фИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ
презентация к уроку по теме

Этот материал поможет подготовиться к педагогическому совету, к консультации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Муниципальное образование

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 

городской округ город Ханты-Мансийск

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Центр развития ребёнка – детский сад № 20 «Сказка»

(МБДОУ ЦРР – детский сад № 20 «Сказка)

628011, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

г. Ханты-Мансийск, ул. Комсомольская 30А, тел/факс: 33-29-39

г. Ханты-Мансийск

2012-2013 год

Спортивный        кабинет

Спортивный зал

     

        

              Кабинет площадью –  15,5

              Спортивный зал – 49,4

Число посадочных мест – 3

Место педагога – 3

Места детей – 0

Ответственные за кабинет: Камаева Инна Анатольевна

                                          Ершова Елена Алексеевна

                                         

Часы работы спортивного кабинета

Понедельник –  800 -  1700 

Вторник – 800 - 1700

Среда – 800 - 1700

Четверг – 800 - 1700

Пятница – 800 - 1700

Циклограмма работы спортивного зала

Дни недели

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Понедельник

800  – 830  – утренняя гимнастика

900  – 1200  – образоват. дея-сть

1200  – 1400  – работа с родителями и педагогами;

1600  – 1700  – образоват. дея-сть

800  – 830  – утренняя гимнастика

900  – 1200  – образоват. дея-сть

1200  – 1400  – работа с родителями и педагогами;

1600  – 1700  – образоват. дея-сть

800  – 830  – утренняя гимнастика

900  – 1200  – образоват.

дея-сть

1200  – 1400  – работа с родителями и педагогами;

1600  – 1700  – образоват. дея-сть

800  – 830  – утренняя гимнастика

900  – 1200  – образоват.

дея-сть

1200  – 1400  – работа с родителями и педагогами;

1600  – 1700  – образоват. дея-сть

Вторник

800  – 830  – утренняя гимнастика

900  – 1200  – образоват. дея-сть

1200  – 1400  – работа с документацией

1600  – 1700  – образоват. дея-сть

800  – 830  – утренняя гимнастика

900  – 1200  – образоват. дея-сть

1200  – 1400  – 

работа с документацией

1600  – 1700  – образоват. дея-сть

800  – 830  – утренняя гимнастика

900  – 1200  – образоват. дея-сть

1200  – 1400  – 

работа с документацией

1600  – 1700  – образоват. дея-сть

800  – 830  – утренняя гимнастика

900  – 1200  – образоват. дея-сть

1200  – 1400  – 

работа с документацией

1600  – 1700  – образоват. дея-сть

Среда

800  – 830  – утренняя гимнастика

900  – 1200  – образоват. дея-сть

1200  – 1400  – работа с документацией

1600  – 1700  – образоват. дея-сть

800  – 830  – утренняя гимнастика

900  – 1200  – образоват. дея-сть

1200  – 1400  – работа с документацией

1600  – 1700  – образоват. дея-сть

800  – 830  – утренняя гимнастика

900  – 1200  – образоват. дея-сть

1200  – 1400  – работа с документацией

1600  – 1700  – образоват. дея-сть

800  – 830  – утренняя гимнастика

900  – 1200  – образоват. дея-сть

1200  – 1400  – работа с документацией

1600  – 1700  – образоват. дея-сть

Четверг

800  – 830  – утренняя гимнастика

900  – 1200  – образоват. дея-сть

1200  – 1400  – работа с документацией

1600  – 1700  – образоват. дея-сть

800  – 830  – утренняя гимнастика

900  – 1200  – образоват. дея-сть

1200  – 1400  – работа с документацией

1600  – 1700  – образоват. дея-сть

800  – 830  – утренняя гимнастика

900  – 1200  – образоват. дея-сть

1200  – 1400  – работа с документацией

1600  – 1700  – образоват. дея-сть

800  – 830  – утренняя гимнастика

900  – 1200  – образоват. дея-сть

1200  – 1400  – работа с документацией

1600  – 1700  – образоват. дея-сть

Пятница

800  – 830  – утренняя гимнастика

900  – 1200  –

образоват. дея-сть

1200  – 1400  – работа с документацией

800  – 830  – утренняя гимнастика

900  – 1200  – образоват. дея-сть

1200  – 1400  – работа с документацией

800  – 830  – утренняя гимнастика

900  – 1200  – образоват. дея-сть

1200  – 1400  – работа с документацией

800  – 830  – утренняя гимнастика

900  – 1200  – образоват. дея-сть

1200  – 1400  – работа с документацией

Учебно-методическое обеспечение кабинета

Наличие учебно-методических комплектов (учебно-методическая литература и т.д.)

№ п/п

Название, автор

Количество

1.

Оздоровительная гимнастика для детей для 3-7 лет. Пензулаева Л.И.

2.

Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации Э.Я.Степанкова

3.

Сборник подвижных игр. Э.Я. Степанкова

4.

Спортивные занятия на открытом воздухе для детей

3-7 лет Е.И.Подольская

5.

Физкультурные заняти в детском саду.

Л.И. Пензулаева

6.

Методика проведения подвижных игр.

Э.Я.Степанкова

Дидактический материал

№ п/п

Название

Количество

1.

Карты -схемы

4

2.

Картотека подвижных игр

3.

Картотека подвижных игр

4.

Картотека дыхательной гимнастики

Раздаточный материал

№ п/п

Наименование

Количество

1.

Погремушки

34

2.

Ленты

34

3.

Платочки

34

4.

Обручи

30

5.

Гантели

18

Физкультурное оборудование для образовательной деятельности

№ п/п

Название

Количество

1.

Набор «Альма»

4

2.

Боулинг (наборы)

2

3.

Мячи

4.

Фитбол

5.

Дуги

5

6.

Набор веплэй

7.

Мешочки для метания

8.

Гимнастические палки

9.

Тренажеры

Технические средства обучения

№ п/п

Наименование

Количество

1.

Магнитофон для CD

1

2.

Музыкальный центр

1

3.

4.

Дополнительные материалы (конспекты занятий, брошюры, методические рекомендации разработанные педагогом)

Материалы по работе с родителями (подборке литературы по вопросам воспитания и психологии, собственные разработки)

Санитарно-гигиенические нормы

Правила техники безопасности

Санитарно-гигиенические нормы

Наличие аптечки

Освещённость

Состояние мебели

Состояние кабинета

Соблюдается

Норма

Удов.

Удов.

Есть

План работы кабинета на год

№ п/п

Содержание

Срок

Отметка о выполнении

1.

Обновление дидактического материала

В течение года

2.

Составление конспектов образовательной деятельности

ежедневно

3.

Составление дидактических схем, карт

В течение года

4.

Приобретение обучающих дисков

Сентябрь-Май

6.

Приобретение учебно-методического материала

Май

Перспективный план развития кабинета (на 3 года)

№ п/п

Содержание

Срок

Отметка о выполнении

1.

Приобретение обучающих дисков

2.

Приобретение учебно-методического материала

3.

Приобретение компьютера

4.

Приобретение принтера, сканера

Опись имущества кабинета

№ п/п

Наименование

Количество

1.

Стол педагога

3

2.

Стул

4

3.

Антресоль

4.

Шкаф закрытый

1

5.

Секция стенки

6.

Тумба

1

11.

Полки

2

Оценка кабинета по итогам проверки готовности к новому учебному году

Учебный год

Оценка

Замечания и рекомендации

2012 – 2013

2014 – 2015

2016 – 2017



Предварительный просмотр:

Муниципальное образование

Ханты - Мансийского автономного округа – Югры

городской округ город Ханты - Мансийск

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 20 «Сказка»

(МБДОУ ЦРР «Детский сад № 20 «Сказка»)

Программа принята

На заседании  педагогического совета                              

Протокол №____от_______20__г.                                                         Заведующий МБДОУ ЦРР –

От________________        детский сад №20 «Сказка»

___________Е.В.Турсукова

Рабочая программа

 инструктора по физической культуре

в области «Физическая культура» и «Здоровье»

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Центр развития ребенка - детский сад №20 «Сказка»

города Ханты - Мансийска

                                                                                                     Составитель:

Инструктор по физической культуре:

Камаева И.А.

СОГЛАСОВАНО

Методический  кабинет

Заместитель  заведующей

__________С.И.Глухова

2013 г.

Содержание

Пояснительная  записка………………………………………………………….3

Перечень  программ, технологий, пособий………………………………………5

Структура организации образовательного процесса

Цели  и  задачи……………………………………………………………………...6

Интеграция образовательных областей …………………………………………..6

Содержание  образовательного  процесса………………………………………...9

Принципы формирования рабочей программы…………………………………12

Возрастные особенности детей 3-4 лет………………………………………….13

Возрастные особенности детей 4-5 лет………………………………………….14

Возрастные особенности детей 5-6 лет………………………………………….15

Возрастные особенности детей6-7 лет ………………………………………….16

Формы и средства организации образовательной области……………………..17

Модель взаимодействия…………………………………………………………...21

Условия  реализации  рабочей  образовательной  программы  (создание  и  обновление  предметно – развивающей  среды)…………………………………22

Взаимодействие  с  родителями…………………………………………………...23    

Мониторинг детского развития…………………………………………………....27


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая  образовательная  программа  разработана  для   построения  системы   педагогической  деятельности с детьми дошкольного возраста, обеспечения  гарантии  качества  содержания, создания  условий  для  практического  освоения задач  образовательных  областей, обеспечения  индивидуального  развития  и  раскрытия  творческого  потенциала  каждого  ребенка.

Настоящая образовательная программа разработана на основе:

  • примерной основной общеразвивающей программы дошкольного образования «От рождения до школы» (Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), разработанной в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.);
  • Устава  ДОУ;
  • Нормативных документов ДОУ;
  • Основной  образовательной  программы   МБДОУ № 20  г.  Ханты-Мансийска;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к устройству и содержанию и организации режима работы дошкольного образовательного учреждения.

В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности. Авторы-составители базовой программы основывались на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованный воспитательно–образовательный процесс «ведет» за собой развитие. При этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках данного варианта программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и развития детей.

Рабочая   образовательная  программа    обеспечивает  развитие  детей  в  возрасте  от   3-7  лет  с  учетом  их  возрастных  и  индивидуальных  особенностей  по  основным  направлениям – физическому, социально – личностному, познавательно – речевому  и художественно – эстетическому,  единство  воспитательных, развивающих  и обучающих  целей  и  задач  процесса  образования.  

Рабочая программа разработана с учетом возможностей образовательного учреждения,

педагогических условий.

Режим работы инструктора по физической культуре Камаевой И.А.

Дни недели

Время

Направления в работе

                  Понедельник

08.00-08.30

08.30-09.00

09.00-09.15

09.15-09.40

09.40-10.10

10.10-10.20

10.20-10.40

10.40-11.50

11.50-12.00

12.00-12.15

12.15-12.45

12.45-13.30

Утренняя гимнастика

Подготовка к образовательной деятельности

Физическая культура в младшей группе №3

Подготовка оборудования к образовательной деятельности

Физическая культура в подготовительной группе группе №8

Уборка спортивного оборудования

Помощь в подготовке к прогулке (младшая группа №3)

Заполнение журнала образовательной  деятельности

Подготовка к образовательной деятельности

Физическая культура в младшей группе (гр. кратковрем. преб)

Обед

Мытье спортивного оборудования

                  Вторник

08.00-08.30

08.30-09.00

09.00-09.20

09.20-09.30

09.30-09.50

09.50-10.00

10.00-10.20

10.20-11.20

11.20-12.00

12.00-12.30

13.30-14.30

Утренняя гимнастика

Подготовка к образовательной деятельности

Физическая культура в средней группе №6

Подготовка оборудования. Проветривание спорт.зала

Физическая культура в средней группе №2

Подготовка оборудования. Проветривание спорт.зала

Физическая культура в специализированной группе №1

Заполнение журнала образовательной  деятельности

Уборка спортивного оборудования

Обед

Взаимодействие со специалистами других областей и воспитателями

                      Среда

08.00-08.30

08.30-09.00

09.00-09.15

09.15-09.35

09.35-10.00

10.00-10.20

10.20-11.00

11.00-12.00

12.00-12.15

12.15-12.45

12.45-13.45

13.45-14.30

Утренняя гимнастика

Подготовка к образовательной деятельности

Физическая культура в младшей группе №3

Подготовка оборудования. Проветривание спорт.зала

Физическая культура в старшей группе №9

Уборка оборудования. Проветривание спорт.зала

Помощь в подготовке к прогулке (средняя группа №2)

Заполнение журнала образовательных областей

Физическая культура в младшей группе (гр. кратковрем. преб)

Обед

Взаимодействие со специалистами других областей и воспитателями

Работа с документацией

                               Четверг

08.00-08.30

08.30-09.00

09.00-09.15

09.15-09.30

09.30-09.50

09.50-10.00

10.00-10.20

10.20-10.50

10.50-11.20

11.20-12.00

12.00-12.30

12.30-13.30

13.30-15.30

15.30-16.00

16.00-16.20

Утренняя гимнастика

Подготовка к образовательной деятельности

Физическая культура в младшей группе №3

Подготовка оборудования. Проветривание спорт.зала

Физическая культура в средней группе №2

Подготовка оборудования. Проветривание спорт.зала

Физическая культура в специализированной группе №1

Подготовка к образовательной  деятельности на улице

Физическая культура на улице в подг.гр.№8

Заполнение журнала образовательных областей

Обед

Взаимодействие со специалистами других областей и воспитателями

Работа с документацией ( проект, разработка развлечений, оформление информации для родителей)

Подготовка к образовательной деятельности. Проветривание.

Физическая культура в средней группе №6

                                  Пятница

08.00-08.30

08.30-09.00

09.00-09.25

09.25-09.40

09.40-10.00

10.00-10.20

10.20-11.00

11.00-12.00

12.00-12.30

12.30-14.30

Утренняя гимнастика

Подготовка к образовательной деятельности

Физическая культура в средней группе №2

Подготовка оборудования. Проветривание спорт.зала

Физическая культура в средней группе №6

Уборка спортивного  оборудования. Проветривание.

Физическая культура в средней группе №8

Работа с дополнительной литературой

Обед

Работа с документацией (календарно – тематическое планирование)

Перечень  программ, технологий, пособий:

Программа

Вариативная программа

«От рождения до школы» 
Примерная  основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой. – М.:Мозаика-Синтез, 2010 – 304с.

Программа «Здравствуй» Автор М.Л.Лазарев, « Академия здоровья», М.; 1997.

Технологии и пособия:

       О.О.

«Физическая культура»

Бочаров Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста -М.: Аркти,2002.
Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей: Пособие для педагогов и родителей. Ярославль: Гринго, 1999.

Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. - М.: Аркти, 2004.- 144с.
Вавилова, Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с., ил.

Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-4 лет -М.: Гуманитарный издательский центр Владос,200 1.-112с.                                           –Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет:
Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.-112с.

Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Младшая группа.-М.: Мозаика- Синтез, 2009-2010.

Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа.-М.: Мозаика- Синтез, 2009-2010.

Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая  группа.-М.: Мозаика- Синтез, 2009-2010.

Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа.-М.: Мозаика- Синтез, 2009-2010.

Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. — М., 2005.

Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду, — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Осокина, Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе/Т.И.Осокина, Лялина Л.А.. Народные игры в детском саду.

Буцинская П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Кн.для воспитателя детскго сада/П.П.Буцинская, .И. Васюкова, Г.П.Лескова.-2-е изд.,пераб. И доп. – М.:Просвещение, 1990.-175.: ил.

Пособия и технологии:

О.О.

«Здоровье»

Коррекция нарушений осанки у школьников! Научный редактор Г.А. Халемский. СП6. ,2001. -64с.

Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т.Л. Богина. – М.: Мозаика-синтез, 2006.

Букварь здоровья / Л.В. Баль, В.В.Ветрова. – М.: Эксмо, 1995.

Уроки Мойдодыра /  Г.Зайцев. – СПб.: Акцидент, 1997.

Уроки этикета / С.А. Насонкина. – СПб.: Акцидент, 1996.

Разговор о правильном питании / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М.:  Олма-Пресс, 2000.

Уроки здоровья / Под ред. С.М.Чечельницкой.

Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. – М.: linka- press, 1993

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Цель и задачи рабочей программы

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы.

Таким образом, решение программных задач осуществляется  в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому   и художественно – эстетическому.

Интеграция образовательных областей

Чем младше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие.

Поясним принцип интеграции образовательных областей на примере физического развития.

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и НОД, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

           Инструктору по физической культуре следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и хлопок, ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

          С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

• формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем («Безопасность»);

• создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников («Социализация»);

• участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»);

• активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни («Познание»);

• проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой («Коммуникация»);

• игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек («Чтение художественной литературы»);

• привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное творчество»);

• ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»).

Аналогично реализуется интегративный подход при решении образовательных задач по остальным образовательным направлениям: социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому.

Виды интеграции области «Физическая культура» с другими образовательными      областями

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Здоровье» - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья.

«Социализация» - приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности.

«Труд» - накопление двигательного опыта, овладение навыками ухода за физкультурным инвентарём и спортивной одеждой.

«Коммуникация» - развитие свободного общения с взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение.

 «Познание» - в части двигательной активности, как способа усвоения ребёнком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности, формирования элементарных математических представлений (ориентировка в пространстве, временные, количественные отношения и т. д.).

«Музыка» - развитие музыкально- ритмической деятельности, выразительности движений, двигательного творчества  на основе физических качеств и основных движений детей.

«Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество» - использование художественных произведений, музыкально-ритмической и продуктивной деятельности с целью  развития представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме, моторики.

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека)

«Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ)

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья)

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека)

«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»)

«Труд» (накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»)

Виды интеграции области «Здоровье» с другими образовательными областями

Взаимосвязь инструктора по физической культуре с воспитателями групп

День

недели

Время

 Группа детей

Место

Формы работы

            Понедельник

09.00 - 09.15

    09.40 - 10.05

    12.00 – 12.15

Мл.гр.№3

Подг.гр.№8

Мл.гр.кратк.преб.

Спортзал

Спортзал

Спортзал

Подвижные игры с правилами;

Игры малой подвижности;

Игры – забавы;

Игровые упражнения;

Подражательные движения;

Обще развивающие упражнения;

Основные виды движений;

Элементы спортивной игры;

Соревнования, эстафеты;

Ознакомление с правилами и нормами безопасности в двигательной деятельности;

Ознакомление детей с видами спорта;

Наблюдение за способами движения;

Упражнения на развитие мелкой моторики;

Упражнения на развитие крупных мышц;

Гимнастика (корригирующая, дыхательная, расслабляющая, нетрадиционная);

Спортивные досуги;

Спортивные праздники;

Физкультурные развлечения;

Пешеходная прогулка;

Элементарный туризм;

       

      Вторник

09.00 – 09.20

09.30 – 09.50

10.00 – 10.25

Ср.гр.№6

Ср.гр.№2

гр.компенсир.напра-вленности№1

Спортзал

Спортзал

Спортзал

             

     Среда

09.00 – 09.15

   12.00 – 12.15

Мл.гр.№3

Мл.гр.кратк.преб  

Спортзал

Спортзал

                                       

              Четверг

09.00 – 09.15

09.30 – 09.50

10.00 – 10.25

11.00 – 11.25

II пол.дня

16.00 -16.15

Мл.гр.№3

Ср.гр.№2

гр.компенсир.напра-вленности№1

Подг.гр.№8

Ср.гр.№6

Спортзал  Спортзал Спортзал

Прогулка

        Спортзал

   

   Пятница

09.00 – 09.25

09.30 – 09.55

   10.10 – 10.35

Ср.гр.№2

Ср.гр.№6

Подг.гр.№8

Спортзал

Спортзал

Спортзал

Образовательная  работа направлена на  интеграцию  и  координацию  взаимодействия  воспитателей  и  специалистов  в  рамках  единого  развития  ребенка.

Содержание образовательного процесса в группах ДОУ   выстроено в соответствии с:

примерной основной общеразвивающей программы дошкольного образования «От рождения до школы» (Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), разработанной в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.);

Игра и игровые  приемы  сопровождают  дошкольников  в  течение  всего  времени  пребывания  в  детском  саду.

Содержание психолого -  педагогической работы

Направление «Физическое развитие»

Образовательная область «Здоровье»

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

• сохранять  и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

• воспитывать культурно-гигиенических навыков;

• формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

Образовательная область «Физическая культура»

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к физической культуре, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

•развивать физические качества {скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию);

•накапливать и обогащать двигательный опыт детей (овладевать основными движениями);

•формировать у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Во всех формах организации двигательной деятельности необходимо не только формировать у детей двигательные умения и навыки, но и воспитывать целеустремлённость, самостоятельность, инициативность, развивать умение поддерживать дружеские отношения со сверстниками.

Необходимо систематично проводить работу по укреплению здоровья детей. Для этого ежедневно проводить: прогулки на воздухе в соответствии с режимом дня, комплекс закаливающих процедур; утреннюю гимнастику продолжительностью 6-8 минут.

Основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям является НОД физическая культура, которая состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В каждой из них достигается определённый уровень развития интегративных качеств ребёнка. Продолжительность НОД 20-25 минут.

В возрастных группах ДОУ проводится три НОД в неделю, в старших и подготовительных группах одно из них – на прогулке. Продолжительность каждой части увеличивается по сравнению с предыдущим годом за счет усложнения упражнений, отработки техники движений и увеличения времени выполнения.

Освоение и совершенствование умений и навыков в основных видах движений, подвижных играх и спортивных упражнениях должно предусматриваться во всех формах работы, организуемых инструктором по физической культуре.

Во время игр и упражнений на прогулке закрепляются освоенные во время НОД основные виды движений (бег с различной скоростью, прыжки, подскоки, метание, бросание, различные движения с мячом) и спортивные упражнения. Спортивные упражнения планируются в зависимости от времени года: катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах (зимой), катание на велосипеде, самокате (весной и летом). В течение месяца с детьми разучивают две-три подвижные игры на утренней прогулке (в зависимости от сложности содержания они повторяются от трех до пяти раз). При подборе игр и упражнений для прогулки необходимо сочетать основные виды движений, чтобы одно было хорошо знакомо детям, а другое – новое, требующее большого внимания и контроля воспитателя во время его выполнения

Расписание утренней гимнастики (2013-2014учебный год)

День

недели / Зал 

Время

 Группа детей

Формы работы

Все дни недели

Физкультурный  зал

08.00 - 8.15

Средняя группа №2

Средняя группа №6

Обще развивающие упражнения;

Игровые упражнения;

Подражательные движения;

Упражнения на развитие мелкой моторики;

Упражнения на развитие крупных мышц;

Гимнастика (корригирующая, дыхательная, расслабляющая, нетрадиционная);

           Музыкальный  зал

08.00-08.15

08.15-08.30

Старшие группы

Подгот. группы

        

Принципы  и подходы  в организации образовательного процесса:

Содержание  рабочей образовательной  программы соответствуют  основным  положениям  возрастной  психологии  и  дошкольной  педагогики  и  выстроено  по  принципу  развивающего  образования, целью  которого  является  всестороннее  развитие  ребенка и  обеспечивает  единство  воспитательных  и  обучающих  целей  и  задач.

Рабочая образовательная  программа  сформирована  в  соответствии  с  принципами  и подходами, определенными  ФГТ.

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: 1) совместную деятельность взрослого и детей, 2) самостоятельную деятельность детей.

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

9. Строится на принципе  культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Физическая культура с детьми 3-4 лет направлена на то, чтобы научить детей ориентироваться в пространстве, действовать сообща, особенно в играх, проявлять индивидуальные двигательные способности. Однако самое главное – это постепенное овладение жизненно важными видами движений – ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием и равновесием, которые имеют прикладное значение.

Игры и упражнения с мячом еще трудны для освоения малышами, но постепенно дети осваивают некоторые несложные задания. Важны последовательность и постепенность. Все упражнения с мячом требуют ловкости, быстроты реакции, хорошей координации движений. Эти качества у детей 3-4 лет еще слабо развиты, поэтому особенное условие – упражнения должны быть посильными и доступными.

             В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения.

К концу четвертого года дети могут:

  • принимает правильное исходное положение при метании, может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю;
  • может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1.5 м;
  • умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;
  • может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам;
  • ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны;
  • выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность          движений;
  • владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях;
  • пользуется физкультурным оборудованием в свободное время;
  • знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.

Возрастные особенности детей 4-5 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, На пятом году жизни движения ребенка становятся более уверенными и координированными. Внимание приобретает все более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие, развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образцом. Все это позволяет приступить к обучению технике выполнения основных движений, отработке их качества.

              К концу пятого года дети могут:

  • ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений;
  • лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками;
  • принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см;
  • ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м; принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой: отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд;
  • выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие;
  • строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;
  • скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м);
  • ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполнять поворот переступанием. подниматься на горку;
  • кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты направо, налево;
  • ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону;
  • придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения;
  • выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.

Полученные на НОД знания о значении физических упражнений для организма человека помогают воспитать потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Благодаря образовательной области «Физическая культура» игровые упражнения, подвижные игры, упражнения в основных видах движений дети данного возраста дети выполняют более правильно и осознанно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям.

При  проведении общеразвивающих упражнений инструктор по физической культуре учитывает, что детям данного возраста хорошо знакомы направления: вверх, вниз, вправо, влево и т.д.

У детей появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что значительно, по сравнению с предыдущим возрастным контингентом, ускоряет формирование двигательных навыков и качественно их улучшает.

На шестом году жизни ребенок успешно овладевает основными видами движений, которые становятся более осознанными. Это позволяет повысить требования к их выполнению, больше внимания уделять развитию физических и морально-волевых качеств (быстрота, ловкость, выносливость, выдержка, настойчивость, организованность, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам; быть заботливыми и внимательными друг к другу).

В старшей группе проводятся 3 физкультурных занятия в неделю продолжительностью 30 минут. Одно из них организуется на прогулке.

К концу шестого года дети умеют:

  • ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;
  • лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;
  • прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см); в обозначенное место с высоты 30 см; в длину с места (не менее 80 см); с разбега (не менее 100 см); в высоту с разбега (не менее 40 см); через короткую и длинную скакалку;
  • метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м);
  • перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом;
  • ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживать за лыжами;
  • кататься на самокате;
  • вести мяч (владеют школой мяча);
  • выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие;
  • участвовать в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол,       хоккей.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

На седьмом году жизни движения ребенка становятся более координированными и точными. В коллективной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети проявляют волевые усилия при выполнении заданий, для них важен результат.

Всю работу по физическому воспитанию в этой группе необходимо организовать так, чтобы сформировать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельность.

Основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям является образовательная область –физическая культура, которая состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной.  

К концу седьмого года дети умеют:

  • Выполняют правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье);
  • Могут прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см, мягко приземляться; прыгать в длину с места на расстояние не менее 100см.,с разбега – 180см, в высоту с разбега не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами.
  • Могут перебрасывать набивные мячи, бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель.
  • Умеют перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на первый-второй, соблюдать интервалы во время движения.
  • Выполняют физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
  • Следят за правильной осанкой.
  • Ходят на лыжах переменным скользящим шагом на расстояние 3 км, поднимаются на горку и спускаются с нее, тормозят при спуске.
  • Участвуют в играх с элементами спорта.

Формы и средства организации образовательной области

     Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на:

• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных

видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-

исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) (далее по тексту —

«организованная образовательная деятельность»);

• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

• самостоятельную деятельность детей;

• взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной

программы дошкольного образования.

     Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту

формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и

зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и

региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого

подхода педагога.

    В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно

игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение

происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

    В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы)

выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.

    В практике используются разнообразные формы работы с детьми.

Организованная образовательная деятельность

игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые,

подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-

драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;

музыкально – ритмическая гимнастика, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений,

показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление

плясок под народные мелодии, хороводы;

•непосредственно образовательная деятельность:  игровая, сюжетная, тематическая (с одним видом

физических упражнений), комплексные (с элементами развит. речи, математики,

конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера,

физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок,

авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на тeмы прочитанных

сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с

элементами движений.

Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские

• туристические прогулки;

• физкультурные досуги (проводятся 1-2 раза в месяц);

• спортивные праздники (проводятся 2-3 раза в год);

• соревнования;

• дни здоровья;

• тематические досуги;

• праздники;

• смотры и конкурсы;

•экскурсии.

Образовательная деятельность

при проведении режимных моментов

физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные

прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла

после еды. воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна,

контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй

половине дня;

Самостоятельная деятельность детей

физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе,

спортивные игры и организованная образовательная деятельность (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.); (см.стр.19-20)

Форма работы, название

           

Период

Цель пед.работы

 

Результат     работы

   

Интеграция

Ответствен-

-ный

                             Работа с детьми

1.1.Мониторинг

 

  Сент.-Окт,

Апр.-Май

Выявить уровень сформированности умений инавыков

Инд.диагностич. карты,аналитическая справка

ФКиЗ

Камаева И.А.

Ершова Е. А.

1.2.      Праздник

«День знаний»

(подг.гр.№8; спец.гр.№1)

           

                                   

Сентябрь

1 неделя

Расширять представления о празднике

Сценарий

ФК и П,

К,М

Шалаева Е.А.

Камаева И.А.

Ершова Е.А.

Воспитатели групп

  1.3. Дни здоровья

«Мы со спортом дружим»

(все возрастные группы)

7-11 Октября

Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни

Сценарий,  информация на сайт ДОУ

ФКиЗ., М., П.

Ершова Е.А.

Камаева И.А.

Воспитатели групп

1.4. Развлечение

 «В гостях у витаминки»

(ср.гр.№6,2;подг.гр.№8;мл.гр.№3,спец.гр.№1).

Ноябрь

1 неделя

Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни, развивать двигательную активность

Сценарий, информация на сайт ДОУ

ФК и З, М и П,Б.

Камаева И.А  Ершова Е.А.

Воспитатели групп

1.5.Эстафеты

«Игры народов севера»

(подг.гр.№8, спец.гр.№1)

Декабрь

2 неделя

Знакомить детей с народными зимними забавами, закреплять умения играть в игры-эстафеты

Сценарий, информация на сайт ДОУ

ФК и  З, М и С.

Камаева И.А  Ершова Е.А.

Воспитатели групп

1.6.Дни здоровья

«Зимние забавы»

(все возрастные группы)

Январь

3 неделя

Знакомить детей с народными зимними забавами, закреплять полученные на физкультурных занятиях знания и умения

Сценарий, информация на сайт ДОУ

ФК и  З, С и М.

Камаева И.А.

Шалаева Е.А.

Воспитатели групп

1.7.Праздник

«День защитника Отечества»

(Подг.гр.№8)

Февраль

3 неделя

Воспитывать патриотические чувства, способствовать физическому развитию

Сценарий,информация на сайт ДОУ,фотографии

ФК и М, П и К.

Камаева И.А  Ершова Е.А.

Воспитатели групп

Шалаева Е.А.

1.8.Городские лыжные соревнования

(Подготовительные группы)

     

Март

(согласно приказу деп.по обр.)

Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.

Дипломы, медали, информация на сайт ДОУ

ФК и М, П и К.

Камаева И.А  Ершова Е.А.

СДЮШОР.

1.9.Дни здоровья

«Путешествие в космос»

(все возрастные группы)

Апрель

2 неделя

Формировать представления о здоровом  образе жизни, систематизировать знания о космосе,о первом космонавте

Сценарий, информация на сайт

ФК и З, М.

Камаева И.А  Ершова Е.А.

Кайзер О.Б.

Шалаева Е.А.

Воспитатели групп

1.10.Губернаторские состязания

(подг.гр.№8)

      Май

(согласно приказу деп.по обр.)

Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.

Грамоты, медали, информация на сайт

ФК., М., П.

Камаева И.А  Ершова Е.А.

Воспитатели групп

Модель образовательного процесса в ДОУ

                

Условия  реализации  рабочей  образовательной  программы  в  группах (создание  и  обновление  предметно – развивающей  среды).

Создание и обновление предметно-развивающей среды в группах ДОУ связано с ее  влиянием на физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, с развитием самостоятельности детей, включенностью в игровую или другую детскую деятельность, их эмоциональным комфортом, а также, с реализацией ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655 от 9 ноября 2009г.).

Группа представляет  собой  систему  пространств, в  которых   развертываются   определенные  функциональные  процессы, связанные  с  жизнеобеспечением  детей  и  их  полноценным  развитием  и рассматривается как  объект  проектирования.

Развивающая  среда  по  содержанию  соответствует  реализуемой  программе, по  насыщенности  и  разнообразию  обеспечивает  занятость  каждого  ребенка, эмоциональное  благополучие  и  психологическую  комфортность.

Предметно -  развивающая  среда   строится на  основе  учета  принципов  построения  развивающей  среды.

В соответствии с комплексно - тематическим принципом планирования образовательного процесса в группах созданы следующие центры развития детей:

  1. Физическая культура – центр развития движений, подвижных и спортивных игр;
  2. Здоровье – центр развития мелкой моторики.

Требования к оформлению физкультурного уголка в группе:

*эстетичность;

*доступность;

*наличие символики, отражающей тематику физкультуры и спорта;

*соответствие возрастным особенностям детей и требованиям программы.

Наличие атрибутов:

* для подвижных игр;

*для игр с прыжками (скакалки, мячи, круги, мягкие модули);

*для игр с бросанием, ловлей, метанием (кегли, кольцеброс, мячи, мешочки  с  песком, дартс);

*для игр  с  балансированием (палка, шнур, набивной мяч, ракетка, с мячом);

*для спортивных  игр (городки, бадминтон, теннис);

*для массажа (мяч,  щетки, «дорожки здоровья»);

*для коррекции зрения ( деревянные  палочки на конце с жучком, бабочкой и т.п, различные  зрительные  метки, схемы  зрительно-двигательных  проекций);

*для развития дыхания (легкие предметы на ниточке, «надувалочки»).

*картотека (физминутки, дыхат.гимнастика, гимнастика для глаз, считалки)

Наличие атрибутов из бросового материала (гантели из пластиковых бутылок, тарелки-шумелки, ходули-копытца и т.д);

Наличие  иллюстративного материала для ознакомления детей с видами  спорта, известными спортсменами  страны.

Наличие инвентаря  для индивидуальной и подгрупповой работы

Использование физкультурного  уголка в течение дня:

*занимаются ли детив физкультурном уголке  (самостоятельно, под руководством воспитателя);

*используют ли дети в игре необходимые  атрибуты;

*придумывают ли свои игры с имеющимися атрибутами и снарядами;

*знают ли дети названия подвижных  игр, оздоровительно-развивающих;

*умеют ли проводить «минутки  здоровья».


Взаимодействие с родителями воспитанников

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых

дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление

информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей

на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по

электронной почте.

Образование родителей:

лекции, семинары, семинары-практикумы, проведение мастер-классов, создание библиотеки (медиатеки).

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации

семейных праздников, прогулок, экскурсий.

 

Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям

Образовательная область «Здоровье»

Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье

ребенка.

Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка

(спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных

факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый

вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое

здоровье ребенка.

Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной

сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и

мультипликационных фильмов.

Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском

саду. Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на

оздоровление дошкольников. Совместно с родителями и при участии медико-психологической

службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддер-

живать семью в их реализации,

Образовательная область «физическая культура"

Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для

родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую

литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического

развития ребенка.

Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к

физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего

делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование

двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки,

фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание

дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи,

коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту;

просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на

разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении

данных задач.

Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском

саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств,

воспитания потребности в двигательной деятельности.

Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической

культурой и спортом, открывая разнообразные секции и клубы (любителей туризма, плавания и

пр.). Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и

других мероприятиях, организуемых в детском саду. (см. стр.25 )

Форма работы, название

           

Период

Цель пед.работы

 

Результат     работы

   

Интеграция

Ответствен-

-ный

                                                                   Работа с родителями

1.1.Размещение информации «Требование к физкультурной форме в детском саду».

(гр.№1,2,6, 8,)

Сентябрь

2 неделя

Информировать родителей о соблюдении санитарно – гигиенических требований

Повышение компетентности родителей в вопросах ДОУ

ФКи З,С

Камаева И.А.

Ершова Е.А.

1.2.Анкетирова-ние «Создание в семье предпосылок для физического развития», «Детский фитнес»

(гр.№8,1,2,6,3)

Октябрь

4неделя

Ориентировать родителей на создание в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка

Анкеты

ФКи З,П

КамаеваИ.А.

Воспитатели

1.3.Памятка «Формирование осанки – полезные советы»

(Все возрастные группы)

Ноябрь

4 неделя

Информировать родителей об актуальных задачах физ.воспитания, о возможности решения задач.

Папка - передвижка

ФКиЗ,С

Камаева И.А.

Ершова Е.А.

1.4.Информация

«Поиграй со мной!»

(Все возрастные группы)

Январь

3 неделя

Стимулировать двигательную активность ребенка совместными подвижными играми

Папка - передвижка

ФКиЗ,П

Камаева И.А.

Ершова Е.А.

1.5.День  открытых дверей «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми»

Март

(согласно год. плану ДОУ)

Информировать родителей о физкультурно – оздоровительной работе в ДОУ

Конспект

ФКиЗ,П,К

Камаева И.А.

Ершова Е.А.

1.6.Создание самодельной книги «Папа, мама, я – спортивная семья»

(ср., подг.гр.)

Апрель

3 неделя

Привлечь родителей к участию в совместных с детьми занятиях

Сценарий, праздник

ФКиЗ,П

Камаева И.А.

Ершова Е.А.

1.7.Выпуск  газеты «Физкульт-привет!»

4 нед.нояб,

4 нед.апр,

Информировать родителей о проведенных мероприятиях ДОУ

Стен-газета

ФКиЗ,П

Камаева И.А.

Ершова Е.А.

1.8.Выступления на родительских собраниях

«Если хочешь быть здоров – закаляйся»

Сентябрь – Май

(согласно год.плана группы)

Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту, рассказать о видах закаливания в домашних условиях

Информация по теме

ФКиЗ,С

Камаева И.А.

Воспитатели

Мониторинг  детского  развития

Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик не тестового типа, критериально-ориентированного тестирования и др. Такое сочетание низко формализованных и высоко формализованных  методов  обеспечивает объективность и точность получаемых данных.

Мониторинг достижения  планируемых результатов  освоения  Программы и  уровень развитие  интегративных  качеств  детей осуществляется  2 раза в год (сентябрь-октябрь, апрель-май) с использованием  методики тех результатов, которые заложены  в реализуемой ДОУ основной общеобразовательной  программе  дошкольного образования «От рождения до школы », под  ред. Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой.

В мониторинге  используются  те  методы, применение  которых  позволяет  получить  объем  информации  в  оптимальные  сроки. Применяется метод наблюдения и беседы.

Критерии оценивания

Побуждения оцениваются по критериям:

- устойчивые: проявляются стабильно, вызывают инициативную активность;

- неустойчивые: проявляются достаточно часто, но вызывают активность, которая быстро угасает и ребенок переключается на другие занятия;

- ситуативные: побуждения, продиктованные конкретной внешней ситуацией, спонтанные стремления;

- не проявляет.

Знания, представления оцениваются по критериям:

- четкие, содержательные, системные;

- четкие, краткие;

- отрывочные, фрагментарные;

- не оформлены.

Умения, навыки оцениваются по критериям:

- выполняет самостоятельно;

- выполняет с помощью взрослого;

- выполняет в общей со взрослым деятельности;

- не выполняет.

Подведение итогов: по каждому разделу высчитывается средний балл по формуле: А:В=С, где А- сумма баллов, В – количество критериев в разделе, С- средний балл.

Затем высчитывается средний балл по образовательным областям. Итоговые результаты по образовательным областям вносятся в итоговую таблицу «Мониторинг образовательного процесса»

Таким образом, в диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются достижения ребенка в качественном выражении.

Методика: Афонькина Ю.А. «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под реакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Цель – получение объективной информации о динамике физических параметров детей в процессе их жизнедеятельности, определяющей перспективы роста и развития.

Задачи мониторинга:

1.Выявить уровень физического развития, физической подготовленности и работоспособности.

2.Определить путь достижения показателей физического развития, физической подготовленности и работоспособности.

3. Осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.

Объект обследования –  дети ДОУ.

Предмет обследования – физические навыки и двигательные  умения.

Проводит: инструктор по физической культуре.

Периодичность: два раза в год (сентябрь-октябрь, апрель-май).

Список детей группы

Физическое развитие

Здоровье

Физическая культура

Сохранение, укрепление физического и психического здоровья

Развитие физических качеств


Вторая младшая группа

Образовательная область «Физическая культура»

Разделы: «Развитие физических качеств, накопление о обогащение двигательного опыта»

Диагностическая карта для детей младшей группы

«Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании»

Инструктор по физической культуре:__________________________________________________________________________

Группа:____________________________________________________________________________________________________

Срок исполнения:___________________________________________________________________________________________

Показатели развития

Фамилия, имя, возраст ребенка

Примечание

1

2

3

Побуждения

Формирование  потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

Положительные эмоции, активность в самостоятельной двигательной деятельности

Интерес к физическим упражнениям

Умения, навыки

Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта

Ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская голову, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног

Действовать совместно

Строиться в колонну по одному

Строиться в шеренгу

Строиться в круг

Находить свое место при построениях

Сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении  , при выполнении упражнений в равновесии

Соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве

Выполнять в играх правила со сменой видов движений

Энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты

Энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках на месте

Энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться с продвижением вперед

Принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места

Принимать правильное исходное положение в метании мешочков с песком, мячей

Энергично отталкивать мячи при катании, бросании ловит мяч двумя руками одновременно

Выполнять хват за перекладину во время лазания

Ползать

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

Участвовать в совместных играх и физических упражнениях

Кататься на санках

Кататься на трехколесном велосипеде, самостоятельно садясь и слезая

Кататься на лыжах, надевая и снимая лыжи, ставить лыжи на место

Реагировать на сигнал «беги», «лови», «стой»

Выполнять правила в подвижных играх

Участвовать в подвижных играх с правилами

Играть с каталками, автомобилями, тележками

Играть с мячами, шарами

Пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время


Старшая группа

Образовательная область «Физическая культура»

Разделы: «Развитие физических качеств, накопление ообогащение двигательного опыта» «Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании»

Диагностическая карта для детей средней группы

«Развитие физических качеств»

Инструктор по физической культуре:__________________________________________________________________________

Группа:____________________________________________________________________________________________________

Срок исполнения:___________________________________________________________________________________________

Показатели развития

Фамилия, имя, возраст ребенка,

Примечание

Оценка показателей

1

2

3

Побуждения

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

Желание участвовать в подвижных играх, досугах, утренней гимнастике, закаливающих процедурах, выполнять физические упражнения

Умения, навыки

Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта

Поддерживать правильную осанку

Ходить, согласовывая движения рук и ног

Бегать, согласовывая движения рук и ног

Бегать, согласовывая движения рук и ног

Бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком

Выполнять действия по сигналу

Выполнять построения

Соблюдать дистанцию во время передвижения

Ползать

Пролезать, подлезать

Перелезать через предметы

Перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево)

Энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте

Энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве

В прыжках в длину с места формировать умение сочетать отталкивание со взмахом рук

В прыжках в высоту с места формировать умение сочетать отталкивание со взмахом рук

При приземлении сохранять равновесие

Прыгать через короткую скакалку

Принимать правильное исходное положение при метании

Отбивать мяч о землю правой и левой рукой

Бросать и ловить мяч кистями рук (не прижимая к груди)

Проявлять активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

Выполнять движения в различных формах организации двигательной деятельности детей

Творчески использовать двигательные умения и навыки в самостоятельной двигательной деятельности

Выполнять ведущую роль в подвижной игре

Осознанно относиться к выполнению правил игры

Творчески использовать физкультурный инвентарь и атрибуты для подвижных игр на прогулках

Участвовать в физкультурных досугах и физкультурных праздниках

Проявлять активность в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д.

Ориентироваться в пространстве

Проявлять инициативность в организации знакомых игр

Выполнять действия по сигналу


Подготовительная группа

Образовательная область «Физическая культура»

Разделы: «Развитие физических качеств, накопление обогащение двигательного опыта»

Диагностическая карта для детей подготовительной группы

«Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании»

Инструктор по физической культуре:__________________________________________________________________________

Группа:____________________________________________________________________________________________________

Срок исполнения:___________________________________________________________________________________________

Показатели развития

Фамилия, имя, возраст ребенка

Примечание

1

2

3

Побуждения

Потребность в ежедневной двигательной деятельности

Интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта

Интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол)

Знания, представления

Виды спорта и спортивных игр

Умения, навыки

Сохранять правильную осанку в различных видах деятельности

Соблюдать заданный темп в ходьбе и беге

Совершать активные движения кисти руки при броске

Быстро перестраиваться на месте и во время движения

Равняться в колонне, шеренге, круге; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе

Проявлять физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость

Поддерживать статическое и динамическое равновесие

Двигаться координирование, в том числе при ориентировке в пространстве

Участвовать в разнообразных подвижных играх (в том числе играх с элементами соревнования)

Сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега

Перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали

Придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности

Организовывать подвижные игры



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Детский фитнес»

Слайд 2

Что такое «фитнес» ? Детский фитнес – это физическое развитие детей при одновременном развитии их умственных способностей на основе принципов «ненасильственного» физического воспитания, когда требование педагога незаметно превращается в желание самого ребенка. Детский фитнес – это развивающая игровая деятельность, которая поможет ребенку реально гармонизировать свои отношения с окружающей действительностью , являясь одновременно адаптирующей и адапционной .

Слайд 3

Адаптирующей – потому, что помогает ребенку уверенно чувствовать себя в окружающем мире, в общении со взрослыми и сверстниками. Адаптационной – потому, что учитывает индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка. Этот фактор и призван обеспечить детский фитнес.

Слайд 4

Актуальность : Актуальность разработки проекта обусловлена поиском более эффективных способов педагогических воздействий в физическом и умственном воспитании детей дошкольного возраста при создании здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Слайд 5

Современная система оздоровительных тренировок «Фитнес» ( fitness ) известна во всем мире как одна из наиболее эффективных и востребованных технологий физкультуры и спорта. Уникальность фитнеса заключается в том, что базируясь на огромном арсенале движений, он вовлекает в работу все мышцы и суставы организма и эффективно развивает их. Применение в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ методик фитнеса гарантирует детям правильное развитие функциональных систем организма, красивую осанку, легкую походку, является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия, прививает детям коммуникативные навыки, формирует морально-волевые качества, привычку к здоровому образу жизни.

Слайд 6

Новизна Новизна заключается в комплексном решении задач оздоровления: физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов.

Слайд 7

Гипотеза: Если в ДОУ будет организован кружок «Детский фитнес», тогда у детей, посещающих его к концу дошкольного детства будут сформированы физические и морально – волевые качества.

Слайд 8

Цель: формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании через организацию кружка «Детский фитнес».

Слайд 9

Реализация цели осуществляется через постановку и решение задач: Развивать физические качества (выносливости и координации) у детей старшего дошкольного возраста ; Накопить и обогатить двигательный опыт детей; Подобрать и сформировать комплекс аэробных тренировок, упражнений с использованием нестандартного оборудования степ-платформ , фит-болов и др.; Создание условий для интеграции образовательных областей. Обеспечить многофункциональность использования нестандартного оборудования в повседневной жизни.

Слайд 10

Формировать у детей потребностно-деятельностное отношение и интерес к освоению физической культуры. Воспитывать привычку к здоровому и активному образу жизни.

Слайд 11

Работа над проектом предусматривает вовлечение родителей в образовательный процесс через совместную активную деятельность, анкетирование, организацию фоторепортажа.

Слайд 12

Сроки реализации проекта : один год обучения часов. Режим занятий : 2 раза в неделю по 25 мин. Условия реализации : Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание основной общеобразовательной программы в ДОУ. Каждое занятие начинается с разминки, затем в игровой форме проходит основная силовая часть тренировки, выполняются упражнения на поддержание осанки, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие координации, упражнения на релаксацию. Для творческого развития даются специальные задания на придумывание игр и упражнений.

Слайд 13

Часть материала может органично включаться в основной курс по физической культуре, так как не противоречит его содержанию и программным требованиям. Обязательно наличие спортивной формы одежды у детей и соответствующего санитарно-гигиеническим нормам помещения.

Слайд 14

Интеграция: образовательный процесс построен на основе интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, коммуникация, познание, музыка) как одного из важнейших принципов организации работы с дошкольниками в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Слайд 15

Ожидаемые результаты . 1) Укрепление осанки, улучшение физических качеств: координации, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, сочетания скорости и силы, равновесия. 2) Улучшение техники выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам. 3) Развитие креативных способностей в двигательной сфере. 4) Улучшение умственных способностей: внимания, быстроты реакции, памяти, воображения. 5) Развитие эмоциональной сферы, нравственно-волевых черт, коммуникативных способностей.

Слайд 16

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов: № п / п Ф.И. ребенка Ритмичность выполнения основных видов гимнастических упражнений Сформированность выполнения связок ОРУ под музыку Сформированность навыков владения фитболом Владение основными приемами дыхательной гимнастики, самомассажа, Сформированность навыка выполне-ния упражнений суставной гимнастики и стретчинга 1 2

Слайд 17

Мониторинг проводиться 2 раза в год. В процесса наблюдения за деятельностью детей делается вывод о соответствии одному из уровней достижения планируемых результатов (показателей) формирования интегративного качества: высокому, среднему, низкому . Высокий – выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) взрослого Средний – выполняет самостоятельно, при напоминании взрослого Низкий – выполняет отдельные движения (элементы) самостоятельно, основные – в совместной со взрослым деятельности

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинск...

«Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье».Консультация для педагогов ДОУ

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонал...

Мой кружок по физической культуре "В здоровом теле-здоровый дух".

Вступительное слово.Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физич...

«Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»

Рекомендации по совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе НОД по физкультуре...

Консультация для педагогов «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье».Опубликовано 07.03.2022

Консультация для педагогов «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здо...