экспериментальная работа (конференция)
опыты и эксперименты по теме

Латашенко Екатерина Афанасьевна

Доклад по эксперементальной работе (конференция)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_konferentsiyu.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Магадана «Детский сад № 67»

Доклад

Экспериментальная работа

как фактор повышения профессионализма педагога

Е.А.Латашенко

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 67»

воспитатель

город Магадан

Современный педагог вынужден решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания основной образовательной программы дошкольного образования в соответствие с Федеральными Государственными Требованиями, новых форм и методов обучения дошкольников, поиски эффективных путей воспитания, реализация гуманистической парадигмы, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле дошкольной педагогики, - все это под силу лишь профессионально компетентному, творчески работающему педагогу, поэтому проблема повышения профессиональной компетентности воспитателя дошкольного учреждения приобретает сегодня особую значимость и остроту.

Работая в системе дошкольного образования в течение почти 20 лет, могу сказать, что в настоящее время среди педагогов отмечается тенденция к регулярному обновлению своих знаний, к освоению новых технологий, к осуществлению инноваций, экспериментальной работы, ведь, чем больше учится учитель - тем больше он сможет дать в дальнейшем своим питомцам. «Уча учимся» - сказал великий философ Сенека. Развитие коммуникационных и информационных технологий требует более интерактивных и поисковых форм обучения и особо подчёркивает актуальность принципа «Век живи - век учись».

В нашем городе многое делается для развития творческого потенциала учителей и воспитателей - это и очное обучение педагогов на курсах повышения квалификации при ИПК ПК г. Магадана, и проведение профессиональных конкурсов, семинаров, круглых столов, мастер - классов, открытых занятий и прочее.

Одним из видов педагогического творчества педагога, которое предполагает взаимосвязь научно-теоретических, психолого-педагогических, исследовательских и коммуникативных знаний и умений, является его участие в опытно-экспериментальной работе на уровне области, города, учреждения. Однако для того, чтобы учитель, воспитатель, ощутил потребность в самосовершенствовании, профессиональном росте, проявил готовность к восприятию инноваций, в учреждении должны быть созданы педагогические условия, обеспечивающие повышение профессиональной компетентности педагогов: психолого-педагогические (стремление воспитателей к творческому росту и созидательному опыту), социальные (творческое взаимодействие всех субъектов опытно-экспериментальной работы), организационно-педагогические (обеспечение эффективного руководства опытно-экспериментальной работой). Могу с уверенностью сказать, что в нашем учреждении – «Детский сад № 67» г. Магадана – такие условия созданы, в настоящее время  ДОУ № 67 является городской экспериментальной площадкой, педагоги – экспериментаторы нашего учреждения разрабатывают проблему интеграции основ православной культуры в образовательный процесс ДОУ.

Однако я в своем сегодняшнем выступлении остановлюсь не на организации и ходе опытно-экспериментальной работы в рамках городской экспериментальной площадки, а на локальном эксперименте на уровне учреждения, который провожу я со своими воспитанниками – детьми подготовительной группы. Тема моего педагогического исследования: «Образовательные проекты как средство экологического просвещения дошкольников».

Почему эта тема меня заинтересовала? Главной задачей своей работы как педагога дошкольного образования я считаю - научить своих воспитанников самостоятельно добывать знания. Радостно и всю жизнь! А для этого нужно самому с интересом осваивать современные технологии. В качестве одной из современных образовательных технологий, выступающей в качестве средства решения проблем повышения качества воспитательно-образовательного процесса, развития собственной профессионально-инновационной деятельности, я рассматриваю проектирование.

Практикующие педагоги дошкольных учреждений знают, что раздел «Ознакомление с окружающим», в частности «Экологическое воспитание», в общеобразовательных базисных программах дошкольного образования разработан по критериям средней полосы России, а Магадан отличается своими неповторимыми природными особенностями. Как и другие учреждения г. Магадана, мы конечно, реализуем региональный компонент, внедряя в содержание воспитательно-образовательного процесса программу «Северячок», но одного занятия в месяц явно недостаточно.  Проанализировав имеющиеся возможности, я пришла к выводу, что лучшим способом для систематизации и уточнения знаний моих воспитанников о природе родного края будет использование метода проектов. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Экологический проект – это средство, с помощью которого педагог решает образовательные задачи дошкольников по экологической тематике. Его общий характер, несомненно, определяется принципами, положенными в основу программы, в рамках которой он реализуется. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-практической деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Впервые данный метод в своей практике работы я использовала в 2010 году.

Остановлюсь на практических аспектах использования метода экологического проектирования в работе со старшими дошкольниками.

В процессе организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста  особое внимание я уделяю формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формированию умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитию желания пользоваться специальной терминологией, ведению конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

 Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, я особое внимание уделяю организации среды в группе, на прогулочном участке. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Конечно, одному человеку такая работа не под силу, большую помощь мне оказывают администрация, педагоги и младший воспитатель Карпенко Марина Витальевна, которая занимается созданием развивающей экологической среды в музее природа нашего учреждения.

Так, за время внедрения проектного метода на территории нашего дошкольного учреждения была создана «Зеленая аптека», где дети в летнее время могут  знакомиться с лекарственными растениями, разработан огород, на котором воспитанники выращивают овощные растения, разбиты клумбы с однолетними и многолетними цветочными растениями, создан уголок «У пруда», где я провожу беседы и наблюдения  с детьми. Кроме того, в музее природы нашего учреждения создана «Детская лаборатория», где дети изучают объекты живой и неживой природы, а также функционирует мини- метеолаборатория, с использованием которой мои воспитанники наблюдают и отслеживают изменения в погоде.

Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.

I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям (например, «Могут ли прожить друг без друга домашние животные и человек?»). В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза («Домашние животные нуждаются в человеке, как и человек нуждается в домашних животных»), которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). На этом этапе мы используем модель «четырёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям четыре вопроса: «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы можем что-то узнать? Что узнали?»

 Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические обозначения-символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребёнка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

 Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий.

Особый интерес у моих воспитанников вызывает работа над проектами, тематика которых представлена явлениями неживой природы. В «Детской лаборатории» я предлагаю детям провести опыты-эксперименты, чтобы увидеть воздух, узнать свойства огня, воды, состав почвы.

После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для меня важно создать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать.

Так, в рамках проекта «Чистая вода нужна всем» мы с ребятами провели ряд экспериментов, после чего дети сделали самостоятельно заключение о том, что вода необходима человеку, животным и растениям и что природные водоемы важно охранять от загрязнения. Все высказывания детей я фиксировала. Кроме схематической фиксации использовалась также фотосъёмка. Результаты работы оформлены в интересный альбом.

Работая над проектом «Огонь, почва и вода – наши верные друзья», дети, изучив под моим руководством состав почвы, изготовили несколько наглядных моделей.

В рамках проекта «Круглый год» моими воспитанниками изготовлены модели времен года.

Реализуя проекты экологической направленности, мы с ребятами ходим в походы на речку Магаданку, близлежащий уголок леса, экскурсии в парк, на огород. Такие мероприятия способствуют реализации принципа открытости дошкольного учреждения. Выход за пределы дошкольного учреждения не с родителями, а самостоятельно, в кругу друзей, в качестве исследователя, наблюдателя, способствует социальному развитию ребёнка, более тесному приобщению его к окружающему миру, помогает успешной социальной адаптации в дальнейшем.

Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

 Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для нашего дошкольного учреждения и апробируется мной только в течение полутора лет, можно говорить о некоторых достигнутых результатах.

Дети, участвующие в проектной деятельности:

- проявляют творческую активность в познании окружающего мира;

- самостоятельны и гибки в принятии решений;

- сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;

- осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);

- способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;

- воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.

Я считаю, что в ходе экспериментальной работы в ДОУ при разработке и реализации исследовательских проектов и авторских мини-проектов, при грамотном методическом сопровождении,  педагоги дошкольного учреждения будут повышать и  проявлять свою профессиональную компетентность:

- способность осуществлять анализ и программировать результаты собственной деятельности;

- способность создавать условия для инициативы и творчества воспитанников, учитывать возрастные особенности дошкольников;

- диагностировать уровень сформированности знаний и умений дошкольников;

- создавать условия для развития познавательной активности детей,

- умение самостоятельно разрабатывать программы и методические рекомендации.

В заключение хочу сказать, что я всегда помню слова Януша Корчака: ученик не сосуд, который нужно наполнять знаниями, а факел, который нужно зажечь! А значит, нам самим нужно учиться гореть! С уважением и пожеланиями успеха! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЫМКОВСКИМИ ИГРУШКАМИ

Выявление начального уровня сформированности представлений у детей о дымковском промысле . Организация работы по формированию представленийу детей старшего дошкольного возраста о дымков...

Видеотрансляция работы конференции «Этапы и результаты апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Видеотрансляция работы конференции «Этапы и результаты апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»....

"Экспериментальная работа по использованию дидактической сказки в работе с дошкольниками"

Буклет Экспериментальная работа по использованию дидактической сказки в работе с дошкольниками...

Описание опытно-экспериментальной работы по применению игры в работе с дошкольниками (5-6лет)

описание экспериментальной работы по применению игры в работе с дошкольниками...