Консультация для воспитателей на тему: "Театральная деятельность - как одно из средств развития художественно-творческой деятельности дошкольников".
консультация по теме

Егорова Ирина Валерьевна

Реализация разнообразных форм театрализованной деятельности в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley._teatralnaya_deyatelnost.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Театральная деятельность – как одно из средств развития

художественно-творческой деятельности дошкольников».

       В дошкольных учреждениях уделяется большое внимание художественному воспитанию каждого ребёнка, которое осуществляется в процессе образовательной деятельности по музыке, художественному творчеству, чтении литературы. Театральная деятельность объединяет все виды работы по художественному воспитанию и, несомненно, является важным видом работы. Она обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет полученные знания, активизирует, развивает их инициативу, речь, художественный вкус.

       Формы театральной деятельности разнообразны: кукольный театр во всех его видах (пальчиковый, бибабо, теневой и др.), инсценировки, режиссёрские игры, игры – драматизации и др. Все эти формы доступны и интересны.

       Кукольный театр доставляет детям большое удовольствие, приносит много радости. Однако, нельзя рассматривать спектакль кукол только как развлечение: его воспитательное значение общеизвестно. Особое влияние оказывают представления театра кукол на детей дошкольного возраста, когда у них начинают формироваться вкусы, интересы, определённое отношение к окружающему.

       Восприятие кукольного спектакля – сложный психологический процесс, который содействует совершенствованию чувств, формирует умственные способности детей – развивает память, речь, усиливает навыки элементарных обобщений.

       Можно не только ставить спектакли для детей на праздничных утренниках, развлечениях, но и умело использовать инсценировки и в других видах деятельности. Через показ спектаклей детям прививаются культурно-гигиенические навыки, воспитываются нравственные качества. Посредством кукол легче преодолевается возрастной барьер взрослые – дети, легче устанавливается взаимопонимание. Радостная, доброжелательная обстановка положительно влияет на настроение ребят.

       Воспитатели используют персонажи кукольного театра для решения различных задач. Например, когда в образовательной деятельности:

- по «Коммуникации» в младших группах дети рассказывают стихи игрушке;

- по «Художественному творчеству» в старших группах после просмотра сказок рисунки детей гораздо улучшаются (ребята удачней подбирают цвета, более глубоким становится содержание рисунков, отмечается особенная творческая направленность, большая увлечённость и желание рисовать).

       Организовать кукольный театр можно в каждом детском саду, куклы купить или сделать самостоятельно из старых игрушек, папье-маше, старой одежды. Ширму также легко сделать самим. Занавеска должна быть спокойных тонов, чтобы куклы на её фоне выглядели более красочно.

       Дети с желанием и интересом участвуют в спектаклях кукол. Берутся, как правило, знакомые сказки. Воспитатель должен разобрать текст, объяснить новые слова, продумать образы, распределить роли, хорошо выучить текст и освоить движения кукол. Кукла не имеет мимики и всегда должна немного двигаться, чтобы детям было понятнее, кто из действующих персонажей говорит. В старших группах дети сами решают, какую взять декорацию и почему. Например, для сказки «Колобок» домик с двумя окошками для того, чтобы, когда колобок покатится, бабушка будет смотреть в одно окошко, а дедушка – в другое. Спектакли могут сопровождаться игрой на музыкальных инструментах. Представления, поставленные старшими дошкольниками, дети – зрители воспринимают как игру и радуются не только тому, что видят кукол, но и тому, что их показывают сами дети.

        Работа детей с кукольным театром способствует развитию мышления. Художественные образы, персонажи, оформление, слово и музыка – всё это, вместе взятое, помогает дошкольнику лучше понять содержание спектакля, расширяет его кругозор. С помощью театров дети проявляют свободное творчество, у них развивается пластика, гибкость, мелкая моторика кистей рук, а это помогает при обучении в школе.

       Необходимо с большой требовательностью относиться к содержанию кукольных спектаклей, их художественному оформлению, к речи в ходе показа игрушек. Воспитатель учитывает интересы детей, соответственно подбирает нужный материал. Во время спектакля старается выделить моменты, несущие воспитательную нагрузку, подчеркнуть отдельные слова и фразы, замедлить или ускорить подачу текста.

       Очень хорошо использовать кукол – петрушек в организации практически всей жизни детей, особенно в подвижных или музыкальных играх. В младших группах кукла, ожившая в руках воспитателя, создаёт определённый эмоциональный настрой. Малыш с удовольствием исполняет все «просьбы» куклы: моет руки, аккуратно ест и т. д.

      С интересом дети смотрят спектакли на фланелеграфе, на котором можно показать любую, не требующую особой динамики, сказку. Сначала воспитатель проводит сам весь показ, говоря текст наизусть, а позже это могут делать дети. Необходимо стоять или сидеть справа от фланелеграфа (если смотреть из «зрительного зала»), чтобы правой рукой прикладывать картинки к стенду. Перед показом необходимо разложить все картинки сзади стенда на столе в порядке последовательности их показа. Фланелеграф применим и в яслях: яркие иллюстрации помогают малышам воспринимать текст. Тематика показов там более лаконичная и простая, например, выставление фигурок животных со звукоподражанием и пением коротких песенок.

        Достаточно доступен для детей настольный театр. При организации такого показа необходимо рассадить детей полукругом у стола. Передвигать фигурки надо так, чтобы движения рук не отвлекали внимание детей от персонажей. Хорошо, когда показ сказки проводится с включением музыки или песен, которые знают дети. Этим увеличивается эмоциональное воздействие показываемого и активность детей.

        Интересно проходят спектакли настольного театра с применением мягких игрушек. В этом случае нужно подбирать игрушки соответствующих размеров, например, медведь – большой, заяц – маленький. Кроме того, фактура материала, из которого сделаны игрушки, должна быть единой и соответствовать задуманному спектаклю. Хорошо заканчивать показы песней или игрой.

       Всегда радостным и желанным развлечением в детском саду является теневой театр. Дети очень любят смотреть, как движутся тёмные фигурки на ярко освещённом экране.

       Сказку, рассказ, стихотворение, песню можно сопровождать показом теней. Сценой теневого театра является экран. Раму – ширму украшают орнаментом. Экран обтягивают тонким белым материалом. При показе фигурки плотно прижимают к материалу с обратной стороны экрана. Сзади экрана помещают источник света. Силуэты фигурок делают из тонкого картона и окрашивают в чёрный цвет с одной стороны. Можно использовать чёрную бумагу, применяемую в фотографии. Некоторые части силуэтов (рука, нога, голова и т. д.) можно сделать подвижными (прикрепить ниткой или проволокой). Подёргивание за ниточку приводит в движение фигурку. При показе силуэтов рука кукловода не должна быть видна. Поэтому каждая фигурка должна иметь дополнительную часть, за которую её держат.

       В старшем дошкольном возрасте достаточно интересный вид театральной деятельности – инсценировка сказок и небольших рассказов.

       На первом этапе воспитатель должен выразительно прочитать всё произведение. На втором – надо проверить, как дети усвоили содержание, понравилось ли оно им. На третьем – разбирается каждое действующее лицо: воспитатель объясняет ребятам характер образов, их роль в развитии сюжета. Вначале распределять роли не надо, потому что неизвестно, кто из детей может создать лучший образ того или иного персонажа.

       На утренниках и вечерах – досугах большой популярностью пользуются шутки – малютки, небольшие юмористические сценки, разыгранные самими детьми. Участвуя в них, дети учатся выразительно передавать содержание, по-своему доносить юмор до слушателей.

       Сценка – шутка разучивается небольшой группой детей «по секрету», т. е. для других детей должна быть сюрпризом. Для лучшего восприятия желательно показать 2 – 3 сценки подряд, одна за другой, с небольшим музыкальным проигрышем.

       Концерты самодеятельности – одна из форм развлечений в детском саду. Можно просто использовать детский репертуар. Но необходима организационная подготовка. Воспитатель с детьми намечает программу, приглашённых гостей. Конферансье лучше назначить ребёнка, обладающего выразительной речью, а остальные роли можно распределить по желанию детей, привлекая и малоактивных. Можно выбрать несколько конферансье и контролёров, которые будут проверять билеты и рассаживать на места зрителей.

       Вся группа детей участвует в подготовке оформления к концерту, подборе костюмов. Можно предложить детям изготовить красочные пригласительные билеты. Концерт может носить форму телепередачи.  

       Итак, ещё раз доказывается, что театральная деятельность создаёт благоприятные условия для развития художественного творчества детей. Более полно их творчество проявляется в старшем дошкольном возрасте, в младшем же следует подготовить детей, создать предпосылки для развития этой деятельности.

       Работа в этом направлении должна вестись целенаправленно и систематично, используя всё многообразие форм театральной деятельности, а также художественные произведения, соответствующие возрасту и пониманию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Сюжетная аппликация как средство развития художественно-творческих способностей у детей".

Консультация для воспитателей "Сюжетная аппликация как средство развития художественно-творческих способностей у детей"....

консультация для воспитателей«Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.  Дети  одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они ...

«Театрализованная деятельность как средство развития художественно-творческих способностей дошкольников с ОВЗ».

Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем – развитию художественно-творческих способностей детей с общим недоразвитием речи.   В статье обобщён опыт работы педагогов групп ...

Консультация для педагогов: «Театральная деятельность как одно из средств развития творческой активности дошкольников»

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем ...

Консультация для воспитателей Тема: «Сюжетная аппликация – как средство развития художественно-творческих способностей у детей.»

Консультация для воспитателейТема: «Сюжетная аппликация – как средство развития художественно-творческих способностей у детей.»...

Конструктивно-модельная деятельность как средство развития художественно-творческих способностей у дошкольников

Конструктивно-модельная деятельность как средство развития художественно-творческих способностей у дошкольников...