Консультации.Проект.
консультация (младшая группа) по теме

Пристяжнюк Галина Борисовна

Сообщение на тему " Волшебный мир книги"

Консультация для родителей "В союзе с природой"

Проект на тему "Знакомство с профессией повара"

Скачать:


Предварительный просмотр:

   С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Чем характеризуются эти истоки? Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их (на эти особенности читательского отклика обратил внимание А. Пушкин: «над вымыслом слезами обольюсь…» Ребенок - дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его. Малыш рисует, не задумываясь о мастерстве, любые сюжеты, плачет и смеется, представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Способность порадоваться и сострадать у детей очень высока.

    Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни -в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его воспитывать человечность в самом себе. Книга раскрывает человеческие, духовные ценности.

    Рассказы из «Азбуки» и русской книги для чтения Л.Толстого, вводят ребенка в мир нравственных отношений: рассказы А. Гайдара открывают светлые чувства дружбы общения с разными людьми, жажду справедливости, счастье любить и беречь родную землю, трагедия Каштанки, льва и собачки, история Темы и Жучки заставляет детское сердце не один раз сжаться от любви и жалости, сострадания и ненависти и тем самым помогают стать добрым по отношению ко всему живому. Только при этом условии, по мнению В. Сухомлинского, маленький человек становится воспитываемым.

    Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальней». Эти слова К. Батюшкова имеют отношение и к вопросам чтения. У ребенка – память сердца. Не сопереживавшие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века - этическим, экологическим, экономическим. К сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существует не для всех.

 Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Утрату эстетического наслаждения чтения Ч. Дарвин считал равносильной утрате счастья.

 Читатель начинается раньше, чем ребёнок научится читать. Умение слагать слоги и слова – начало умения читать, а чтение как источник духовного обогащения - нечто другое.

 Ребенок – слушатель – это уже читатель. Процессы понимания книги путём слушания и самостоятельного чтения сходны в главном. Только читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем и слушателем. Взрослый, чтобы донести книгу до ребенка, должен любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность в изображении коллизий, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям, интерпретировать для них литературные образы и авторский идейный замысел. От этого и зависит как сложатся у ребенка первые «отношения» с ведущим искусством - литературой.

 Цели и задачи литературного воспитания в детском саду.

 Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

 Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы.

 Обобщенно эти задачи можно сформировать следующим образом:

 1. Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечивать усвоение содержания произведений и эмоциональный отклик на него;

 2. Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции, о простейших элементах образности в языке;

 3. Воспитывать литературно – художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.

 У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения.

 Задача детского сада, отмечает Л.М. Гурович, заключается в подготовке к досрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.) В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, братьев Гримм.

 Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками - в работах А.В. Запорожца, Е.А. Флериной, Т.А. Репиной, Л.Я. Панкратовой, Л.М. Гурович.

 Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

 Эстетика и психология рассматривают восприятие детьми художественных произведений искусства, как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально – волевые мотивы - А.В. Запорожец. Литературное произведение одновременно обращено и к чувству, и к мысли читателя, помогает ему освоить богатый духовный опыт человечества.

 Е.А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего».

 Восприятие детьми художественной литературы рассматривается, как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное содержание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживания героями, в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

 Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту.

 Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия литературных произведений детьми, является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.

 Е.А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).

 Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. На основе обобщения научных данных и собственного исследования, Л. М. Гурович рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в эстетическом развитии: от 2до 5 лет, когда малыш недостаточно отчётливо отделяет жизнь от искусства слова, становится для ребенка самоценным.

 На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе. Кратко остановимся на возрастных особенностях восприятия. Для детей младшего возраста зависимость понимания текста зависит от личного опыта ребёнка, установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено.

 В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста от личного опыта ребенка, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется интерес к сюжету, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

 В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей сути произведения и учёта всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного текста, осознаются некоторые особенности произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

 В исследованиях отмечается, что у ребенка 4-5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. Продиагностировав детей своей группы выявили, что недостаточно сформирован интерес к книге. Дети затруднялись в ответах на вопросы, выявляющие понимание содержания произведения и отношения к героям, затруднялись в построении развернутых предложений, описательные рассказы были бедны по содержанию. Так как программа «Детство» предусматривает одно занятие по ознакомлению детей с художественной литературой, дополнительно организовали кружковую работу. С родителями провели собрание на тему «Какие книги нужны дошкольникам», организовали выставку познавательной литературы для детей.

 В возрасте 6-7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован. Умение воспринимать литературное произведение осознавать наряду с содержанием особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

 Принципы отбора книг.

 Проблема отбора книг для детского чтения одна из самых важных и сложных проблем литературоведения, психологии и педагогики. Издавна велись и до сих пор не прекращаются споры о том, что предпочтительнее читать детям и как определить круг детского чтения: какие темы и жанры должны занять главенствующее положение, какова специфика влияния детской книги на личность ребенка, какое количество литературных произведений должен узнать ребенок на протяжении дошкольного детства.

 Интерес к книге, возникший в раннем возрасте, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельно чтения, преодолевать все трудности ради того, чтобы испытать радость открытия нового.

 Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр, проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт. Таким образом, путем правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребенка, на формирование его духовных ценностей. Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, дает первые и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном. Специфика литературы состоит в том, что средством выражения художественного содержания является неповторимый языковой образ, который привлекает ребенка, останавливает его внимание своей красотой, необычностью. Книга совершенствует содержание его речи. обогащает и шлифует её форму. Итак, отбор книг играет важную роль в формировании личности маленького читателя.

 Детская литература сегодня богата по составу и содержанию. В нашей стране для детей издаются разные произведения устного народного творчества русского народа и зарубежных стран; произведения русской и зарубежной классики; детские книги современных, отечественных и иностранных авторов. Охватить это богатство невозможно. Путеводными нитями являются разработанные в педагогической науке критерии, которые помогают избежать субъективности, позволяют дать объективную оценку книгам с точки зрения их содержания и художественных достоинств. Какие это критерии?

 Условно их можно разделить на две группы. К первой относятся критерии, дающие возможность правильно оценить достоинства детских книг, ввести в круг чтения дошкольников произведения разных видов, жанров, тематики. Вторую группу составляют педагогические критерии. Они позволяют устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями. Мерилом художественности является органическое слияние содержания, идей произведения с такой формой их выражения, которая наиболее точно совпадает с идеей, выражает её наилучшим образом. Носителем идеи в детской книге всегда является герой. Конкретность, яркость, психологическая достоверность героев, событий, деталей, отношений, переживаний делает идеи, заложенные в литературном произведении, доступными, жизненно важными, личностно переживаемыми. Они принимаются или отвергаются ребенком в зависимости от того, как малыш относится к герою – выразителю идейного замысла.

 Поэтому при отборе литературных произведений необходимо, прежде всего, видеть, какую позитивную концепцию выдвигает автор. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе. Лучшие литературные произведения, созданные для детей, без излишнего дидактизма формируют у ребенка нравственное отношение к действительности.

 Обращаясь к детям, писатели дают им систему нравственных ориентиров в сложном многообразном мире (Л.Толстой «Котенок», «Филипок», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое, А. Барто «Игрушки», К. Чуковский « Мойдодыр».). Книги А. Гайдара, Е. Благининой, С. Баруздина и еще многих писателей, рассказывают детям о родной стране, о её людях, воспитывают гражданские качества, закладывают основы патриотизма.

 Носителем духовной культуры народа является также классическая литература. Чтение ребенку произведений А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, С. А. Есенина, М. М. Пришвина и других русских писателей – обязательное условие для его духовного становления. К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, сказки. Произведения фольклора исподволь вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Фольклор формирует у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка.

 В круг детского чтения входят также произведения фольклора народов мира и произведения зарубежных писателей. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребенка обладателем общечеловеческих духовных ценностей.

 Таким образом, в своём литературном развитии ребенок должен идти от литературы своего народа к классике детской мировой литературы. При этом в круг детского чтения следует включать книги разнообразные по темам и жанрам. Это позволит с одной стороны, формировать у дошкольников широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

 Принцип жанрового и тематического многообразия книг позволяет раскрывать детям многогранность мира, в котором они живут, формировать интерес к делам разных людей. Так, в детскую литературу вошли и стали её неотъемлемой частью познавательные книги о труде, о вещах, о технике, о природе. Они интересны ребенку дошкольного возраста, потому что в образной форме показывают ему сущность явлений, формируют его мышление, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу.

 Неотъемлемой частью внутреннего мира современного человека, являются юмор. Детская литература создала особый тип - веселую книгу для детей. Веселая книга отвечает потребностям ребенка в радости, душевном оптимизме, уверенности в том, что мир вокруг него гармоничен.

 Все вышесказанные принципы отбора книг для детского чтения сыграют свою положительную роль в том случае, если намеченные к прочтению художественные произведения будут доступны пониманию ребёнка. В связи с этим особое значение приобретает принцип доступности. Известный психолог С. Л. Рубинштейн, раскрывая принцип доступности, подчеркивал: «То, что понятно, не будучи понято в результате какой – либо деятельности – это не понятное, а банальное, не нуждающееся в том, чтобы быть понятным». Доступным произведением является такое, которое создает условие для возникновения активной работы мысли читателя – ребенка, одновременно ставит новые задачи, требующие от него душевных усилий и тем самым поднимающие малыша на новую ступень эмоционального, психического развития.

 Литературное образование детей в семье.

 Занятие – важная форма работы с книгой в детском саду. Здесь ребенок нередко впервые знакомится с тем или иным произведением словесного искусства, учиться слушать, воспринимать и понимать. От того, как воспитатель прочтет детям книгу, зависит, как она будет воспринята. Только верное авторскому замыслу выразительное прочтение «задает» полноценное восприятие, пробуждает у ребенка активные переживания, вызывает нравственный отклик. Совместное слушание и сопереживание прочитанного активно влияет на возникновение и дальнейшее углубление интереса к литературе. Радость эстетического переживания усиливается в процессе обсуждения книги, которое у детей дошкольного возраста отличается большой конкретностью и эмоциональностью. Это связано с тем, что для дошкольника, как показали исследования психолога А.Н. Леонтьева, беседа о прочитанном имеет совсем иной смысл, чем для ученика школы. Так, если для школьника это учение, то для дошкольника – возможность уведомить окружающих о переполняющих его впечатлениях, поделиться ими.

 Занятие – это встреча ребенка, чаще всего первая, с тем или иным произведением художественной литературы. От воспитателя зависит, будет ли эта встреча полезной и радостной: важно, чтобы чтение рождало яркие, зримые образы, горячие переживания, а умный, тактичный разговор о прочитанном, приглашал ребенка к размышлениям, помогал подняться на новый уровень понимания художественной литературы и жизни.

 На занятиях дети усваивают произведения, рекомендованные программой. Но это лишь тот минимум, который должен быть освоен в течение года. Между тем у детей дошкольного возраста есть важная особенность – постоянная потребность в многократном чтении одних и тех же понравившихся им стихов, рассказов, сказок.

 Таким образом, свободное время воспитатель активно использует для того, чтобы значительно расширить литературный багаж детей. Можно изо дня в день читать «с продолжением» «толстые книги», доставляя детям наслаждение от предвкушения новых встреч с полюбившимися героями и их приключениями. Чтение с продолжением развивает у ребенка привычку слушать книгу, формирует устойчивый интерес к художественной литературе. Чтение в свободное время дает неограниченные возможности для всестороннего развития личности ребёнка. Повседневная жизнь ребенка сложна и насыщена. Она движется, по выражению Б. Житкова, плотнее, чем в шекспировской драме. Она изобилует конфликтами, эмоциональными потрясениями: вопросами, ответы на которые малышу надо получать сразу. Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные этические вопросы. Воспитатель всегда должен быть готовым отыскать, прочесть и обсудить нужную сегодня, сейчас книгу. Прочесть вовремя, сразу же после какого-то конкретного случая – значит помочь найти нужный ответ.

 Свободное от занятий время богато возможностями и для организации разнообразной художественной деятельности: инсценирование любимых детьми книг; игр – драматизаций, творческих ролевых игр на литературные темы; просмотров кукольного театра, диафильмов; литературных утренников и развлечений. Активно включаясь в инсценировки, литературные игры, утренники и развлечения, дети нередко заново открывают для себя литературные произведения, более глубоко осваивают литературный текст. Участие ребенка в художественной деятельности часто становится толчком к возникновению у него интереса и любви к книге. Ведь любая пьеса, инсценировка – плод длительного знакомства с книгой. Чтение и разучивание произведения, обыгрывание сюжета, инсценирование ролей, изготовление декораций - главное при этом вовлечение всех детей в активную подготовку к будущему спектаклю.

 Разнообразные виды работ с книгой, которые организует воспитатель в детском саду, играют особую роль в формировании дошкольника, как будущего читателя. Это связано, прежде всего с тем, что атмосфера свободы и непринужденности делает ребенка более раскованным в творческих проявлениях, позволяет ему полнее реализовать свои индивидуальные литературные интересы и склонности.

 Таким образом, детская книга рассматривается, как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называла детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.Л. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

 Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

 Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства выразительности.

 При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

 Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа.

 Благодаря углубленной работе по ознакомлению детей с художественной литературой дети нашей группы проявляют стремление к постоянному общению с книгой, способны устанавливать наиболее существенные связи в произведении, проникать в его эмоциональный подтекст. Проявляют внимание к языку литературного произведения. Словарный запас стал намного богаче. Речь детей стала более чистой и грамматически правильной.

 Мы видим, что в течение всего дошкольного детства, происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребенок успешно формируется как читатель.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 21 «Солнышко»

Сообщение на тему «Воспитание интереса и любви к книге в дошкольном возрасте»



Предварительный просмотр:

«В союзе с природой»

   Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.

   В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями,  птицами.

   Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?»

   И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.

   Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с ним:

Солнце прячется в тумане,

Лес дремучий до свиданья!

Защитил ты нас от зноя

Дал здоровья, свежих сил

И гостинцем угостил.

   Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашка  и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы.

   Замечали муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое.

   В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево.

   Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д.

   Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно.

   Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул - хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб.

   А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вмести с вами дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать.

   Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному - от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим ( не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу.

   Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.

«Наша планета Земля,

Очень щедра и богата

Горы, леса и поля

Дом наш родимый друзья!

Давайте вместе будем беречь планету.

Другой такой на свете нет.

Разведём над нею и тучи, и дым.

В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами».

Консультация для родителей

«В союзе с природой»



Предварительный просмотр:

Проект краткосрочный.( 1 неделя)

Паспорт педагогического проекта.

Тема – «Повар»

Название проекта – «Знакомство с профессией повара».

Участники проекта: дети второй младшей группы

Вид проекта: познавательный, игровой.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Цель: дать представление детям о профессии повара.

Задачи:

 1. Познакомить с профессией повар, его трудовыми процессами, с предметами – помощниками.

2. Закрепить знания о столовой посуде.

3.Воспитывать уважение к труду.

Предполагаемые результаты проекта.

1.Знание детьми информации о профессии повар.

2.Понимание детьми значимости данной профессии.

3.Умение организовать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний.

4.Проявление признательности и уважения к труду взрослых.

Разработка проекта:

1.Создать развивающую среду: пополнить уголок «кухня». Внести атрибуты: фартуки, посуду, овощи, фрукты.

Внести дидактические и настольные игры: «Профессии»; «У кого что?»; «Собери картинку из кубиков»; «Кто что делает»; «Чудесный мешочек».

 Пополнить книжный уголок книгами Б. Заходер «Все работы хороши»;

В. Маяковский «Кем быть?»; К. Чуковский «Федорино горе».

Оформить  альбом «Стихи о поваре».

2.      Организовать непосредственно образовательную деятельность.

«Знакомство с профессией повара» - познание.

 Рассматривание картины повар – развитие речи.

Продуктивная деятельность (аппликация) «Ягоды и яблоки на блюдечке»; (лепка) «Угощение для кукол».

3.      Совместная деятельность воспитателя с детьми:

-экскурсия к пищеблоку;

-беседа о поваре;

 -рассматривание картин , иллюстраций;

-чтение художественной литературы;

-дидактические и настольные игры;

 -сюжетно – ролевые игры: «Обед для кукол», «Завтрак для всех», «Угостим кукол чаем»;

-пальчиковые игры  «Капуста»,»Тесто», «Хозяйка»;

-разучивание стихотворений о поваре;

 -беседа о овощах;

-отгадывание загадок о посуде,  овощах и   фруктах.

Рассказ детей «Что вкусного готовит моя мама».

4.Самостоятельная деятельность детей:

-рассматривание картин, иллюстраций;

-раскрашивание раскрасок «Овощи – фрукты», «Посуда», «Все работы хороши»;

-настольные и дидактические игры « Профессии», «Овощи – фрукты»,  «У кого что», «Собери картинку из кубиков», «Что лишнее», «Чудесный мешочек»;

-сюжетно – ролевые  игры: « Обед для кукол», «Завтрак для всех», «Угостим кукол чаем».

5.      Взаимодействие с семьёй:

-совместное изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Повар»;

 -пополнение  уголка «кухня» посудой, овощами, фруктами;

-шитье фартуков.

Формы работы

 Непосредственно образовательная деятельность.        

1.Развитие речи.  Рассматривание  картины «Повар»

2. Познание.  Знакомство с   профессией  «Повар».

3. Продуктивная деятельность (аппликация) «Ягоды и яблоки на блюдечке», (лепка) «Угощение для кукол».

 Совместная деятельность с детьми в режимных моментах.        

1. Игровая  деятельность. Сюжетно ролевые игры: «Обед для кукол»,  «Завтрак для всех», «Угостим кукол чаем».

2. Дидактические  и настольные игры «Профессии», «У кого что?», «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает», «Чудесный мешочек».

Словесные игры: «Варим компот», «Ждем гостей».

3. Экскурсия к пищеблоку.

4.Разучивание стихотворений о поваре.

5. Рассказ детей «Что вкусного готовит моя мама».

6. Чтение художественной литературы В. Маяковский «Кем быть?»,

К. Чуковский «Федорино горе», Б. Заходер «Все работы хороши».

7.Отгадывание загадок об овощах, фруктах, посуде.

8.Пальчиковые игры  «Капуста», «Тесто», «Хозяйка»

Самостоятельная деятельность.        

1. Раскрашивание раскрасок «Овощи – фрукты», «Посуда», «Все работы хороши».

2.Настольные и дидактические игры «Профессии», «У кого что?», «Собери картинку из кубиков», «Что лишнее», «Чудесный мешочек».

  Взаимодействие с семьёй.        

1. Совместное изготовление атрибутов  для сюжетно – ролевых игр.

2.Пополнить уголок «кухня» посудой, овощами, фруктами.

3.Шитье фартуков.

Результат проекта.

   В ходе проекта дети получили знания о профессии повара, его трудовых процессах. Пополнился словарь за счет использования в речи названия профессии, некоторых трудовых действий (глаголы: замесить, слепить, испечь). Дети побывали в пищеблоке, где познакомились с нашими замечательными поварами, а те в свою очередь рассказали о своем труде.

  В своей работе я использовала разные виды занятий – обучающие, практические.

 

Приложение №1

Стихи о профессии «Повар»

Б. Заходер.

Повара.

Как  легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет,

Это проще простого:

Это раз – и готово!

(Если мама готовит обед.)

Но бывает, что некогда маме,

И обед себе варим мы сами,

И тогда

(Не пойму, в чём секрет!)

Очень

Трудно

Готовить

Обед!

 

*****

Чашки, ложки, поварёшки,

Искупалися матрёшки,

Бульк!

*****

Дайте повару продукты

Мясо птицы, сухофрукты,

Рис, картофель… И тогда

Ждёт вас вкусная еда.

*****

Повар Вася очень ловко

Чистит ножиком морковку.

Сыр на крупной тёрке трёт.

Взад – вперёд да взад – вперёд.

Суп мешает поварешкой

И толкушкой мнёт картошку

Режет ножиком укроп,

Вжик – вжик – вжик и в миску оп!

Получилось вкусно чтобы,

Лично  с блюд снимает пробы.

Всё посолит, поперчит

И горчицей погорчит.

*****

А у нас сегодня в группе

Будет новая игра!

Все девчонки – поварихи,

А мальчишки повара.

Мы халатики наденем

Колпаки на головах

 И кастрюльки с черпаками

Разложи ли на столах

Наши кубики – картошка

А морковка – карандаш.

Даже мячик станет луком

Будет вкусным супчик наш

Всё посолим, помешаем,

По тарелкам разольём.

Кукол весело посадим

И накормим перед сном.

 Мы сегодня поварихи,

Мы сегодня повара.

Но тарелочки помоем,

Ведь закончилась игра.

 

Приложение №2

Организованная образовательная деятельность  во второй младшей группе  

«Знакомство с пофессией повара».

Цель: развивать познавательную активность, интерес к окружающему миру.

Задачи:

 1. Дать представление о профессии повара, предметах необходимых для работы.

2. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Интеграция  образовательных областей: «Коммуникация», «Познание».

Ход организованной образовательной  деятельности.

1.      Сюрпризный момент.

Воспитатель вносит накрытую корзинку в группу.

Воспитатель: как вы думаете, что в корзинке?

Дети: игрушки….

Воспитатель: давайте посмотрим, что лежит в корзинке.

(в корзинке овощи)

Воспитатель: назовите, какие овощи я вам принесла.

Дети: морковка, капуста, картошка….

Воспитатель: что можно приготовить из овощей?

Дети: суп, борщ, салат….

Воспитатель: где готовят?

Дети: на кухне.

Воспитатель: кто готовит вам дома?

Дети: мама, бабушка, папа.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, кто вам готовит в детском саду?

Дети: тетя, мама…

2.      Экскурсия к пищеблоку

Воспитатель: есть такая очень важная и нужная профессия -  повар. Я приглашаю вас на экскурсию на нашу кухню. Там мы с вами познакомимся с  поваром Натальей Алексеевной.

Дети вместе с воспитателем идут к пищеблоку,  там их встречает повар.

Воспитатель: посмотрите какая кухня большая и светлая.

Повар: ребята, а дома в чём готовят суп?

Дети: в кастрюле.

Повар: в каких кастрюлях маленьких или больших?

Дети: в больших и маленьких.

Повар: я покажу, в какой кастрюле я буду готовить вам суп (показывает кастрюли).

Воспитатель: дети, почему такие большие кастрюли?

Дети: много готовят.

Воспитатель: Наталья Алексеевна, расскажите нам, какие предметы вам помогают в работе?

Повар показывает предметы и рассказывает для чего они нужны.

Воспитатель: ребята, для чего повару нож?

Дети: чтобы резать овощи, хлеб, чистить картошку и т.д.

Воспитатель: для чего половник?

Дети: им   наливают суп.

Воспитатель: для чего сковородка?

Дети: жарить котлеты.

Воспитатель: зачем нужны кастрюли?

Дети: что бы варить в них.

Воспитатель:  мясорубка для чего?

Дети: рубить овощи, мясо.

Воспитатель: Наталья Алексеевна, расскажите, что Вы приготовили  сегодня на обед? (рассказ повара).

Воспитатель: спасибо вам за рассказ, а нам пора в группу. Ребята, а давайте приготовим обед для наших кукол.

В группе организуется сюжетно-ролевая игра «Обед для кукол»

Приложение №3

Дидактические игры

                                                             «Что лишнее».

Цели и задачи: развивать умение детей различать в предметах одинаковое и разное. Развивать внимательность, умение обобщать. Развивать связную речь.

Имеются игровые поля с изображением продуктов питания, необходимых для приготовления различных блюд. На каждой карточке один лишний предмет.

Игра:Предложить детям внимательно посмотреть на карточки и определить, что на этих карточках лишнее, объяснить почему.

 

Словесная игра «Варим компот»

Цели и задачи: развитие внимания, активизировать употребление прилагательных, расширение словаря.

Ведущий говорит:

Сегодня мы будем варить компот, я буду называть ягоды и фрукты, а вы мне скажете, какой компот из них получится.

Например:

Клубника – клубничный, малина – малиновый, ежевика – ежевичный, яблоко – яблочный, груша – грушевый.

Примечание:так же можно играть и в другие словесные игры: Варим суп, делаем салат, печём пирог и т.д.

Словесная игра «Ждём гостей»

Цели и задачи: развитие внимания, закрепление названий посуды, расширение словаря.

Ведущий говорит:

Сегодня к нам придут гости. Давайте накроем праздничный стол.  Я буду называть вам угощение или продукты, а вы мне скажете, куда нужно это положить.

Например: сахар – в сахарницу, конфеты – в конфетницу, масло – в маслёнку, хлеб – в хлебницу, фрукты – в вазу и т.д.

Приложение №4

Пальчиковые игры

Капуста

Есть у нас капуста,

Большая капуста. (Изображаем размер капусты)

Мы капусту режем, режем, ( Ребром ладони постучать по столу)

Мы капусту солим, солим, ( Показать как солим)

Мы капусту трем, трем,  (Потереть ладошки друг об друга)

Мы капусту мнем, мнем.  (Показать как мнем капусту)

Тесто

 Тесто мы месили (сжимаем кисти рук)

 Мы пирог лепили (ладошки лепят)

 Шлёп, шлёп,

 Шлёп, шлёп

 Слепим мы большой пирог! (разводим руки в стороны)

Хозяйка

 Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу)

 В миску молока налью, (наливаем молоко)

 Положу туда крупу (насыпать крупу)

 И поставлю на плиту.(поставить на плиту)

 Будет каша хороша! (хлопать в ладоши)

 Кушай, кукла, не спеша. (пригрозить пальчиком)

Приложение №5

Загадки

   Рано утром встаёт повар. Раньше всех приходит он на свою работу, ведь ему нужно успеть приготовить завтрак. На кухне у повара есть предметы, которые ему помогают в готовке. Как ты думаешь, что это за предметы?

Полюбуйся, посмотри -

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет.  (Холодильник)

 

Четыре синих солнца

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины.

До завтра солнца не нужны. (Газовая плита)

 

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

 

Среди ложек я полковник.

И зовут меня… (Половник)

 

Под крышей - четыре ножки,

Над крышей - суп да ложки. (Стол)

 

Жесткая, дырявая,

Колючая, корявая.

Что ей на спину положат,

Все она тотчас изгложет. (Тёрка)

 

Закипит – исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит.

- Эй, сними меня! – кричит. (Чайник)

Воспитатель: Я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать и найти отгадку среди картинок

Он растет на грядке, чтобы

Разбежались все микробы.

Ты простыл, голубчик?

Съешь хотя бы зубчик.

                  Чеснок

 

Он зеленый, презеленый,

Просто загляденье.

Он и свежий и соленый

Просто объеденье.

        Огурец

 

Большая, как маленький слон

На грядке она чемпион!

        Тыква

 

Если бабушкина грядка

Солнышком согрета,

В грядке прячется загадка

Розового цвета.

       Редис

 

Она важней всех овощей

Для винегрета и борщей

       Свекла

 

Красный маленький стручок

Обжигает язычок.

Больше пробовать не буду,

Я уже не дурачок.

        Перец

 

Не книга, а с листочками.

Кто любит щи, меня там ищи.

            Капуста

Красный нос, кудрявый хохолок.

            Морковь

 

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

           Арбуз

 

Отлежал себе бочок

Желтый и пузатый…

          Кабачок

Список литературы

1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения. – М.: Мозаика- Синтез, 2005.

2.БондаренкоА.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.

3.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.

4.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада.- М.: Мозаика- Синтез, 2010.

5.Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2009- 2010.

6.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.

7.Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» /Под ред. В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.- 3-е изд.- М.: Мозаика - Синтез,2006.

8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 21 «Солнышко»

Проект на тему «Знакомство с профессией повара»

Вторая младшая группа

Воспитатель: Пристяжнюк Г.Б.

г.Егорьевск

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - Проекты «Акыллым» и «Учтеки»

Консультация - Проекты  «Акыллым» и «Учтеки»...