Главные вкладки

    Игра как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
    статья (старшая, подготовительная группа) по теме

    Титова Елена Юрьевна

    Статья о влиянии  дидактических игр на развитие элементарных математических представлений 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

         Тот, кто пренебрегает обучением в юности,

                                                        теряет прошлое и умирает для будущего

    Еврипид

    В дошкольном образовании математика – это не предмет в чистом виде, а развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. В данном возрасте ведущий вид деятельности – игра, поэтому весь образовательный процесс в ДОУ  строится на основе игр.

    Характеристика игры как ведущеговида деятельности в дошкольном детстве

    • Игра как ведущий вид деятельности вызывает качественные изменения у дошкольников
    • дети в игре отражают окружающее их многообразие действительности и взаимоотношения людей в ней.
    • Игровая деятельность дошкольников влияет на формирование произвольности психических процессов
    • Игровая ситуация и действие в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности детей.
    • Игра в дошкольном детстве влияет на развитие личности ребёнка, его чувств и воли, формирует основные навыки общения
    • Игра решает такие задачи, как развитие мышления, памяти,  внимания, воображения, наблюдательности.

    Сюжетно-ролевая игра в математическом развитии дошкольников:

    • Средство углубления интереса и потребности в математических знаниях.
    • Средство зоны ближайшего развития ребёнка.
    • Выполнение действий в воображаемой ситуации.
    • Способ побуждения к творчеству и самостоятельности.
    • Сравнение предметов по различным признакам; сравнение групп предметов; навыки счёта, сравнение смежных чисел.
    • Средство формирования простейших геометрических представлений  о геометрических фигурах; взаимном расположении предметов в пространстве, значении порядковых чисел.

    Дидактическая игра имеет познавательную направленность:

    - развивает индивидуальные способности к математике;

    - воспитывает познавательную активность;

    - вызывает интерес у детей к математике;

    - способствует обогащению и закреплению  математических представлений детей дошкольного возраста;

    - обеспечивает динамичность и продуктивность мышления.

    Задачи развития элементарных математических представлений у детей 5 лет:

    - сравнивать совокупности на основе взаимного однозначного соответствия :»много», «мало», «один», развивать представления о равенстве групп предметов;

    - учить с помощью счёта определять количество, различать процесс счёта и его итог ( в пределах 5-10);

    - учить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине, различать и называть форму предметов;

    - развивать элементарные представления о времени и пространстве, определять направления движения и положения предметов относительно себя, различать и называть «день – ночь», «утро – вечер».

    Возрастные возможности детей:

    - употребляют в речи имена числительные;

    - умеют находить сходство и различие предметов, группируя их;

    - чувствуют движение, время;

    - имеют представление о количественных отношениях;

    - определяют своё положение в пространстве и положение других предметов относительно себя;

    - имеют представления о сохранении количества.

    Игровое занятие «Построй домик»

    Из приготовленных заранее цветных прямоугольников и треугольников дети строят домик, называя, где какая фигура находится

    Задачи:

    - сравнивать геометрические формы, называть их отличительные признаки;

    - развивать воображение.

    Варианты:

    - построй парусную лодку из геометрических фигур (данных);

    - морской катер;

    - вагон из фигур;

    -поезд из фигур.

    Игровое занятие «Бабочки»

    Задачи:

    - закреплять навыки счёта;

    - закреплять понятия «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между», «над», «под»;

    - развивать внимание.

     Каждому ребёнку раздаётся по одной  коробочке с бабочками жёлтого и красного цвета. Педагог показывает им карточки с разными цифрами и просит такое же количество бабочек достать из коробочки.

    Игра сопровождается вопросами:

    - каких бабочек больше, а каких меньше;

    - что нужно сделать, чтобы их стало поровну?

    Можно использовать такие понятия, как «рядом», «выше», «ниже» и др.

    Игровое занятие «Хлопки»

    Задачи: закреплять понятия «большой», «короткий», «маленький», «длинный».

    Материалы: три карандаша разного цвета и размера; три книги разные по толщине; три картинки слон, зайчик, бабочка.

    Игра сопровождается вопросами:

    - какого цвета карандаш самый длинный;

    - какой карандаш короткий;

    - книга тонкая;

    - книга толстая;

    - какие звери одинакового размера

    - какой зверь больше, а какой меньше.

    Если фраза, произносимая воспитателем, неправильная – дети хлопают один раз, если же правильная – дети не хлопают.

    Игровое занятие «Сравни и запомни»

    Задачи:

    - формировать умение осуществлять анализ способа расположения фигур на наглядной основе;

    - закреплять представления о геометрических фигурах.

    Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

    Набор геометрических фигур

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

    Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

    Использование сюжетно-ролевых игр как средство развития речи детей дошкольного возраста

    В статье рассказвыается о различных сюжетно-ролевых играх, и об их пользе и необходимости их включения в образовательный процесс...

    Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста

    Игра – это вид непродуктивной деятельности,мотив которой заключается не в её результате,а в самом процессе.Игра выступает как важное средство воспитания.Сюжетно – ролевая игра – это основной вид...

    Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

    В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях.Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особен...

    Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

    В работе собран материал по проблемам речи детей дошкольного возраста и приведены некоторые дидактические игры для развития речи детей. работа сопровождается презентацией и картотекой дидактических иг...

    ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Значение театрализованных игр для развитие речи детей....