлят. Хоть и не хотелось покидать родные места, но посоветовалась коза с соседями: белочкой, зайчихой - и решила уйти в другой лес. Уходила с надеждой, что пройдет время, и она снова сюда вернется.

«Времена года»

Цель

 Продолжать учить работать с бросовым материалом, познакомить с качеством, способами изготовления; закреплять правила безопасности при работе с ножницами и пластмассой; развивать фантазию, сообразительность; воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе.

Предварительная работа.

 Подготовить бросовый материал, составить сценарий, распределить обязанности, выучить стихотворения, загадки, пословицы о временах года, явлениях природы.

Материал. 

Пластмассовые бутылочки из-под актимеля, цветная клейкая пленка, большая картонная коробка, ножницы на каждого ребенка.

Текст сказки

Поспорили между собой времена года: кто из них добрее, красивее, кого больше всего ждут и любят люди? Весна воскликнула: «Я самая красивая! У меня много друзей среди животных и растений, я радую людей!». Лето обиделось и сказало сквозь слезы: «Неправда, я дружу с солнцем, оно ярко светит для зверей и растений, поэтому на полянах и в саду распускаются цветы, звери нежатся на траве!». Осень посмотрела на лето и весну и говорит: «Хвастунишки, без меня не было бы урожая!». Зима тихо вздохнула и промолвила: «Вы все суетитесь, суетитесь, а я природе даю возможность отдохнуть и детям порадоваться, они катаются на санках, коньках, лыжах, играют в снежки». А солнце и луна смотрели и слушали, как спорят  времена года: то смеются, то плачут, и сказали: им: «Дорогие наши, вас одинаково любят и люди, и звери, и растения!». На этом и кончился спор.



Предварительный просмотр:

Театрализованные пальчиковые игры

Ягодки

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

С ветки ягодки снимаю

Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

И в лукошко собираю.

Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.

Будет полное лукошко.

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть.

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.

Легким будет к дому путь!

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Рыбки

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся,

На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.

Разожмутся,

Пальчики сильно растопыриваются в стороны.

То зароются в песке.

Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

ПАУЧОК

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке. Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Действия аналогичны первоначальным

"Паучки" ползают на голове.

ПЧЁЛКИ

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать:

Раз два, три, четыре, пять! Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей".

Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.

Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

ЧЕРВЯЧКИ

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает,

Каркает: "Вот и обед!"

Глядь - а червячков уж нет! Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз.

Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.

Сжимаем кулачки, прижимая их к груди

ПЯТЬ УТЯТ

Пять утят плывут вперёд,

На берегу их мама ждёт,

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут...

Трое утят плывут...

Двое утят плывут...

Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт,

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад. Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке". Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).

На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой").

ВЕТЕР

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит. Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.

Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.

Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе.

Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.

Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы).

Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила.

Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.

РЫБКИ

Пять маленьких рыбок

Играли в реке,

Лежало большое

Бревно на песке,

И рыбка сказала:

“Нырять здесь легко!”

Вторая сказала:

“Ведь здесь глубоко”.

А третья сказала:

“Мне хочется спать!”

Четвёртая стала

Чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула:

“Здесь крокодил!

Плывите скорей,

Чтобы не проглотил!” Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.

Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок.

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).

Быстро качаем ладонями (дрожь).

Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот).

Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).

УЛИТКА

В домике она сидит,

Рожки высунув, молчит.

Вот улиточка ползёт

Потихонечку вперёд.

На цветочек заползёт,

Лепесточки погрызёт.

Рожки в голову втянула,

В домик спряталась, заснула.

 Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

"Улитка" раскачивается из стороны в сторону.

Ползёт вперёд по столу.

"Улитка" заползает на "цветочек".

"Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка").

Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки").

Вторая рука ("цветочек") закрывается, пряча "улитку" в "бутоне".

ЧАСЫ

Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом!”,

Один хлопок над головой.

Мышь скатилась кувырком.

Руки "скатываются" на пол.

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”

Два хлопка.

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”

Три хлопка.

Мышь скатилась кувырком.

ПЕРЧАТКА

Весёлая мышка

Перчатку нашла,

Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Гнездо в ней устроив,

Складываем ладоши "ковшом"

Мышат позвала.

Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)

Им корочку хлеба

Дала покусать,

Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.

Погладила (отшлёпала) всех

Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправила спать.

Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

КОТЯТА

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

У кошечки нашей есть десять котят,

Покачиваем руками, не разъединяя их.

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

ТАРАКАНЫ

За буфетом под пакетом десять тараканов. (2 раза)

Ладони раскрываем, прижимаем к боковой поверхности стола, пальцы рук ("тараканы") растопырены, шевелим ими.

Самый храбрый таракан побежал к тебе в карман.

Бежим пальцами рук по туловищу, имитируем заползание "за шиворот".

За буфетом под пакетом девять тараканов.

Загибаем один из пальцев, крутим остальными, показывая, что теперь осталось девять тараканов.

За буфетом под пакетом девять тараканов. (2 раза)

Движения повторяются аналогично первому куплету, только теперь пальцев (тараканов) не десять, а девять.

И так далее.

У ЖИРАФОВ

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

Хлопаем по всему телу ладонями.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

Щипаем себя, как бы собирая складки.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

ПОРОСЯТА

Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков.

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,

Мизинцы.

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.

Безымянные.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

"Фонарики".

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,

Средние.

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.

Указательные.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,

Большие.

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.

Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.

ДВА КОЗЛИКА

На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

Держим кисти горизонтально, сближаем руки.

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой.

На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами - бух!

На слово "бух" - хлопаем в ладоши.

И с моста в водичку - плюх!

Роняем руки на колени.

ЗАЙЦЫ

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.

Десять серых зайцев

Дремали под кустом,

И двое вдруг сказали:

“Вон человек с ружьём”

Двое закричали:

“Давайте убежим!”,

Двое прошептали

“Давайте помолчим!”,

Двое предложили:

“Мы спрячемся в кустах!”

А двое вдруг спросили:

"Он может сделать “Бах”?"

“Бах” - выстрелил охотник,

Хлопаем в ладоши.

Нажав ружья курок,

Бежим пальчиками по столу или коленям.

И десять серых зайцев

Пустились наутёк.

РАЗМИНКА

Выполняем подражательгые движения в соответствии с текстом.

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

А зубами постучим

И немножко помолчим.

Прижимаем указательные пальцы к губам.

Плечиками мы покрутим

И про ручки не забудем.

Пальчиками потрясём

И немножко отдохнём.

Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками.

Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть поприседаем,

Ножку ножкой подобьём

И сначала всё начнём.

Подпрыгиваем на месте в ритме текста.

Далее темп ускоряется.

Головами покиваем,

...

Плечиками мы покрутим,

...

ВЕСНА

Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь.

Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Движения повторяются.

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки

Ладони сомкнуты "ковшом".

Уже глядит цветок...

Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка)

А из под старой травки

Уже глядит цветок

Движения повторяются.

Раскрылся колокольчик

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак.

В тени там, где сосна,

Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,

Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь".

Динь-динь, пришла весна.

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна.

ЖУЧОК

Этот маленький жучок

По земле* гуляет,

Перебираем пальцами по ступням.

Листик сладенький найдёт

И его кусает.

Щипаем ступни.

Чтоб ещё листочек съесть,

Хочет он повыше влезть.

Перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей).

Этот маленький жучок

По траве* гуляет...

Перебираем пальцами по коленям.

Этот маленький жучок

По кустам* гуляет...

Перебираем пальцами по животу.

Этот маленький жучок

Выше залезает,

Перебираем пальцами по груди.

Вот он ямочку нашёл,

"Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи.

Лёг и отдыхает.

Пальчики сжимаем в кулаки.

Он не будет вас кусать,

Хочет он чуть-чуть поспать.

Опускаем голову вниз, глаза закрываем.

СЕРЕНЬКИЙ КОЗЁЛ

Как- то серенький козёл

В огород поесть зашёл.

Указательные пальцы выпрямлены,

пальцы приставлены ко лбу. Идём вперёд.

Посмотрел по сторонам -

Есть еда и здесь и там.

Поворачиваемся то в одну, то в другую сторону.

Под копытами - трава,

Опускаем подбородок.

А над головой - листва.

Поднимаем подбородок вверх.

Наклонись - капусту кушай,

Наклоняемся вниз.

А вверху - большие груши.

Встаём на носочки, тянемся вверх.

Сзади огурцы растут,

Поворачиваемя назад.

Впереди кусты цветут,

Возвращаемся обратно.

Слева - молодой лучок,

Справа - вкусный кабачок.

Полуобороты вправо-влево.

Здесь - сто ягодок, там - двести,

Наклоны вправо-влево.

Козлик крутится на месте.

Крутимся.

И, пока он выбирал,

Пёс его в сарай прогнал.

Наклонив голову, убегаем от "пса".

ЗМЕЙКА

Одна рука - "змея". Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - "дорожка".

Посмотрите-ка, друзья,

У меня живёт змея!

Медленно вращаем кистью руки.

По дивану, по коврам

Может ползать тут и там.

Выполняем рукой медленные волнообразные движения. "Змея" ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом).

Хоть и нет у змейки ножек,

Очень быстро по дорожке,

Широко открыв свой рот

За лягушками ползёт.

Пальцы вновь сомкнуты в щепоть. Крутим кистью руки (как бы оглядываясь).

Нет у этой змейки глаз

И поймала в этот раз

Не лягушек, не стрекоз,

Волнообразные движения рукой.

А ребёночка за нос.

"Змея" хватает за нос партнёра по игре.

ГВОЗДИ

Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу.

Бом, бом, бом, бом,

По гвоздям бьём молотком.

Гвозди не вбиваются,

Только загибаются.

Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.

Значит, клещи надо взять,

Будем гвозди вырывать.

Я тянул, тянул, тянул,

Все я гвозди разогнул.

ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ

Эти пальчики щипают,

Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).

Эти пальчики гуляют,

Указательный и средний "идут" по другой руке.

Эти - любят поболтать,

Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).

Эти - тихо подремать,

Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.

А большой с мизинцем братцем

Могут чисто умываться.

Крутим большим пальцем вокруг мизинца.

В КОМНАТЕ

Наша-то Катюша умная была:

В комнате работу всем зверям дала.

Чашечки собачка моет язычком,

Левая рука - чашечка, скребём пальцами правой руки по её ладони движение "от себя" тыльной стороной пальцев.

Мышка подбирает крошки под столом.

Хватательно-щипательные движения правой руки с ладони левой.

Кошка коготками лавочку скребёт,

Скрести согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки.

Курочка рябая пол крылом метёт.

Скользящее движение ребром ладони одной руки по другой.

Катя варит кашу для зверят своих

Указательным пальцем правой руки вращательные движения в ладони левой руки.

Кашки наварила, с ложки кормит их

"Зачерпываем кашку из кастрюльки" левой рукой (ложкой), протягиваем левую руку вперёд (кормим зверят).

ДОМ

Я хочу построить дом,

Руки над головой "домиком".

Чтоб окошко было в нём,

Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".

Чтоб у дома дверь была,

Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.

Рядом чтоб сосна росла

Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.

Чтоб вокруг забор стоял,

Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.

Пёс ворота охранял.

Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.

Солнце было,

Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.

Дождик шёл,

"Стряхивающие" движения

И тюльпан в саду расцвёл

Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.

КРОЛИК

Маленький кролик с большими ушами,

Кисти прижать к голове, как ушки.

Розовым носом,

Указательными пальцами дотронуться до носа.

Смешными усами

Указательные пальцы прижаты к губам.

Норку глубокую роет себе

Сильными лапками в мягкой земле.

Роем норку (колени).

Чистит он шёрстку себе

"Чистим шёрстку".

Или спит.

Руки складываем, кладём под щёку.

Кролик ушами всегда шевелит.

Шевелим "ушами".

Слышит шаги и лисиц, и волкОв,

Прячется в норку свою от врагов

Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки.

ЧЕРЕПАШКА

Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.

Моя черепашка в коробке живёт,

Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).

Купается в ванне,

Волнообразные движение кулаком в воздухе.

По полу ползёт.

"Черепашка" ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).

Её на ладошке я буду носить,

Руки возвращаются в исходное положение.

Она не захочет меня укусить

Отрицательный жест головой.

ГОРШОК

Под крышкой -

Сомкнуть пальцы, ладонь повернуть вниз.

Маленький горшок,

Прижать к ладони кулак другой руки. Большой палец внутри.

Открыли крышку -

Поворачиваем "крышку" ладонью вверх.

Мышка - скок!

Резко поднимаем большой палец.

РАДУГА

Гляньте: радуга над нами,

Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).

Над деревьями,

Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.

Домами,

Руки сложены над головой крышей.

И над морем, над волной,

Нарисовать волну рукой.

И немножко надо мной.

Дотронуться до головы.

МОИ ВЕЩИ

Вот это - мой зонтик,

Я в дождь хожу с ним

Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).

Пусть дождь барабанит -

Останусь сухим.

"Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику).

А вот моя книжка,

Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.

Могу почитать,

Раскрываем ладони "книжечкой".

Могу вам картиночки

В ней показать.

Руки вытягиваем, ладони открыты.

Вот это - мой мяч,

Очень ловкий, смешной

Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.

Его я бросаю

Над головой.

"Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре).

А вот мой котёнок,

Я глажу его,

Мурлычет он так

Для меня одного.

Поочерёдно гладим одну руку другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Разностороннее развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Одним из средств разностороннего развития детей дошкольного возраста является музыкально-театрализованная деятельность. На занятиях театрализованной деятельностью сочетая возможности нескольких ...

"Эмоциональное и творческое развитие дошкольников в театрализованной деятельности"

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль, но как это сделать? Как научить малыша играть? Этому поможет театр!...

Развитие художественно-эстетического развития дошкольников в театрализованной деятельности

Развитие художественно-эстетического развития дошкольников в театрализованной деятельности...

Развитие художественно-эстетического развития дошкольников в театрализованной деятельности

Развитие художественно-эстетического развития дошкольников в театрализованной деятельности...

Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"

программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...