ФГОС ДО
презентация

Елена Николаевна Ким

Предварительный просмотр:

  1. слайд. 

Мониторинг программно-методического обеспечения образовательного процесса с позиции требований ФГОС дошкольного образования в МБДОУ детский сад №7 «Журавушка» г. Охи

Подготовила воспитатель МБДОУ детский сад №7 «Журавушка» г. Охи Ким Е.Н.

2. слайд. Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС.

Теоретические обоснования ФГТ

культурно-историческая концепция

деятельностный  и личностный подходы

Теоретические обоснования ФГОС

системно-деятельностный подход

ЦЕЛИ

1.формирование общей культуры

2.развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств

3.формирование предпосылок учебной деятельности

Цели

1.укрепление физического и духовного здоровья

2.формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

3.духовно-нравственное развитие и воспитание

Основные принципы

1.развивающее образование

2.научая обоснованность

3.единство воспитательных, развивающих и обучающих задач

4.интеграция образовательных областей

Основные принципы

1.содержание образования, способы организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса

2.учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических  особенностей

3.роль и значение видов деятельности и форм общения

Формы образовательной работы

1.совместная деятельность детей

2.совместная деятельность взрослого и детей

3.самостоятельная деятельность

Формы образовательной работы

1.совместная деятельность детей

2.совместная деятельность взрослого и детей

3.самостоятельная деятельность

Результаты освоения программы

Интегративные качества

Результаты освоения программы

Целевые ориентиры

3. слайд. Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС

Портрет выпускника  ДОУ по ФГТ

1.Физически развитый, овладевший  основными культурно – гигиеническими навыками.

2.Любознательный, активный.

3.Эмоционально отзывчивый.

4.Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

5.Способный управлять своим поведением,  планировать свои действия соблюдать нормы и правила поведения.

6.Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе.

7.Овладевший универсальными  предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

8.Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватно возрасту.

9.Овладевший необходимыми умениями и навыками.

4. слайд. Портрет выпускника  ДО по ФГОС

  1. Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
  2. Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  3. Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
  4. Творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

5.слайд.

5. У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

6. Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

7. Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

6. слайд.

И так продолжая Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС, рассмотрим ТРЕБОВАНИЯ   К   РЕЗУЛЬТАТАМ  ОСВОЕНИЯ  ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ  ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ФГТ Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы

ФГОС К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования

Должен ли выпускник детского сада уметь читать, писать и считать, спросите вы?

– Целевые ориентиры нам об этом не говорят, то есть установки, что в детском саду должны научить ребенка читать и писать, нет. Ребенок должен овладеть основными навыками учебной деятельности – смотреть и видеть, слушать и слышать, уметь выполнять задание, планировать свою работу и т. п.

Сейчас в дошкольных учреждениях реализуется девять образовательных программ. В связи с принятием стандарта они будут пересматриваться и получат статус примерных. Но этот список появится не раньше 2014 года.

Все программы носят комплексный характер, в них отражены все линии развития ребенка. Многие программы даже слишком большое внимание уделяют обучению. Есть программы, которые, на мой взгляд, уже глубоко залезли в школьное будущее. Например, в детском саду изучается астрономия на уровне 6-7 классов. Дети могут назвать удельный вес планеты Земля, но только непонятно, зачем эта информация дошкольнику.

7.слад. В МБДОУ №8 «Буратино» для организации качественной работы на новом, более высоком уровне совершенствовалось  программно - методическое обеспечение образовательного процесса. В каждой возрастной группе и у специалистов ежегодно обновляется циклограмма деятельности, в соответствии с современными требованиями, расписание НОД; группы и специалисты обеспечены программами, перспективными планами в соответствии с возрастом, диагностическими материалами по программам:

1. Комплексные  программы дошкольного образования:

«Кроха» Г.Г. Григорьевой – в группах раннего возраста с 1,5лет  до 3 лет.

Цель программы — комплексное развитие, воспитание и обучение детей в возрасте до 3-х лет.

Программа «Развитие» Л.А. Венгер – в дошкольных группах для детей от 3 до 7 лет.

 Цель: развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфических видов деятельности дошкольника.

Вариант программы «Развитие» Л.А. Венгер - Программа «Одаренный ребенок», направленная на развитие одаренности детей 5-7 лет

8. слайд.  2. Так же в детском саду применяется ряд парциальных программ:

- «Старт» Л.В. Яковлевой, Р.А. Юдиной – в дошкольных группах.

Цель программы: совершенствование двигательной деятельности детей на основе формирования потребности в движениях.

- «Обучение плаванию»    Т. Осокиной – в дошкольных группах.

Цель:  развитие детей через обучение детей плаванию.

- Программа музыкального воспитания «Гармония» К.В. Тарасовой - в дошкольных группах,

Цель программы: целостное развитие личности ребенка двух – пяти лет, его интеллектуально-художественного и творческого потенциала. Ведущий принцип - многоступенчатая интеграция образовательных и воспитательных задачи различных по содержанию видов деятельности с акцентом на продуктивную деятельность детей (изобразительную, конструктивную, художественно-речевую, театрализованную).

- Программа музыкального воспитания «Малыш» В. Петровой – в группах раннего возраста,

Цель программы: развитие музыкальных способностей у детей третьего года жизни во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствует их приобщению к миру музыкальной культуры.

- Программа социально – эмоционального развития детей «Я, ты, мы» О. Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной;

Разработана в целях восполнения существен ного пробела в традиционном отечественном образовании, связанном с социально-эмоциональным развитием ребенка дошкольного возраста

- Программа Р.Б. Стеркиной, О.Л.Князевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

Цели  программы — сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транс порте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и дру гими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становле нию основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.

- ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Цель программы: формирование начал экологической культуры у детей двух - шести лет в условиях детского сада.

3. Коррекционная работа с детьми, имеющими фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи,  проводится по следующим программам коррекционной направленности:

- В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко  «Развитие связной речи – фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР»

- «Программа коррекционного воспитания и обучения детей с ОНР» - авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина;

- В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко  «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей ФФН»

Подводя итоги мониторинга программно-методического обеспечения образовательного процесса с позиции требований ФГОС дошкольного образования в МБДОУ №8 «Буратино» хочется отметить,  к чему же должен стремиться детский сад в своей  деятельности? Конечно же это целевые ориентиры, которые позволят понять, в каком направлении нужно двигаться. Они будут служить основанием для финансовых расчётов – что учредителю нужно в детский сад вложить с точки зрения финансовых, материальных ресурсов, чтобы предоставить возможность максимального достижения целевых показателей. Но эти целевые ориентиры не могут служить основой для диагностики ребенка, оценки его уровня развития. Это принципиальный момент. Если уж и давать оценку развитию ребенка, то только сравнивая его с самим собой. Это позволяет увидеть динамику развития ребёнка, скорректировать работу воспитателя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мониторинг Программно-методического обеспечения образовательного процесса с позиции требований ФГОС дошкольного образования в МБДОУ детский сад №7 « Журавушка » г. Охи Подготовила воспитатель: Ким Е.Н.

Слайд 2

Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС ФГТ Теоретические обоснования культурно-историческая концепция деятельностный и личностный подходы Цели формирование общей культуры развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств формирование предпосылок учебной деятельности Основные принципы развивающее образование научая обоснованность единство воспитательных, развивающих и обучающих задач интеграция образовательных областей Формы образовательной работы совместная деятельность детей совместная деятельность взрослого и детей самостоятельная деятельность Результаты освоения программы интегративные качества ФГОС Теоретические обоснования системно-деятельностный подход Цели укрепление физического и духовного здоровья формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности духовно-нравственное развитие и воспитание Основные принципы содержание образования, способы организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей роль и значение видов деятельности и форм общения Формы образовательной работы совместная деятельность детей совместная деятельность взрослого и детей самостоятельная деятельность Результаты освоения программы Целевые ориентиры

Слайд 3

Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС Портрет выпускника ДОУ по ФГТ Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками. Любознательный, активный. Эмоционально отзывчивый. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способный управлять своим поведением, планировать свои действия соблюдать нормы и правила поведения. Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватно возрасту. Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Слайд 4

Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС Портрет выпускника ДО по ФГОС 1. Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. 2. Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим , обладает чувством собственного достоинства. 3. Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности 4. Т ворческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п.

Слайд 5

Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС Портрет выпускника ДО по ФГОС 5. У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. 6. Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. 7. Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями. Склонен наблюдать, экспериментировать .. Ребёнок способен к принятию собственных решений , опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС ФГТ ФГОС Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 2

Комплексные программы МБДОУ №8 «Буратино» Программа «Кроха» Г.Г. Григорьевой в группах раннего возраста Программа «Развитие» под руководство доктора психологических наук Л.А. Венгера . Вариант программы «Развитие» под руководство доктора психологических наук Л.А. Венгера «Одаренный ребенок» .

Слайд 3

Парциальные и коррекционные программы



Предварительный просмотр:

 

КОНСПЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ

 НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

ТЕМА  «Интегрированная и комплексная организованная образовательная деятельность »  

МБДОУ детский сад №7«Журавушка»  г. Охи

Выполнила: __Ким Е.Н._____

 

Оха

2016

Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения.  

Главным результатом современного обучения является то, что ребенок усвоил, насколько это способствовало его развитию, формированию интегративных качеств личности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением. Назначение обучения – научить ребёнка любому виду деятельности, который вызвал у него интерес. Одним из способов реализовать это требование является интегрированные и комплексные  ООД.

Основными задачами на таких занятиях являются: всестороннее развитие ребенка, формирования целостного представления о конкретном предмете на основе интеграции разных понятий с вовлечением детей в разные виды деятельности.  

   Комплексные ООД

Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга.

 Комплексное занятие проводится на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично. 

   Берём тему, например: домашние животные. И по этой теме проводим мероприятие, которое может включать — сравнение по величине (математика), отгадывание загадок (ознакомление с окружающим), составление рассказа о повадках (развитие речи), аппликация, рисование или лепка по этой теме, физкультминутка по этой же теме, пение  или танцевальный момент.  Необязательно брать всё вышеперечисленное. Обязательно подводить итог каждой части этого занятия.  

   Комплексные занятия широко используются   в разных сферах обучения детей. В области экологического воспитания. Например, в конце осени с детьми средней группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.

   Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.

Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для детей. К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени, 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи и графике. Осмотр выставки, переживание красоты — это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач.

  Третья часть занятия — это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные — развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений.

Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия — смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку.

   Комплексные занятия — это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

  У интегрированной  ООД  цель   достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющие добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющие практическую направленность.  

  Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности.

  Так, на занятии «Поможем Федоре» (для детей средней группы) детям предлагались задания разного характера:

1) Математические (к Федоре вернулась посуда, её надо расставить на полки, каждая обозначена цифрой от 2 до 5, а это значит, соотнести цифру с количеством предметов)

2) Задания, направленные на закрепление знаний об окружающем мире. (Федора решила сварить суп, какая посуда ей необходима? (кухонная) Суп готов, надо накрывать стол для обеда, выбери посуду. (столовая) Посуда выбрана, но всё ли есть на столе? Чего не хватает? Нет ложки. Перед детьми ставится проблема: где взять ложку? Большинство из детей приходят к выводу: — ложка потерялась, ведь она очень маленькая, надо идти в лес на её поиски.

3) Задания, направленные на развитие речи, мимики, жестов. (В поисках ложки Федора попадает в сказку «Жихарка» и наблюдает, как он раскладывает свои ложки). Детям предлагается игра-драматизация по этой сказке.

4) Продуктивная деятельность (Федора не стала просить ложку у Жихарки. И дети решили сделать ложку для Федоры) Детям предлагается на выбор разные материалы: глина, краски, бумага, трафареты.

Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

    У этих двух видов ООД много общих черт – они являются тематическими и включают в свой процесс различные виды деятельности.  

Основное же отличие заключается в том, что интегрированное занятие очень сложно разделить на разные виды деятельности, а в комплексном они более явны и чередуются.

  Например, изучая тему «Царство растений» используя интегрированное НОД сложно определить, какая цель является основной, поскольку они носят интегрированный характер, позволяют рассмотреть основное понятие  с разных сторон, раскрыть основные свойства и особенности объекта.

Выполняя все эти задания, дети систематизируют свои знания по теме «Царство растений», имеют возможность узнать что-то новое.

При проведении комплексного ООД по этой же теме мы видим, что каждое из заданий связано с общей темой, но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности: физическая − развивать психофизические свойства (скорость, выносливость и тому подобное); художественная − научить передавать художественный образ разными средствами искусства и т.п. А самое главное, выполняя эти задания, знания детей по теме «Царство растений» не систематизируются и скорее всего не расширяются.

Таким образом, планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки, как детей, так и воспитателя.

 



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

СОВРЕМЕННЫЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

                                                                                                                         

Сегодня на современном этапе развития дошкольного образования происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования обогащается, усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного, личностного, духовно-нравственного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных педагогических технологий.

Основные требования  педагогической технологии:

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей
         
Системность - технология должна обладать всеми признаками системы:
логикой процесса, взаимосвязью его частей и целостностью
          Управляемость - возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

          Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

          Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях

Структура образовательной технологии

          Концепция- это психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее основе

Содержательная часть - это конкретные цели и содержание учебного материала

Процессуальная часть - совокупность форм и методов работы педагога и диагностика процесса.

Рассматривая проблему различения технологии, предлагает использовать термин «обучающая технология» и выделяет четыре группы: поисково-исследовательские технологии, технологии критериально-ориентированного обучения, имитационные (моделирующие) технологии и информационные.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  1. Здоровьесберегающие технологии;
  2. Технологии проектной деятельности
  3. Технология исследовательской деятельности
  4. Информационно-коммуникационные технологии;
  5. Личностно-ориентированные технологии;
  6. Технология портфолио дошкольника и воспитателя
  7. Игровая технология
  8. Технология «ТРИЗ» и др.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

            Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:   Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по ЗОЖ.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

  • от типа дошкольного учреждения,
  • от продолжительности пребывания в нем детей,
  • от программы, по которой работают педагоги,
  • конкретных условий ДОУ,
  • профессиональной компетентности педагога,
  • показателей здоровья детей.

1. Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

  1. Медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
  2. Физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
  3. Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
  4. Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
  5. Образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
  6. Обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
  7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и Педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

                              Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

  • «Игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
  • «Экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
  • «Повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
  • «Конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Типы проектов:

  • По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
  • По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.
  • По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
  • По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей,
  • Учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
  • По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, фронтальный.
  • По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - формировать у дошкольников способность к исследовательскому типу мышления.

Классификация наблюдений и элементов:

По причине их проведения:

  • Случайные
  • Запланированные
  • Поставленные в ответ на вопрос ребенка

По характеру объектов :

  • Опыты с растениями
  • С объектами неживой природы
  • Опыты, объектом которых является человек

По месту проведения опытов:

  • В групповой комнате
  • На участке
  • В лесу, в поле и т.д.

По продолжительности:

  • Кратковременные( от 5 до 15 мин.)
  • Длительные ( свыше 15 мин.)

По количеству детей:

  • Индивидуальные
  • Групповые
  • Коллективные

По характеру включения в образовательный процесс:

  • Эпизодические( проводимые от случая к случаю)
  • Систематические

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: 

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

-фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности:

  1. Опыты (экспериментирование): состояние и превращение вещества; движение   воздуха, воды; свойства почвы и минералов; условия жизни растений.
  2. Коллекционирование (классификационная работа): виды растений; виды животных; виды строительных сооружений; виды транспорта виды профессий.
  3. Путешествие по карте: стороны света; рельефы местности; природные    ландшафты и их обитатели; части света, их природные и культурные «метки» - символы.
  4. Путешествие по «реке времени»: Прошлое и настоящее    человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды); история    жилища и благоустройства.

 Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Цель:  возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, насытить его информацией.

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

  • идти в ногу со временем,
  • стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
  • наставником в выборе компьютерных программ,  
  • сформировать основы информационной культуры его личности,
  • повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.        

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

 Требования к компьютерным программам ДОУ:

  • Исследовательский характер
  • Легкость для самостоятельных занятий детей
  • Развитие широкого спектра навыков и представлений
  • Возрастное соответствие
  • Занимательность.

Классификация программ:

  • Развитие воображения, мышления, памяти
  • Говорящие словари иностранных языков
  • Простейшие графические редакторы
  • Игры-путешествия
  • Обучение чтению, математике
  • Использование мультимедийных презентаций

 Преимущества компьютера:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • обладает стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

  • Недостаточная методическая подготовленность педагога
  • Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
  • Бесплановость, случайность применения ИКТ
  • Перегруженность занятия демонстрацией.

 ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Личностно-ориентированная технология

Личностно-ориентированная технология – это организация образовательной деятельности на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику деятельности.

Цель - обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий его развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Задачи

Формы организации

1.

Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ

1

Игры, занятия, спортивные досуги

2.

Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.

2.

Упражнения, наблюдения,

экспериментальная деятельность.

3.

Приоритет личностных отношений.

3.

Упражнения, игры, гимнастика, массаж.

4.

Индивидуальный подход к воспитанникам

4.

Тренинги, этюды, образно-ролевые игры

Критерии оценки общения с детьми в личностно-ориентированной модели, которые  помогут педагогу в его взаимоотношениях с детьми

-проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему;

-создавать условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками.

Портфолио педагога.

Портфолио (от фр. Porter - излагать, формулировать, нести и folio - лист, страница) - досье, собрание достижений.
           Портфолио педагогического работника - совокупность («портфель») учебной информации и индивидуальных образовательных достижений, полученных педагогом на обучающих курсах, семинарах, в процессе самообразования, его личные профессиональные достижения, а также достижения в развитии его воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования в межаттестационный период. Основной его смысл - «показать все, на что ты способен».

Принципы создания портфолио:

  1. Педагог четко представляет цель создания портфолио.
  2. Ответственность на результате лежит на авторе портфолио.
  3. Каждый обозначенный факт портфолио должен подтверждаться реальными документами.
  4. Набор материалов портфолио должен быть целесообразным и исчерпывающим.
  5. Творческие находки педагога при создании и оформлении портфолио приветствуются и поощряются.
  6. Портфолио педагогов не сравниваются друг с другом.

Портфолио дошкольника.

Портфолио дошкольника - это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий.

Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Существует ряд функций портфолио:

  • диагностическая (фиксирует изменения, и рост за определенный период времени),
  • содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
  • рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

 Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.  Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов  заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.  

Цель портфолио дошкольника. 
Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта

Игровая технология

«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» (Фридрих Фребель).

Цель игровой технологии - дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
        
Целевые ориентации игровых технологий:

  • дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие трудовых навыков);
  • развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазий);
  • самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности);
  • социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, обучение общению и др.)

Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются:

  1. Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их.
  2. Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам.
  3. Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
  4. Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных.

В какие бы игры не играли наши воспитанники, нужно быть не рядом, а вместе с ними. Уважать личность каждого ребёнка, учитывать индивидуальные особенности. Только такое партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.
         Таким образом, сам ребёнок становится активным и полноценным участником образовательного процесса.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, как технология, подкрепленная научными исследованиями, появилась в 50-х годах 20 века. Автор - отечественный изобретатель Г.С. Альтшуллер.

ТРИЗ в дошкольном детстве - возможность в период истоков формирования личности раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.
            Цель использования ТРИЗ – педагогики в детском саду –  развитие творческого  мышления: гибкости, подвижности, системности, диалектичности, поисковой активности, стремления к новизне, развития речи, развитие творческого воображения.

Этапы решения тризовских задач

  1. Научить находить и различать противоречия, которые окружают детей повсюду. Что общего между цветком и деревом?
  2. Учить детей фантазировать, изобретать.
  3. Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Вас поймала Баба Яга и хочет съесть. Что делать?
  4. Ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.



Предварительный просмотр:

Экспериментирование дошкольниковhttp://ramki-photoshop.ru/ramki/dlja-teksta_10.png

Развивая способности дошкольников к экспериментированию, педагоги демонстрируют различные опыты, организуют наблюдения детей за различными явлениями. Некоторые наблюдения дети осуществляют самостоятельно. Это могут быть пробы с посевами. Очень нравится ребятишкам видеть, как из малюсенького семечка вырастает красивое растение. Им еще не совсем понятен такой процесс, но постепенный рост всходов приводит дошкольников в восторг.

Уголок природы в группе оснащен разными баночками, ванночками с высаженными семенами. Иногда дошколята сами активно участвуют в процессе посева семян. А потом ждут свои растеньица, наблюдают за их ростом, поливают, ухаживают за ними. В таком случае экспериментальное наблюдение имеет взаимосвязь с трудовой обязанностью дошкольников.

Знания, приобретаемые детьми через проведение экспериментов, нацелены на развитие интеллекта, познавательного интереса. Когда дети принимают участие в конкретном опыте или эксперименте, их знания становятся значительно глубже и надежнее.

Какие достоинства у метода экспериментирования в детском саду?

  • Во-первых, у детей формируются первичные представления о разных объектах.
  • Обогащается память ребенка, развиваются мыслительные процессы.
  • Идет речевое развитие ребенка, ведь он учится делать выводы, получая результаты опытов.
  • Формируются умственные или интеллектуальные умения.
  • Осуществляется процесс становления самостоятельных навыков у детей.
  • Обогащается эмоциональная сфера, улучшаются творческие способности, усложняются трудовые навыки.

Классификация принципов экспериментирования

  1. Характер объектов. К данному принципу относят опыты, которые можно проводить с саженцами, животными, с различными объектами неживой природы.
  2. Место осуществления опыта. В групповой комнате, на огороде, в лесном массиве и т.д.
  3. Число участников. Можно провести опыт с одним ребенком, или включить в него несколько дошкольников, или даже организовать эксперимент с детьми всей группы.
  4. Причина организации опыта. Случайный эксперимент, плановый и т.п.
  5. Продолжительность эксперимента или опыта. Кратковременный (от 5 до 15 минут), продолжительные (свыше 5 минут).http://ramki-photoshop.ru/ramki/dlja-teksta_10.png
  6. Характер познавательной активности. Иллюстративный опыт, если дети знают, чем закончится опыт; поисковый, если дети не догадываются о предстоящем результате опыта.

Структура и развитие детского эксперимента включает следующее:

  • Сначала дети формируют проблему, которую нужно разрешить в ходе эксперимента.
  • Потом следует поставить цель для его достижения или осуществления.
  • Выдвинуть гипотезу для предполагаемых результатов решения проблемы.
  • Собрать данные для эксперимента, проверить выдвинутую гипотезу или предположение.
  • Проанализировать результаты экспериментального исследования.
  • Сформировать вывод.

Детское экспериментирование проходит при определенных педагогических условиях. Рассмотрим их кратко.Эксперименты

Педагог при проведении детского экспериментирования сам должен быть увлечен экспериментом, получать удовольствие не меньшее, чем у дошкольников. Это эмоционально передается всем детям, как участникам экспериментирования. Ребенок, видя положительный настрой взрослого, сам увлекается и испытывает удовольствие от опыта.

Для проявления познавательной активности в ходе проведения эксперимента педагог стимулирует любознательность детей, используя различные материалы, вызывающие интерес и удивление дошкольников.

Взрослый передает инициативу детям. Очень хорошо, когда дети заинтересованы, но чтобы они сами приняли участие в проведении эксперимента их необходимо к этому подтолкнуть, показать пример, показать, что они сами могут проводить несложные опыты.

Когда дети приступают к эксперименту, нужно их поддержать, помочь детям осуществить замыслы. Если что-то сделано неправильно, помочь найти ошибки, исправить их, преодолеть возникающие трудности. Не нужно настаивать продолжать эксперимент, если ребенок вдруг остановил опыт, можно предложить закончить уже начатое. Как правило, дети соглашаются довести дело до конца.

Мотивируя экспериментальную деятельность детей взрослый использует необычные объекты, выдает необходимость проведения опыта как некий сюрприз или тайну. При этом у детей всегда есть выбор для организации опыта. Сначала дошкольники проводят исследования в специально организованных видах деятельности при непосредственным руководстве педагога.http://ramki-photoshop.ru/ramki/dlja-teksta_10.png

Потом опытные материалы и оборудование становятся частью оформления группового пространства, дети постоянно их видят. У них возникает любопытство, и дошкольники начинают понемногу самостоятельно исследовать. Но есть одно требование к объектам исследования и экспериментирования. Их безопасность для жизни дошкольников. То есть это не будут острые или горячие предметы. При обращении с предметами экспериментов дошкольники не должны получить увечья или раны.

Особенности организации экспериментальной деятельности

Детское познавательное экспериментирование нельзя продолжать, если ребенок к нему не готов, не проявляет желания им заниматься.

Запрещено устанавливать продолжительный регламент организации опыта. Дошкольник должен заниматься им с удовольствием. Если ребенок сильно заинтересовался, не разрешается прерывать эксперимент.

Не нужно строго следовать плану, который заранее намечен. Можно детям самим изменять условия эксперимента. Главное, чтобы была достигнута цель, а каким образом ребенок придет к ней, это не так важно для проведения эксперимента. Тогда дошкольник будет чувствовать свою значимость в экспериментальной деятельности, будет осуществляться быстрое развитие его мышления и самостоятельности. Это будет его увлекать, и поспособствует умственному и познавательному развитию малыша.

Конечно же, дети не могут заниматься какой-либо деятельностью молча. Они всегда разговаривают увлеченно, возможно громко. Не следует заставлять детей прекратить разговоры. Пусть они беседуют в ходе эксперимента, делятся своими впечатлениями и замыслами. Просто нужно следить, чтобы при этом дети не нарушали дисциплину.

Если ребенок допустил ошибку, не нужно требовать немедленно ее исправить, можно предложить ребенку пофантазировать, чем может закончиться эксперимент, если ее не исправить.

Всегда нужно помнить о правилах безопасности во время организации эксперимента. Когда дети увлечены, они часто забывают соблюдать личную безопасность. Поэтому воспитатель обязан следить за безопасностью дошкольников, когда проводит экспериментальную деятельность дошкольников.

Экспериментирование детей в старшем дошкольном возрасте и его развитиеhttp://ramki-photoshop.ru/ramki/dlja-teksta_10.png

В старших группах дети научены задавать вопросы, у них наблюдается развитие самостоятельной деятельности в плане постановки вопросов. Дети старшей группы выслушивают педагога, выполняют задания, получают следующие, могут сами следить за проведением опыта. Однако, надо всегда напоминать детям, чтобы при самостоятельном экспериментировании они были очень внимательны, делали все аккуратно, чтобы опыт проходил в безопасной атмосфере. Старшие дошкольники учатся экспериментированию, самостоятельно анализируют полученные в процессе опыта результаты, формулируют выводы. Учатся подробно рассказывать об увиденном в ходе эксперимента.

Когда дети переходят в подготовительную группу, они знакомятся с окружающим миром, как наиболее успешным приемом развития процесса мышления. Именно в результате эксперимента объединяются все виды детской деятельности. У дошкольников развиваются наблюдательность, познавательные умения. Они учатся изобретать при использовании принятия нестандартных решений. Трудные ситуации способствуют становлению творческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736); Готовность введения ФГОС дошкольного образования в МДОУ детский сад "Алёнушка" р.п.Дергачи.

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования(письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736);Готовность введения ФГОС дошкольного образования ...

ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности.

ФГОС – представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Стандарт вк...

ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится ...

Презентация ФГОС дошкольного образования. Сравнительный анализ принципов традиционной программы и ФГОС.

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Из-за того, что курсы по по ФГОС прослушали пока не все воспитатели, а знакомиться с ...

Система воспитательных мероприятий в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ООО

Представлены методические рекомендации по проведению методического объединения по теме «Система воспитательных мероприятий в соответствии с требованиями ФГОС НОО,  ФГОС НОО ОВЗ и ...